emou.ru

Зачем изучать сольфеджио в музыкальной школе. Что такое сольфеджио и чему там учат? О разрыве между теорией и практикой и что с этим делать

У учеников и выпускников музыкальных школ есть представление о том, что сольфеджио - это слишком сложная наука, освоение которой не каждому под силу. Многие считают, что его и вовсе не нужно осваивать, поскольку на практике результат не столь очевиден, как от других музыкальных дисциплин. Подобные суждения связаны с недостаточным пониманием того, что такое сольфеджио и чему оно учит, как его применить в жизни.

Результат от уроков игры на любом музыкальном инструменте виден сразу - это умение играть. Результат же этого курса далеко не так очевиден, хоть он и развивает основные музыкальные навыки - чувство ритма, память, что, в свою очередь, способствует лучшему освоению других музыкальных предметов.

Что такое сольфеджио?

Слово «сольфеджио» является итальянским термином и буквально обозначает «пение по нотам». Это дисциплина, целью которой является развитие музыкального слуха у музыкантов и вокалистов. Именно он позволяет в полной мере наслаждаться искусством звуков - сочинять и исполнять музыку.

Для любого певца и музыканта очень важно активное восприятие звуков, которое можно развить благодаря урокам сольфеджио. Нельзя исполнять какую-либо музыку, если не попадаешь в ноты. Активное восприятие является гарантией овладения новыми навыками в короткие сроки. Именно поэтому важность уроков сольфеджио для начинающих певцов и музыкантов нельзя недооценивать.

Что включает в себя эта музыкальная дисциплина

Как и любая дисциплина, сольфеджио включает в себя несколько важных разделов.

  1. Сольфеджирование - пение, при котором называют каждую ноту. При этом важно произносить их интонационно и ритмически верно.
  2. Музыкальные диктанты. Принцип их проведения похож с написанием диктантов в школе, только вместо букв необходимо фиксировать Преподаватель играет на каком-либо мелодию (последовательность звуков), а ученики записывают все нотами, при этом соблюдая их высоту и длительность, а также музыкальные паузы (перерывы между звуками).
  3. Слуховой анализ. Для каждого музыканта очень важно уметь на слух определять характер услышанной музыки, ее лад, темп, ритмические особенности и структуру.

Какие навыки приобретаются благодаря урокам сольфеджио?

Приступать непосредственно к изучению этой дисциплины можно только лишь после освоения как минимум Именно поэтому сольфеджио для начинающих музыкантов и певцов заключается в изучении нот и других музыкальных знаков.

Уроки сольфеджио помогают освоить такой важный навык, как умение чисто спеть любую мелодию без предварительной репетиции. Благодаря музыкальным диктантам развивается умение мысленно представить, подобрать на инструменте и правильно записать нотами услышанную мелодию. Также можно освоить такой полезный навык, как умение подбирать и играть аккомпанемент к любой мелодии.

Почему сольфеджио не пользуется популярностью у новичков?

Несомненно, уроки «пения по нотам» дают отличные результаты, однако у начинающих музыкантов эта дисциплина не пользуется особой популярностью. Причин этому может быть несколько.

Во-первых, не все понимают, что такое сольфеджио, и насколько важные навыки можно приобрести в процессе обучения этой музыкальной дисциплине.

Во-вторых, нужно регулярно и в течение очень долгого времени делать специальные упражнения, прежде чем удастся достичь заметных результатов, и далеко не у всех учеников хватает терпения.

Третья причина - это особенности программы по этой музыкальной дисциплине. Она ориентирована на подготовку профессиональных певцов и музыкантов. Поэтому лишь диктантами и пением с листа занятия не ограничиваются. Построение и пение гамм, аккорды от заданных нот, интервалы, тональность, трезвучие, одноголосие - сольфеджио изучает массу понятий, без которых нельзя обойтись ни одному музыканту-профессионалу.

Нужно ли «пение по нотам» гитаристам?

