emou.ru

Кто писал про ктулху. Кто такой Ктулху? Мифы и реальность. Ктулху и современная культура

Давайте рассмотрим вопрос о том, кто такой Ктулху? Ктулху - это божество, относящееся к роду древних, впервые он встречается у писателя Говарда Лайкрафта. В своих книгах он описывает это существо, спящее на дне Тихого океана. Внешне Ктулху - это смесь человека, дракона и осьминога. Его тело покрыто чешуей, на спине - зачатки крыльев, а голова усеяна щупальцами. Своими гигантскими размерами Ктулху подобен огромной горе.

Ктулху обладает возможностями проникать в человеческий разум и управлять им, но учитывая, что находится чудовище под водой, то его суперсилы теряют свою мощь, но тем не менее он может проникать в сны людей. Вот мы познакимолись с его образом и знаем, кто такой Ктулху - это зеленое существо, напускающее кошмары в сновидения людей.

Еще существует культ поклонения Ктулху, и его приверженцы разбросаны по всей земле. Жертвоприношения, пляски и сумасшедшее поведение - неотъемлемые атрибуты оккультного поклонения Учитывая популярность этого древнего божества, возникли многие направления, где использован его образ, например - игры. Карточная Ктулху использует все основные направления оккультизма: в ней присутствуют сражения, сектанты, обьясняется, кто такой Ктулху. Но все это подано в шутливой атмосфере, и у этой игры великое множество поклонников.

Рассмотрим еще вопрос о том, какое распространение Ктулху приобрел среди пользователей интернета. Это и анекдоты, и устрашающие истории, и собственный смайл - (;,;). Кто такой Ктулху на данный момент - это интернет-мем, который преобразовали в концентрацию злобы и негатива, придумав не свойственные для него действия, например, пожирание мозгов, хотя оно более свойственно зомби, чем подводному чудовищу.

Стоит упомянуть еще одну настольную игру, в которой также объяснятся, кто такой древний бог. Это «Зов Ктулху», игра, в которой можно бороться за фракции людей и фракции монстров. Игра - живая, то есть в нее можно добавлять новые карты, создавая новые вариации. Ктулху в ней является главным оружием, самым мощным и непобедимым.

И еще один интересный момент. Когда в 2006 году на пресс-конференции Владимиру Путину хотели задать вопрос относительно его взгляда на пробуждение Ктулху - страшное событие для всей планеты, официально вопрос не был включен в программу, но неофициально В. В. Путин ответил, что он не относится серьезно ко всяким оккультным движениям, а также рекомендовал спрашивающим почитать Библию или Коран.

Кстати, образ Ктулху широко используется и в фильмах, и в мультипликации. Например, в фильме «Пираты Карибского моря» у героя фильма присутствует атрибутика Ктулху. осьминога, внешний вид, напоминающий подводное чудовище, сюжетная линия поведения. В мультфильме «Супермэн» в роли правителя Атлантиды также выступает герой нашего повествования. И даже доктору Зольдбергу из «Футурамы» приписывают схожесть с великим Ктулху, но именно в пародийной атмосфере.

Подведя итог, можем определить, что Ктулху после своего появления занял собственную нишу, его образ узнаваем, а имя знают многие. Он все так же популярен, живет в интернете, в книгах и на телеэкранах. Его можно встретить в играх, на рисунках футболок, а также в виде мягких игрушек.

Однажды из космического Хаоса на планету Земля прибыли Древние Боги, основали свою цивилизацию, занялись селекцией существ, превращая их в своих рабов. Древние боги творили бесчинства. Однако был бог, который защищал этих рабов. Это был Ктулху. Кто это? Что это за защитник?

Ктулху

Впервые Ктулху был упомянут в 1928 году в рассказе «Зов Ктулху» Говарда Лавкрафта. Ктулху это чудище, спящее на дне Тихого океана, которое воздействует на разум человека. Образ Ктулху близок к шумерскому божеству Кулулу, корни происхождения которого можно найти в древних манускриптах.

Части тела Ктулху похожи на осьминога, дракона, человека. Чудище с головой осьминога, с щупальцами, покрытое чешуей гуманоидное тело и два рудиментарных крыла. Живой Ктулху хлюпает, при движении из него течет слизь. Тело у этого чудища зеленое, студенистое. Точный рост Ктулху не указывается, но он подобен «ходячей горе» и больше чем Циклоп.

Ктулху из рода Древних Богов. Он лежит посреди Тихого океана на вершине города Р’льех. Когда Р’льех, «при верном положении звезд» появляется над водой, то Ктулху освобождается. Пробуждение Ктухлу грозит закату человеческой цивилизации и возвращению Древних богов.

В области Р’льеха, указанной Лавкрафтом, в 1997 году был зафиксирован подводный звук, который получил имя «Bloop». Мощность этого звука много больше, чем звук, издаваемый морскими животными.

Культисты, живущие в разных уголках Земли, поклоняются Ктулху. Среди эскимосов Гренландии и жителей Новой Англии много культистов, которые на своих встречах устраивают человеческие жертвоприношения, пляски и обряды.

Ктулху может воздействовать на разум человека, но из-за толщи воды его способности заглушаются и подвластными остаются только сновидения. Сны, напускаемые Ктулху, ужасают, доводят до сумасшествия. Кто такой Ктулху? Это – существо, совершенно чуждое людской природе и история человечества зависит лишь от его сна.

Ктулху и современная культура

В отличие от других богов из мифов, Ктулху достаточно популярен и известен. Он является одним из персонажей интернет – комикса «User Friendly».

В 1984 году группа «Metallica» исполнила музыкальную композицию «The Call of Ktulu». Затем были группы «Therion», «Draconian», «Cradle Of Filth», которые тоже обращались к этому мифическому герою. Группа «Endura» в своем творчестве многое связала с Ктулху.

В 1994 году вышла фэнтезийная игра «Quest for Glory IV: Shadows of Darkness», в которой, кроме других героев, также есть и Ктулху. В 2007 году вышла компьютерная игра, в русском варианте - «Шерлок Холмс 3: Секрет Ктулху».На сцене Большого драматического театра сейчас идет спектакль «Пробуждение Ктулху». Ктулху неоднократно пробирался на киноэкраны – «Пираты Карибского моря.»

Образ Ктулху в молодежных сообществах Рунета популярен наравне с Медведом, Масяней, Креведко и обзавелся смайликом (;,;) или {:€. Ктулху является предметом анекдотов, карикатур, шуток и пародий.

Как ни странно, хочу узнать истоию появления Ктулху.
Весь генезис, так сказать.

Ктулху (англ.Cthulhu) в Мифах Ктулху — спящее на дне Тихого океана чудовище, способное воздействовать на разум человека. Впервые упомянут в рассказе Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху» (1928).

