emou.ru

Отражение российской государственности в художественной литературе. Художественные особенности «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина «История государства Российского» Николай Карамзин

I. Введение

Цель: выявить произведения русской литературы, в которых освещены исторические события нашей Родины, составить и провести квест для учеников 8-х классов для повышения уровня знаний истории и литературы.

Задачи:

1. Проанализировать произведения литературы и найти в них отголоски истории.

2. Проверить знания в области литературы и истории у учеников 8-х классов через участия в интерактивном квесте.

3. Создать дидактический материал для использования его на уроках литературы и истории.

4. Заинтересовать сверстников изучением истории и литературы.

5. Составить и провести интерактивный квест для учеников 8-х классов.

Предмет исследования: Русская литература и история.

Объект: ученики 8-х классов.

Гипотеза: Мы предполагаем, что через литературу можно изучать важные исторические события нашей страны и через игру (квест) сверстники продемонстрируют хорошие знания истории и литературы.

Актуальность. Сегодня в мире с увеличением потока информации мы редко обращаем внимание на историю и литературу нашей Родины, мало читаем и изучаем исторические факты. Поэтому именно сегодня важно обратить внимание на эту проблему и создать условия для мотивации к изучению истории и литературы.

I. Русская литература и история

Литература есть нечто такое, что, проходя через века и тысячелетия,

заносит на скрижали свои и великие деяния и безобразия,

и подвиги самоотверженности, и гнусные подстрекательства

трусости и легкомыслия. И все, однажды занесенное ею,

не пропадает, но передается от потомков к потомкам,

вызывая благословения на головы одних и глумления на головы других.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Гуманитарные предметы способствуют формированию жизненных позиций читателя. Литературное образование помогает ему увидеть необъятность и сложность окружающего мира, свободно ориентироваться в его безграничном и таинственном пространстве. Обращение к искусству слова дарит не только понимание этого мира, но, прежде всего, понимание самого себя. Изучая литературу, ученик вступает в диалог с теми, кого называют «инженерами человеческих душ. У каждого народа своя культурная история. Большую часть культурных традиций и памятников составляет литература – искусство слова. Именно в ней отражается быт и жизненные особенности любого народа, по которым можно понять, чем жили эти люди в прошлые столетия.

II. Русская литература и история

1. Историзм в литературе

Литература является одним из важных источников изучения исторического прошлого. Именно литература и ее художественные образы приблизят нас к восприятию исторического материала. Литература помогает воссоздать людей прошлого, их быт, нравы. Литературные образы конкретных жизненных ситуаций служат примером и источником нравственного воспитания.

Литературоведческое понятие, обозначающее одно из важных свойств художественной литературы - ее способность в живых картинах, конкретных человеческих судьбах и характерах передавать облик той или иной исторической эпохи называется историзмом.

Очень ценны исторические детали, которые в литературе помогают передать колорит эпохи. Выпуклые характеристики, перлы народного творчества, яркие описания из исторических романов правдиво отражают прошлое.

Долгое время литература и история были неотделимы друг от друга, но уже в XVIII веке история отделилась от литературы как самостоятельная наука, однако связь литературы и истории осталась.

Художественная литература может быть разделена на две группы произведений:

    Литературные памятники изучаемой эпохи.

    Историческая беллетристика.

К литературным памятникам относятся произведения, написанные современниками описываемых явлений и событий. Примером такого памятника является произведение Н.В Гоголя «Ревизор», изучаемое в 8 классе, в котором описывается жизнь провинциального города в Николаевскую эпоху.

Произведения этой группы являются документами эпохи и служат для истории одним из источников знаний о прошлом.

Недостатком является то, что литературные памятники этой группы изображают жизнь своего времени через призму взглядов автора, поэтому необходимо критически подходить к художественному произведению, как впрочем и к любому историческому документу.

Историческая беллетристика – исторический роман, повесть на историческую тему, художественные произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями позднейшего времени. Они сами основаны на изучении автором исторических источников, мемуаров, документов и представляют более или менее удачную попытку воссоздать в художественной форме прошлое. Примером исторической беллетристики является произведение Н.В Гоголя «Тарас Бульба», которое было опубликовано в 1835 году, но описывает события, происходившие в 14-15 веках.

История через литературу предлагается для восприятия доступно и интересно.

2. Этапы развития русской литературы и отражение исторических событий. История через литературу предлагается для восприятия доступно и интересно. Отголоски исторических фактов находят своё отражение в различных этапах развития русской литературы.

Долитературный этап

Вплоть до конца 10 века восточные славяне, уже создавшие собственное государство – Киевская Русь, не знали письменности. Этот период в истории словесности называется долитературным. Лишь после принятия христианства в 988 году русичи обрели письменную литературу. Однако даже спустя годы и столетия основная часть населения оставалась неграмотной. Поэтому не только в долитературный период, но и впоследствии многие словесные произведения не записывались, а передавались из уст в уста от поколения к поколению. Произведения эти стали называться фольклором, или устным народным творчеством. К жанрам русского устного народного творчества относятся: песни, былины, сказки, загадки, легенды, пословицы и поговорки.

Большинство фольклорных произведений существует в стихотворной (поэтической) форме, так как стихотворная форма позволяла легко запоминать их и передавать многим поколениям людей на протяжении нескольких столетий.

Литературные произведения. Былины: «Исцеление Ильи Муромца», «Вольга и Микула», «Садко», «Добрыня и змей»

Исторические песни и предания: «Пугачёв в темнице», «Предание о покорении Сибири Ермаком».

Исторические события:

IX век. Призвание ильменскими славянами и кривичами варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, 862 г. Аскольд и Дир овладевают Киевом.

Х век. Олег назначает Киев столицей Руси. Из Киева предпринимает поход в Царьград.

Св.Ольга мстит древлянам за смерть своего мужа Игоря, а позднее принимает в Киеве христианство по православному обряду.

Князь Святослав положил конец господству хазар на юге России. Завоевал Болгарское царство на Дунае, но оттуда был вытеснен греческим императором Иоанном Цимисхием.

Владимир Святой покорил часть прикарпатских славян, греческий город Корсунь, где и принял крещение по греческому обряду. Крещение Руси, 988 г.

Древнерусская литература (XI-XVII в.в)

Возникновение русской литературы относится к концу 10 века, когда с принятием христианства на Руси, появилась письменность и церковно-служебные и историко-повествовательные произведения. Основная тема Древнерусской литературы – история Руси и её связь с всемирной историей.

Древнерусская литература тесно связана с историей. Поэтому литературные изменения совпадают с историческими. И как следствие в развитии древнерусской литературы можно выделить следующие этапы:

1. Литература XI - начала XII века. Это период становления литературы Киевской Руси и её относительного единства.

2. Литература XII - начала XIII века. Она отражает начавшийся процесс феодальной раздробленности и ознаменована усилением светского гуманистического начала.

3. Литература XIII - середины XIV века, периода монголо-татарского нашествия. Характеризуется развитием традиций домонгольской литературы.

4. Литература XIV - начала XV века. Этот период носит название литературы «Предвозрождения».

5. Литература середины XV - первой половины XVI века. Её характерная особенность - возникновение элементов Возрождения.

6. Литература второй половины XVI века, периода централизации.

7. Литература XVII века как литература «переходного века».

Древнерусский книжник рассказывал лишь о том, что, по его представлениям, реально произошло. Только в XVII в. появились на Руси бытовые повести с вымышленными героями и сюжетами. И древнерусский книжник, и его читатели свято верили, что описанные события реально происходили. Так летописи были для людей Древней Руси своеобразным юридическим документом.

Летописи XI века не сохранились. Первый памятник Древнерусской литературы, дошедший до нас, - «Повесть временных лет».

Монах Нестор «Повесть временных лет» («Сказание о белгородском киселе»). – Историческое событие: Один из эпизодов длительной борьбы с печенегами отражен в легенде о «белгородском киселе», записанной в летописи под 997 годом.

«Слово о полку Игореве». – Историческое событие: 1185г. - Поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича против половцев.

Повесть о Петре и Февронии Муромских. – Историческое событие: Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давыдом Юрьевичем и его супругой. Князь Давыд Юрьевич правил в Муроме с 1205 по 1228 год

Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского. – Историческое событие: 15 июля 1240 - Невская битва. Победа новгородского князя Александра над шведами.

5 апреля 1242 - Ледовое побоище. Войско Александра Невского наносит поражение немецким рыцарям.

1252 - Неврюева рать, начало великого княжения Александра Невского во Владимире.

