emou.ru

Баренц умер 20 июня 1597. Виллем баренц и географические открытия голландцев в русской арктике. По следам Баренца

Каравелла Виллема Баренца (наши дни)

28 сентября 2012 года из Архангельска стартовала экспедиция на архипелаг Новая Земля, с целью поиска останков корабля, на котором в 1596 году Виллем Баренц пытался пройти из Европы в Индию. Исследования планировалось провести еще осенью 2011 года, но в силу ряда причин мероприятие было перенесено.

Люди, способные посвятить всю свою жизнь одной цели, восхищают. Мечтою Баренца было – во что бы то ни стало найти Северо-Восточный морской проход из Европы в Китай и Индию. Ради этого он организовал три арктические экспедиции. Суровые испытания, насмешки скептиков, неудачи первых двух попыток не остановили Баренца. Голландское правительство отказалось спонсировать новый морской поход, и он заразил своей верой купцов и сумел найти соратников. В мае 1596 года на средства горожан была организована третья экспедиция. Первыми из европейцев Баренц и его команда достигли Новой земли, но не открытие новых островов было целью голландца, нужно было двигаться в Индокитай.

Каравелла попала в ледяной плен у северной оконечности Новой Земли в бухте, которую Баренц назвал «Ледяной Гаванью». Морякам пришлось построить на берегу зимовье и провести в нем 10 долгих месяцев. Когда команда решила возвращаться домой Баренц был тяжело болен и оставшиеся в живых голландцы вернулись домой уже без своего штурмана, который был для них и руководителем, и душой экспедиции.

Разве не удивительно, что человека, чья мечта оказалась несбыточной, спустя четыре столетия никто не считает неудачником. На родине его называют «Храбрейшим из голландцев» и имя его носит не только Баренцево море, но так же город на открытом им архипелаге Шпицберген и острова у западного побережья Новой Земли. Так платит история за преданность мечте.

В 2012 году мы ставили перед собой целью поиск килевой части корабля. Именно этот элемент позволит определить, каким был набор корпуса судна. Известно, что сделан он был из дуба, а дуб не портится в воде. Предположительно судно постепенно затонуло (там же, где и было оставлено Баренцем и его командой), и его останки более 400 лет похоронены под слоем грунта. Мы – мировое сообщество - знаем, как выглядела каравелла, но не знаем, как она была построена! Подъем частей корабля со дна моря позволит ученым реконструировать каравеллу, в практике европейской цивилизации такая возможность предоставляется впервые.

На предполагаемом месте гибели корабля неоднократно использовались приборы повышенной чувствительности, которые зафиксировали скопление цветных и черных металлов. Составлена карта с указанием аномалий. Анализ полученных результатов дает ученым основания предположить, что обнаружена днищевая часть каравеллы Баренца и затонувшие с ней пушки, такелаж и другое снаряжение.

Как и в прошлом году, экспедицию поддерживает Фонд содействия северным и арктическим территориям «Север – наш!». Президент Фонда Юрий Неёлов придаёт огромное значение этому проекту и считает, что «труд этих увлеченных людей приумножит знания истории географических открытий на арктических территориях России, а их исследования будут уникальны для всего мирового сообщества. И успех данного проекта может привести к открытиям мирового уровня».

Можно долго рассказывать почему не получилось завершить начатое в прошлом году, - говорит руководитель проекта, Дмитрий Федорович Кравченко, - сразу совокупность факторов, это и финансовая составляющая, и время, и погодные условия, которые в Арктике имеют огромное значение. Мы получили бесценный опыт, которым дорожим! Сейчас экспедиция хорошо подготовлена, я уверен и в своих силах, и в силах команды. Наша задача найти останки каравеллы, определить их состояние, разработать методику подъема и консервации. Отработать технологию (безопасную для памятника) расчистки от наносного грунта и поднять артефакты подтверждающие, что мы имеем дело с каравеллой XVI века.”

Программа работ по поиску останков каравеллы Виллема Баренца была разработана совместно с Полярной комиссией ГО при АН СССР и утверждена на Президиуме Географического общества. Поисковые работы на месте гибели судна проводились в 1977, 1978, 1979, 1980, 1982, 1985, 1991, 1992, 1995, 2006, 2008 и 2009 годах.

Руководитель экспедиции: Дмитрий Федорович Кравченко

Вильям Баренц вовсе не был каким - то "одержимым" идеей. Он был - практичным человеком. А его родным Нидерландам был ПРОСТО НЕОБХОДИМ СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ ДЛЯТОРГОВЛИ, ТАК КАК ОНИ БЫЛИ БЛОКИРОВАНЫ БРИТАНИЕЙ, ТАКЖЕ ПРЕТЕНДУЮЩЕЙ НА "МОНОПОЛИЮ" НА ВОДНЫХ МИРОВЫХ ПРОСТОРАХ!

был и практичным, конечно, и все -таки и вдохновленным желанием найти морской путь для торговли. А проводить астрономические наблюдения, брать пробы грунта, замерять глубину его же тоже никто не заставлял? Значит было у человека желание - исследовать, узнавать, открывать.

о результатах экспедиции что-то не могу найти...

