emou.ru

А ф пахомов панно дети страны советов. Из "ленинградской летописи" алексея пахомова. Живопись и книжная графика

Алексей Федорович Пахомов – один из выдающихся мастеров советского искусства. За полвека творческой деятельности он внес немало нового и яркого в развитии графики и живописи. Его произведения уже с 20-х годов привлекали внимание на отечественных и зарубежных выставках. Ряд его работ был приобретен в наши крупные музеи, а так же в коллекции Италии, Дании, США и Японии. Книги, которые иллюстрировал художник, широко известны. Со многими его рисунками читатели знакомы с юных лет. И это не удивительно, ведь А. Пахомов – один из зачинателей советской иллюстрированной литературы для детей и юношества. Огромное художественное наследие этого мастера не умещается в одну область книжной графики. Алексей Пахомов – автор монументальных росписей, ярких картин, станковой графики: рисунков, акварелей, многочисленных эстампов, среди которых важное место занимают листы серии «Ленинград в дни блокады и войны», потрясающей драматизмом и жизненной правдой. Начало художественного пути Алексея Пахомова связано с живописью. События войны и революции прервали его занятия в училище Штиглица. Обучение в Петрограде во ВХУТЕИНе сменилось службой в Красной Армии. Вернувшись, А. Пахомов продолжил учебу, увлекся новой идеей – «искусство – в производство». В начале 20-х годов А. Пахомов выполнил для воинской казармы роспись «Красная присяга». Сохранившиеся картоны и росписи обнаруживают большую жизненность образов, но без бытовой приземленности и детализации. Другой большой работой А. Пахомова явилась картина «Сенокос. Помочь», написанная в родном селе Варламове. Там возник и замысел этого полотна, и был собран подготовительный материал. Хотя переход к коллективному колхозному труду являлся тогда делом будущего, но само событие (помощь молодых крестьян своим соседям), полное задора молодости и увлеченности работой, в чем-то уже было сродни новым веяниям. Очень рано у А. Пахомова выявился свой пластический подход, основывавшийся на бережном отношении к плоскости. Его привлекало чередование объемов и плоскостей, не переходящих в иллюзорное пространство. Эта задача чаще всего решалась художником в однофигурных композициях с натуры, нередко портретного характера. Таков написанный в середине 20-х годов «Юноша в черной рубахе», отличающийся тонкостью цветовых отношений. Полотно из Русского музея «Работница» (1926) принадлежит к произведениям художника, ярко обнаруживающим глубокое своеобразие его подчерка. Эта картина – портрет построена на присущем А. Пахомову сочетании плавных и мягких объемов человеческого тела с более жесткой фактурой одежды. Молодому живописцу удалось здесь в монументальной форме запечатлеть тип советской женщины - труженицы. Изображением детей – важная сторона искусства А. Пахомова. Обращение к этой теме было закономерно для художника, очень высоко ценящего пластику. Естественное и искреннее отражение чувств ребенка в пластике его движений стало предметом пытливого изучения художника. В 1930 году художник ездил в коммуну «Сеятель» на Северном Кавказе – одно из крупнейших и наиболее автоматизированных по тому времени коллективных хозяйств нашей страны. Там были написаны динамичные акварели и картина «Ночной сев», отличающаяся оригинальным живописным решением. К 1931 году относится интересная серия холстов о людях колхоза «Красная меча». Написанные с натуры на Орловщине, эти работы весьма своеобразно передают сочетание примет нового в деревне с традиционным укладом крестьянской жизни. Параллельно с этим циклом писалась картина «Пионеры у единоличника» (1931) – произведение хорового монументального звучания, удивительно русское по образности живописного языка. В этих работах нет показного оптимизма, в них отразились будни советской деревни в период перехода ее на новый путь. А. Пахомов одним из первых понял эту важную