1263 - Александр Невский умирает, возвращаясь из Золотой Орды. Ярлык на владимирское великое княжение получает его брат Ярослав Ярославич.

Шемякин суд (8 класс) – Историческое событие: 1446 - Княжение Дмитрия Шемяки. 1448-1453 - смерть Дмитрия Шемяки в Новгороде. Окончание феодальных войн.

Основной темой литературы XII-XV веков была национально-патриотическая. Литература XV-XVI веков отражает тему борьбы княжеств за объединение вокруг Москвы. XVII век – век завершения древнерусской литературы.

Литература XVIII века

Эту эпоху называют «русским Просвещением». Русская литература XIII века берет свое начало с преобразований Петра I, постепенно сменяя позиции просвещенного классицизма на реализм. Яркими представителями этого периода были такие авторы, как: Антиох Кантемир, Тредиаковский и Сумароков. Они создали благодатную почву на русской земле для развития литературных талантов. Неоспоримы заслуги Ломоносова, Фонвизина, Державина, Радищева и Карамзина.

Д. И Фонвизин «Недоросль», год написания 1782 – Историческое событие: Правление Екатерины ІІ (1762-1796). Екатерина II поняла свободолюбивое значение произведения, посмевшего задеть государственные и социальные устои. «После публикации в 1783 году ряда сатирических произведений, попытки Фонвизина опубликовать что-либо в печати пресекались самой императрицей. В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и Фонвизин.

М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны», год написания 1747. – Историческое событие: Восшествие на престол императрицы Елисаветы Петровны (1741-1761). Итоги первых лет правления. Ода посвящена прославлению императрицы Елизаветы Петровны, но еще до ее появления в оде успевает поэт высказать свою главную и заветную идею: процветанию страны способствует мир, не войны.

Н.М Карамзин «Бедная Лиза», год написания 1792. – Историческое событие: Автор подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов и Данилов монастыри, Воробьёвы горы, создавая иллюзию достоверности. А мы, читатели, узнаем какая была Москва того времени, нравы и обычаи.

Литература XIX века

«Золотой век» - крылатое выражение, которым называют русскую литературу XIX века. Золотым веком русской поэзии называют первую треть XIX века. XIX век породил большое количество русских талантливых прозаиков и поэтов. Их произведения стремительно ворвались в мировую культуру и заняли в ней подобающее положение. Влиянию их было подвержено творчество многих авторов по всему миру. Каждый крупный представитель этого периода создал свой художественный мир, герои которого мечтали о несбыточном, боролись с социальным злом или переживали свою маленькую трагедию. И главная задача их авторов заключалась в отражении реалий века, богатого на социальные и политические события.

    А.С. Грибоедов «Горе от ума», годы написания 1822-1824.– Историческое событие:

    А.С. Пушкин «Евгений Онегин», годы написания 1823-1831. – Историческое событие:

    А.С. Пушкин «Дубровский», год написания 1833 – Историческое событие: Богатый и своенравный русский барин, отставной генерал-аншеф помещик Кирила Петрович Троекуров, прихотям которого угождают соседи и при имени которого трепещут губернские чиновники, поддерживает отношения с отставнымпоручиком, небогатым, но независимым дворянином Андреем Гавриловичем Дубровским. Узнаем нравы и обычаи той эпохи.

    А.С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», год написания 1830 – Историческое событие: Повести широко охватывают современную Пушкину действительность. В них даны картины общественных отношений и быта и поместного дворянства («Метель», «Барышня-крестьянка»), и армейских офицеров («Выстрел»), и городских ремесленников («Гробовщик»), и мелких чиновников («Станционный смотритель»), и крепостного крестьянства («История села Горюхина»).

    А.С. Пушкин «Борис Годунов», год написания 1825 – Историческое событие: Правление Бориса Фёдоровича Годунова (1552-1605) - боярин, шурин царя Фёдора I Иоанновича, в 1587-1598 фактический правитель государства, с 17 (27) февраля 1598 года - русский царь.

    А.С. Пушкин «Медный всадник», год написания 1833 – Историческое событие: посвящено Петру Великому и его главному творению – городу на Неве Санкт-Петербургу. Пётр I Алексеевич, прозванный Великий - последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).

    А.С. Пушкин«Капитанская дочка», год написания 1836 – Историческоесобытие: Крестьянская война 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва.

    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», годы написания 1838-1840. – Историческое событие:

    М.Ю. Лермонтов «Бородино», год написания 1837 – Историческое событие: Бородинское сражение- крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала М. И. Кутузова и французской армией под командованием императора Наполеона I Бонапарта. Состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у деревни Бородино, в 125 км на запад от Москвы.

    М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», год написания 1837. – Историческое событие: Сюжет поэмы разворачивается в русское средневековье, во времена правления царя Ивана Грозного Годы правления 1530-1584.

    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». – Историческое событие: Автор изображает картину сложного для его Родины времени борьбы с польской шляхтой Социально-экономическое положение населения Стародубщины и Малороссии в первой половине XVII века.

    Н.В. Гоголь «Ревизор», год написания 1836. Историческое событие: Сам Гоголь так отзывался о своей работе: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

    Н.В. Гоголь «Шинель», год написания 1842. – Историческое событие: Вошла в историю русской литературы как «манифест социального равенства и неотъемлемых прав личности в любом её состоянии и звании». В повести звучит критика общественной системы, основанной на торжестве табели о рангах, где класс чиновника в большей степени предопределяет отношение к нему окружающих, чем его личные качества. Скептическое отношение автора к социальной иерархии распространяется даже на семейные отношения, что отдельные биографы связывают с гипотезой о гомосексуальности автора, поддерживаемой этими биографами.

    Н.В. Гоголь «Мёртвые души». – Историческое событие: Годы правления императора Николая I (1825-1855) прошли под знаком предотвращения любых возможных антигосударственных выступлений. Он искренне стремился сделать много добрых дел для России, но не знал, как к этому приступить. Его не готовили к роли самодержца, поэтому он не получил разностороннего образования, читать не любил и очень рано пристрастился к муштре, ружейным приёмам и шагистике.

    Н.А. Некрасов«Железная дорога», год написания 1866 – Историческое событие: Реальной основой стихотворения «Железная дорога» явилась постройка (1842-1855гг.) первой в России Николаевской железной дороги (ныне Октябрьской). Первого ноября 1851 года открылось постоянное движение поездов по магистрали Санкт-Петербург - Москва.

    Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», год написания 1872 – Историческое событие: Кавказская война (1817-1864) - военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением горных районов Северного Кавказа к России.

    И.С. Тургенев«Муму»,год написания 1852 – Историческое событие: В основе рассказа, лежит реальная история, случившаяся в доме Варвары Петровны Тургеневой - матери писателя. Прототипом Герасима был крепостной крестьянин Андрей по прозвищу Немой. Описание нравов и обычаев той эпохи.

    И.С. Тургенев «Бежин луг», год написания 1850 – Историческое событие: Описание жизни деревенских мальчиков, ихобычаи и истории из жизни.

    И.С. Тургенев «Бирюк», год написания 1848 – Историческое событие: Портретные характеристики и речь героев, составляют большую развернутую картину, которая дает возможность представить нищенское существование зависимых от господ крепостных.

    М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», годы написания 1869-1870. – Историческое событие: Высмеивание человеческих пороков с древнейших времён до эпохи Николая.

Серебряный век (с 1892 по 1921 годы)

Это время нового расцвета рус­ской поэзии. Серебряный век - образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу XX века, данное по аналогии с «Золотым веком». На смену XIX столетию пришел сложный, полный драматических событий и переломных моментов XX век. Золотой век общественной и художественной жизни сменился так называемым серебряным, породившим стремительное развитие русской литературы, поэзии и прозы в новых ярких течениях. Серебряный век русской поэзии был недолог, но объединил плеяду ярчайших, талантливых поэтов. Блок и Брюсов, Гумилев и Ахматова, Цветаева и Маяковский, Есенин и Горький, Бунин и Куприн – наиболее яркие представители.

С.А Есенин «Пугачёв», год написания 1922. – Историческое событие: Крестьянская война 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва (Пугачёвщина, Пугачёвский бунт, Пугачёвское восстание) - восстание яицких казаков, переросшее в полномасштабную войну казаков, крестьян и народов Урала и Поволжья с правительством императрицы Екатерины II.