Продолжается научная экспедиция Русского географического общества (РГО), целью которой является поиск знаменитой каравеллы Виллема Баренца. Старт экспедиции был дан 29 сентября из Архангельска. Место поисков – архипелаг Новая земля, в районе рифовой зоны Ледяной гавани. Сегодня, 5 октября, в 16.00 (МСК) научно исследовательское судно «Алдан» бросило якорь в пункте назначения. Экспедиция приступила к работам. Инициатор и идейный вдохновитель экспедиции – Дмитрий Кравченко, историк, штурман дальнего плавания, Вице-президент Ассоциации Путешественников.
Экспедиция станет заключительным этапом работы команды Кравченко в Ледяной гавани - места, где в 1596 году голландская экспедиция под руководством шкипера Виллема Баренца провела самую сложную свою зимовку в попытке пройти Северным морским путём из Европы в Индию.
Уникальность археологической находки в том, что подъем со дна Карского моря частей затонувшего судна, позволит российским учёным впервые реконструировать каравеллу - корабль эпохи Великих географических открытий. По многочисленным гравюрам известно, как выглядели корабли XV-XVI веков, но точными сведениями об особенностях конструкции корпусов и технологии постройки кораблей, которые позволили человечеству познать весь земной шар, современная историческая наука почти не обладает.
Руководитель экспедиции остановил свой выбор на НИС «Алдан», которое было для нужд ученых преобразовано ЗАО «Белфрахт» из рыболовного судна в настоящую научную лабораторию. Администрация национального парка «Русская Арктика», на территории которого, у берегов мыса Спорый Наволок (о.Северный, Новая Земля), предположительно и находятся останки корабля голландцев оказывает содействие в проведении исследований.
За неделю работы в рифовой зоне Ледяной гавани ученые планируют обнаружить останки каравеллы с помощью высокоточной аппаратуры, расчистить их от наносного грунта, провести обмеры и фиксации днищевой части корпуса, определить степени его сохранности и методики подъема и консервации. Возможно им удастся поднять части судового снаряжения - пушки, якорей, судовые рынды, обеспечивая их сохранность. Все найденные артефакты будут переданы в музеи страны.
В составе экспедиции профессионалы высокого класса – геофизики, археологи. Техническую часть работы по подъему останков судна Баренца взяла на себя водолазная бригада из Северодвинска, специализирующееся на подводных и водолазных работах любой степени сложности. Все исследования и работы будут фиксироваться фото-видео группой. Корреспондент телеканала Регион-Тюмень Игорь Емельянов уже передает свои репортажи коллегам через спутниковую систему Гонец, обеспечивающую беспрерывную связь с командой Кравченко.

Экспедицию финансирует Фонд содействия северным и арктическим территориям «Север – наш!». Президент Фонда Юрий Неёлов придаёт огромное значение этому проекту и считает, что «труд этих увлеченных людей приумножит знания истории географических открытий на арктических территориях России, а их исследования будут уникальны для всего мирового сообщества. И успех данного проекта может привести к открытиям мирового уровня».

Предновогоднее сообщение от Дмитрия Кравченко
31.12.2012

Друзья! Прошло достаточно много времени после окончания нашей работы на Новой Земле. И хотя исследование образцов и составление градиентных карт еще не закончено, уже сейчас многое можно "разложить по полочкам".

Ежегодно, в течение более пятидесяти лет я участвую в экспедициях по исследованию исторических памятников в Арктике. На основании накопленного опыта, могу сказать, что экспедиция 2012 года по нескольким факторам значительно отличается от предыдущих работ:

Прежде всего, у нас никогда не было столь надежного «тыла». Айгуль Бакиева, Маша Смолянинова и Володя Климко еще в подготовительный период самостоятельно решали массу вопросов по поиску инвесторов, приобретению и аренде необходимых приборов, материалов, инструментов, продуктов, снаряжения, всего - без чего немыслимы работа в Арктике. Позже они обеспечили надежный, такой необходимый, ежедневный обмен информацией между работающими на Новой Земле и материком. Благодаря их настойчивым стараниям удалось продлить срок фрахта судна судна и работы экспедиции еще на 7 суток.

Впервые работа проходила в столь комфортных для участников условиях. В основном это заслуга Вице президента Русского географического обществ Артура Николаевича Челенгарова, который поддерживал экспедицию в самые критические моменты и "Фонда поддержки северным и арктическим территориям "Север Наш"- генерального инвестора проекта, который финансировал и приобретение оборудования, и фрахт НИС "Алдан", нашего
базового судна,

Впервые исследования проводились при столь сложных погодных условиях. При планировании сроков работы, я обычно рассчитываю, что на один день хорошей погоды (при которой возможно проводить исследования в море) приходится 2-3 дня штормовых. Мы же столкнулись с еще более "жестким" графиком. На день работы в нормальных условиях, пришлось 5 дней штормовых.

Впервые, я наблюдал столь слаженную и напряженную работу всего коллектива экспедиции. А ведь многие из нас впервые оказались в высоких широтах Арктики. Если прибегнуть к "школьным" оценкам, то всем, без исключения, обосновано можно ставить 5+. Все работали почти на пределе возможностей. Кстати, это в значительной степени стало возможным из-за четкой и надежной работы инспекторов НП «Русская Арктика», осуществлявших охрану от нападения белых медведей.

Также обосновано, я считаю необходимым отметить работу режиссера-оператора Веронике Соловьевой. Хрупкую женщину, с камерой в руках, можно было видеть везде, где проходила работа. Иногда казалось, что она одновременно снимает в разных местах и в самые ответственные моменты. За все время работы я не слышал не единой жалобы от нее. Все нагрузки, которые и опытные то мужики принимали с напряжением, она переносила просто и незаметно. Среди массы фотографий по работам экспедиции, легко выделить сделанные рукой Вероники. Они талантливы и профессиональны.

Теперь нужно поговорить о результатах...

Сжатые сроки фрахта базового судна и крайне неблагоприятные погодные условия все же не смогли помешать нам, выполнить большую часть из намеченных исследований. Нам удалось просканировать предполагаемое место гибели каравеллы голландской экспедиции 1596-97 годов, площадь акватории между первым и вторым рифами. Наиболее интересны итоги последнего дня работы экспедиции. На урезе воды, у основания первого рифа были обнаружены 6 фрагментов корабельного корпуса. Из них 3 фрагмента шпангоутов, которые имели отрицательную плавучесть и быстрее всего принадлежали днищевой части набора корпуса. Место, где они были обнаружены, неоднократно проверялось, в том числе и при картографировании береговой черты, но никаких частей корпуса до этого обнаружено не было. Вероятно всего, их выбросило волнами накануне, во время шторма, когда скорость ветра от NE достигала 25-30 м/сек.

Следует отметить, что среди многочисленных фрагментов корабельного корпуса, обнаруженных в период с 1978 по 2009 года, все элементы принадлежали к надводной части корпуса и имели положительную плавучесть. Такие фрагменты могли быть занесены течением на весьма отдаленные участки побережья. Части корпуса с отрицательной плавучестью могут быть выброшены на берег, как правило, поблизости от места нахождения затонувшего корабля.
Напряженно, несмотря ни на какие погодные условия, ежедневно шли работы по восстановлению "Behouden Huys" - зимовья голландской экспедиции, уникального архитектурного памятника ХYI века.