тему в живописи. Дальнейшие шаги в освоении ее были сделаны уже в середине 30-х годов. Связанная с рядом поездок в пионерские лагеря под Ленинградом и в Артек, следующая группа произведений, выполненная в середине 30-х годов, свидетельствует о последовательной разработке А. Пахомовым задач пластики и плэнера. Эти этюды, объединенные названием «На солнце» изображают детвору и подростков у моря на пляже, на отдухе. Богатый материал позволил художнику успешно решить сложный монументально-декоративный замысел панно «Дети Страны Советов» для советского павильона на международной выставке в Париже в 1937 году. В 30-е годы Алексей Пахомов стал больше времени уделять графике и книгам и к концу десятилетия отошел от живописи маслом. Работа над книгой в ленинградском ОГИЗе под руководством В.В. Лебедева, новатора и реформатора в области книжной графики, стала для молодого художника подлинной школой. К его лучшим работам принадлежат рисунки к сказке Р. Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе». Художник все чаще выступает с черно-белыми иллюстрациями. Он ищет в них предельно лаконичного пластического решения, экономного использования линии, выражающей большую художественную форму, что отчетливо видно в рисунках к произведениям «Лодыри и кот» (1935), «Школьные товарищи» (1937), «рассказ о неизвестном герое» (1938). Бывало и так, что сами рисунки А. Пахомова вдохновляли С. Маршака и С. Михалкова на создание новых произведений. Убедительности образов в рисунка способствовали неустанные поиски их прототипов в жизни. Именно в этот период, когда преобладающим у него стал карандашный рисунок с ясным графическим выражением, А. Пахомов обратился к произведения классиков русской литературы. Прекрасно проиллюстрировал «Бежин луг» И. Тургенева. Еще более выразительны рисунки к поэме Н. Некрасова «Мороз, Красный нос». Поэтическое чувство, которым проникнуты эти иллюстрации, и высокое мастерство рисунка, сделали эти произведения художника выдающимся событием советской книжной графики. Во время Великой Отечественной войны, оставаясь в блокадном Ленинграде, А. Пахомов с высокой ответственностью отнесся к своему долгу художника. Им была создана серия литографий «Ленинград в дни войны и блокады» - за которую художник был удостоен Государственной премии. Блокадным листам А. Пахомова свойственна простота и скупость выражения. В его эстампах много белого цвета. Эти чистые места, светящиеся белизной бумаги, - графический лейтмотив заснеженного голодного города. Образы ленинградцев раскрыты в трагизме блокадных ситуаций. Художник далек от пассивного копирования натуры. В этих эстампах правда факта обобщена и выражена образным языком искусства, что дает им право сохранить для человечества величие подвига ленинградцев. В 60-е годы А. Пахомов наряду с литографией успешно обращался в станковых произведения и к акварели. Постоянным полем деятельности художника являлась книжная графика. Глубокое ощущение народности образов, высокие художественные качества отличают иллюстрации к рассказам из «Азбуки» Л. Толстого – крупнейшую работу Пахомова в 60-70-е годы. Эти произведения художника весьма своеобразны по приемам и созвучны его ранней живописи. Художник отошел от ставшей для него традиционной манеры черно-белого карандашного рисунка. Он тонко, с большим мастерством вводит цвет во все листы, декоративно организуя страничные развороты. Как выдающееся достижение современной графики рисунки А. Пахомова к сборнику рассказов «Филиппок» из «Азбуки» Л. Н. Толстого были отмечены Государственной премией СССР в 1973 году. А в 1975 году была издана вторая книга их «Азбуки» - «Три калача и одна баранка» с последними иллюстрациями, сделанными мастером. Все эти произведения показали, насколько выше и мудрее стало искусство художника. Строгий и взыскательный мастер шел путем новых поисков, творчески развивая лучшие традиции искусства книги. Из статьи В. Матафанова.