А.А. Блок «Мир на Куликовом поле», год написания 1908. – Историческое событие: Куликовская битва (Мамаево или Донское побоище) - решающее сражение между объединённым русским войском во главе с московским великим князем Дмитрием Донским и войском беклярбека Золотой Орды Мамая, состоявшееся 8 сентября 1380 года

Русская литература советского периода (1922–1991)

    А.Н. Рыбаков «Бронзовая птица», «Кортик», годы написания 1956,1948 – Историческое событие: Здесь и познавательный экскурс в историю, и непростые приключения героев, и прекрасно воссозданная эпоха. Начинается всё с Гражданской войны (1917-1923гг) - ряд вооружённых конфликтов между различными политическими, этническими, социальными группами и государственными образованиями на территории бывшей Российской империи, последовавших за приходом к власти большевиков в результате Октябрьской революции 1917 года.

    К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»,год написания 1941. – Историческое событие: Великая Отечественная война (1941-1945) - война Союза Советских Социалистических Республик против вторгшихся на советскую территорию нацистской Германии и её европейских союзников (Венгрии, Италии, Румынии, Словакии, Финляндии, Хорватии).

    А.Т. Твардовский «Василий Тёркин», год написания 1942. – Исторические события: Повествование поэмы не связано с ходом войны 1941-1945 годов, но в нём присутствует хронологическая последовательность; упоминаются и угадываются конкретные сражения и операции Великой Отечественной войны: начальный период отступления 1941-1942 года, битва у Волги, переправа через Днепр, взятие Берлина.

    А.Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом»,год написания 1946. – Историческое событие: Великая Отечественная война 1941-1945 - война Союза Советских Социалистических Республик против вторгшихся на советскую территорию нацистской Германии и её европейских союзников (Венгрии, Италии, Румынии, Словакии, Финляндии, Хорватии).

    М.А. Шолохов «Судьба человека», год написания 1956. Исторические события: сюжет рассказа основан на реальных событиях. Весной 1946 года на охоте Шолохов встретил человека, который поведал ему свою печальную историю.

    В.Г. Распутин «Уроки французского», год написания 1973 – Историческое событие: это автобиографический рассказ, в нем автор рассказывает о своих непростых школьных годах, которые пришлись на голодное послевоенное время. Действие рассказа происходит в конце 40-х годов.

Современная русская литература (конец XX века – наши дни)

Произведения современной русской литературы создаются их авторами в различных стилях, среди которых выделяются массовая литература, постмодернизм, блогерская литература, роман-антиутопия. Массовая литература сегодня продолжает традиции развлекательной литературы конца прошлого века: фэнтези, фантастика, триллеры, боевики, детективы, мелодрамы, приключенческого романы.

    Б.Акунин «Приключения Эраста Фандорина». – Историческое событие Эраст Фандорин – статский советник в отставке, служивший чиновником особых поручений при Московском генерал-губернаторстве. Он является собирательным образом аристократов 19 столетия: обаятельный, интеллигентный, неподкупный.

III. Практическая часть

См. Создание квестов для 8 класса «Отголоски истории в русской литературе» (Презентация и Приложения №1, №2, №3, №4, №5).

IV. Вывод. Историю возможно изучать через литературу, но нужно понимать, что автор описывает свою точку зрения на описываемые события и добавляет долю вымысла. Изучая истории через литературу, мы обогащаем свою речь и приобретаем новые знания по истории.

Принципы художественного повествования в «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина

Всем своим духовным развитием Карамзин оказался внутренне подготовлен к глубокому и критически-трезвому анализу событий современности, и прежде всœего главного события эпохи - Французской революции. Он понимал: ʼʼФранцузская революция - одно из тех событий, которые определяют судьбу людей на протяжении многих вековʼʼ. Мыслители XVIII в., в т.ч. Руссо, ʼʼпредвиделиʼʼ революцию, но ее результаты и последствия они предугадать не могли. Перерождение республиканской Франции в империю Наполеона - вот, по мнению Карамзина, явление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ нужно осмыслить и с точки зрения реальности тех или иных политических форм, и с позиции нравственных истин, связываемых с определœенными государственными установлениями.

Карамзину была хорошо знакома политическая концепция французского Просвещения, сформулированная в сочинœениях Монтескье и Руссо и предполагающая три типа государственного правления: республику, монархию и деспотию. Последняя - одна из ʼʼнеправильныхʼʼ политических систем, требующая уничтожения. Республика, согласно Монтескье, - идеальный, но практически неосуществимый тип государственного устройства. Монархия же представлялась мыслителям XVIII в. наиболее ʼʼразумнойʼʼ, отвечающей потребностям современного состояния общества политической системой. С понятием республики было связано представление и о республиканской добродетели - высоком нравственном принципе человеческого общежития. Внимательно наблюдая за ходом событий в Европе, Карамзин убеждается, что принцип современного общества иной: ʼʼсперва деньги, а после - добродетель!ʼʼ. Аскетический идеал республиканской добродетели оказывается невозможен: ʼʼ…не даром вся философия состоит теперь в коммерцииʼʼ. ʼʼДух торговлиʼʼ, по мысли Карамзина, приводит к всœеобщему ожесточению сердец. Вот почему в интересах самих людей отказаться от утопической, хотя и притягательной мечты о свободе и равенстве. Бесплодности утопических мечтаний Карамзин противопоставляет крайне важно сть изучения опыта истории и сообразное ему решение политических проблем современности.

Вопрос о том, ʼʼчто такое историяʼʼ и где лежит грань между свободой и крайне важно стью исторического деяния, возник в сознании Карамзина не случайно. Весь предшествующий его путь как писателя, публициста͵ политика и философа вел к своеобразному синтезу мысли, к соприкосновению различных по своей природе идей. Возникает настоятельное стремление преодолеть недостоверность человеческого знания о мире, односторонность его восприятия, и, по мысли Карамзина, подобный синтез возможен в историческом сочинœении, где приходят в соприкосновение творческое воображение художника и строгая логика факта. Метод работы историка оказывается для Карамзина чрезвычайно привлекательным.

В программной статье 1802 ᴦ. ʼʼО случаях и характерах в Российской истории, которые бывают предметом художествʼʼ, говоря о важном значении исторической темы в искусстве, Карамзин затронул принципиальный для себя вопрос: возможность соприкосновения творческой фантазии художника и аналитической мысли историка. ʼʼВо всяких старинных летописях, - говорит Карамзин, - есть басни, освященные древностию и самым просвещенным историком уважаемые, особливо, в случае если они представляют живые черты времениʼʼ. Стремление понять прошлое не рационалистически, умозрительно, а через ʼʼживые черты времениʼʼ, - это была задача, выдвигавшаяся на первый план в русской литературе начала века.

Приступая к работе над ʼʼИсториейʼʼ, Карамзин строго определил для себя границы допустимой авторской фантазии, которая не должна была касаться действительных речей и поступков исторических персонажей. ʼʼСамая прекрасная выдуманная речь безобразит историю, посвященную не славе писателя, не удовольствию читателœей и даже не мудрости нравоучительной, но только истинœе, которая уже сама собою делается источником удовольствия и пользыʼʼ. Отвергая ʼʼвымыселʼʼ, Карамзин вырабатывает основу своего исторического метода как синтеза строгой логики факта и эмоционального образа ʼʼминувших столетийʼʼ. Из чего же складывался данный образ? Какова была его эстетическая природа? Противопоставляя историю роману, Карамзин существенно переосмыслил традиционно-рационалистическое понятие ʼʼистиныʼʼ. Опыт писателя-сентименталиста͵ апеллирующего не только к разуму, но и к чувству в процессе познания действительности, оказался необходим. ʼʼМало, что умный человек, окинув глазами памятники веков, скажет нам свои примечания; мы должны сами видеть действия и действующих: тогда знаем историюʼʼ (1, XVII). Вот почему задача воспроизвести прошлое в его истинности, не исказив ни одной его черты, ставила перед Карамзиным особые задачи, в т.ч. и художественно-познавательного характера.

В своих размышлениях об истории Карамзин приходил к убеждению, что писать ʼʼоб Игорях, о Всеволодахʼʼ нужно так, как писал бы современник, ʼʼсмотря на них в тусклое зеркало древней летописи с неутомимым вниманием, с искренним почтением; и если, вместо живых, целых образов, представлял единственно тени, в отрывках, то не моя вина: я не мог дополнять летописи!ʼʼ (1, XVII–XVIII). Сознательное ограничение себя в возможностях художественного изображения было продиктовано также пониманием объективной эстетической ценности памятников прошлого. ʼʼНе дозволяя себе никакого изобретения, я искал выражений в уме своем, а мыслей единственно в памятниках… не боялся с важностию говорить о том, что уважалось предками; хотел, не изменяя своему веку, без гордости и насмешек описывать веки душевного младенчества, легковерия, баснословия; хотел представить и характер времени, и характер летописцев, ибо одно казалось мне нужным для другогоʼʼ (1, XXII–XXIII).