Когда дается оценка, какой либо работы, необходимо говорить как о ее результатах, так и об допущенных ошибках. Без такого подхода "результаты" выглядят сомнительно...
К сожалению, из-за поломки магнитометра, остались недостаточно проверенны 4 из 7 точек, в которых в 2009 году были зафиксированы высокие показатели напряженности магнитного поля. Целесообразно дублировать основные приборы, в этом случае поломка одного из них не приводит к срыву исследований.

Практика исследований в 2012 году показала, что использование гидролокатора бокового обзора на территории рифа малоэффективно. Наносной грунт так «укрывает» не крупные, тяжелые объекты (пушки, якоря, судовое снаряжение..), что для гидролокатора они становятся не различимы. В этих условиях более целесообразно применение гидролокатора- профилографа, который может «показать», что скрывается под наносами.

В штурманской практике, особенно в морской, есть такое незыблемое правило: считать себя всегда ближе к опасности. Рассчитывать на "везение"
не осмотрительно. Сроки работы должны рассматриваться со значительным запасом "прочности". Для наших работ они должны быть увеличены в 2-3 раза.
Экспедиция 2012 закончена. Нас с вами ждут работы в 2013 году.

С Новым Годом дорогие друзья "однополчане"! Желаю вам здоровья, успехов и Удачи!

Искреннее ваш Дмитрий Кравченко.

Виллем Баренц родился около 1550 года (точных данных не имеется) на фризском острове Терсхеллинг. Никаких сведений о семье и детских годах Баренца не сохранилось.

Известно лишь, что уже довольно зрелым человеком он перебрался в Амстердам, где поступил учеником в навигацко-картографическую мастерскую Планция, а потом вместе с наставником совершил плавание в Испанию и Италию, во время которого они составили атлас Средиземного моря. После этого похода Виллем получил диплом штурмана, который сегодня можно увидеть в Морском музее Амстердама.

Слава Виллема Баренца, храбрейшего из голландцев и «шкипера эпохи», как часто отзываются о нем на родине, никак не соответствуют тому скудному запасу сведений, которые имеются о нем. Учился картографии и морскому делу, служил шкипером, был бесстрашен и упорен до упрямства.

В 1594 году его учитель Планций снарядил «экспедицию своей мечты» для поиска великого Северо-Восточного прохода в Китай. По замыслу автора проекта, три корабля должны были отправиться по морю, ныне известному как Карское, в разных направлениях, отыскивая свободный ото льда путь

Willem Barentsz, portret. 16e/17e eeuws, dus vrij van auteursrechten /Portrait engraving of Willem Barents, a Dutch explorer .

Период с XIII в. по XVII в. в истории человечества известен как эпоха Великих географических открытий. Именно тогда прославились португальцы, испанцы, итальянцы и англичане: они стали самыми выдающимися мореплавателями и путешественниками. Венецианец Марко Поло совершил путешествие через центральную Азию в Китай и прошел морем вокруг Южной Азии, Васко да Гама проложил морской путь в Индию, Фернандо Магеллан стал первым кругосветным путешественником, а Христофор Колумб был официально признан первопроходцем в Америку. Но все эти и другие открытия были сделаны в южных, тропических широтах, а ведь ещё оставалась и Арктика, край белого безмолвия, полярной ночи и холода. Что же происходило в эпоху географических открытий на севере планеты, карта которого изобиловала ещё множеством белых пятен, и всё здесь ждало своих первооткрывателей?

Одними из первооткрывателей в Арктике стали голландцы. Именно они в 1590-х годах открыли для всего цивилизованного мира западную часть Русской Арктики, совершили три морские экспедиции по акватории современного Баренцева моря от крайней точки Европы до Новой Земли, обошли архипелаг с севера, провели первую в Арктике зимовку. Благодаря самоотверженности голландских мореплавателей был открыт архипелаг Шпицберген и остров Медвежий (хотя они и были известны русским поморам, но на карту их впервые нанесли голландцы), составлена карта западного побережья Новой Земли, нанесены на морские карты побережье европейского материка к востоку от Колы и близлежащие к нему острова.

А предыстория этих открытий такова. Освободившись во второй половине XVI века от испанского владычества, Нидерланды стали независимыми и постепенно заняли одно из первых мест среди ведущих морских держав. Как и подобало европейским государствам, молодая голландская республика пыталась установить надежные торговые связи с Юго-Восточной Азией, Китаем и Индией, известными своими пряностями, шелками, чаем, благовониями, товарами местных ремесленников, слоновой костью, золотом, драгоценными камнями. Но добраться сюда морем через Атлантический, Индийский и Тихий океаны голландцы не могли: все морские пути здесь были в руках англичан, португальцев и испанцев. И тогда голландские купцы и правители решили искать другой путь в Китай и Индию, в обход, через север Европы и Азии, по ледовитым морям. К началу 1590-х годов уже были известно несколько попыток пройти из Европы на восток современными северными морями, но все они закончились неудачами.

К 1594 г. правительство Нидерландов и голландские купцы выделили достаточные суммы и снарядили 1-ую экспедицию для отыскания путей в Китай через современный Северный Ледовитый океан. Эта экспедиция состояла из четырех кораблей: Zwaan ("Лебедь") из Зеланда, Mercurius ("Меркурий") из Энкхайзена и Boot ("Посланник") с небольшой яхтой из Амстердама? и возглавлялась триумвиратом из командующих кораблями: Брантом Эйсбранцем, Виллемом Баренцем и адмиралом флота Корнелиусом Неем. Пятого июня 1594 г. Суда из Энкхайзена и Зеланда отошли от причалов на острове Тексел и уже 20 числа прибыли в Вардё. Их плавание от Голландии вокруг Скандинавского полуострова прошло без осложнений, чему благоприятствовала прекрасная погода и спокойное море. 22 июня у острова Кильдин к ним присоединились два амстердамских судна. Голландцы познакомились с населением Колы и мурманского побережья - русскими и лопарями-кочевниками. 29 июня экспедиция разделилась на две группы. Суда из Амстердама направились на север Новой Земли, а энкхайзенский и зеландский корабли пошли вдоль побережья к проливу Югорский Шар.