Научить человека игре на гитаре можно, конечно, и без знания нот. Однако активизировать процесс глубокого понимания и осознания музыки помогут именно занятия сольфеджио. Как же понять, что такое сольфеджио на гитаре? Это, прежде всего, формирование в сознании музыканта устойчивых закономерностей различных звуковых сочетаний, которыми по мере обучения будет все легче и легче пользоваться, смешивать их и получать возможность писать новую музыку.

Сольфеджио формирует у гитариста совершенно новое, более качественное видение грифа, позволяет иначе воспринимать процесс написания новых музыкальных композиций, соло-партий, аккомпанементов. Игра молодых гитаристов, не изучавших сольфеджио, становится однобокой и примитивной. Такие музыканты практически не поддаются переучиванию, а техника их игры неэластична.

Нужен ли учитель при обучении?

Понятно, что основная составляющая сольфеджио - ноты. Кажется, что выучить обозначение нот, их длительность, ключи, размер, можно самостоятельно. Однако все не так просто, как может показаться, - контроль необходим во всем, особенно на начальных этапах обучения.

Конечно, благодаря современным компьютерным программам можно обучаться урокам сольфеджио и в домашних условиях, но живой контроль будет намного действеннее, поскольку человек, в отличие от машины, может сопереживать, чувствовать, наслаждаться мелодией.

Понимание того, что такое сольфеджио, и зачем оно необходимо, является очень важным моментом для каждого певца и музыканта. Ведь сольфеджио - это не просто скучные занятия, это целый комплекс определенных знаний и навыков, доведенных до автоматизма, позволяющих создавать свои яркие музыкальные шедевры.

Теория музыки, сольфеджио и нотная грамота - это схожие понятия, однако у них есть и существенные различия.

Теория музыки и нотная грамота - это теория, в то время как сольфеджио - это практика, если быть точнее, то это целый комплекс упражнений, целью которых является развитие навыков применения теоретической части музыки на практике.

Сольфеджио в широком смысле можно определить как пение по нотам. Кстати, стоит заметить, что данное слово образовано путем сложения названий двух нот - соль и фа, потому и звучит столь музыкально.

Теперь вам известно, что такое сольфеджио в музыке. Ниже будет рассказано о том, чему учат на уроках сольфеджио в музыкальных школах.

Что такое сольфеджио как учебная дисциплина

Как и всякий предмет, сольфеджио подразумевает сначала прохождение теоретической части, однако в музыкальных школах теория неотделима от практики, и потому вскоре после изучения нотной грамоты начинается практическая часть - разучивание и пение гамм, а также номеров и упражнений с дирижированием.

В ходе обучения приобретаются следующие умения и навыки:

  • Умение спеть любую мелодию с листа. Довольно полезный навык, ведь впоследствии достаточно будет взглянуть в нотный сборник и чисто исполнить композицию.
  • Умение представить в мыслях, а затем подобрать на инструменте и записать нотами услышанную мелодию. На уроках сольфеджио данное умение развивается путем написания музыкальных диктантов.
  • Умение подобрать, а затем и сыграть аккомпанемент к той или иной мелодии.

Конечно, чтобы овладеть всеми этими умениями, потребуется не один год обучения, в течение которого будет проделано множество различных упражнений. К тому же, чтобы достичь успеха здесь, как и в любом другом деле, потребуется терпение, упорство и время, его нужно уделять занятиям ежедневно, а не раз в неделю, только на уроках.

В заключение стоит отметить, что сольфеджио - это навыки, которые доведены до автоматизма и дело это длительное и постепенное, нельзя сразу же ждать результата после посещения одного занятия.

Родители, приводя своих детей в музыкальную школу, не задумываются над вопросом: а готов ли их ребёнок к освоению программы?

Например, программы сольфеджио.

Речь сейчас не идёт о родителях-музыкантах, которые всегда и всем могут помочь своему ребёнку. Что знают о способностях своего ребёнка родители, которые никогда не учились в музыкальной школе или сами когда-то бросили её на полпути?