Речь, таким образом, шла не просто о ʼʼпоэтичностиʼʼ памятников истории, но и об обязанности современного историка воспроизвести запечатленное в этих памятниках мировосприятие ʼʼдревнихʼʼ, - задаче, исключительной по своей значимости, ведь по существу она предвосхищает художественную позицию Пушкина - автора ʼʼБориса Годуноваʼʼ.

Было бы, однако, неверно думать, что Карамзин от первого до последнего тома своей истории последовательно и неукоснительно придерживался именно тех принципов и соображений, которые были им высказаны в предисловии. По своей природе ʼʼхудожественныеʼʼ элементы ʼʼИстории государства Российскогоʼʼ далеко не однозначны и восходят к разным источникам: это и традиции античной историографии, и своеобразное преломление исторического аналитизма Юма, и философско-исторические воззрения Шиллера. Карамзин не мог не учитывать также традиции русской историографии XVIII в., не прислушиваться к тем суждениям о принципах и задачах исторического сочинœения, которые высказывали его современники. Собственная повествовательная система оформилась не сразу и не оставалась неизменной на протяжении двенадцати томов. Имея в виду всю реальную сложность и пестроту эстетических красок, которые использовались Карамзиным порой вопреки его собственным теоретическим посылкам, можно тем не менее говорить об основной и важнейшей тенденции повествовательного стиля ʼʼИсторииʼʼ - ее специфическом ʼʼлетописномʼʼ колорите.

В русской летописи Карамзину открывался мир с непривычными и во многом непонятными для ʼʼпросвещенногоʼʼ разума философскими и этическими измерениями, но понять эту непростую логику летописца историк был обязан. Две системы мысли неизбежно приходили в соприкосновение, и Карамзин, сознавая это, с самого начала допустил два самостоятельных и самоценных повествовательных принципа: ʼʼлетописныйʼʼ, предполагающий наивный и простодушный взгляд на вещи, и собственно исторический, как бы комментирующий ʼʼлетописныйʼʼ. Приводя, к примеру, в первом томе рассказ летописца о ʼʼмести и хитростях ольгиныхʼʼ, Карамзин одновременно поясняет, почему он, историк, повторил ʼʼнесторовы простые сказанияʼʼ. ʼʼЛетописец, - говорит Карамзин, - сообщает нам многие подробности, отчасти не согласные ни с вероятностями рассудка, ни с важностию истории… но как истинное происшествие должно быть их основанием, и самые басни древние любопытны для ума внимательного, изображая обычаи и дух времени, то мы повторим несторовы простые сказания…ʼʼ (1, 160). Далее следует пересказ легенды, выдержанный в исключительно точной поэтической тональности. Таких ʼʼпересказовʼʼ в первых томах немало, и в них обращает на себя внимание поразительная эстетическая чуткость историка: довольно скупые данные летописи под его пером обретают пластические очертания. Так, в рассказе о ʼʼхитростях Ольгиʼʼ перед нами предельно близкий к летописному образ коварной жены убитого князя, задумавшей жестокую месть древлянам. На простодушное приглашение древлянских послов стать женой их князя ʼʼОльга с ласкою ответствовала: „Мне приятна речь ваша. Уже не могу воскресить супруга. Завтра окажу вам всю должную честь. Теперь возвратитесь в ладию свою, и когда люди мои придут за вами, велите им нести себя на руках…“. Между тем Ольга приказала на дворе теремном ископать глубокую яму и на другой день звать пословʼʼ (1, 161). Карамзин не стилизует свой ʼʼпересказʼʼ под летопись, но стремится максимально объективировать тот взгляд на вещи, который явственно выступает в повествовании древнего летописца. И читателя своего Карамзин хотел бы научить воспринимать прошлое во всœей простоте и безыскусности древних представлений: ʼʼМы должны судить о героях истории по обычаям и нравам их времениʼʼ (1, 164).

По мере работы над ʼʼИсториейʼʼ Карамзин всœе более внимательно всматривается в образно-стилистическую структуру древнерусского памятника, будь то летопись или ʼʼСлово о полку Игоревеʼʼ, отрывки из которого он перевел в третьем томе. В свое повествование он искусно вкрапляет летописные образные выражения, придавая тем самым особую окраску и своей авторской интонации.

Один из самых строгих критиков Карамзина, декабрист Н. И. Тургенев, записывал в дневнике: ʼʼЯ читаю третий том Истории Карамзина. Чувствую неизъяснимую прелœесть в чтении. Некоторые происшествия, как молния проникая в сердце, роднят с русскими древнего времени…ʼʼ.

От тома к тому Карамзин усложнял свою задачу: он пытается передать и общий колорит эпохи, найти связующую нить событий прошлого и в то же время ʼʼизъяснитьʼʼ характеры людей, тем более что круг источников становился обширнее, являлась возможность выбора какой-либо трактовки. Карамзина увлекала возможность уже не просто констатировать поступки исторических героев, но психологически обосновать те или иные их действия. Именно под этим углом зрения создавались Карамзиным наиболее художественно полнокровные характеры его ʼʼИсторииʼʼ - Василия III, Ивана Грозного, Бориса Годунова. Примечательно, что, создавая последние тома, Карамзин внутренне соотносил свои методы и задачи с теми принципами, которые воплощал в это же время в своих исторических романах Вальтер Скотт. Конечно, Карамзин не собирался превращать ʼʼИсторию государства Российскогоʼʼ в роман, но это сближение было правомерно: и в романах Вальтера Скотта͵ и в ʼʼИсторииʼʼ Карамзина вырабатывалось новое качество художественного мышления - историзм.

Обогащенный опытом многолетнего общения с историческими источниками, Карамзин переходит к изображению сложнейшей исторической эпохи - так называемого Смутного времени, стремясь раскрыть ее главным образом сквозь призму характера Бориса Годунова.

Карамзину часто вменяли в вину то, что он взял летописную версию об убийстве царевича Димитрия и развил ее как достоверный факт. Но в использовании этой версии Карамзин исходил прежде всœего из психологической мотивированности преступных замыслов Бориса. ʼʼГибель Димитриева была неизбежнаʼʼ, - пишет Карамзин, ибо, по мысли историка, ослепленный честолюбием Годунов уже не мог остановиться перед последним препятствием, отделявшим его от царского трона. Пусть он приведен был к этому рубежу стихийною силой исторических обстоятельств, - Карамзин не снимает с него всœей тяжести вины. ʼʼСудьба людей и народов есть тайна провидения, но дела зависят от нас единственноʼʼ (9, 7–8) - этому критерию оценки человеческой личности, выдвинутому в ʼʼМарфе Посадницеʼʼ, Карамзин остался верен и в ʼʼИстории государства Российскогоʼʼ. Вот почему, создавая трагические по своей сути характеры царей-тиранов Ивана Грозного и Бориса Годунова, Карамзин судит их судом истории с позиций высшего нравственного закона, а его суровое ʼʼда видя содрогаемся!ʼʼ (9, 439) звучит как урок и предостережение самодержцам.

Среди многообразных аспектов идейной и художественной проблематики ʼʼИстории государства Российскогоʼʼ следует отметить и своеобразно раскрытую Карамзиным проблему народного характера. Самый термин ʼʼнародʼʼ у Карамзина неоднозначен; он мог наполняться различным содержанием. Так, в статье 1802 ᴦ. ʼʼО любви к отечеству и народной гордостиʼʼ Карамзин обосновал свое понимание народа - нации. ʼʼСлава была колыбелию народа русского, а победа - вестницею бытия егоʼʼ, - пишет здесь историк, подчеркивая самобытность национального русского характера, воплощением которого являются, по мысли писателя, знаменитые люди и героические события русской истории. Карамзин не делает здесь социальных разграничений: русский народ предстает в единстве национального духа, а праведные ʼʼправителиʼʼ народа являются носителями лучших черт национального характера. Таковы князь Ярослав, Дмитрий Донской, таков Петр Великий.