Эта первая голландская экспедиция была богата открытиями. Так, 4 июля перед судами, ведомыми Баренцем, открылась панорама северной части Новой Земли. В этот день они были на широте около 76 градусов: открыли остров, назвали его островом Вильгельма и нашли на берегу останки русского судна, лодьи. А уже через неделю, 9 июля, произошла их первая встреча с белым медведем. Раньше они никогда не видели такое чудо: ведь в то время в Европе ещё водился бурый медведь. А тут, такой же медведь, но - белый. И они решили поймать его и привезти домой: показать принцу Оранскому, да и всем жителям Голландии. Но первая охота европейцев на белого медведя в Арктике едва не закончилась трагически. Обратимся к записям Геррита де Фера и Яна Гюйгена ван Линсхотена, главных летописцев голландских экспедиций конца XVI века в Арктику. Зверя хотели поймать петлей (!), но хищник длиной почти в три метра оказался проворным. Европейцы тотчас сели в лодку, погнались за медведем и выстрелили в него. Однако медведь показал удивительную силу, "небывалую ни у льва, ни у другого дикого зверя: простреленный пулей, он все же встал и, прыгнув в воду, поплыл; моряки, усиленно гребя веслами, преследовали его, накинули ему на шею петлю и стали тащить назад к кораблю. Они никогда не видели такого медведя и рассчитывали притащить его на корабль живым, чтобы показать в Голландии; но медведь оказался настолько силен, что они сочли счастьем спастись от него и удовольствовались его шкурой. Он издавал такой громкий рев и проявил такую огромную силу, что это с трудом поддается рассказу. Дав медведю немножко передохнуть и отпустив веревку, которой он был привязан, они принялись медленно тащить его, желая утомить. При этом Виллем Баренц время от времени ударял его палкой. Но медведь, поплыв к лодке, положил на нее лапу. Тогда Виллем сказал: "Он хочет немного отдохнуть". Но медведь имел в виду другое. Он вдруг так навалился на лодку, что наполовину влез в нее. Это привело в ужас моряков; они перешли в переднюю часть лодки и почти отчаивались в своем спасении. Избавил их от опасности изумительный случай: петля или веревка, наброшенная на шею медведя, застряла на лопасти руля, так что зверь не мог двигаться дальше, и был задержан. Когда он запутался, один из моряков, собравшись с духом, перебрался с передней части лодки и толкнул медведя половиной шеста, так что зверь скатился в воду. Тогда они стали грести обратно к кораблю и тащили за собою медведя, пока он совершенно не лишился сил. Тут его закололи и сняли с него шкуру, которую отвезли в Амстердам".


из книги «Арктические плавания Виллема Баренца 1594-1597 гг.»

На следующий день на небольшом острове у входа в современную губу Архангельскую (остров Южный Крестовый) голландцы нашли следы пребывания русских - два креста. 13 июля суда Баренца поднялись до широты 77о30-. Здесь море было полностью сковано льдами. Но кое-где всё же удавалось найти небольшие разводья, и голландцы медленно поплыли на восток. Выступающий в море мыс они приняли за крайнюю северную оконечность архипелага и назвали Большой ЛедЯной мыс (Ijshoek). 31 июля корабли Баренца подошли к группе небольших островов и стали здесь на якорь. Эти острова они назвали Оранскими (Oranje eilanden) в честь тогдашнего правителя Нидерландов принца Морица Оранского. На новооткрытых островах взору голландцев предстало новое чудо - морские чудовища с двумя клыками катались по песку под лучами скромного арктического солнце. Мало знакомый со столь загадочными зверями Геррит де Фер не нашел ничего лучшего, как сравнить их с обычными быками, которых европейские крестьяне использовали у себя в работе на полях. Вот что он написал: "Эти морские чудовища гораздо больше быков, живут в море, кожу имеют наподобие тюленей, с коротким волосом, пасть их подобна львиной; они держатся по большей части на льду, имеют четыре лапы и лишены ушей; убить их можно с трудом, только ударом по вискам; производят они одного или двух детенышей. Если промышленники случайно застанут их на ледяных глыбах с детенышами, то моржи бросают их воду, потом спрыгивают в воду сами, подхватывают детенышей лапами, и, то погружаясь, то всплывая, ускользают. А если они хотят сопротивляться, то, бросив детенышей, с огромною силою плывут к лодке, как это раз испытали наши, находясь в немалой опасности. Именно морж чуть не вонзил зубы в корму лодки, стремясь притянуть ее к себе, но наши подняли крик, и он в испуге удалился, подхватив опять своих детенышей". Моржи своим видом настолько повергли в ужас европейцев, что они мечтали поохотиться на них не иначе как из пушек.

Но голландцев уже охватил охотничий пыл, и, найдя здесь же спавшего огромного белого медведя, они попытались убить его из мушкета. Но используемые ими в мушкетах пули, видимо, были мало эффективны для арктического сафари, и раненый медведь попросту сбежал, прыгнув в воду. Бросившись за ним вдогонку, матросы попытались догнать медведя-беглеца на лодке. Работая изо всех сил веслами, они все же настигли и закололи медведя. Свою добычу европейцы вытащили на льдину и крепко привязали к копью, с силой воткнутому в лед. Трофей они хотели увезти с собой в Европу.

Оранские острова были самой северной точкой 1-ого плавания голландцев в Арктику. Дальше моряки отказались плыть. Отсюда суда двинулись вдоль западного, баренцевоморского, берега архипелага на юг. Последний залив Южного острова архипелага, который посетили европейцы в этот год, был назван бухтой Цветов (Meelhaven); на современных картах это залив Чёрный. И здесь европейские мореплаватели впервые обнаружили следы присутствия людей. Правда, при виде незнакомцев последние убежали, но голландцы нашли на небольшой чёрной скале крест, а под кучей камней шесть мешков муки. Так появился на карте мыс Мучной. Чуть дальше стояли крест и три избы. Это было промысловое становище. Осматривая его окрестности, моряки обнаружили шесть захоронений: заполненные камнями ящики со скелетами, а в 44 футах от них ещё и разрушенную русскую лодью.


Из книги «Арктические плавания Виллема Баренца 1594-1597 гг.»