Алексей Федорович Пахомов

"Алексей Федорович Пахомов (1900-1973) - блестящий рисовальщик и превосходный мастер литографии. Его яркое художественное дарование проявилось уже в раннем детстве, когда он начал портретировать родных. Большое влияние на него оказали лубочные картинки, развешенные в доме отца в Вологодской губернии. По настоянию любителя искусства В.Ю. Зубова молодого художника отправили учиться в 1915 году в Петроград, в Училище технического рисования барона Штиглица. Там он с упоением рисовал гипсы, пробовал свои силы в технике итальянского карандаша и туши...

Детская тема в творчестве Пахомова появилась не случайно: делая наброски с натуры, он часто изображал ребят, улавливал в своих р исунках пластически интересные позы и движения.Специфика детской книги, ее понятность для ума и доступность для глаза ребенка предъявила свои требования к художнику. "Графичная живопись" в работах художника превращается в "живописную графику".Для новой задачи оформления книг Пахомов избирает прием зарисовки с натуры, редко используя цвет. Он стремится к индивидуализации образа, акцентирует внимание читателя на жестах и мимике героя...

Детские образы Пахомова остаются по-прежнему трогательными и непосредственными. Иллюстрации к произведениям С.В. Михалкова, В.А. Осеевой, Л.Н. Толстого 1950-70-х годов демонстрируют не только тонкую наблюдательность художника, но и удивительное знание детской психологии. Для нескольких поколений детей книжки, иллюстрированные Пахомовым, стали первым проводником в жизнь. Легко запоминающиеся герои детских книг вовлекли их в мир поэзии и прозы советского времени." /Н.Мельникова/

Алексей Толстой "Детство Никиты". Художник А. Пахомов. Детгиз - 1959 год.

А еще очень интересные его . вот отрывок..

"..На занятиях по книжной графике у С. Чехонина я был совсем недолго. Но один совет его произвел на меня большое впечатление. Художник предлагал писать шрифты (дело шло о книжной обложке) сразу кистью, на глаз, без предварительной разметки карандашом ("как адрес на конверте"). Надо было выработать такую меткость глаза, чтобы безошибочно уложиться в отведенное пространство и снайперски точно определить размер первой буквы. Незыблемый закон художественной школы - начинать рисовать с общего силуэта предмета и последовательно переходить к крупным, а затем и мелким частям, деталям общего. Совет Чехонина начинать с детали (с буквы), да еще кистью и тушью, когда ошибку невозможно стереть и исправить, показался мне неожиданным и смелым.

Постепенно у меня выработался такой глазомер, что, начав с глаза, я мог изобразить всю фигуру и композицию в отведенном пространстве..."

Серия литографий Алексея Федоровича Пахомова "Ленинград в дни блокады и войны (Ленинградская летопись)" создавалась в те военные годы. Художник не покидал блокадный Ленинград.

Проводы на фронт. 1941.

За водой. 1942.

В очаге поражения. 1942.

В стационар. 1942.

Очистка города в 1942 году. 1942.

На Марсовом поле в затишье. 1943 год. 1944.

Каменщицы (На Крюковом канале). 1944.

ПО КНИГЕ:

АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ ПАХОМОВ: Выставка произведений живописи и графики: каталог. - М.: Изобразительное искусство, 1981. - 95 с.
Тираж 4000 экз.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ А.ПАХОМОВА:

"В работе над блокадной серией я делал очень мало набросков с натуры. Больше наблюдал и запоминал. Вначале не было разрешения на зарисовки, а когда разрешение было получено, отважиться рисовать было не так-то просто. Население с таким недоверием и злобой набрасывалось на рисующего, видя в нем диверсанта и шпиона, что рисование превращалось в непрерывное объяснение. Подходил какой-нибудь военный и успокаивал недоверчивых, что-де удостоверение на зарисовки настоящее, а не поддельное. Но военный и успокоенные уходили, появлялись новые прохожие, и снова надо было объясняться и отбиваться. Но главная причина, конечно, была не в этих трудностях. Просто события были столь значительные, что, мне казалось, и отражены они должны быть не в легких набросках, а в форме наиболее монументальной (в пределах графического искусства): в проработанном эстампе большого формата...
Путем наблюдения и размышления возникала та или иная идея композиции, и я без предварительных зарисовок приступал к ее выполнению. И уже в процессе выполнения я обращался к натуре, чтобы сделать действующих лиц и пейзаж живыми и убедительными...
Хотелось изобразить все то новое, что принесла с собой война и блокада. Вид ленинградских улиц был необычным, исчезли трамваи, автобусы, автомобили, мало стало прохожих, появились снежные сугробы; там, где был всегда подметенный асфальт, появились люди с детскими саночками, везущие разную поклажу, люди в шубах и валенках на велосипедах..."