Тема народа - нации занимает важное место и в идейно-художественной структуре ʼʼИстории государства Российскогоʼʼ. Многие положения статьи ʼʼО любви к отечеству и народной гордостиʼʼ (1802) были здесь развернуты на убедительном историческом материале. Декабрист Н. М. Муравьев уже в древнейших славянских племенах, описанных Карамзиным, почувствовал предтечу русского национального характера - увидел народ, ʼʼвеликий духом, предприимчивыйʼʼ, заключающий в себе ʼʼкакое-то чудное стремление к величиюʼʼ. Глубоким патриотическим чувством проникнуто и описание эпохи татаро-монгольского нашествия, тех бедствий, которые испытал русский народ, и того мужества, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он явил в своем стремлении к свободе. Народный разум, говорит Карамзин, ʼʼв самом величайшем стеснении находит какой-нибудь способ действовать, подобно как река, запертая скалою, ищет тока хотя под землею или сквозь камни сочится мелкими ручейкамиʼʼ (5, 410). Этим смелым поэтическим образом заканчивает Карамзин пятый том ʼʼИсторииʼʼ, повествующий о падении татаро-монгольского ига.

Но обратившись к внутренней, политической истории России, Карамзин не мог миновать и иного аспекта в освещении темы народа - социального. Современник и свидетель событий Великой французской революции, Карамзин стремился уяснить причины народных движений, направленных против ʼʼзаконных правителœейʼʼ, понять характер мятежей, которыми была полна рабская история уже начального периода. В дворянской историографии XVIII в. широко бытовало представление о русском бунте как проявлении ʼʼдикостиʼʼ непросвещенного народа или же как результате происков ʼʼплутов и мошенниковʼʼ. Такое мнение разделял, к примеру, В. Н. Татищев. Карамзин делает значительный шаг вперед в уяснении социальных причин народных мятежей. Он показывает, что предтечей почти каждого бунта является бедствие, порой и не одно, обрушивающееся на народ: это и неурожай, засуха, болезни, но главное - к этим стихийным бедам добавляется ʼʼутеснение сильныхʼʼ. ʼʼНаместники и тиуны, - замечает Карамзин, - грабили Россию, как половцыʼʼ (2, 101). И следствие этого - горестный вывод автора из свидетельств летописца: ʼʼнарод за хищность судей и чиновников ненавидит царя, самого добродушного и милосœердногоʼʼ (3, 29–30). Говоря о грозной силе народных мятежей в эпоху Смутного времени, Карамзин, следуя летописной терминологии, иногда именует их ниспосланной провидением небесной карой. Но это не мешает ему со всœею определœенностью назвать действительные, вполне земные причины народного возмущения - ʼʼнеистовое тиранство двадцати четырех лет Иоанновых, адскую игру Борисова властолюбия, бедствия свирепого голода…ʼʼ (11, 120). Сложной, исполненной трагических противоречий рисовал Карамзин историю России. Неотступно вставала со страниц книги мысль о моральной ответственности властителœей за судьбы государства. Вот почему традиционная просветительская идея о монархии как надежной форме политического устройства обширных государств - идея, разделяемая Карамзиным, - получала в его ʼʼИсторииʼʼ новое наполнение. Верный своим просветительским убеждениям, Карамзин хотел, чтобы ʼʼИстория государства Российскогоʼʼ стала великим уроком царствующим самодержцам, научила бы их государственной мудрости. Но этого не произошло. ʼʼИсторииʼʼ Карамзина было суждено иное: она вошла в русскую культуру XIX в., став прежде всœего фактом литературы и общественной мысли. Она открыла современникам огромное богатство национального прошлого, целый художественный мир в живом облике минувших столетий. Неисчерпаемое многообразие тем, сюжетов, мотивов, характеров не на одно десятилетие определило притягательную силу ʼʼИстории государства Российскогоʼʼ, в т.ч. и для декабристов, несмотря на то что они не могли принять монархическую концепцию исторического труда Карамзина и подвергли ее резкой критике. Наиболее проницательные современники Карамзина, и прежде всœего Пушкин, усмотрели в ʼʼИстории государства Российскогоʼʼ еще одну, важнейшую его новацию - обращение к национальному прошлому как предыстории современного национального бытия, богатой для него поучительными уроками. Тем самым многолетний и многотомный труд Карамзина явился значительнейшим для своего времени шагом на пути формирования гражданственности русской общественно-литературной мысли и утверждения историзма как крайне важно го метода общественного самопознания. Это и дало Белинскому всœе основания сказать, что ʼʼИстория государства Российскогоʼʼ ʼʼнавсœегда останется великим памятником в истории русской литературы вообще и в истории литературы русской историиʼʼ, и воздать ʼʼблагодарность великому человеку за то, что он, дав средства сознать недостатки своего времени, двинул вперед последовавшую за ним эпохуʼʼ.

Принципы художественного повествования в «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Принципы художественного повествования в «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина" 2017, 2018.

История нашей страны непростая, но интересная. Это история подвигов и побед, открытий и преодолений. Мы пережили период богоборчества и расцвет Русской Православной Церкви, участвовали в мировых войнах и защищались от нападений. Правмир собрал для вас лучшие книги по истории России, которые помогут узнать важные исторические факты, переосмыслить те или иные события и сделать для себя выводы о том, почему многие исторические процессы были неизбежны…

«Историческая неизбежность?» Энтони Брентон

Наш список открывает именно та книга, которая задается вопросом — были ли исторической неизбежностью события революции или Россия могла пойти по другому пути?

Случались ли моменты, когда непредвиденное происшествие, выстрел, попавший в цель или, наоборот, неточный, мог изменить ход русской, а значит, и мировой истории? Если бы покушение на Столыпина в Киеве не увенчалось успехом, если бы в апреле 1917 года немцы не переправили на родину Ленина, если бы царскую семью удалось спасти? Этими вопросами задается автор и оставитель сборника, британский дипломат, бывший посол Великобритании в России сэр Тони Брентон. В рамках организованного им проекта известные историки подробно рассматривают поворотные моменты русской революции и оценивают возможность альтернативного развития событий. А подводя итог работе историков, Тони Брентон пытается ответить на самый важный для нас, русских читателей книги, вопрос: что ждет Россию в XXI веке?

«История государства Российского» Николай Карамзин

Это — классика исторической литературы, которую должен прочитать каждый. От древних славян до Смутного времени, Николай Карамзин детально описывает события далекого прошлого, анализируя их и, помогая читателю проникнуть в суть истории родной страны. Это — монументальный труд и не чтение на один вечер, но познакомиться с ним будет полезно каждому, кто хочет знать историю России.

«От Руси к России» Лев Гумилев

Книга выдающегося русского историка и географа Л.Н.Гумилева посвящена истории России от времен Рюрика до правления Петра I, причем все события и поступки исторических лиц объяснены с позиций разработанной автором пассионарной теории этногенеза.

Книга написана живым, образным языком, очень увлекательно и доходчиво, поэтому огромный объем фактического материала усваивается без особых усилий со стороны читателя. Именно благодаря этим качествам книга была рекомендована Министерством образования России в качестве учебного пособия для учащихся старших классов средней школы.

Истинные любители русской истории также получат немалое удовольствие от знакомства с этим неординарным произведением.

«Иллюстрированная русская история» Василий Ключевский

Великий российский историк, академик и профессор Московского университета считал историю надзирательницей, сурово наказывающей за незнание уроков. Впервые курс лекций, представленный в книге, был издан в 1904 году. Автор не только понятно и интересно описывает главные вехи истории России, но и предлагает убедительный анализ, а также высказывает собственное мнение о событиях.

«Изобретено в России» Тим Скоренко

В многочисленных справочниках и списках русских изобретений чаще всего не упоминается три четверти замечательных идей, рождённых отечественной изобретательской мыслью, зато обнаруживается, что мы придумали самолёт (конечно, нет), велосипед (тоже нет) и баллистическую ракету (ни в коем случае). У этой книги две задачи: первая - рассказать об изобретениях, сделанных в разное время нашими соотечественниками - максимально объективно, не приуменьшая и не преувеличивая их заслуг; вторая - развеять многочисленные мифы и исторические фальсификации, связанные с историей изобретательства.

«История России с древнейших времен» Сергей Соловьев

В своей работе С.М. Соловьёв захватывает период от зарождения государственности до правления Екатерины II. Эта книга – первый, но важный шаг к знакомству с наследием крупнейшего историка России. Её страницы шаг за шагом ведут читателя по пути, когда-то начертанному для себя её автором: «Выучиться самому, чтобы быть в состоянии читать сколько-нибудь достойный университетский курс русской истории и дать средство другим знать основательно свою историю».

«Государи Московские» Дмитрий Балашов

«Государи Московские» — это серия книг, посвященных истории России. Первая из них под названием «Младший сын» повествует о борьбе за власть, которая разворачивается между двумя братьями Дмитрием и Александром Невским. Также в книге рассказывается об усилении Московского княжества, которому способствовал младший сын престола - Даниил Невский. Во второй книге под названием «Великий стол» описывается противостояние Москвы и Твери в первой половине 14 века. Это один из самых противоречивых периодов в истории России. Всего многотомный труд Балашова включает в себя 11 книг.