На вид Ктулху разными частями тела подобен осьминогу, дракону и человеку: судя по барельефу от Энтони Уилкокса, героя «Зова Ктулху», и таинственному древнему изваянию из рассказа, чудовище имеет голову с щупальцами, гуманоидное тело, покрытое чешуёй, и пару рудиментарных крыльев. Описание из вымышленного журнала Густафа Йохансена добавляет, что живой Ктулху хлюпает и истекает слизью при движении, а тело его зелено, студенисто и чудесным образом регенерирует с наблюдаемой быстротой. Точный рост его не указывается; Йохансен уподобил чудище «ходячей горе», большей, чем «легендарный Циклоп»; Ктулху (плывущий или же идущий по дну) «воздымался над нечистой пеной, как корма демонического галеона».

Ктулху принадлежит роду Древних. Он лежит во сне, подобном смерти, на вершине подводного города Р’льех посреди Тихого океана. «При верном положении звёзд» Р’льех появляется над водой, и Ктулху освобождается.

В Мифах Ктулху описывается древняя религиозная традиция поклонения (культ) Ктулху. Согласно Лавкрафту, культисты присутствуют в самых разных уголках Земли; в частности, и среди эскимосов Гренландии, и среди жителей Новой Англии. На своих встречах культисты устраивают человеческие жертвоприноения, бесятся, пляшут и читают мантру «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн», что, по показаниям некоторых культистов (по «Зову Ктулху»), следует понимать как «В своём доме в Р’льехе мёртвый Ктулху ждет, сны видит».

Ктулху способен воздействовать на разум человеческих существ, но его способности заглушаются толщей воды, так что подвластными ему остаются только сновидения особо чувствительных людей. В «Зове Ктулху» сны, напускаемые Ктулху, сильно ужасают видевших их, и порой доводят до сумаествия. Ктулху — инопланетное, совершенно чуждое людской природе существо, а вся история человечества есть лишь миг его сна. Культисты убеждены в великой мощи своего идола, и гибель цивилизации представляется им весьма вероятным, хотя и незначительным, последствием пробуждения Ктулху.

Вот как об этом говорят мифы:

КТУЛХУ (также КУТУЛУ, КТУЛХУТ, ТХУ ТХУ, ТУЛУ). Бесформенный Великий Древний, которого наиболее часто описывают как когтистое, осьминого-головое существо с большими крыльями, как у летучей мыши. Ктхулху спит в смертном трансе в Р"льехе, но однажды он простнётся, дабы ещё раз править миром.

Записи о Ктхулху обрывочны, но похоже он был порождён в мире Вурл в двадцать третьей туманности. Позже Он бродил зеленой двойной звездой Хотх, где совокупился с существом по имени Идх-йаа, дабы породить Великих Древних Гхатанотхоа, Йтхогтха, и Тсог-Оммога. Далее Ктхулху и его потомство полетели на Юггот, откуда сошли на Землю.

По Их прибытии, Ктулху и его свита на острове в Тихом Океане построили огромный каменный город Р"лиэх. Сначала, потомству Ктулху сопротивлялись Старшие Существа, обитавшие на земле миллионы лет до прихода Ктхулху. После войны, в которой потомки Ктхулху разрушили все города Старших Существ, оба лагеря объявили мир и согласились не мешать друг с другу.

За сим, Ктхулху и его потомки многие годы наслаждались свободой в этом мире, но скоро они впали в период глубокого ожидания. В течение миллионов лет человечество медленно развивалось. Ктхулху говорил с сими новыми существами в их снах, сообщая им, где находятся статуи с его образом, кои он принёс со звёзд. Так зародился культ Ктхулху. Но однажды черный Р"лиэх постигло бедствие. Возможно, это была месть неизвестных божеств или изменения в звёздах, луне, отделённых от Земли (хотя считается, что слуги Ктхулху знали бы об этом). Время сей катастрофы также неведомо; согласно доктрине культа, это произошло после зарождения его первых культов, другие считают, что это случилось задолго до начала развития человечества. Без причины, город Р"лиэх погрузился в воды Тихого Океана, захлопнув Ктхулху и его потомков как в ловушке. Вода заблокировала большинство их телепатических сигналов, исключив любой контакт с их слугами кроме как через случайные сны. Ктхулху не мог ничего сделать, и ждёт, пока звёзды не установятся в надлежащем порядке; лишь тогда он освободится из заключения.

С тех пор, могила Ктхулху время от времени подымалась из воды, освобождая Ктхулху на краткие периоды. Всякий раз, после нескольких дней или недель, Р"лиэх снова погружался обратно в море. Однако придёт день, когда черный город не вернётся к морскому дну. Засим Ктхулху будет убивать и метаться по всему миру.

Культы Ктхулху широко распространены; следы его поклонения остались на Гаити, Луизиане, на Юге Тихого Океана, в Мехико, Аравии, Сибири, К"н-йан, и Гренландии. Бессмертные жрецы поддерживали культ где-то в горах Китая, но истинный центр культа был расположен где-то в Аравии, около Ирема. Первая работа Профессора Анжелла и его преемников дала много информации о скрытых культах.

В основном этот культ остался тайным, но на Гавайских островах всё ещё ходят легенды о Кана-лоа, злом боге-кальмаре, который заключён в преисподней. Ритуалы Ктхулху часто исполняются близ океана или большого залива, и считается, что Хэллоуин - один из его высших празднеств. Ходят слухи, что Ктхулху - просто высший жрец Йог-Сотхотха. Некоторая вражда существует между Ктхулху и его братом, Невыразимым Хастуром. Однако никто не знает из-за чего возник конфликт между ним.

В некоторых текстах, Ктхулху назван водным элементалом, не смотря на то, что океан блокирует его телепатические сигналы к человечеству. Рукопись Сассех упоминает Ктхулху, как проявление Ньйарлатхотепа, хотя никакой другой источник не интерпретирует его таким образом. Франсис Ланей попытался связать Ктхулху Куиха-Айар с богом войны Хуитзилопохтли. Это явная несуразица; Хуитзилопохтли - бог Ацтеков и он вовсе не похож на Ктхулху. Наконец, некоторые провели параллели между Ктхулху и К"тхулу Соухисом, высшим жрецом Му, который сбежал в Южную Америку. Некоторые принимают любую из этих гипотез.

На вид Ктулху разными частями тела подобен осьминогу, дракону и человеку: согласно описанию Лавкрафта он зеленый, липкий и толстый, имеет голову как у осьминога, скрюченное драконоподобное тело, покрытое чешуёй и пару рудиментарных крыльев. Точный размер его не указывается, но, судя по рассказу «Зов Ктулху», он явно не меньше корабля средней величины. Впервые упоминается ещё в рассказе «Дагон» (1917) всё того же дедушки.