Отрывок из книги А.Пахомова "Про свою работу" (Л., 1971) опубликован в журнале "Детская литература" (1975. - № 5.)

График, живописец

Алексей Федорович Пахомов - график и живописец. С ранних лет проявил способности к рисованию. При активном содействии представителей местного дворянства (сына и отца Зубовых), был отправлен сначала в Начальное училище в городе Кадникове, а потом в 1915 году в Петроград в Училище рисования барона Штиглица. В училище А. Пахомов попадает в мастерскую Н. А. Тырсы, а после службы в армии переходит в мастерскую В. В. Лебедева.

В 1920-е годы был членом ленинградского художественного объединения «Круг художников». Как живописец, Пахомов создал много значительных работ, занявших своё место в истории ленинградского искусства 20 века. В их числе: «Жница» (1928, ГРМ), «Девушка в голубом» (1929, ГРМ), «Стрелки из лука» (1930,ГРМ), «Портрет ударницы Молодцовой» (1931, ГРМ).

В конце 1920-х г.г. А. Ф. Пахомов начал работу в книжной графике. В 1936 году с распространением офсетной печати Пахомову попробовал изготовить офсетную печатную форму с карандашных рисунков. В результате была выпущена книжка «Школьные товарищи» С. Маршака с иллюстрациями Пахомова. После этого Пахомов стал иллюстрировать книги преимущественно в своей любимой карандашной манере. В это время он также сотрудничал в детских журналах «Чиж» и «Ёж».

Войну Пахомов пережил в блокадном Ленинграде. В результате появилась драматическая серия литографий «Ленинград в дни блокады» (1942-1944). В 1944 году принял участие в выставке пяти работавших в блокаду художников в Русском музее (В. М. Конашевич, В.В.Пакулин, А. Ф. Пахомов, К. И. Рудаков и А. А. Стрекавин).

С 1942 года преподавал в ЛИЖСА имени И. Е. Репина. К началу 1960-х годов, достигнув высоких степеней официального признания, Пахомов, тем не менее, почувствовал необходимость обновления своего изобразительного языка. Толчком к этому послужила прошедшая в 1961 году в ГРМ юбилейная персональная выставка, на которой большой интерес вызвали ранние цветные иллюстрации А.Ф. Пахомова. После этого он решает опять использовать в иллюстрации цвет, возвращается к некоторым собственным приемам, разработанным в 20-х годах. В результате выходят книги с цветными иллюстрациями - "Липунюшка" Л. Н. Толстого (цветной карандаш), "Бабушка, внучка да курочка" (акварель) и другие.

Произведения Алексея Пахомова

У Петропавловской крепости. 1934 г. х.,м. 72,5х52

Сенкос. 1925 г. х.,м.

Жница. 1928 г. х.,м.

Девушка в голубом. 1929 г.

Птичница. 1931 г.

Доярка Молодцова. 1931 г.

Крестьянский мальчик. 1929 г.

Портрет Сары Лебедевой. 1940-е г.г.

Работница (Портрет в голубом). 1927 г.

Юный лучник. 1930 г.

Мальчик на коньках. 1927 г. х.,м.

Авиамоделистка. 1930-е г.г.

С.М. Киров среди авиамоделистов. 1936 г.

Авиамоделисты. 1935 г.