«Славяне» Валентин Седов

В монографии «Славяне» исследуется история славян того периода, когда они составляли этническое и языковое единство. Труд охватывает значительный промежуток времени — от I тыс. до н.э., когда славяне, выйдя из древнеевропейской общности, начали самостоятельный путь развития, до раннего средневековья включительно, когда славянское единство в условиях широкого расселения и метисации с иными народами распалось, стали формироваться отдельные славянские этносы и языки. В изучении проблемы происхождения и ранней истории славян автор делает упор на междисциплинарный подход, канву же изложения образуют материалы археологии и истории.

«Между Азией и Европой. История Российского государства. От Ивана III до Бориса Годунова» Борис Акунин

Эта книга охватывает важный период, начиная с правления Ивана III и заканчивая Великой Смутой. Автор указывает на ошибки правителей, которые, в конце концов, обернулись трагически и привели к расколу во власти. Глубокий исторический анализ позволяет нам по-новому взглянуть на события прошлого.

1. Введение

2. Повесть временных лет

3. «История государства российского»

4. «История государства российского...»

5. «История одного города» -Щедрин

6. Заключение

7. Список литературы

8. Приложения

Это - моя родина, моя родная земля, мое
отечество, - и в жизни нет горячее, глубже
и священнее чувства, чем любовь к тебе...


ВВЕДЕНИЕ

Русская литература имеет огромное воздействие на человека. В мировой культуре она находится на достойном месте и помогает познать действительность, расширяет эмоциональный опыт человека, является одной из форм воспитания, развития художественного вкуса. И, помимо этого, способствует получению человеком эстетического наслаждения, занимающего большое место в жизни человека и являющегося одной из его потребностей. Но все-таки самая главная задача литературы – сформировать глубокие и устойчивые обобщенные «теоретические» чувства, которые побуждают выкристаллизовывать свое мировосприятие, которое будет направляющим в поведении личности. Русские поэты и писатели оставили нам, своим потомкам, большое культурное наследие, знакомясь с которым в процессе чтения, мы можем познать свою историю, пережить те события, которые переживали наши предки.


Русская литература является своеобразным зеркалом русской души. И именно, она делает человека – Человеком. Она оказывает огромное воздействие на людей.

Выделяют несколько форм такого воздействия. Во-первых, синтез эмоционально-волевых импульсов, полученных от различных книг, наслоение и суммирование всех импульсов в определенное воздействие на каждого человека. Причем невозможно выделить влияние каждой книги. Во-вторых, при формировании идеалов и личностных установок у читателя герой определенного произведения становится конкретным воплощением идеала и основных личностных установок.

Каждый человек независимо от того, в какую эпоху живет, осознает себя частью большого целого, поэтому интересуется и своим родословным древом, и тем, «откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля». Процесс формирования исторической памяти невозможен без обращения к истокам русской литературы , однако сопряжен с большими трудностями.

Исходя из вышесказанного, целью нашего исследования является рассмотреть отражение истории Российского государства в произведениях русской литературы.

Объектом исследования выступает проявление идеи государственности в контексте русской литературы, предметом художественные формы отражения идеи государственности, содержащиеся в хронологически и типологически структурированных памятниках русской художественной литературы.

1. ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ.

«Повесть временных лет» - ценнейший исторический источник, который содержит обширные историко-географические сведения о славянских племенах, их обычаях и нравах, взаимоотношениях с соседними народами. Первая датированная 852 годом статья связывалась летописцем с началом Русской земли. Под 862 годом помещалась легенда о призвании варягов , где устанавливался единый предок русских князей – Рюрик, вместе с братьями Синеусом и Трувором приглашенный новгородцами «княжить и володеть» Русской землей. Эта легенда не свидетельствовала о неспособности русских самостоятельно устроить свое государство, она служила актуальной в то время цели – доказательству политической независимости от Византии. Следующий поворотный этап в истории связан с крещением Руси при князе Владимире Святославиче (988), что приобщило страну к христианской культуре. Дело Владимира, по словам летописца, «землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил», продолжил его сын Ярослав Мудрый: он «посеял книжные слова в сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное». Заключительные статьи «Повести временных лет» рассказывали о княжении Святополка Изяславича. Это время омрачено участившимися половецкими набегами на Русь, феодальными распрями и народными бунтами.

«Повесть временных лет» ­- наиболее значительный пример использования фольклорной традиции в литературе.

Легендарный летописный рассказ «Повесть временных лет» послужил возникновению так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. В лучшей наиболее старой Лаврентьевской летописи 1377 г. записаны легенды о происхождении славян. Предания, записанные в «Повести временных лет», представляют собой практически единственный источник сведений по формированию первого древнерусского государства и первым русским князьям.

История становления русской государственности берет своё начало от «призвания Рюрика на княжение ». Существует две версии о происхождении Рюрика. Одни считаю его норманном, другие - славянином. С моей точки зрения не особо важно кем был Рюрик, важно другое, то что с его княжения пошла русская государственность. Летописец Нестор пишет, что новгородцы отправили за море посольство, к варягам, чтобы сказать им - «Земля наша Велика, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». Рюрик, и его братья Синеус и Трувор, согласились княжить над людьми русскими. Про времена правления Рюрика история не сохранила нам каких-либо особых подробностей. Известно, лишь, что Рюрик сел княжить в Новгороде, а Синеус и Трувор отправились на Белое озеро и Изборск, соответственно. В 864 году, по скончанию младших братьев, Рюрик присоединил их земли к своему княжеству, отселе и пошла Российская Монархия . В это же время, двое мужей из дружины Рюрика, Аскольд и Дир, находят маленький город Киев, стоявший на Днепре. Город платил дань козарам. Аскольд с Диром собрали дружину и завоевали Киеву независимость. И после этого воцарились в городе на княжеском престоле. Выходит, что варяги основали две самодержавные области на территории современной России. Рюрик княжил в Новгороде целых 15 лет, и умер в 879 году. Престол Рюрик «вручил» своему родственнику Олегу. Рюрик остался в памяти Отечественной истории как первый самодержавец. Данных о его правлении не так много, но то что с его правления пошла русская государственность говорит о том, что роль Рюрика в нашей с Вами истории очень велика.


2. Н. М. КАРАМЗИН «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО»

«Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка - Колумбом».

.

Первым наиболее значимым писателем начала XIX века, затрагивающим тему родины в своем творчестве был Николай Михайлович Карамзин.
«...Надобно питать любовь к отечеству и чувство народное... Мне кажется, что я вижу, как народная гордость и славолюбие возрастают в России с новыми поколениями!.. А те холодные люди, которые не верят сильному влиянию изящного на образование душ и смеются над романтическим патриотизмом, достойны ли ответа? Не от них отечество ожидает великого и славного; не они рождены сделать нам имя русское еще любезнее и дороже». Эти слова принадлежат Николаю Карамзину, и появились они в основанном им журнале «Вестник Европы». Так произошло рождение Карамзина-литератора, о котором потом проницательный Белинский скажет: «Карамзиным началась новая эпоха русской литературы». Родина в жизни и творчестве Карамзина занимала особое место. Каждый писатель тему родины раскрывал и доводил до читателя на примере разных образов: родной земли, с детства знакомых пейзажей, а Карамзин на примере истории своей страны, и основным его произведением является «История государства Российского».
«История государства Российского» - эпическое творение, повествующее о жизни страны, прошедшей многотрудный и славный путь. Несомненный герой этого произведения - русский национальный характер, взятый в развитии, становлении, во всем своем нескончаемом своеобразии, совмещающий черты, представляющиеся на первый взгляд несовместимыми. О России потом писали многие, но подлинной ее истории до творения Карамзина, переведенного на важнейшие языки, мир еще не видел. С 1804 по 1826 год, свыше двадцати лет, которые посвятил Карамзин «Истории государства Российского», писатель решал для себя вопрос - надлежит ли писать о предках с непредвзятостью исследователя, изучающего инфузории: «Знаю, нам нужно беспристрастие историка: простите, я не всегда мог скрыть любовь к Отечеству...»

История всегда влекла к себе писателей и живописцев, но живым и вещественным содержанием ее для нас наполнил Карамзин. Двадцать два года отдал Карамзин созданию энциклопедии отечественной истории. Его «История государства Российского» в своем роде единственная монументальная модель пути, начатого между Черным и Белым морями, перевалившего за Урал, где сибирские просторы открывали дорогу на океан. Ни один памятник литературы не может сравниться по временной и пространственной масштабности с эпикой Карамзина.