В то время как два судна под командованием Баренца бороздили море у Новой Земли, два других корабля экспедиции путешествовали вдоль материкового побережья. Mercurius и Zwaan отплыли с Кильдина 2 июля. 8 числа у Колгуева они встретили первые айсберги. Вид этих ледяных гор поразил голландцев: ведь в высоту они достигали вершин основных мачт. Ветер согнал айсберги вместе, и вот они уже обступили корабли плотным кольцом. Только через сутки ледяной плен отпустил суда. По пути на восток голландцы встретили сначала одну русскую лодью, а затем ещё три. Русские направлялись тоже на восток, к устью Печоры. Они предупредили европейцев о коварных льдах в проливах, китах-чудовищах, нападающих на лодки, и других возможных опасностях плавания в арктических широтах. Голландцы скептически отнеслись ко всем предупреждениям, считая, что их намеренно пугают. Они смело пошли на восток, к Вайгачу, где их ждали новые приключения и открытия.

14 июля экипажам и этих судов посчастливилось сделать одно из открытий в Арктике. У юго-западного побережья Вайгача они обнаружили кита. Животное было сравнительно небольшим, всего 34 фута. И, следовательно, не таким страшным, как им его расписали русские промышленники-купцы с Печоры. Зная от них, как охотятся русские на китов и как они используют затем свою добычу, голландцы устроили охоту. Они загнали кита на мелководье залива и забили его гарпунами. По примеру русских европейцы натопили из кита 20 бочек жира. Из этого Ян Гюйген ван Линсхотен заключил, что промысел китов в Арктике вполне возможен и может принести хорошую прибыль.


Portion of 1599 map of Arctic exploration by Willem Barentsz. Spitsbergen, here mapped for the first time, is indicated as "Het Nieuwe Land" (Dutch for "the New Land"), center-left. (University Library of Tromsø) Author Willem Barentsz .

На берегу Вайгача голландцы увидели несколько восьмиконечных крестов, а в бухте Лямчина встретили самоеда, немного говорившего по-русски. Они пытались понять его бормотание, но оно было слишком быстрым для их восприятия. Вайгач показался европейцам плоским островом с множеством озер и болот, приятно пахнущих цветов и с чахлой травой, и с берегами, заваленными плавником. По описанию Яна Гюйгена ван Линсхотена остров весь был покрыт торфом. На суше голландцы встретили всего двух оленей, на скалах нашли много гнездившихся чаек. 22 июня, пройдя Югорский Шар с севера на юг, голландцы высадились на материке. Здесь их взору предстал плоский заболоченный берег, на котором кое-где были старые кострища. И европейцы пришли к заключению, что русские часто посещают эту территорию. Плывя вдоль берега на восток, они не встретили ни одного поселения, но зато постоянно наблюдали костры в глубине суши. То были самоеды-кочевники. На обратном пути через пролив на мысе Мушерона (современный мыс Гребень) они нашли несколько русских крестов.

27 июля дрейфующие льды остановили продвижение судов, и у голландцев появилась ещё одна прекрасная возможность обследовать остров. Тут-то и было сделано одно из главных открытий, которое не утратило значение до сих пор. На одном из мысов, который европейцы обогнули двумя днями раньше, было обнаружено более 400 языческих статуй. Это были в основном деревянные идолы, но среди них они заметили и каменные изваяния. Голландцы, по примеру других европейских путешественников эпохи Великих географических открытий, назвали этот географический пункт мыс Идолов, или Статуй, Afgodenhoek (на современных картах мыс Дьяконова). Важность этого открытия определялась тем, что это было первым упоминанием о существовании древнего святилища на Вайгаче, острове, который ненцы до сих пор считают священной землёй, где жили их главные боги и откуда по тундре разошлись дети богов, дети-боги. Истории неизвестно, когда именно было образовано ненцами открытое голландцами святилище. Но известно, что оно просуществовало до начала 1820-х годов, до того момента, как здесь появились православные русские миссионеры во главе с архимандритом Вениамином. Именно они начали крещение самоедов и борьбу с язычеством среди северных инородцев, уничтожая бесценные памятники, какими были и ненецкие святилища.

Пока голландцы с интересом осматривали святилище, к ним на нартах подъехал самоед. Но он испугался европейцев, закричал. Тогда из тундры ему на подмогу на нартах приехало ещё человек тридцать. Они окружили моряков; голландцы же решили временно ретироваться и вернулись на судно. На берег был выслан русский переводчик, и голландцы смогли через "толмача" переговорить с самоедами. Европейцы внимательно рассматривали незнакомцев: позже они описали их внешний вид, одежду, занятие.

1 августа голландцы воспользовались хорошей погодой и через ледяные поля и туман пошли в Карское море. 3 августа они достигли небольшого острова с хорошей якорной стоянкой. Это был остров Штатов, Staten Eiland (остров Местный на современных картах). На острове европейцы нашли много оленьих и моржовых костей, прозрачные кристаллы, похожие на алмазы (видимо, это был либо горный хрусталь, либо кварц), двух идолов, одного из которых Ян Гюйген ван Линсхотен решил взять в Голландию. После осмотра этого острова голландцы поплыли дальше и 10 августа они достигли берега. Убедившись, что проход к реке Обь и далее в Азию был свободен ото льдов, адмирал Ней приказал судам возвращаться обратно: основная часть экспедиции была закончена, а дальнейший путь решено было продолжить на следующий год.

На обратном пути к Колгуеву голландцы обнаружили три острова, которым также дали свои названия: Mauritius (о. Матвеев), Oranje (о. Голец) и Nieuw Walcheren (о. Долгий). У о. Матвеева суда Нея и Баренца встретились и возвращались уже в Голландию вместе. На Родине успехи мореплавателей оценили высоко, хотя Баренц и не достиг того, чего намечал, но Ней и ван Линсхотен считали, что нашли путь к открытому северному океану.


Map of Barents" voyages (1601) Author Jan Huyghens van Linschoten

Второе плавание было организовано в следующем 1595 г. Оно отличалось большим размахом, так как экспедиция состояла из уже семи судов. Целая флотилия двинулась в июле к берегам Новой Земли и Вайгача. Но на этот раз с самого начала что-то не заладилось у голландцев, удача отвернулась от них. Сначала на пути вдоль северного берега Скандинавии суда Баренца и ван Линсхотена столкнулись и четыре моряка утонули, а 17 августа у Вайгача и Новой Земли европейская флотилия встретила первые льдины. 19 августа в Югорском Шаре эти льды были уже сплошными и непроходимыми. Путь на восток был закрыт.