Поскольку профессия музыканта сейчас "не пользуется спросом", родители отдают своих детей "в музыкалку" просто для их общего развития. Конкурса и отбора сейчас в обычную музыкальную школу нет, поэтому идут все - независимо от их "пригодности" или "непригодности". Директора школ и преподаватели ждут с распростёртыми объятиями каждого ребёнка, ведь от количества учащихся детей зависит материальный баланс школы. Все школы сейчас почти на самоокупаемости, денег от города или области поступает крайне мало.

Что же получается? Программа осталась для одаренных, отобранных детей, а учатся по ней дети, которые не готовы осваивать даже самые начальные навыки.

Особенно это касается сольфеджио, которое включает в себя пение, освоение ритма, определение на слух, музыкальный диктант, сочинение музыки и теоретические сведения. Как-то так получается, что именно на этом предмете особенно сильно "спотыкаются" и дети, голосовой аппарат которых не готов петь, и преподаватели сольфеджио, которые не могут помочь детям именно в пении.

Кто такие преподаватели сольфеджио? Это в большинстве своём люди, хорошо владеющие различными теоретическими сведениями, имеющие очень хороший музыкальный слух, даже умеющие сочинять музыку, но совершенно не владеющие искусством пения. Как это так: в программе сольфеджио на первом плане стоит "пение", а преподаватель не умеет петь? К сожалению, в подготовке преподавателя - сольфеджиста нигде (ни в музыкальной школе, ни в училище, ни в Вузе) нет предмета "Постановка голоса". Только совсем недавно (год назад) в качестве эксперимента в некоторых муз. колледжах ввели "постановку голоса" будущим преподавателям сольфеджио.

А что делать сейчас? Ребёнок петь не готов, преподаватель помочь не в состоянии. Из года в год половина детей (или больше) не усваивает, "давится" "номерами" по сольфеджио (нотными строчками для пения). От класса к классу сложность таких "номеров" неуклонно возрастает. Уже в 3 классе нужно петь "номера" в быстром темпе, со сложными интонациями и мелкими длительностями. А половина детей в 3 классе не может спеть даже номера с трудностью 1-го класса. Как правило, преподаватель даже "не бьёт тревогу", потому что сам не знает, что делать, а понукать детей и заставлять больше дома петь - смысла тоже никакого, всё равно будут петь неправильно.

Обычно преподаватель думает: "Ну, правила по сольфеджио знают, легко строят любую гамму, интервал, аккорд, правильно "стучат" ритм, даже музыкальные диктанты как-то умудряются писать. Чего ещё надо? Да, с пением большие проблемы. Но я-то что могу сделать? Я сам(а) не умею петь".

Вот и получается, что всё катится так, как катится. Неготовые к пению дети пытаются дома петь заданные "номера". Хорошо, если дома есть такие клавишные инструменты, как фортепиано (синтезатор) или аккордеон. Можно сыграть номер и хоть как-то постараться его спеть. А если нет? Если дома, допустим, барабаны, флейта, гитара, балалайка, домра, даже скрипка? Нельзя в музыкальной школе при помощи этих инструментов выучить "номер".

Есть проблема и с фортепиано и аккордеоном. У них равномерно темперированный строй - искусственный (октава поделена на равное количество полутонов - 12). Петь в нём крайне неудобно. Он очень отличается от строя, существующего в природе. Когда-то давно, до И.С. Баха, музыканты пользовались в игре на инструментах природным натуральным строем. Но он ограничивал количество употребляемых тональностей. Использовались лишь тональности до 2-х знаков при ключе (включительно). Тональности с бОльшим количеством знаков звучали фальшиво. Давно музыкальные теоретики (ещё с 16 века) искали возможности для введения нового, сначала "хорошо темперированного", а потом "равномерно темперированного" строя, который бы позволил пользоваться большинством тональностей (24), свободно переходить из одной тональности в другую в одном и том же произведении, не перенастраивая инструмент (модулировать). Наконец - свершилось. Сейчас и фортепиано, и аккордеон, и баян - именно в таком строе, совершенно непригодном для пения.