«История государства российского» состоит из 12 томов. посвятил первые три главы 1 тома народам, населявшим территорию современной России, в 4 главе он пишет о призвании варягов.

Карамзин в 1 главе тома 1 пишет, что Россия «была искони обитаема, но дикими, во глубину невежества погруженными народами, которые не ознаменовали бытия своего никакими собственными историческими памятниками». Здесь Карамзин опирается на повествования греков и римлян. «На феатр истории выходят славяне», - пишет Карамзин. Происхождение названия этого народа он считает возможным произвести к слову «слава», ибо народ это был воинственный и храбрый. В VI веке славяне занимают большую территорию Европы.

В главе 2 тома 1 обращается к преданиям древнейшего летописца Нестора. «По собственному Несторову сказанию, славяне жили в России уже в первом столетии и гораздо прежде, нежели Болгары утвердились в Мизии». Но Карамзин оставляет вопрос "Откуда и когда Славяне пришли в Россию?" без утвердительного ответа (вследствие отсутствия исторических документов) и обращается к описанию жизни народа, населяющего территорию современной России до образования Государства. Многие славяне назвались тогда ПОЛЯНАМИ, а многие ДРЕВЛЯНАМИ от полей и лесов, которые они населяли. К тому же времени Летописец относит и начало Киева. «Кроме народов Славянских, по сказанию Нестора, жили тогда в России и многие иноплеменные» - пишет Карамзин. В главе 4 тома 1 рассказывает о призвании варягов. «Начало Российской Истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай. Славяне добровольно уничтожают свое древнее правление и требуют Государей от Варягов, которые были их неприятелями. Везде меч сильных или хитрость честолюбивых вводили Самовластие (ибо народы хотели законов, но боялись неволи): в России оно утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш Летописец - и рассеянные племена Славянские основали Государство». Карамзин думает, что, видимо, варяги, овладевшие землями славян, правили ими без угнетения, дань брали легкую и наблюдали справедливость. Иначе объяснить призвание варягов он не может. Славянские бояре, чтобы взять власть в свои руки, обольстили народ и выгнали завоевателей. Но наступили междоусобица и вражда. Тогда славяне и вспомнили о спокойном и выгодном Норманнском правлении и вновь призвали их: «Нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость, и Славяне, убежденные - так говорит предание - советом Новогородского старейшины Гостомысла, потребовали Властителей от Варягов. Древняя летопись не упоминает о сем благоразумном советнике, но ежели предание истинно, то Гостомысл достоин бессмертия и славы в нашей Истории».

Нестор пишет, что Славяне Новогородские, Кривичи, Весь и Чудь отправили Посольство за море, к Варягам-Руси, сказать им: Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами. Слова простые, краткие и сильные! Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться. Окруженные многочисленною Скандинавскою дружиною, готовою утвердить мечем права избранных Государей, сии честолюбивые братья навсегда оставили отечество.

Насладился ли счастливою тишиною, редко известною в обществах народных? Или пожалел ли о древней вольности? Хотя новейшие Летописцы говорят, что Славяне скоро вознегодовали на рабство. Чрез два года [в 864 г.], по кончине Синеуса и Трувора, старший брат, присоединив области их к своему Княжеству, основал Монархию Российскую.

Память Рюрика, как первого Самодержца Российского, осталась бессмертною в нашей Истории и главным действием его княжения было твердое присоединение некоторых Финских племен к народу Славянскому в России.

3. «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО...» А. К.ТОЛСТОГО

«Из меня всегда будет плохой военный и плохой чиновник, но, как мне кажется, я, не впадая в самомнение, могу сказать, что я хороший писатель».

.

В школьной программе творчество Алексея Константиновича Толстого изучается мало. А заслуживает он большего. Он был прекрасным лириком, а как сатирик остался, пожалуй, непревзойдённым.

Написанная больше ста тридцати лет назад «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» привлекает внимание прежде всего заглавием. Стихотворение долго не публиковалось по цензурным соображениям. Первое из упомянутых в заглавии лиц – легендарное: новгородский посадник, якобы пригласивший варягов на княжение; второе – совершенно реальное: министр при Александре II.

Согласно норманнской теории А. Толстой ведет образование Российского государства с приходом варягов.

Вся земля наша велика и

Обильна, а наряда в ней нет.

Нестор, Летопись, стр.8

Послушайте, ребята,

Что вам расскажет дед.

Земля наша богата,

Порядка в ней лишь нет.

А эту правду, детки,

За тысячу уж лет

Смекнули наши предки:

Порядка-де, вишь, нет.

Эти две строфы задают тон всему стихотворению. По содержанию – главная тема, тема порядка, который всё никак не построят на Руси. И рифма на «нет», относящаяся, конечно, к порядку, встречается тринадцать раз в восьмидесяти трёх четверостишиях «Истории...».

Сейчас наши историки не любят, не признают норманнскую теорию, но здесь она фигурирует как нечто наперёд заданное, как условие задачи, которое не обсуждается:

И вот пришли три брата,

Варяги средних лет,

Глядят, – земля богата,

Порядка ж вовсе нет.

«Ну, – думают, – команда!

Здесь ногу сломит чёрт,

Es ist ja eine Schande,

Wir mu..ssen wieder fort”*.

* Ведь это позор, мы должны убраться прочь (нем.).

Это стихотворение может служить образцом глубокого понимания истории, хотя изложена она с изрядной долей юмора, а местами чувствуется едкая сатира.

В стихотворении 83 строфы. В такой короткий объём А. К. Толстой ухитряется вместить пародийный рассказ обо всех основных символических событиях российской истории: от призвания варягов (860 год ) и крещения Руси - до 1868 года . Написанная в 1868 году, «История…» впервые увидела свет лишь 15 лет спустя, в 1883 году , уже после смерти А. К. Толстого.

Это стихотворение впоследствии вдохновило ряд авторов на своеобразные продолжения «Истории государства Российского». Поэт-сатирик В. В. Адикаевский издал собственное стилизованное продолжение «Истории…» до событий 1905 года («От мрака к свету», Санкт-Петербург, 1906 ). В 1997 году , И. В. Алексахин сочинил 119-строфное продолжение поэмы: «История государства Российского от декабристов до Горбачёва (1825-1985 гг.)». В 2007 году бард Леонид Сергеев добавил свою ироническую версию истории.

4. «ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА» М. Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Только одна литература неподвластна законам тления.

Она одна не признаёт смерти.

-Щедрин.

Щедрин – это русский писатель, который всегда выходил в своем творчестве на социально-политический уровень через общественно – социальный анализ. Щедрин добивается психологической глубины благодаря комическим формам художественности. Салтыков-Щедрин выбирает бичующие формы, кнут, ирония близкая к сарказму и сам сарказм. Сатира – это прямое указание на недостатки.

«История одного города» - это сатира на социально-политический строй России. Он обобщает исторический опыт прошлого через осмысление своего времени. Говорит о прошлом России, имея в виду свое время. Рассказывая о том, что такое Российское государство, авторство Щедрин приписывает 4 летописцам.

Несмотря на название, за образом города Глупова скрывается целая страна, а именно - Россия. Так, в образной форме, Салтыков-Щедрин отражает наиболее ужасные, требовавшие повышенного общественного внимания стороны жизни русского общества. Главной идеей произведения является недопустимость самовластия. И именно это объединяет главы произведения, которые могли бы стать отдельными рассказами.

Историческая серьезность и драматизм призвания на Русь князей в мире Щедрина становится несерьезной историей.

История Глупова – противоистория. Она смешная, гротескная и пародийная, но гротескная и пародийная не в меру, так как меры здесь просто нет, а смешная сквозь слезы, ведь это – история земли Русской. Но список пародий почти бесконечен, потому что Салтыков-Щедрин пародировал всех и вся, не щадя ни истории прошлого, ни современности. «История одного города» - смешная и грустная пародия на историю России, город Глупов - собирательный образ всей земли Русской, а сами глуповцы - русский народ.
Так и смотрим мы до сих пор в это зеркало и узнаем в нем себя. Видимо, «История одного города» будет актуальна и понятна людям до тех пор, пока они не начнут учиться на своих ошибках, а это случится ой как не скоро!
Столь едкой сатиры на государственный строй Россия никогда не видела прежде. Ощущая всю несправедливость отношения к простым людям, автор задался целью показать все недостатки политической системы России. Ему это вполне удалось. Сатира Салтыкова‑Щедрина затрагивает несколько сторон, основным из которых можно считать государственный строй страны. Салтыков-Щедрин писал: «…Я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей».