Командование экспедицией приняло решение остановиться и продолжить обследование открытых в 1594 г. земель. Для контактов с самоедами на берег были высланы вооруженные моряки. Они обследовали берег и нашли несколько гружёных шкурами, утварью и прочим имуществом нарт, освежёванные туши моржей. Хотя адмирал Ней и запретил брать что-либо с берега, некоторые моряки тайком пронесли на борт шкуры. Воровство обнаружилось, и их жестоко наказали: один моряк был ссажен на берег и брошен, а другой умер, когда его протащили под килем судна. В заливе Traanbaai (современная бухта Варнека) голландцы встретили русских поморов из Архангельска. Они сообщили голландцам, что минувшая зима была очень холодной и в этом году пройти в Сибирь и на Обь через проливы не удастся.


Tabula terrae Nouae Zemblae in qua fretum sinusq Waigats item ord littorialis Tartariae atq Russiae, ad urgem usq Kildeinam ….Authore Gerhardo De Veer

Было 26 августа, а голландцы оставались ещё на Вайгаче, в бухте Варнека. Вообще, это плавание было намного трагичнее первого. Именно здесь по неизвестной причине погибла часть команды (возможно, от зловония двух выброшенных на берег и разлагающихся китов). Их тела были преданы земле, но тут же, на глазах живых, могилы разрыли белые медведи и съели трупы. На берегу Вайгача голландцы встретили группу почти из 60 самоедов с вождём и пробыли с ними вместе до 1 сентября. Вместе с самоедами европейцы ездили на нартах, демонстрировали друг другу свое оружие в действии. В обмен на моржовые клыки самоеды попытались получить у голландцев муку, мясо и ткани. Но те ведь везли товары в Китай и, сочтя цены завышенными, отказались.

2 сентября по настоянию Баренца суда всё же двинулись на восток и вышли в Карское море. Но оттуда опять поползли айсберги, командиры, боясь, что лёд раздавит корабли, поставили флотилию на якорь у острова Штатов (о. Местного). Команды сошли на берег поискать кристаллы и поохотиться на зайцев. Но 6 сентября моряки подверглись зверским нападениям белых медведей. 11 сентября была предпринята последняя попытка пройти до открытой воды. Льды простирались за горизонт, шёл снег, и паруса замёрзли, став как доски. Флотилия повернула назад и 15 сентября начала обратное плавание.


Корабль Виллема Баренца в Карском море, у Новой Земли, август 1596 года. Иллюстрация из первого издания "Морского дневника" Геррита де Фера, 1598 год.
Подпись под изображением: "Голландский корабль освобождается из ледяного плена, но вскоре его затрёт в Ледовой гавани" (Новой Земли, поморское название гавани Спорый Наволок).

Экспедиция 1595 г. явно разочаровала и голландских купцов, и правительство, которые многое поставили на кон и рассчитывали на успех плавания. Многие голландские купцы отказались поддержать следующее плавание деньгами. Верили лишь амстердамцы, но и они не могли взять на себя всё финансирование. Городской совет лишь предложил награду в 25 тысяч флоринов в случае успеха экспедиции. Поэтому для третьего, последнего, плавания были оснащены всего два судна. Одним из судов, где штурманом плыл Виллем Баренц, командовал капитан Якоб ван Гемскерк, а другим - Ян Корнелиус Рейп. Экипаж первого судна состоял из 17 человек. Именно эти люди впоследствии вошли в историю Арктики как первые зимовщики.

Экспедиция началась 18 мая 1596 г., а 5 июня на пути кораблей уже встретились айсберги. 10 июня голландцы оказались около небольшого острова, лежащего почти посередине между современным Шпицбергеном и северной оконечностью Европы. Здесь европейские мореплаватели подверглись нападению белого медведя, и в честь этого события остров решено было назвать Bereneiland, Медвежий. На Медвежьем голландцы обнаружили птичьи базары на скалах и гнездовья на ровной суше. 19 июня суда подошли к западному берегу Шпицбергена. Они не знали, что открыли новый архипелаг и приняли увиденную сушу за Гренландию. Здесь между капитанами возникли разногласия, в результате чего Баренц направился к Новой Земле, а Рейп, следуя инструкции голландского географа Планциуса, наставника этой экспедиции, решил продолжить обследование Шпицбергена.


Barents" third voyage (1611)

16 июля судно, ведомое капитаном Гемскерком и штурманом Баренцем, вошло в дрейфующие льды; на одной из льдин с борта заметили белого медведя. Стало ясно, что мореплаватели были недалеко от Новой Земли. На следующий день голландцы оказались у берега залива Lomsbaai (современный залив Машигина). Ледовая обстановка ухудшилась, и время с 19 июля по 5 августа европейцы провели у острова Северного Крестового, Kruiseiland; здесь они собирали камни для балласта. 19 августа голландское судно достигло мыса ЖеланиЯ, Kaap Begeerte, но сплочённые льды не позволили им пойти Карским морем. Тогда Виллем Баренц решил вернуться вдоль восточного берега Новой Земли к Вайгачу. 26 августа судно вошло во льды, и, как оказалось в дальнейшем, навсегда осталось в ледяном плену. 11 сентября мореплаватели сошли на берег и приняли решение зазимовать на суше архипелага. На берегу залива ЛедЯнаЯ Гавань из плавника и корабельных досок они принялись сооружать дом. Строительного материала было мало, и в поисках плавника приходилось уходить на несколько километров от места предполагаемой зимовки. На санях, толкаемых шестью матросами, брёвна сволакивались к будущему дому. Для крыши и входа в дом использовали доски от палубы: их отрывали и по льду доставляли на сушу. Зимовочный дом построили за шесть недель. Они назвали его Behoudes Huys. Дом имел вид бревенчатой избы, которую Баренц видел раньше в заливе Чёрном. Для большего сохранения тепла в доме поверх деревянной крыши положили парус, который придавили камнями, чтобы не снесло ветром. Внутри размещались пять лежанок, каждая на трёх человек; в центре горел открытый очаг. Дрова для отопления хранились снаружи.