Каков же выход? Петь в строе, близком к натуральному.

А как в нём петь? Каков показатель природного строя? ПЕТЬ В НЁМ УДОБНО!!! Это же природный строй!!!

Преподаватели-хоровики, сами умея петь в натуральном строе (потому что это удобно от природы) и владея вокальными навыками, и детей пытаются научить петь. Однако, покинув хоровой класс, дети попадают снова в капкан темперированного строя, играя на инструменте, или когда пытаются петь на сольфеджио. Одноразовое в неделю занятие Хора, естественно не помогает.

Я сама - преподаватель-теоретик (преподаватель сольфеджио). Ни в музыкальной школе, ни в училище, ни в консерватории меня никто не учил петь. Пела всегда "чисто", т.е. в темперированном строе. Всегда имела "5" по сольфеджио. Но... я всегда знала, что петь не умею, очень хотела научиться, но не знала, с чего начать. Поскольку я работала и концертмейстером на хорах, на уроках по постановке голоса у вокалистов, постепенно, крупица за крупицей, собралась информация, которая позволила мне научиться петь. Я прочитала много книг по постановке голоса. Я испытывала на себе всевозможные вокальные упражнения, которые давались учащимся, и о которых я узнала из книг. Теперь я знаю, что достаточно было в детстве каждый день слушать и учиться петь на правильно спетых простых примерах - просто подражать хорошему пению.

Вот что происходит, когда ребёнок пытается петь номер, наигранный на фортепиано - он не попадает в ноты, не поёт, а разговаривает.

Попробуйте позаниматься с помощью этих напетых номеров . Пробуйте петь сами (после прослушивания) и давайте попробовать ребёнку. Пение точно улучшится после первых же "тренировок" процентов на 50%.

Возможные реакции преподавателей сольфеджио:

1) Если ребёнок совсем не пел и вдруг "запел" после занятий по этим упражнениям, то реакция преподавателя точно будет: "Ой, какой же ты молодец".

2) Если ребёнок пел "не очень", но запел гораздо лучше, то реакция преподавателя сольфеджио может быть: "Это фальшивое пение". Я бы сама так сказала ещё лет 10 назад. А теперь вспомните оперных певцов. Они поют в строе, очень близком к натуральному. Однако же как-то "уживаются" с темперированно настроенным оркестром. Так что выход есть: пусть преподаватель сольфеджио кое-где подыгрывает аккорды аккомпанемента к пению вашего ребёнка. В первом классе такое подыгрывание вполне допускается. А ко второму классу ребёнок сам научится держать баланс между строем, близким к натуральному, и темперированным строем (в некоторых местах нотного текста).

Напетые номера помогут:

создать в голове нужную слуховую базу;
развить музыкальный слух;
хорошо разбираться в нотном тексте;
петь правильным звуком;
не отстать по программе сольфеджио;
всегда быть готовым на уроке сольфеджио;
получать только хорошие оценки за выученные номера;
быть лучшим в группе;
полюбить пение;
получать удовольствие от занятий сольфеджио.

У многих людей, чей жизненный путь не проходил через музыкальную школу, есть ошибочное представление о сольфеджио. Бытует мнение, что эта наука слишком сложная, освоить которую удастся не каждому, или что она даёт недостаточно положительных эффектов, как другие музыкальные дисциплины. Всё это, далеко, не так. Такие суждения возникают при отсутствии достаточной информации об этой дисциплине.
Прогресс от занятий на любом из инструментов очевиден – это умение играть. В случае сольфеджио, результат далеко не ясный. Если сравнивать со зданием, к примеру, это относится не к каркасу, который виден на поверхности, а к фундаменту, который не видно, но без него нельзя. Курс обучения этой науке строится на закладывании основных музыкальных умений – слух и чувство ритма.

С итальянского языка термин «сольфеджио» переводится как «пение по нотам». Дисциплина направлена на развитие музыкального слуха у вокалистов и музыкантов. Именно благодаря ему, можно в полном объёме ощутить искусство, научиться сочинять и исполнять музыку.