Ктулху лежит «во сне, подобном смерти», в затонувшем городе-склепе Р’лье (Р’Лайх в другом переводе) посреди Тихого океана. «Когда звёзды примут нужное положение», Р’лье поднимется с морского дна и Ктулху проснется. В «Мифах Ктулху» описывается древняя религиозная традиция поклонения Ктулху. Согласно Лавкрафту, культисты присутствуют и среди эскимосов Гренландии, и среди жителей Новой Англии, и вообще по всему свету. На своих встречах культисты устраивают человеческие жертвоприношения, танцуют и распевают мантру «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн» , что, по показаниям некоторых культистов, следует понимать как «В своем доме в Р’льехе мёртвый Ктулху спит, ожидая своего часа» .

Ктулху способен воздействовать на разум человеческих существ, но его способности заглушаются толщей воды, так что подвластными ему остаются только сновидения. В рассказе сны, напускаемые Ктулху, сильно ужасают видевших их, и порой доводят до сумасшествия.


В 1997 в области указанного Лавкрафтом расположения Р’лье был зафиксирован подводный звук, получивший имя собственное «Bloop » (блуп, с английского — «рёв», «вой»). Природа звука указывает его животное происхождение, но мощность намного превосходит ту, которая могла быть достигнута известными видами морских животных.

Написание Лавкрафта удивительным образом близко по произношению к шумерскому божеству Кулулу — главное божество шумеров Энки живет в своем доме на дне моря.

Имя Его произносится на языке смертных примерно как Khlûl’hloo или Kathooloo − так завещал нам дедушка Лавкрафт:

Ни в одном из английских вариантов произношения звука «ц» (Цтулху ) нет. В английском языке для обозначения звука ц используется сочетание ts , тогда как буква с читается как русское с перед буквами e , i и y («фифти с ент», например, против русской транскрипции «цент») или как «к» во всех остальных случаях. Таким образом Цтулху в английских источниках быть не может, ровно как и Стулху , ибо буквосочитание «ct» может читаться только как «кт». Исключения − аббревиатуры. Вероятней всего, таковое произношение пошло от одного из переводов псевдонекрономикона (Некрономикон Симона).

В молодёжных слоях Рунета образ Ктулху обрёл популярность наравне с медведом и даже обзавёлся собственными смайликами — (;,;), {:?, :-Е, (jlj), а также?. Ктулху стал предметом многих карикатур, анекдотов, шуток и пародий (расхожие фразы «Ктулху зохавает фсех!»; «Ктулху фхтагн!»; «Ктулху зохавает твой моск!»). В этих шутках Ктулху иногда приписываются несвойственные ему действия, заимствованные из схожих образов, например поедание человеческого «моска» (мозга) (возможно, из-за сходства с иллитидами и из-за свойства самого Ктулху управлять разумом людей на расстоянии, то есть поглощения разума, а потом перефразировалось в "поглощение мозга").

Культ Ктулху, вызывающего вполне справедливые опасения глав многих государств, от Северной Кореи до Франции и Соединённых Штатов, долгое время пребывал во мраке научного забвения со стороны этнографов и религиеведов, будучи достоянием немногочисленных разрозненных и изолированных друг от друга сект. Первое упоминание о поклонении Ктулху встречается в "Китаб аль-Азиф" арабского путешественника и оккультиста Абдуллы ибн-Хазреда (или Абдула Алхазреда, как его часто называют в англоязычных источниках). Эта книга была написана в Дамаске около 730 года и представляет собой не столько мистический, сколько исторический трактат престарелого скитальца о том, что было и ушло. Сочинений такого рода встречалось немало на просвещённом арабском Востоке. Уроженец Йемена Абдулла ибн-Хазред много странствовал, от Пенджаба до Магриба, легко усваивал иностранные языки и не упускал случая похвалиться умением читать и переводить манускрипты, которые были не по силам менее учёным людям.

Ибн-Хазред проявлял довольно специфический интерес к забытым верованиям, тайным культам и тёмным суевериям различных племён и сект, встреченных на своём пути. Известный американский писатель Говард Филлипс Лавкрафт незаслуженно называет его "безумным арабом". В действительности, если даже по современным стандартам ибн-Хазред и вёл себя несколько эксцентрично, порой рискуя жизнью, чтобы добраться до занесённых песками руин "города колонн" Ирема, такие поступки вполне оправданны известным любому серьёзному путешественнику стремлением к достижению цели.

В итоговой книге всей своей жизни - "Китаб аль-Азиф" ибн-Хазред рассказал о секте или, вернее, группе сект, которые поклоняются Старейшим Богам и стремятся помочь им подчинить своей власти всю Землю. Немаловажную роль в этом играет первосвященник Старейших Богов чудовищный Ктулху, спящий мёртвым сном в бездне моря и под толщей воды ждущий своего часа, когда звёзды и планеты выстроятся в определённом порядке. Тогда при помощи воли адептов Ктулху проснётся сам и разбудит Старейших Богов. А до тех пор приверженцы не дают угаснуть своей религии, регулярно проводя ритуалы и песнопения.

Все эти мрачные верования так и остались бы достоянием исследователей истории религий, если бы в начале XX века не было точно установлено местонахождение затонувшего города Р"Лайх и склепа спящего жреца Старейших Богов - Ктулху.

Впервые о Ктулху цивилизованные белые люди заговорили в 1860 году. Арктическая экспедиция Принстонского университета искала в Исландии и Гренландии древние стоянки викингов и высеченные на камнях рунические надписи. Проверялась популярная в те годы гипотеза открытия Америки скандинавскими мореходами. Надписи не нашли, зато на западном побережье Гренландии обнаружили вымирающее племя эскимосов, которые поклонялись дьяволу - торнасуку. Во всяком случае, так утверждали соседние племена, старавшиеся держаться подальше от приверженцев пугающей религии. Это было вдвойне странно, учитывая жестокие и местами изуверские языческие обряды, распространённые среди эскимосов Гренландии и канадской Арктики. Руководитель экспедиции профессор антропологии Джоэл Корн посетил угасающее в изоляции племя и даже сумел разговорить главного шамана - ангекока. У племени имелся фетиш: небольшая статуэтка из пористого чёрно-зелёного камня, стоящая на высоком гранитном валуне. Эскимосы танцевали вокруг него, встречая восход солнца после долгой полярной зимы. Там же, у валуна, совершались человеческие жертвоприношения пленников или соплеменников. Профессора Корна заинтересовали доселе неизвестные у эскимосов обряды, передающиеся из поколения в поколение с незапамятных времён. Особенный интерес вызвало песнопение, с которым обращались к фигурке, символизирующей торнасука. Это были слова совершенно другого языка, неизвестного науке и ни на что не похожего! Ангекок тщательно воспроизвёл фонему слов дьявольской литургии для любопытного профессора. Эскимосы поклонялись спящему на дне моря могущественному Ктулху и ему же приносили жертвы, заверяя в своей верности ко дню пробуждения.