При написании «Истории одного города» Салтыков-Щедрин использовал свой богатый, разносторонний опыт государственной службы и труды крупнейших русских историков - от Карамзина и Татищева до Костомарова и Соловьева. Композиция романа - пародия на официальную историческую монографию типа «Истории государства Российского» Карамзина. В первой части книги Салтыкова-Щедрина дан общий очерк глуповской истории, во второй - описание жизни и деятельности самых выдающихся глуповских градоначальников, именно так были построены труды многих современных писателю историков: они писали историю «по царям». У пародии Салтыкова-Щедрина - очень драматический смысл: глуповскую историю не напишешь по-другому, вся история Глупова сводится к смене самодурских властей, простой же народ остается безгласным и пассивно-покорным воле любых градоначальников.

«История одного города» начинается с происхождения города, напоминающего, а опять-таки пародирующего, «Историю Государства Российского» . Народ, населявший город Глупов и превратившийся в глуповцев, поначалу именовался головотяпами. Местоположение будущего Глупова, нарисованное Щедриным, географически, таким образом, совпадает с местоположение России. «Головотяпы» получили свое название, потому что они тяпают головами – об стену, об пол, а также о головы врагов, воюя с окружающими племенами. Словом, головотяпы используют свои головы для победы над врагом.

Вражда головотяпов с соседями и последующее их «объединение» находит пародийное соответствие в истории славян. Начало государственности на Руси историк Карамзин связывал с приглашением на княжение варяжских князей. По словам Карамзина, славяне «добровольно уничтожают свое древнее народное правление и требует государей от варягов, которые были их неприятелями <…> Отечество наше <…> обязано величием своим счастливому введению монархической власти» (История государства Российского). Щедрин, явно полемизируя с Карамзиным, создает в своей «Истории…» такую художественную картину «призвания» глуповцами князя на княжение, которая отчетливо показывает категорическое несогласие Щедрина с карамзинской концепцией исторического развития России.

Мысль Щедрина – о гибельности монархического правления, о тупике, к которому непременно приводит самовластие, бесконтрольное и деспотическое. Согласно легенде, новгородцы призвали на Русь варяжских князей по совету Гостомысла. В «Истории…» Щедрина недобрую мысль подал головотяпам старец Добромысл, подкрепляя свой совет аргументом: «…он и солдатов у нас наделает, и острог, какой следовает, выстроит!»

«История одного города» - своеобразная гротескно-фантастическая притча о народе и власти. Следовательно, щедринская история имеет вневременной и внепространственный характер.

“История одного города” - безусловно, выдающееся произведение, оно написано красочным, гротескным языком и в образной форме обличает бюрократическое государство. “История” до сих пор не утратила актуальности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература - одно из высших проявлений человеческого духа, источник бескорыстной радости постижения мира и самопознания. Цель литературного образования - интеллектуальное и эмоци­ональное обогащение личности, формирование взглядов и нрав­ственных ориентиров.

Художественная литература отражает и исторические события и этнографические реалии.

Русская история совершенно отличается от западноевропейской и от всякой другой истории. Ее не понимали до настоящего времени, потому что приходили к ней с готовыми историческими рамками, заимствованными у Запада, и хотели ее туда насильно втискать, потому что хотели ее учить, а не у нее учиться; одним словом, потому, что позабыли свою народность и потеряли самобытный русский взгляд. Настоящее время не таково: его смысл, его труд заключается именно в пробуждении русского - в русских, и в возращении русским - русского. Русская история начинает являться в своем настоящем свете.

Дата 1150-летия зарождения российской государственности – во многом это повод для осмысления, в данном случае через литературу, многовековой истории России.

Интерес к российской истории, народному искусству был огромен. Это гениально отразилось в творчестве выдающихся представителей русской литературы. Русские писатели баззаветно любили Россию, гордились ею.

Идея государственности относится к кругу основополагающих проблем истории русской гуманитарной культуры. Изучение идеи государственности как центральной проблемы гуманитарной культуры России имеет ярко выраженную практическую значимость для современного общественно - политического, духовно-культурного развития страны. В настоящее время важно найти те ценности, которые могли бы стать основой формирования единой общегосударственной идеологии обновляющегося политического, экономического, социального, духовно - нравственного бытия российских граждан, что в свою очередь требует осмысления роли государства как важного фактора культурно-исторического развития России. Это обусловило актуальность изучения идеи государственности и её места и роли в сфере гуманитарной культуры, поскольку гуманитарная культура является фондом накопления тех ценностей, которые в дальнейшем могут служить гуманистической основой формирования новой общественной идеологии и находят отражение в идее государственности.

Использованная литература

1. Древнерусская литература. – М.: Дрофа: Вече, 2002.-416с. (Библиотека отечественной классической художественной литературы)

2. Салтыков-Щедрин одного города. Господа Головлевы. – М.: Дрофа: Вече, 200с.- (Библиотека отечественной классической художественной литературы)

3. az. ***** ›k/karamzin

4. az. ***** ›k/ Алексей Толстой

Приложение1.





Приложение 2.


В судьбах великих полководцев и завоевателей всегда найдутся противоречия и тайны, способные веками питать сомнения потомков, будоражить воображение историков и требовать все новых и новых компромиссов.
Тимур, Тамерлан, Великий Хромец (1336-1405) –

ярчайшее и едва ли не самое характерное тому подтверждение. Его восхождение к власти, военные походы и правление – квинтэссенция противоречий. С одной стороны, неизменное внимание к наукам и ученым, покровительство искусствам, стремление к прекрасному, а с другой – жестокость, такая яростная, что отметает всякую мысль о способности проявлять милосердие.
В чем сомнений нет, так это в гениальности Тамерлана как полководца и военного организатора. В этом вопросе компромисс не нужен – историки единодушны. Только гений умеет сплотить вокруг себя безоговорочно преданных людей, создать ядро, которое, как магнит, притягивает и удерживает в своей орбите народы, не важно каких корней и веры. Так создавал свою империю Чингисхан – кумир Тамерлана и образец для подражания.
Армия Тимура не знала себе равных на полях сражений, хотя его противниками были отнюдь не «мальчики для битья». И хан Золотой Орды Тохтамыш, разоривший Москву, и султан Баязид I Молниеносный, который за несколько лет увеличил владения Османской империи более чем в два раза, оба пали под ударами орд Тамерлана. А империя, созданная им, продержалась несколько веков.
Но все-таки вопрос не снят. Так кто же он – Тамерлан? Историки так и не достигли компромисса. Одни считают его исчадием ада, другие оправдывают, подгоняя под расхожую формулу «сына своей эпохи»… Пусть спорят историки!
А для нас – Тимур Хромой, как и всякий гений, не нуждается в оправданиях. Сам он считал, что действует по распоряжению Высших Сил: «Не ведающий себе равного Бог, являющийся хозяином непостоянной судьбы, вложил в мои руки узду, чтобы я мог управлять движением царств сего мира». И, веря в свое предназначение, он вступил в борьбу за власть с отрядом из трехсот воинов и поднялся до вершины – стал Грозой Востока и Запада, не проиграл ни одного сражения. И этим навсегда вписал свое имя в Историю…
«Автобиография Тимура», «Богатырские сказания о Чингисхане и Аксак-Темире» и «Уложения Тамерлана» – три уникальных письменных источника, повествующих о жизни непобедимого полководца чьи завоевания перекроили карту мира и изменили ход истории для значительной части земли. «Моим детям, счастливым завоевателям государств, моим потомкам – великим повелителям мира»,– с этих слов начинается знаменитый свод законов Тимура – «Уложения Тамерлана». Великому эмиру было что рассказать о себе и огромном мире, созданном целиком его собственными усилиями, ведь он не только завоевывал и разрушал, но и строил; обладал не только мужеством воина и талантом полководца, но и мудростью правителя. Именно поэтому его называют «последним великим завоевателем в истории», который сумел собрать силой оружия величайшее государство в мире, удержать его и передать потомкам.
Электронная публикация включает полный текст бумажной книги и избранную часть иллюстративного документального материала. А для истинных ценителей подарочных изданий мы предлагаем классическую книгу. Как и все издания серии «Великие полководцы» книга снабжена подробными историческими и биографическими комментариями; текст сопровождают сотни иллюстраций, с многими из которых современный читатель познакомится впервые. Прекрасная печать, оригинальное оформление, лучшая офсетная бумага – все это делает книги подарочной серии «Великие полководцы» лучшим подарком мужчине на все случаи жизни.



Загрузка...