Очень важно уметь правильно воспринимать звуки, чему и учат на уроках сольфеджио. Невозможно нормально исполнить композицию, если играешь мимо нот. Правильное восприятие звуков – надёжная гарантия изучения новых навыков за максимально короткий промежуток времени.

С чего состоит обучение сольфеджио.

1. Пение, при котором произносят название каждого звука – сольфеджирование.

Здесь только одно условие: произносим все ноты ритмически и интонационно правильно.
2. Слушаем и анализируем.

Любой музыкант обязан уметь анализировать услышанную музыку, охарактеризовать её, определить темп, структуру и ритмические нюансы.
3. Важный пункт обучения – музыкальные диктанты.

Принцип их написания напоминает типичные школьные диктанты, но вместо букв – специальные символы и ноты. Задание учеников заключается в записи на нотный стан сыгранной преподавателем мелодии, придерживаясь всех правил «музыкальной пунктуации».

Что мы получаем, обучаясь сольфеджио?

Обучение нотной грамоте и основным символам и обозначениям применяемым в записи музыки на бумагу.
Бесценный навык чистого пения, умение спеть мелодию с первого раза без репетиций.

Музыкальные диктанты тренируют умение подбирать на инструменте услышанную мелодию и записывать её нотами.

Причины, по которым «пение по нотам» не привлекает новичков.

Непонимание. Мало кому известно, сколько важных и полезных навыков обретает ученик в процессе обучения.
Не у всех хватает сил ждать результата. Чтобы получить желаемый эффект необходимо долго и усердно трудится, выполнять все необходимые упражнения.

Сложность обучения дисциплине. Обучение ориентировано на основательную подготовку музыкантов. Здесь не обойтись одним лишь пением с листа или диктантами. Дисциплина изучает огромное количество понятий, которые обязательны для каждого музыканта, желающего более углубленно изучать музыку.

Важность данного обучения для гитаристов.
Чтобы научить человека играть простые вещи на гитаре, не нужны знания нотной грамоты. Однако сольфеджио отвечает за умение понимать и осознанно исполнять музыку, слышать ноты.

Благодаря этому учению, гитарист начинает иначе видеть инструмент, знает, где какие ноты на грифе гитары находятся, как работник библиотеки знает где подходящая книга. По-другому воспринимается подбор мелодий и аккомпанемента.

Необходимость в преподавателе.

Изучить все ноты, размеры и длительности – задача для самостоятельного разбора. Тем не менее, в начале обучения необходим чуткий контроль знающего человека над каждой деталью.

Современные технологии здорово шагнули вперёд, и теперь урокам сольфеджио можно обучиться, не выходя из дома. Но, к сожалению, компьютер и интернет не смогут вовремя обратить внимания ученика на ошибки, помочь сосредоточиться и найти индивидуальный подход к обучающемуся. Поэтому гораздо эффективней будет обратиться за помощью к профессиональному

Освоив однажды сольфеджио, вы окончательно перейдёте с музыкой на «ты», получите умение правильно излагать свои музыкальные мысли нотами, измените подход к подбору на слух, начнёте более глубоко понимать сам язык музыки.

Что такое сольфеджио?

Слово «сольфеджио» является итальянским термином и буквально обозначает «пение по нотам». Это дисциплина, целью которой является развитие музыкального слуха у музыкантов и вокалистов. Именно он позволяет в полной мере наслаждаться искусством звуков - сочинять и исполнять музыку.

Для любого певца и музыканта очень важно активное восприятие звуков, которое можно развить благодаря урокам сольфеджио. Нельзя исполнять какую-либо музыку, если не попадаешь в ноты. Активное восприятие является гарантией овладения новыми навыками в короткие сроки. Именно поэтому важность уроков сольфеджио для начинающих певцов и музыкантов нельзя недооценивать.

Что включает в себя эта музыкальная дисциплина

Как и любая дисциплина, сольфеджио включает в себя несколько важных разделов.