Публикация отчёта Джоэла Корна в ежегодном сборнике Королевского Географического общества, членом которого профессор являлся, вызвала интерес просвещённого мира. Придворный британской поэт Альфред Теннисон сразу отреагировал на это стихотворением "Ктулху":

Вдали от бурь, бушующих над ним,
На дне пучин, под бездной вышних вод,
Глубоким сном, извечным и глухим,
Спит Ктулху крепко; редкий луч блеснет
В бездонной тьме; укрыта плоть боков
Гигантских губок вечною броней.
И смотрит вверх, на слабый свет дневной,
Из многих потаенных уголков,
Раскинув чутко сеть живых ветвей,
Полипов исполинских хищный лес.
Он спит века, чудовищных червей
Во сне глотая; но дождется дня -
Наступит час последнего огня;
И в мир людей и жителей небес

Впервые он всплывет - и всем придёт конец.

Интерес к вырождающемуся племени эскимосов быстро угас и в другой раз о Ктулху заговорили в 1908 году. На заседание американского Археологического общества в Новом Орлеане полицейский инспектор Джон Р. Леграсс принёс с целью опознания статуэтку из чёрно-зелёного камня. Статуэтка была захвачена во время полицейского рейда в лесах Луизианы. Секта идолопоклонников, подозреваемая в человеческих жертвоприношениях, проводила свои отвратительные богослужения на островке посреди болота. Захваченные врасплох метисы почти не сопротивлялись. Полицейским удалось обнаружить разложившиеся останки и восьмифутовый гранитный столб с несообразно крошечной фигуркой каменного идола наверху. Поскольку Леграссу, проводившему расследование по этому делу, не удалось идентифицировать странный культ, добросовестный инспектор обратился к специалистам.

К его удивлению, фигурка вызвала неистовый интерес профессора Уильяма Чаннинга Уэбба, почти полвека назад принимавшего участие в арктической экспедиции Корна. Уэбб заявил, что фетиш метисов сильно напоминает идола эскимосских дьяволопоклонников. Но как статуэтка могла попасть из далёкой Гренландии на юг Америки? Очевидно, что это было два разных изваяния. Профессор Уэбб осведомился, известно ли Леграссу о песнопениях сектантов? В бумагах инспектора было зафиксировано и это. Странная литания на неизвестном языке звучала как " Ph"nglui mglw"nafh Cthulhu R"lyeh wgah"nagl fhtagn", жалкая имитация фонетики абсолютно нечеловеческих слов, определённой физиологическим устройством речевого аппарата, совершенно не похожего на земной.

Именно эти слова слышал Уильям Уэбб на западном побережье Гренландии!

Два одинаковых культа, две одинаковые статуэтки у дикарских племён в разных уголках Земли - это было невероятно! Инспектор Леграсс добавил, что в ходе допросов выяснил перевод языческого пения: "В своём доме в Р"Лайх мёртвый Ктулху ждёт во сне". Арестованные метисы много рассказали о Старейших Богах и великом жреце Ктулху в тёмном склепе на дне моря. Гостивший в Новом Орлеане Говард Филлипс Лавкрафт зарисовал изваяние Ктулху.

Лавкрафт, необычайно эрудированный человек, установил связь между этими двумя странными сектами и описанием забытых культов, сделанных в "Китаб аль-Азиф". Свои наблюдения он изложил в рассказе "Зов Ктулху", благодаря которому Ктулху приобрёл массу почитателей, особенно, в нынешней России. Современные сектанты проводят ролевые игры, а итоги интернет-голосования, когда о пробуждении Ктулху одновременно думало более шестнадцати тысяч человек, хороший пример бешенной популярности Старейших Богов.

Финальным аккордом в этой истории стало обнаружение в 1925 году экипажем яхты "Алерт" странных руин, поднявшихся со дна Тихого океана в результате сейсмической активности в районе 47 градусов 9 минут южной широты и 126 градусов 43 минут западной долготы. Так был найден город Р"Лайх. Остров не успел оказаться размытым, как вскоре снова ушёл под воду. Исследования, произведённые ВМС США во второй половине двадцатого столетия, недолго оставались государственной тайной. Феномен Р"Лайх был признан реально существующим. Главы государств оставили Ктулху в покое до лучших времён. Относясь к нему с подозрением, и с опаской ожидая, когда великий спящий проснётся.

Ктулхуизм

Ктулхуизм — пародийная религия по типу пастафарианства. Ктулхианцы утверждают, что Ктулху проснётся и «зохаваит фсех».

Ктулхианцы практикуют несколько шутливых религиозных ритуалов:
Принесение жертв. Каждый культист обязан не реже раза в месяц производить ритуальное зохавывание. Для этого необходимо зохавать что-нибудь вкусное и громко произнести: «Зохавано во имя Ктулху!»
Подношения. Любой культист, потративший, потерявший или другим способом расставшийся с некоторым имуществом, обязан считать это членским взносом на пользу Ктулху, о чём должен немедленно уведомить окружающих, произнеся «Ктулху зохавал!»

Хотя ктулхуизм — российское явление, в других странах также существуют пародийные культы Ктулху, например, американский Campus Crusade for Cthulhu.

Ктулхуизм, как течение, породил, в свою очередь, новые псевдокультовые проявления: в частности, в Челябинске появилось учение, названное фхтагнизмом. Приверженцы фхтагнизма, воспринимая ктулхуизм как своего рода Ветхий Завет, обобщают его и утверждают, что внутри каждого существует неведомая сила, способная проснуться и произвести поистине глобальные перемены. Основной постулат фхтагнизма гласит: "В своём доме каждый проснётся в назначенный час!" Он проводит параллель с главным заклинанием культа Ктулху: "Пхнглуи мглунавх Ктулху Рлайх угахнагл фхтагн!" (В своём доме мёртвый Ктулху проснётся в назначенный час), приводимым самим Говардом Ф. Лавкрафтом.

В июле 2006 года, во время подготовки к интернет-конференции президента России В. В. Путина, шутливый вопрос «Как Вы относитесь к пробуждению Ктулху?» оказался среди лидеров по популярности. За него проголосовали 16682 человека. На самой конференции ответ на него, как и на остальные вопросы «неестественно завышенной популярности», не последовал. Однако при неформальном общении с журналистами Путин сказал: "Я вообще с подозрением отношусь ко всяким потусторонним силам. Если кто-то хочет обратиться к истинным ценностям, то пусть лучше почитает Библию, Талмуд или Коран. Будет больше пользы."


источники

Среди всех чудовищ, богов и демонов, созданных фантазией Говарда Филлипса Лавкрафта, Ктулху занимает особое место. Именно рассказ «Зов Ктулху» принято считать первым кирпичиком уникальной авторской мифологии, вдохновившей как самого Лавкрафта, так и многочисленных последователей. Сейчас «Мифы Ктулху» можно признать настоящим явлением, ставшим основой для множества литературных произведений, фильмов, компьютерных игр, философских эссе и оккультных концепций. Мало кто из писателей может похвастаться тем, что создал столь «живучую» мифологию.