Как же пережили голландские мореплаватели первую в истории человечества документально зафиксированную зимовку? Проведённые несколько месяцев на берегу залива Ледяная Гавань были полны приключений и трагизма.

Уже в самом начале вынужденной зимовки они понесли первую утрату: 23 сентября умер плотник. Его похоронили на берегу Ледяной Гавани. Через 4 месяца, видимо, от переохлаждения и связанной с ним болезни умер ещё один моряк.

У оказавшихся на берегу Ледяной Гавани голландцев было три главных заботы: продовольствие, поддержание тепла и защита от нападений белых медведей.


У европейских мореплавателей не было никакой теплой одежды: они оказались в Арктике в европейском платье (!). Интересно, что при раскопках зимовья Баренца на Новой Земле были найдены широко известные всему миру деревянные башмаки, которые носили в Европе в то время. Это лишь один из штрихов, характеризующих амуницию у первых арктических зимовщиков. 4 ноября врач экспедиции соорудил своеобразную ванну для согревания тела. В поставленной вертикально бочке сбоку было вырезано прямоугольное окно, куда заливалась горячая вода, и залезал человек. У голландцев не было и одеял. Тогда 18 ноября капитан рискнул посягнуть на находящийся в трюмах товар, взятый под его личную ответственность и предназначенный для продажи в Китае, - на тюки толстой шерстяной материи. По его распоряжению каждый получил кусок шерстянки.

Но арктический мороз пробирался везде и донимал зимовщиком ежесекундно и в доме, и на улице. В конце ноября началась песцовая охота, из добытых шкурок голландцы стали шить себе шапки. С ними они не расстались вплоть до самого Амстердама, да так и явились 1 ноября 1597 г. на доклад во дворец к принцу Морицу Оранскому. К 11 декабря мороз стал настолько сильным, что не помогали и широкие кожаные морские сапоги с овчинным носом, которые, по мнению голландцев, предназначались для работы в холодной воде; для ходьбы приходилось надевать по 3-4 носка, но и это не спасало. Стали применять такой верный способ, как прикладывание горячих камней к ногам и бокам и днём, и ночью. Но и это не помогало. Голландцы старались без особой нужды не выходить из дома, лишь охотники и караульщики по необходимости работали на морозе. Кое-кто пытался изготовлять теплую обувь из песцовых шкурок. 31 декабря мороз был таким сильным, что сидящие внутри дома люди, греясь у очага, протягивали к огню ноги и не замечали, что подошвы на обуви прогорали быстрее, чем согревалось тело. Не спасало и занятие физическими упражнениями: игра в мяч, гольф, прыжки, бег и другое. Имелся у голландцев и каменный уголь; но, видимо, его запасы были так невелики, что его использовали в самых исключительных случаях.

Другой заботой зимовщиков стало продовольствие. Хотя на борту были бочонки с хлебом, солониной, вином, бисквитами, сыр и прочая провизия, всё же европейские мореплаватели рассчитывали, что окажутся в южных широтах, где можно будет дополнительно разнообразить и пополнить свои запасы. Но на деле вышло иначе: они застряли во льдах Арктики. Количество провианта постепенно иссякало, хотя прием пищи и был ограничен двумя разами в день. Регулярно выдавалось вино, сначала примерно по 150 г в день, а затем по одной небольшой чарке в два дня. Так же постоянно лакомились они и бисквитами. Но запасы энергетически ценных продуктов были ограничены, и их мизер таял на глазах. Постоянным пополнением рациона служило мясо песцов, которых голландцы успешно ловили поблизости от своего дома. Они пробовали даже на вкус медвежатину, но по неосторожности, видимо, употребили его печень, получили сильнейший гипервитаминоз, заболели и отказались от неё в дальнейшем. Кроме того, в их планы не входило провести остаток жизни на берегу Новой Земли, и они собирались по весне отправиться домой. Поэтому часть провизии всегда держали про запас, на обратный путь. Знаменательным был день 1 мая, когда мореплаватели сварили последнее привезённое с собой мясо.


Plates of Willem Barents 3rd voyage (1597) Author Gerrit de Veer

Постоянной проблемой для европейских мореплавателей была и защита от практически ежедневных нападений белых медведей. Эти полярные хищники здорово отравляли им жизнь: звери устраивали засады, преследовали идущих на корабль людей и возвращавшихся оттуда обратно, залезали на судно и проникали в трюмы в поисках съестного, лезли на крышу дома, ломились в дверь, атаковали и одиночных моряков, и группы. Такие нападения были и днём и ночью. Поэтому зимовщики постоянно выставляли караулы из "сторожей-наблюдателей" и отстреливали медведей при малейшей возможности, хотя применяемые ими способы охоты: топоры, пики, мушкеты, небольшие свинцовые пули, - годились разве что на кабана или оленя. Им приходилось расходовать много пуль, прежде чем удавалось завалить очередного "врага". Даже цирюльник участвовал в медвежьих охотах. С убитых зверей голландцы снимали шкуры.


Дневник Геррита де Фера (1596)

В конце зимовки, когда наступило короткое полярное лето и уже казалось, что многие лишения уже позади и скоро возвращение домой, заболел самый опытный из мореплавателей, душа и лидер экспедиции Виллем Баренц. В мае зимовщики приступили к постройке двух лодок; ведь надо было возвращаться в Европу. 29 мая они начали готовиться к отплытию в Голландию, и 14 июня всё было готово: и лодки, и минимум вещей, и провизия. Из провианта с собой взяли 13 бочонков с хлебом, 1 с сыром, 2 с оливковым маслом, 6 с вином, 2 с уксусом и "половину свиньи". Тронулись в путь.