Юные натуралисты в Артеке. 1930-е г.г. цв. литография

Сестры 1934 г.

Девочка на солнце х.,м. 53х66,5

На солнце(?). 1934 г.

Пионеры у моря отдыхают. сер. 1930-х годов

Пионерская линейка. 1934 г.

Пионеры на море. 1934 г.

Солнечные ванны. 1934 г.

Купание краснофлотцев с борта корабля. 1933 г.

Рисую Ленина 1939 г.

Пейзаж 1939 г.

Городки. 1927 г. бум.,акв. 20х18,3

Косцы. Иллюстрация. 1924-1925 г.г. бум.,акв., тушь 27х21

Невеста. 1967 г.

Мурзилка. 1964 г.

Мурзилка 1951 г. (Кардашов А. Хорошо живется нам)

БЛИЗКИЕ ТЕМЫ

Блокадный дневник А. Пахомова

Монохромные произведения А.Ф. Пахомова

» Пахомов Алексей Федорович

Творчество и биография - Пахомов Алексей Федорович

В Вологодской области возле города Кадникова на берегу реки Кубены раскинулось село Варламове. Там 19 сентября (2 октября) 1900 года у крестьянки Ефимии Петровны Пахомовой родился мальчик, которого назвали Алексеем. Его отец, Федор Дмитриевич, происходил из «удельных» землепашцев, не знавших в прошлом ужасов крепостного права. Это обстоятельство играло не последнюю роль в жизненном укладе и преобладающих особенностях характера, выработало умение держаться просто, спокойно, с достоинством. Здесь коренились и черты особой оптимистичности, широты взглядов, душевной прямоты, отзывчивости. Алексей воспитывался в трудовой обстановке. Жили небогато. Как и во всей деревне, своего хлеба до весны не хватало, нужно было покупать его. Требовался дополнительный заработок, которым занимались взрослые члены семьи. Один из братьев был каменотесом. Многие односельчане плотничали". И все же ранняя пора жизни запомнилась юному Алексею как наиболее радостная. После двухгодичного обучения в церковноприходской школе, а затем еще двух лет - в земской школе в соседнем селе, он был отправлен «на казенный счет и на казенные харчи» в высшее начальное училище в город Кадников. Время занятий там осталось в памяти А. Ф. Пахомова как очень тяжелое и голодное. «С тех пор мое беспечное детство в отчем доме, - рассказывал он, - навсегда стало казаться мне самым счастливым и поэтичным временем, и эта поэтизация детства в дальнейшем стала главным мотивом в моей работе». Художественные способности Алексея проявились рано, хотя там, где он жил, не было условий для их развития. Но даже при отсутствии учителей мальчик добился определенных результатов. Соседний помещик В. Зубов обратил внимание на его дарование и подарил Алеше карандаши, бумагу и репродукции с картин русских художников. Ранние рисунки Пахомова, сохранившиеся до наших дней, обнаруживают то, что впоследствии, будучи обогащено профессиональным мастерством, станет характерным для его творчества. Маленького художника увлекало изображение человека и прежде всего ребенка. Он рисует братьев, сестру, соседских ребятишек. Интересно, что ритм линий этих бесхитростных карандашных портретов перекликается с рисунками его зрелой поры.