Хотя пантеон Великих Древних в настоящее время неимоверно разросся, центральной его фигурой без сомнения остается Ктулху. Внеземное, неизмеримо могущественное и столь же «злое» чудовище, спящее в затонувшем городе, но даже из пучины поддерживающее связь со своими поклонниками и насылающее безумие на все человечество. Большинство Великих Древних с тех пор представлялись примерно схожими: нечто «огромное, бесформенное, слизистое», иногда с крыльями, в большинстве случаев — с щупальцами, столь же могущественное, сколь и чуждое человечеству, находящееся вне моральных норм, которые обычно люди приписывают богам и демонам.

Могло ли подобное божество, равно как и весь лавкрафтовский пантеон, быть созданным исключительно фантазией одного человека, пусть даже и такого, как Говард наш Филлипс? При всем уважении к Мэтру, в этом есть сомнения.

Истоки вдохновения Лавкрафта обычно ищут в литературных образах. Так, автор одной из наиболее подробных биографий Лавкрафта, Сунанд Джоши, в качестве оных называет рассказ Ги де Мопассана «Орля» и роман Абрахама Меррита «Лунная заводь», а также теософские труды. Другие вспоминают стихотворение Теннисона «Кракен», повествующее об огромном чудовище, дремлющем в морской пучине, чтобы проснуться перед концом света. Влияние этих, как и ряда других, образов на творчество Лавкрафта вполне вероятно — однако недостаточно, чтобы создать столь богатую и целостную мифологию. Вспомним Толкиена — британский профессор, человек энциклопедических познаний, при создании своего мира опирался на мощнейший пласт германской и кельтской мифологии, дополненной к тому же христианским мировоззрением автора. Мог ли Лавкрафт, также человек широчайшей эрудиции, опираться на какие-то мифологические образы? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Начнем с региона, в котором сам Лавкрафт располагает местопребывание Р’льеха и спящего в нем Ктулху — с Океании. Напомним, что баркас, на котором моряк Йохансен натыкается на поднявшийся из пучины древний город, вышел из Окленда в Новой Зеландии, а корабль «культистов» «Бдительная», как упоминается в рассказе, «курсировал между островами Тихого океана». Есть ли в мифах здешних народов что-то, похожее на Великого Ктулху? Возможно, что и есть!

Среди всех народов Океании самыми развитыми мифологическими представлениями обладали полинезийцы с их достаточно сложным пантеоном богов. Среди них был Каналоа (Тангароа, Таароа, Тагалоа) — один из четырех главных богов полинезийской мифологии наряду с Тане (Кане), Ронго (Лоно) и Ку (Ту). Под разными именами эти боги были известны всей Полинезии, однако их значимость в общей картине мироздания могла варьироваться от острова к острову. Тангароа, например, представлялся то как верховный бог, творец Вселенной, то как «темный двойник» благого небесного божества, местный «дьявол». Именно таким он изображен в гавайской мифологии, где известен под именем Каналоа, противника небесного бога Кане. Впрочем, оба эти бога не только соперники, но и соработники в деле творения — сюжет хорошо известный многим народам Евразии, где мир создается совместно «добрым» и «злым» богами. Кане создает каноэ, но Каналоа заставляет его плавать; Кане создает человека, а Каналоа — всех ядовитых и попросту неприятных тварей. В частности, он считается прародителем кальмаров, почитавшихся существами демоническими, да и сам представляется в виде некоего головоногого. Одно из имен Каналоа — «Каа-хe"e-хaунa-Вeлa» или «Зловонный Кальмар».

Здесь мы уже вплотную подходим к образу Ктулху — огромного чудовища с головой спрута. И то, что Кальмар-Каналоа именуется «зловонным», тоже, что называется, «в тему». Разве сам Лавкрафт уже в другом своем произведении «Ужас Данвича» не пишет о Великих Древних (к которым относится и Ктулху) «лишь по зловонию Их узнаешь ты их»? Впрочем, и в «Зове Ктулху» вскрытие могилы чудовищного бога ознаменовалось «невыносимым смрадом», а позже, когда моряк Йохансен нанес чудовищу удар бушпритом, разлилось «зловоние тысячи разверстых могил».

В глубинах Тихого океана Лавкрафт расположил могилу и еще одного чудовищного божества, описанного им в соавторском рассказе с Хейзел Хилд «Вне времени». В древнем склепе, затонувшем в морских глубинах, скрывается чудовище под именем Гхатанотхоа, столь ужасное, что одним своим видом способно обращать в камень. Разумеется, щупальца и прочие лавкрафтовские прелести в описании данного монстра присутствуют. Само имя Гхатантохоа созвучно с именем Каналоа или Тангароа — не потому ли, что при создании обоих литературных образов Лавкрафт руководствовался одним и тем же мифологическим первоисточником?

Интересная деталь: Лавкрафт мимоходом упоминает, что культ Гхатанотхоа влился в полинезийскую мистическую доктрину «Ареои». Это реально существующий культ плодородия, практиковавшийся на островах Французской Полинезии, включавший ритуальные убийства и ритуальные же оргии. Один из вариантов происхождения этого культа связывает его как раз с Тагароа или с его сыном Оро, богом войны. Поэтому можно сделать вывод, что некоторое представление о полинезийских культах у Лавкрафта имелось и данное представление могло вдохновить его на создание образа Ктулху.

Автор фэнтези и один из продолжателей Лавкрафта Лин Картер назвал Гхатанотхоа «сыном Ктулху». А у Тангароа есть сыновья и помимо Оро. Один из них — Тинирау, хозяин рыб и морских зверей. Его атрибуты — двутелость, соединение в облике сразу двух природ — человечьей и рыбьей. Его вестниками служат акулы, и каждая рыба может считаться его супругой. Тинирау молятся, чтобы он послал хороший улов. Здесь уже прослеживается связь с иными персонажами Лавкрафта — Глубоководными, что имеют полурыбью, получеловечью внешность и способны смешиваться с людьми. Они же могут дарить тем, кто им поклоняется, множество рыб. В повести «Тени над Иннсмутом» упоминается остров Понапе в Океании, откуда и привел Глубоководных в Новую Англию капитан Оубед Марш. Между прочим, неподалеку, на островах Меланезии, тоже существовали легенды о неких полулюдях-полурыбах.

Неизвестно, был ли Лавкрафт знаком именно с гавайской мифологией, но при его широчайших познаниях и множестве прочитанных книг, не было бы ничего удивительного в том, что сведения о Каналоа все же донеслись до писателя, а остальное додумала его богатая фантазия.