  1. Сольфеджирование - пение, при котором называют каждую ноту. При этом важно произносить их интонационно и ритмически верно.
  2. Музыкальные диктанты. Принцип их проведения похож с написанием диктантов в школе, только вместо букв необходимо фиксировать музыкальные знаки. Преподаватель играет на каком-либо клавишном инструменте мелодию (последовательность звуков), а ученики записывают все нотами, при этом соблюдая их высоту и длительность, а также музыкальные паузы (перерывы между звуками).
  3. Слуховой анализ. Для каждого музыканта очень важно уметь на слух определять характер услышанной музыки, ее лад, темп, ритмические особенности и структуру.

Какие навыки приобретаются благодаря урокам сольфеджио?

Приступать непосредственно к изучению этой дисциплины можно только лишь после освоения как минимум нотной грамоты. Именно поэтому сольфеджио для начинающих музыкантов и певцов заключается в изучении нот и других музыкальных знаков.

Уроки сольфеджио помогают освоить такой важный навык, как умение чисто спеть любую мелодию без предварительной репетиции. Благодаря музыкальным диктантам развивается умение мысленно представить, подобрать на инструменте и правильно записать нотами услышанную мелодию. Также можно освоить такой полезный навык, как умение подбирать и играть аккомпанемент к любой мелодии.

Почему сольфеджио не пользуется популярностью у новичков?

Несомненно, уроки «пения по нотам» дают отличные результаты, однако у начинающих музыкантов эта дисциплина не пользуется особой популярностью. Причин этому может быть несколько.

Во-первых, не все понимают, что такое сольфеджио, и насколько важные навыки можно приобрести в процессе обучения этой музыкальной дисциплине.

Во-вторых, нужно регулярно и в течение очень долгого времени делать специальные упражнения, прежде чем удастся достичь заметных результатов, и далеко не у всех учеников хватает терпения.

Третья причина - это особенности программы по этой музыкальной дисциплине. Она ориентирована на подготовку профессиональных певцов и музыкантов. Поэтому лишь диктантами и пением с листа занятия не ограничиваются. Построение и пение гамм, аккорды от заданных нот, интервалы, тональность, трезвучие, одноголосие - сольфеджио изучает массу понятий, без которых нельзя обойтись ни одному музыканту-профессионалу.

Нужно ли «пение по нотам» гитаристам?

Научить человека игре на гитаре можно, конечно, и без знания нот. Однако активизировать процесс глубокого понимания и осознания музыки помогут именно занятия сольфеджио. Как же понять, что такое сольфеджио на гитаре? Это, прежде всего, формирование в сознании музыканта устойчивых закономерностей различных звуковых сочетаний, которыми по мере обучения будет все легче и легче пользоваться, смешивать их и получать возможность писать новую музыку.

Сольфеджио формирует у гитариста совершенно новое, более качественное видение грифа, позволяет иначе воспринимать процесс написания новых музыкальных композиций, соло-партий, аккомпанементов. Игра молодых гитаристов, не изучавших сольфеджио, становится однобокой и примитивной. Такие музыканты практически не поддаются переучиванию, а техника их игры неэластична.

Нужен ли учитель при обучении?

Понятно, что основная составляющая сольфеджио - ноты. Кажется, что выучить обозначение нот, их длительность, ключи, размер, нотный стан можно самостоятельно. Однако все не так просто, как может показаться, - контроль необходим во всем, особенно на начальных этапах обучения.

Конечно, благодаря современным компьютерным программам можно обучаться урокам сольфеджио и в домашних условиях, но живой контроль будет намного действеннее, поскольку человек, в отличие от машины, может сопереживать, чувствовать, наслаждаться мелодией.

Понимание того, что такое сольфеджио, и зачем оно необходимо, является очень важным моментом для каждого певца и музыканта. Ведь сольфеджио - это не просто скучные занятия, это целый комплекс определенных знаний и навыков, доведенных до автоматизма, позволяющих создавать свои яркие музыкальные шедевры.



Загрузка...

Реклама