В 1915 году, ко времени окончания училища города Кадникова, по предложению уездного предводителя дворянства Ю. Зубова местные любители искусства объявили подписку и на собранные деньги направили Пахомова в Петроград в училище А. Л. Штиглица. С революцией пришли перемены и в жизнь Алексея Пахомова. Под влиянием новых преподавателей, появившихся в училище,- Н. А. Тырсы, М. В. Добужинского, С. В. Чехонина, В. И. Шухаева - он стремится глубже понять задачи искусства. Недолгое обучение под руководством большого мастера рисунка Шухаева дало ему много ценного. Эти занятия заложили основы понимания строения человеческого тела. Он стремился к глубокому изучению анатомии. Пахомов убеждался в необходимости не копировать окружающее, а осмысленно его изображать. Рисуя, он привыкал не быть в зависимости от светотеневых условий, а как бы «освещать» натуру своим глазом, оставляя светлыми близкие части объема и притемняя те, что более отдалены. «Правда, - замечал при этом художник, - я не сделался правоверным шухаевцем, то есть не стал рисовать сангиной, размазывая ее резинкой так, что тело человека выглядело эффектно». Полезны были, как признавался Пахомов, уроки виднейших художников книги - Добужинского и Чехонина. Особенно ему запомнился совет последнего: добиваться умения писать шрифты на книжной обложке сразу кистью, без подготовительной наметки карандашом, «как адрес на конверте». По словам художника, такая выработка нужного глазомера помогала впоследствии и в зарисовках с натуры, где он мог, начав с какой-нибудь детали, разместить все изображаемое на листе.

В 1918 году, когда жить в холодном и голодном Петрограде без постоянного заработка стало невозможно, Пахомов уехал на родину, поступив учителем рисования в школу в Кадникове. Эти месяцы принесли огромную пользу для пополнения его образования. После уроков в классах первой и второй ступени он жадно читал, пока позволяло освещение и не уставали глаза. «Все время находился в возбужденном состоянии, меня охватила лихорадка познания. Передо мной раскрывался весь мир, которого я, оказывается, почти не знал, - вспоминал об этой поре Пахомов. - Февральскую и Октябрьскую революции я принял с радостью, как и большинство людей, меня окружавших, но только теперь, читая книги по социологии, политэкономии, историческому материализму, истории, я начал по-настоящему понимать суть происходивших событий».

Перед юношей приоткрылись сокровища науки и литературы; вполне естественным явилось его намерение продолжить в Петрограде прерванное обучение. В знакомом здании в Соляном переулке он стал заниматься у Н. А. Тырсы, который являлся тогда и комиссаром бывшего училища Штиглица. «Нас, учеников Николая Андреевича, очень удивлял его костюм, - рассказывал Пахомов. - Комиссары тех лет носили кожаные фуражки и куртки с портупеей и наганом в кобуре, а Тырса ходил с тросточкой и в котелке. Но его беседы об искусстве слушали, затаив дыхание». Руководитель мастерской остроумно опровергал устарелые взгляды на живопись, знакомил учащихся с достижениями импрессионистов, с опытом постимпрессионизма, неназойливо привлекал внимание к поискам, которые видны в произведениях Ван Гога и особенно Сезанна. Ясной программы будущего искусства Тырса не выдвигал, от занимавшихся в его мастерской он требовал непосредственности: пишите так, как вы чувствуете. В 1919 году Пахомова призвали в Красную Армию. Он близко узнал незнакомую до этого военную среду, понял подлинно народный характер армии Страны Советов, что позднее сказалось в трактовке этой темы в его творчестве. Весной следующего года демобилизованный после болезни Пахомов, приехав в Петроград, перешел из мастерской Н. А. Тырсы к В. В. Лебедеву, решив получить представление о принципах кубизма, которые отразились в ряде произведений Лебедева и его студентов. Из работ Пахомова, выполненных в это время, сохранилось немногое. Таков, например, «Натюрморт» (1921), отличающийся тонким чувством фактуры. В нем проглядывает усвоенное от Лебедева стремление добиваться в произведениях «сделанности», искать не поверхностной завершенности, но конструктивной живописной организации холста, не забывая о пластических качествах изображенного.