В полинезийских легендах хватало и иных огромных спрутообразных существ, а культ Тангароа имеет ряд интересных для рассматриваемой темы аспектов. Даже гимн Тиирау-Тангалоа в исполнении жрецов с острова Таити звучит необычайно зловеще, заставляя представлять культистов из Иннсмута:

От Поглотителя, от Повелителя Океана

Поднимается туча сюда.

В ночных тенях

Поднимается туча…

Для солнца, встающего из океана,

Для солнца, от Поглотителя, поднимающегося сюда.

Еще один возможный источник вдохновения Лавкрафта — культ вуду, а также связанные с ним обряды и божества. Чуть ли не самый жуткий момент в «Зове Ктулху» — это ритуал в честь Ктулху в луизианских болотах. Это поклонение Лавкрафт прямо именует «вуду культом», явно намекая этим на множество пугающих слухов, что ходили в то время о негритянских богах и их почитателях. В реальном вудуизме довольно сложно найти божество даже отдаленно напоминающее Ктулху, но в данном случае этого и не требуется — вуду вдохновило писателя на создание не божества, но его культистов. Лавкрафт, типичный сын старой Америки, убежденный в расовой неполноценности чернокожих, всегда был склонен демонизировать их — что перенес и в иные из рассказов. Как пишет Мишель Уэльбек в книге «Лавкрафт: против человечества, против прогресса»:

«Что до истязателей, прислужников безыменных культов, то это почти всегда метисы, мулаты, полукровки “самого низкого пошиба”…

Христу, как новому Адаму, пришедшему возродить человечество любовью, Лавкрафт противополагает “негра”, пришедшего возродить человечество скотством и пороком. Ибо день Великого Ктулху близок. Эру его пришествия будет легко распознать: “В этот час люди станут подобными Ветхим: свободными, дикими, по ту сторону добра и зла, отбросив всякий моральный закон, истребляя друг друга с громкими криками в течение веселых разгулов. Освобожденные Ветхие научат их новым способам кричать, убивать, пировать; и вся земля зардеет последней бойней разнузданного экстаза. Тем временем подобающими обрядами культ должен поддерживать живую память о тех прежде бывших нравах и прорекать их возврат”. Этот текст есть не что иное, как исключительно сильный парафраз апостола Павла.

Мы подступаемся здесь к самому нутру расизма у Лавкрафта, который сам себя предназначил в жертвы и который выбрал своих палачей. Он не питает никаких сомнений на сей предмет: “тонко чувствующие человеческие существа” будут побеждены “сальными шимпанзе” (так Лавкрафт называет чернокожих, когда оправдывает запрет на совмещение пляжей для черных и белых); их будут перемалывать, истязать и пожирать; их тела будут рвать на части в гнусных обрядах, под неотвязные звуки исступленных барабанов».

Омерзительный до гротеска ритуал, где человеческие жертвы приносятся под шелест крыльев неведомых дьяволов из глубин черного леса, под пристальным взором неведомой твари с щупальцами — квинтэссенция отношения Лавкрафта к чернокожим вообще и вудуизму в частности. Впрочем, о последнем и без того ходили жуткие слухи, особенно распространенные на американском Юге. Процитированный ниже газетный отрывок, описывающий якобы вудуистский обряд, была бы вполне достоин пера Лавкрафта, если бы не его явный сексуальный подтекст:

«По мере того, как ритм там-тамов и банджо ускоряется, обычно благопристойное поведение негров сменяется разнузданной вакханалией. Их поступь и все извивы тел исполнены первобытной мощи, неведомой тем, кто вращается лишь в приличном обществе. Женщины сдирают с себя одежду и возвращаются к неистовому празднеству уже нагими, вопя вместе с остальными… Нагая белая девушка, что выполняет обязанности жрицы вуду, доведена до исступления заклинаниями и танцами, последовавшими за жертвоприношением черной и белой курицы. Змея, обученная своей роли, движется в такт музыке, обвивая члены девицы, а верующие стоят вокруг или пляшут, наблюдая за извивами змеи. Наконец, когда бедная девушка упала, корчась в эпилептическом припадке, наблюдатель в ужасе бежал прочь».

Эта статья из «Нью-Йорк Таймс» (1894 год) рассказывает о церемонии, проводившейся в городе Мобил, штат Алабама. Подобных историй хватало на Юге, в особенности в Луизиане, в Новом Орлеане, с его «королевами вуду» и причудливым франко-негритянским фольклором. Хотя Лавкрафт посетил южные штаты уже после написания «Зова Ктулху», тем не менее, историю Юга он знал и раньше, восхищался «рыцарями» Ку-клукс-клана и всецело одобрял заведенные в южных штатах расовые порядки. Вполне возможно, что вудуистские мотивы в «Зове Ктулху» обязаны своим появлением статье вроде процитированной выше.

Вероятно, впечатления от поездки на Юг вдохновляли Лавкрафта и при написании рассказа «Локон Медузы» (в соавторстве с Зелией Бишоп). Кстати, написан он был в Ричмонде, бывшей столице Конфедерации Южных Штатов. В этом рассказе африканские корни культа Ктулху проступают более отчетливо, так же как и лучше прослеживаются привязки к конкретным вудуистским верованиям. Антураж заброшенного поместья старого Юга, таинственная и зловещая красавица Марселина Бертран с волосами, подобными змеям (отголосок мистерий Дамбаллы, вудуистского бога-змея?), старая зулусская колдунья Софонизба, чуть ли не молящаяся на таинственную хозяйку, которая, как отмечает Лавкрафт в самом последнем предложении, «была, хоть и в обманчиво незначительной степени… негритянкой». Волосы Марселины после ее смерти таинственным образом превращаются в огромную змею, сохраняющую мистическую связь со своей гниющей в могиле хозяйкой — отсылки одновременно и к культу Дамбаллы, и к «живым мертвецам», на легенды о которых так богат вудуизм. Ну а финальный крик старой колдуньи еще больше утверждает нас в мысли, что истоки культа Ктулху находятся на Черном Континенте:

«Иэ! Иэ! Шуб Ниггурат! Йа Р"Лайх! Н"гаги н"булу бвана н"лоло! Йа, йо, бедная Мисси Танит, бедная Мисси Изида! Марсе Клулу, появись из воды и забери свое дитя — она умерла! Она умерла! У волос больше нет никакой хозяйки, Марсе Клулу. Старая Софи, она знает! Старая Софи, она получила черный камень из Большого Зимбабве в старой Африке! Старая Софи, она танцевала в лунном свете вокруг камня-крокодила до того, как Н"бангус поймал ее и продал на корабль, перевозящий людей! Нет больше Танит! Нет больше Изиды! Нет больше женщины ведьмы, которая бы хранила огонь горящим в большом каменном месте! Йа, йо! Н"гаги н"булу бвана н"лоло! Иэ! Шуб Ниггурат! Она умерла! Старая Софи знает

Все эти примеры, казалось бы, подтверждают мнение авторов вроде Джоши или Уэльбека, акцентирующих особое внимание на «расизме» и «снобизме» Лавкрафта, его подчеркнутой боязни «низших рас» и «полукровок», ставших прототипами лавкрафтовских чудовищ. Однако есть и еще один мифологический пласт, также, возможно, оказавший влияние на создание «Мифов Ктулху». Пласт особенно близкий Лавкрафту, потому что он теснейшим образом связан с его «малой родиной» — Новой Англией и некоторыми близлежащими штатами. Это регион, в истории которого было самое дремучее мракобесие, вплоть до сожжения ведьм; где прижились и укрепились предрассудки, привезенные колонистами из старушки Европы. Лучше всего настроения, из которых вырастал ведьмовской фольклор британских колоний, описал сам Лавкрафт:

«Фанатичные приверженцы верований, сделавших их изгоями среди себе подобных, чьи предки в поисках свободы селились на безлюдье. Здесь они процветали вне тех ограничений, что сковывали их сограждан, но сами при этом оказывались в постыдном рабстве у мрачных порождений собственной фантазии. В отрыве от цивилизации и просвещения все душевные силы этих пуритан устремлялись в совершенно неизведанные русла, а болезненная склонность к самоограничению и жестокая борьба за выживание среди окружавшей их дикой природы развили в них самые мрачные и загадочные черты характера, ведущие свое происхождение из доисторических глубин холодной северной родины их предков . Практичные по натуре и строгие по воззрениям, они не умели красиво грешить, а когда грешили — ибо человеку свойственно ошибаться — то более всего на свете заботились о том, чтобы тайное не сделалось явным, и потому постепенно теряли всякое чувство меры в том, что им приходилось скрывать».

«Картинка в старой книге»

«Огромные пространства мрачных девственных лесов, вечно сумеречных, в которых могла водиться любая нечисть; орды меднокожих индейцев, чей странный мрачный вид и жестокие обычаи прямо указывали на их дьявольское происхождение; свобода, данная под влиянием пуританской теократии, в отношении строгого и мстительного Бога кальвинистов и адского соперника этого Бога, о котором очень много говорилось каждое воскресенье; мрачная сфокусированность на своем внутреннем мире из-за лесного образа жизни людей, лишенных нормальных развлечений и увеселений, измученных требованиями постоянного религиозного самопознания, обреченных на неестественные эмоциональные репрессии, да еще вынужденных вести постоянную жестокую борьбу за выживание — все это неизбежно порождало обстановку, в которой не только по уголкам шептались о черных делах ведьм и рассказы о колдовстве и невероятных ужасах передавались из уст в уста много позже жутких дней салемского кошмара ».

«Сверхъестественный ужас в литературе»

Английский, шотландский, немецкий, ирландский фольклор 18-19 веков переполняли причудливые существа, способные соперничать с самыми жуткими персонажами полинезийских или африканских легенд. Лондонские тошеры верили в «крысиную королеву», обитающую в канализации, жители Линкольшира в болотного духа Тидди Мана с белой бородой и оленьими рогами, на Оркнейских островах появлялось морское чудовище Накилеви, лишенный кожи одноглазый «кентавр» с плавниками вместо копыт и огромной китовой пастью, а в реках Уэльса обитал Водяной Попрыгун, зловредный дух, напоминающий огромную жабу с крыльями и хвостом вместо лап. Народная фантазия породила и более причудливых существ, порой подозрительно напоминающих «бесформенных» и «ужасных» шогготов из фантазий Лавкрафта. Таковы, например, чудовище Без Костей из Соммерсета или медузообразное шетлендское Оно. Легенды же о шабашах ведьм, о «подкидышах», о Малом Народе в тех или иных вариациях имелись чуть ли не во всей Западной Европе. Многие эти суеверия проникли и за океан: поверья о письмах крысам, водяных Мэна, чудовище Кровавые кости, которым пугали детей, или Джерсийском Дьяволе. Часть этих существ могла возникнуть под влиянием индейских легенд, как Вендиго, великан-людоед, но многие твари имели вполне европейское происхождение. Лавкрафт, как человек, досконально знавший историю британских колоний в Америке, с его живейшим интересом к родному штату не мог не знать хотя бы некоторых из этих суеверий — и иные из них угадываются в рассказах — «Фотомодель Пикмана», «Затаившийся ужас», «Крысы в стенах», «Неименуемое» и даже «Тени над Иннсмутом». Лавкрафт вполне мог знать и легенду о Снэлгейстере — неведомом крылатом существе, обитающем возле Голубого хребта в штате Мэриленд. Рассказы о нем появились в среде немецких иммигрантов. «Шнелле Гейст», то есть «быстрый дух», описывается как нечто среднее между птицей и драконом с металлическим клювом, с острыми как бритва зубами, а порой и с подобными осьминогу щупальцами. Вспомним опять-таки «Зов Ктулху»:

«Если я скажу, что в моем воображении, тоже отличающимся экстравагантностью, возникли одновременно образы осьминога, дракона и карикатуры на человека, то, думается, я смогу передать дух изображенного существа. Мясистая голова, снабженная щупальцами, венчала нелепое чешуйчатое тело с недоразвитыми крыльями; причем именно общий контур этой фигуры делал ее столь пугающе ужасной».

Снэлгейстер налетает молча с неба и уносит свои жертвы. Самые ранние истории утверждают, что этот монстр высасывает кровь. Семиконечные звезды, которые, по общему мнению, держали Снэллгейстера в страхе, местные знахари рисовали на амбарах. Подобные же символы часто встречаются в произведениях и Лавкрафта, и его последователей.

Нельзя утверждать, что какое-то из упомянутых выше божеств или чудовищ стало конкретным прототипом Ктулху, но очевидно, что все эти мрачные легенды, слухи и суеверия оказали немалое влияние на творчество Лавкрафта. Американская культура и американский фольклор гораздо более многообразны, чем принято считать в России, а смешение различных традиций способно порождать причудливые, порой пугающие образы. Лавкрафт, с его широчайшей эрудицией и глубокой любовью к родной Новой Англии, плоть от плоти которой он был, гениально уловил все эти «глубины сатанинские» американской культуры, воплотив их в образе «пришедших со звезд» чудовищ, оказавшись одновременно их творцом и невольным пророком. Из топких луизианских болот, из густых лесов и пещер Аппалачей и бездонных глубин Океании вышел Великий Ктулху, чтобы с тех пор начать победоносное шествие по всему миру.

Ктулху - безобразное создание, являющееся во снах, от которых стынет кровь. Житель морских глубин не отличается древностью, как привидения и вампиры, герои европейских легенд, – существо поселилось в загадочных мирах книг , страдавшего от ночных кошмаров, только в начале 20 века. Но сегодня без него немыслима современная фантастика с элементами мистики и ужасов.