Замысел новой большой работы Пахомова - картины «Сенокос» - возник в родном селе Варламове. Там и был собран к ней материал. Художник изобразил не обычную бытовую сценку на покосе, а помощь молодых крестьян своим соседям. Хотя переход к коллективному, колхозному труду являлся тогда делом будущего, но само событие, показывающее задор молодости и увлеченность работой, в чем-то уже было сродни новым веяниям. Этюды и зарисовки фигур косцов, фрагментов пейзажа: трав, кустов, стерни свидетельствуют об удивительной последовательности и серьезности художественного замысла, где смелые фактурные поиски объединены с решением пластических задач. Умение Пахомова уловить ритм движений способствовало динамичности композиции. К этой картине художник шел несколько лет и выполнил много подготовительных произведений. В ряде из них он развивал близкие или сопутствующие основной теме сюжеты.

В рисунке «Отбивают косы» (1924) показаны двое молодых крестьян за работой. Они были зарисованы Пахомовым с натуры. Затем он проходил этот лист кистью, обобщая изображенное уже без наблюдения за своими моделями. Хорошие пластические качества, сочетающиеся с передачей сильного движения и общей живописностью использования туши, видны в более раннем произведении 1923 года «Два косца». При глубокой правдивости, а можно сказать, и суровости рисунка, здесь художника интересовало чередование плоскости и объема. В листе искусно использована размывка тушью. Пейзажное окружение дается намеком. Ощутима фактура скошенной и стоящей травы, что вносит в рисунок ритмическое разнообразие.

Среди немалого числа разработок в цвете сюжета «Сенокос» следует назвать акварель «Косарь в розовой рубахе». В ней, помимо живописных размывок кистью, применено процарапывание по влажному красочному слою, что придавало особую остроту изображению и было введено в другой технике (в живописи маслом) в картину. Колоритен большой лист «Сенокос», написанный акварелью. В нем сцена словно увидена с высокой точки зрения. Это позволило показать все фигуры идущих в ряд косцов и добиться особой динамики передачи их движений, чему способствует расположение фигур по диагонали. Оценив этот прием, художник построил так и картину, а затем не забывал его и в дальнейшем. Пахомов достиг живописности общей гаммы и передал впечатление утренней дымки, пронизанной солнечным светом. Та же тема решена иначе в написанной маслом картине «На покосе», изображающей работающих косцов и в стороне пасущуюся возле телеги лошадь. Пейзаж здесь другой, чем в остальных эскизах, вариантах и в самой картине. Вместо поля - берег быстрой реки, что подчеркнуто струями течения и лодкой с гребцом. Выразителен колорит ландшафта, построенный на различных холодных зеленых тонах, лишь на первом плане введены более теплые оттенки. Найдена определенная декоративность в сочетании фигур с окружением, усилившая общее цветовое звучание.

Одна из картин Пахомова на темы спорта в 20-е годы - «Мальчики на коньках». Художник построил композицию на изображении наиболее длительного момента движения и потому самого плодотворного, дающего представление о том, что прошло и что будет. Контрастно показана другая фигура вдали, вносящая ритмическое разнообразие и завершающая композиционную мысль. В этой картине, наряду с интересом к спорту, видно обращение Пахомова к важнейшей для его творчества теме - жизни детей. Прежде эта тенденция сказывалась в графике художника. Начиная с середины 20-х годов глубокое осмысление и создание образов детей Страны Советов явилось выдающимся вкладом Пахомова в искусство. Изучая большие живописные и пластические проблемы, художник решал их и в произведениях на эту новую важную тему. На выставке 1927 года демонстрировалось полотно «Крестьянская девочка», которое хотя и перекликалось по своей задаче с рассмотренными выше портретами, но представляло также самостоятельный интерес. Внимание художника сосредоточилось на изображении головы и рук девочки, написанных с большим пластическим чувством. Оригинально схвачен тип юного лица. Близко к этому полотну по непосредственности ощущения стоит «Девочка за прической», экспонированная впервые в 1929 году. От погрудного изображения 1927 года она отличалась новой, более развернутой композицией, включающей почти всю фигуру в рост, переданную в более сложном движении. Художник показал непринужденную позу девочки, поправляющей прическу и глядящей в маленькое зеркало, лежащее на колене. Звучные сочетания золотистого лица и рук, синего платья и красной скамьи, алой кофты и охристо-зеленоватых бревенчатых стен избы способствуют эмоциональности образа. Пахомов тонко запечатлел простодушное выражение детского лица, трогательность позы. Яркие, непривычные образы останавливали зрителей. Оба произведения входили в состав зарубежных выставок советского искусства.