История появления

Жуткую мифологию, наполненную хаосом и кошмарами, выдумал американский писатель Говард Филлипс Лавкрафт, положив начало жанру мистических ужасов, к которому позже обращались многие авторы. Вселенная Лавкрафта имеет особую атмосферу космического страха, необъяснимую для человека. Мифология состоит из масштабной плеяды божеств, «полукровок» и чудищ, которые одновременно и потусторонние, и вполне реальные.

Главное же божество пантеона – ужасный монстр Ктулху. Читатели познакомились с этим персонажем в 1928 году в рассказе «Зов Ктулху», и с тех пор существо стало постоянным героем произведений автора. Ключевой повестью из цикла «Мифы Ктулху» считаются «Хребты Безумия», увидевшие свет в 1931 году.

По мнению исследователей творчества Лавкрафта, прототипом для мерзкого чудовища послужил бог морской стихии Тангароа, живущий в эпосе полинезийцев. И доказательств на то россыпь. Жители Гавайев представляли морского властелина как кальмара или осьминога огромных размеров (книжный Ктулху по внешнему виду – тоже представитель головоногих моллюсков). В мирах американского фантаста нашлось место божеству Гетаноа, имя которого перекликается с именем полинезийского бога. И, наконец, Говард Лавкрафт поместил Ктулху на спячку близ островов Полинезии.


У поклонников творчества писателя остаются вопросы по поводу произношения имени персонажа. Автор пояснял, что на самом деле слово звучит и пишется как «Кхлул’Хлуу», а его корни стоит искать в языке древних (какого народа – не уточнил).

Понятие «мифы Ктулху» возникло после ухода из жизни гениального создателя ужастиков. Термин появился с легкой руки Августа Дерлета, писателя, друга и коллеги Говарда Лавкрафта. Он отредактировал и дополнил незаконченные работы, отметив специфические художественные приемы и набор персонажей. Позже к Дерлету присоединился Ричард Тирни, который расширил мифы. В дальнейшем над вселенной Ктулху корпели Фрэнк Лонг, Колин Уилсон и, конечно, .

Ктулху в мифах


Злой бог мирно почивает в объятиях в затонувшем городе Р’Льех (доме мертвых) в сердце Тихого океана, ожидая, когда небесные светила займут определенное расположение. Тогда Ктулху пробудится ото сна и отправится сеять разруху и хаос по миру.

«Отец ужасов» Лавкрафт утверждает в книгах, что древняя религия этого божества существует в каждом уголке земного шара. В подводного монстра верят гренландские аборигены и жители части американских штатов. На страницах рассказов автор повествует об обряде поклонения Ктулху, который требует человеческих жертв. Приверженцы культа танцуют и произносят мантру «Пх"нглуи мглв"нафх Ктулху Р"льех вгах"нагл фхтагн», которая переводится как «В своем доме в Р"Льехе мертвый Ктулху спит, он проснется в назначенный час».


Бог предстает перед читателем в виде гиганта (подобен горе, даже выше Циклопа) с чертами осьминога, человека и дракона, покрытого сколькой чешуей зеленого цвета. На руках и ногах красуются длинные ногти, а на спине – крылья, как у летучей мыши. Голова морского чудища лишена растительности, рот обрамлен множеством щупальцев. Последователи Лавкрафта описывали живого монстра хлюпающим во время передвижения.

Потомок рода Древних обладает способностью влиять на людей, но так как гигант покоится на морском дне, этот талант теряет силу. Но Ктулху хитер и идет другим путем – дарует человеку ужасные сны, от которых легко потерять разум.


Страшное создание – отец Ктхуллы, юной дамы космического происхождения. Тайная дочь божества, как две капли воды похожая на него, скрывается в местечке под название Ютх. Миссия девушки – следить, чтобы отец не погиб. В случае смерти она возродит того к жизни. Поэтому тело наследницы неусыпно охраняют слуги Ктулху.

Экранизации

Неведомое чудище появляется в ряде произведений мирового кинематографа. Ктулху призывали подняться со дна морей оккультисты из многосерийного мультфильма «Настоящие охотники за привидениями», срежиссированного и Гарольдом Рамисом. Приверженцы культа использовали в обряде книгу заклинаний.


Ктулху из "Южного парка"

Божеству отведены эпизоды в трех сериях анимационного фильма «Южный парк». Здесь чудовище пробудили ото сна сотрудники компании по переработке нефти, взорвавшие нефтяную платформу.

В 2005-м году на экраны вышел фильм «Зов Ктулху» по одноименной повести американского прародителя мистических ужасов. Режиссер Эндрю Леман решил стилизовать ленту под немое черно-белое кино, посчитав, что такое решение лучше передаст атмосферу художественного произведения. В фильме снимались Мэтт Фойер, Джон Болен, Ральф Лукас и другие.


Кадр из фильма "Зов Ктулху"

Последнее упоминание в кинематографе о Ктулху случилось в 2007 году – картина носит имя этого зловещего персонажа и рассказывает о приключениях отпрыска главы Ордена Дагона. Постановщиком выступил Дэн Гилдарк, а на съемочной площадке встретились Джейсон Коттл, Кэйси Каррен, Этан Эткинсон, Патрик МакНайт, Кара Буоно.

  1. Чтобы привлечь туристов к морскому проливу Каммон (Япония), маркетологи «Ассоциации достопримечательностей» создали рекламный ролик, в котором пробуждается «местный Ктулху». Чудовище высотой 230 метров нарекли Кайсендоном.
  2. На мифологии Ктулху основано 130 игральных коллекционных карт онлайн-игры «Хартстоун» из «World of Warcraft».

  1. В мире действует ктулхуистская церковь, взявшая за основу вероучения «Зов Ктулху». Лозунг оккультистов звучит как «Ктулху фхтагн». Говорят, среди 16 млн. человек, относящих себя к церкви, 60 тысяч – из России.
  2. Ктулху настолько популярен в массовой культуре, что мимо божества не сумели пройти создатели мемов. Интернет-фантазеры придумали сотни картинок с фразами, где упоминается имя чудища. Одна из популярных – «Ктулху уснул за наши грехи».

Цитаты

«Культ этот никогда не прекратится, он сохранится до тех пор, пока звезды вновь не займут удачное положение, и тайные жрецы поднимут великого Ктулху из его могилы, чтобы оживить Его подданных и восстановить Его власть на земле».
«Не мертвец тот, кто может вечно лежать».
«В странные эпохи и смерть способна умирать».
«Я заглянул в глаза вселенского ужаса, и с этих пор даже весеннее небо и летние цветы отравлены для меня его ядом. Но я думаю, что мне не суждено жить долго. Так же, как ушел из жизни мой дед, как ушел бедняга Йохансен, так же предстоит покинуть этот мир и мне. Я слишком много знаю, а ведь культ все еще жив».
«Восставший может погрузиться в бездну, а погрузившийся в бездну может вновь восстать».


Загрузка...