Работы А. Ф. Пахомова отличаются монументальностью решений. В ранней советской стенописи произведения художника относятся к наиболее ярким и интересным. В картонах «Красная присяга», росписи и эскизах «Хоровод детей всех наций», картинах о жницах, как и вообще в лучших созданиях живописи Пахомова, ощутима связь с великими традициями древнего национального наследия, входящего в сокровищницу мирового искусства. Глубоко оригинальна колористическая, образная сторона его росписей, картин, портретов, а также станковой и книжной графики. Блестящие успехи пленэрной живописи демонстрирует серия «На солнце» - своеобразный гимн молодости Страны Советов. Здесь в изображении обнаженного тела художник выступил как один из больших мастеров, способствовавших развитию этого жанра в советской живописи. Цветовые искания Пахомова сочетались с решением серьезных пластических задач. Необходимо сказать, что в лице А. Ф. Пахомова искусство имело одного из крупнейших рисовальщиков современности. Мастер виртуозно владел различными материалами. Работы тушью и акварелью, пером и кистью соседствовали с блистательными рисунками графитным карандашом. Его достижения выходят за рамки отечественного искусства и становятся в ряд выдающихся творений мировой графики. Примеры тому нетрудно найти и в серии рисунков, сделанных на родине в 20-е годы, и среди листов, выполненных в следующем десятилетии в поездках по стране, и в циклах о пионерских лагерях. Огромен вклад А. Ф. Пахомова в графику. Его станковые и книжные работы, посвященные детям, относятся к выдающимся успехам в этой области. Один из основоположников советской иллюстрированной литературы, он внес в нее глубокое и индивидуализированное изображение ребенка. Его рисунки увлекали читателей жизненностью и выразительностью. Без поучений, живо и наглядно художник доносил мысли до детей, пробуждал их чувства. А важные темы воспитания и школьной жизни! Никем из художников не были они решены столь глубоко и правдиво, как Пахомовым. Впервые столь образно и реалистически он проиллюстрировал стихи В. В. Маяковского. Художественным открытием стали его рисунки к произведениям Л. Н. Толстого для детей. Рассмотренный графический материал со всей очевидностью показал, что творчество Пахомова, иллюстратора современной и классической литературы, неправомерно ограничивать только областью детской книги. Превосходные рисунки художника к сочинениям Пушкина, Некрасова, Зощенко свидетельствуют о больших успехах русской графики 30-х годов. Его произведения способствовали утверждению метода социалистического реализма.

Искусство А. Ф. Пахомова отличают гражданственность, современность, актуальность. В период тяжелейших испытаний ленинградской блокады художник не прерывал своей деятельности. Вместе с мастерами искусства города на Неве он, как когда-то в молодости в гражданскую войну, работал по заданиям фронта. Серия литографий Пахомова «Ленинград в дни блокады», одно из самых значительных созданий искусства военных лет, раскрывает беспримерную доблесть и мужество советских людей. Автор сотен литографий, А. Ф. Пахомов должен быть назван среди тех художников-энтузиастов, которые способствовали развитию и распространению этого вида печатной графики. Возможность обращения к широкому кругу зрителей, массовость адреса тиражного эстампа привлекла его внимание.

Его работам свойственны классическая ясность и лаконизм изобразительных средств. А. Ф. Пахомов - глубоко самобытный, большой всецело погруженный в отображение жизни своего народа, но вместе с тем впитавший достижения мирового искусства. Творчество Пахомова, живописца и графика, является значительным вкладом в развитие советской художественной культуры.

Портал сайт. Продажа картин, биография художников и многое другое на сайте.



Загрузка...

Реклама