Вообще, их почти 2-тысячекилометровый путь на небольших вёсельных лодках среди арктических льдов, штормов и в полном безлюдье из Ледяной Гавани в Колу - подвиг человеческий, равных которому до сих пор нет в истории мореплавания. Но и этот путь был омрачен несколькими трагическими событиями. Обогнув мыс Желания, голландцы потеряли своего командора Виллема Баренца; 20 июня он умер одновременно со своим слугой. Позже они потеряли и часть провизии. Пристав к плавающей льдине и выгрузив на неё весь свой провиант, они не заметили, как льдина треснула и под воду ушли два бочонка с хлебом, один с маслом, один с вином, несколько кругов сыра. К счастью, южнее стали попадаться колонии гнездящихся морских птиц, и голландцы забирались на отвесные скалы собирать яйца, стрелять птиц. 11 июля были розданы последние запасы вина, каждому по три стакана; остался всего один литр. Им чуть позже отпраздновали самое настоящее воскрешение из небытия, из ледового плена.


BARENTS"S SHIP AMONG THE ARCTIC ICE.(1598) Gerard De Veer

26 июля обе лодки достигли пролива Костин Шар, где, о чудо, они встретили тех самых русских промысловиков-поморов, с которыми познакомились во время первой экспедиции в 1594 г. в проливе Югорский Шар. Русские зверобои снабдили их хлебом и дали копчёных гусей. С ними же европейцы распили и последний литр вина. Ах, как оно было кстати и каким оказалось вкусным. Отсюда, от западных берегов Южного острова Новой Земли, путь в Европу был уже попроще. Ко 2 августа 1597 г. у европейцев не осталось ничего, кроме хлеба и небольшого количества сыра. 4 августа голландцы были у берегов устья Печоры, и через 8 дней смогли купить себе немного рыбы с проплывающей мимо лодьи; это спасло им жизнь, т.к. в последние две-три недели европейцы практически ничего не ели. 18 сентября голландские мореплаватели оказались уже в Коле, где их взял на борт Ян Корнелиус Рейп, бывший компаньон по третьей экспедиции, который отказался плыть на восток и в 1596 г. остался исследовать Шпицберген. В память о своем путешествии голландцы оставили жителям самого северного русского города на Севере - населению Колы - одну из своих лодок; позже она ещё долго стояла здесь в гостином дворе. Другую же лодку голландцы привезли на родину, где она хранится в музее до сих пор.


Het Behouden Huys

1 ноября 1597 г. жители города Амстердама наблюдали странную процессию. По ступеням дворца принца Морица Оранского, тогдашнего правителя Нидерландов, поднимались 12 человек в износившейся зимней одежде и шапках из белых шкурок песца. Это были возвратившиеся из последнего, третьего, путешествия вокруг Европы и Сибири в Китай голландские моряки. Они направлялись в зал, где за большим столом их с нетерпением ожидали бургомистр, члены городского совета, канцлер и посол его Величества Короля Дании, Норвегии, Готов и Вандалов, консулы. Эти и другие официальные лица были приглашены во дворец на торжественный обед и рассказ о необычных приключениях голландских мореплавателей. Как и две предыдущие попытки, третья, организованная на деньги купцов, закончилась безрезультатно: в Китай через Северный Ледовитый океан европейцы не попали. Зато они открыли для Европы и всего цивилизованного мира ранее неизвестные земли и моря - Арктику. Именно голландцы, ведомые выдающимся мореплавателем Виллемом Баренцем, впервые поведали европейцам о необычных и загадочных животных, населяющих моря и сушу Арктики, - белых медведях, моржах, песцах, несметных стаях птиц на скалистых базарах северных берегов-


Het Behouden Huys

Интересна судьба оставленного на берегу бухты Ледяная Гавань летом 1597 г. дома. По всем документальным источникам он был первым в истории человечества зимовочным лагерем. Ледовая обстановка восточнее мыса Желания почти всегда была неблагоприятной для плаваний здесь деревянных судов, на которых тогда ходили в Арктику промышленники за морским зверем, рыбой и птицей. И поэтому лишь единицам везло побывать так далеко на севере. Любопытно, что стоявший на берегу, на высоте 45 м над уровнем моря, дом не заметили ни Савва Лошкин, первый в истории Новой Земли мореплаватель, около 1760 г. обогнувший архипелаг вокруг мыса Желания, ни норвежец Эдвард Иоганнесен, прошедший через 110 лет после Лошкина вокруг северной оконечности архипелага в Карское море и вдоль всего восточного берега Новой Земли. До 1871 г. в нём никто не был! Его впервые заметил лишь капитан другого норвежского промыслового судна Эллинг Карлсен. Он-то и нашел покинутый почти 300 лет назад голландцами дом. По его воспоминаниям, дом был в таком прекрасном состоянии, как будто голландцы совсем недавно его покинули. Отворив дверь и войдя внутрь, норвежцы нашли все предметы участников голландской экспедиции стоящими на своих местах, т.е. так, как изобразил их неизвестный художник, рисовавший по воспоминаниям Гемскерка, Геррита де Фера и других мореплавателей гравюры для иллюстрации книг об их путешествиях в Арктику. Видимо, плотно закрытая в 1597 г. дверь создала специфический микроклимат, в котором вся обстановка сохранилась со времён зимовки в нём Баренца. В доме не было окон, и извне тепло не проникло ни через плотно закрытую дверь, ни через дымоход. Но уже через 4 года, в 1875 г., пришедший сюда на шхуне англичанин Гардинер нашел совсем развалившийся дом. Что же произошло за 4 года? Видимо, в 1871 г., когда норвежцы вошли внутрь дома, они нарушили теплоизоляцию, и через неплотно прикрытую дверь стал поступать тёплый воздух. Все деревянные конструкции подверглись разрушению и быстро превратились в труху. Обе экспедиции сделали уникальные находки на месте зимовочной базы голландцев: в дымоходе англичане нашли рукопись Баренца, о которой упоминал Геррит де Фер, книги, в том числе "Историю Китая", карты, много утвари, остатки голландского флага, циркули, печати, оружие и т.д. Все бесценные баренцевские реликвии сохранились до сих пор и являются экспонатами музеев Голландии. В 1879 г. по маршруту плавания Виллема Баренца и его товарищей на Новую Землю прошла голландская парусная шхуна "Виллем Баренц". На её борту сюда были доставлены две мемориальные плиты. Одну из них, в память об открытии 1-ой голландской экспедицией Оранских островов 1 августа 1594 г., установили на одном из этих островов. Об этом историческом памятнике было известно давно. А вот о второй мемориальной плите, которая посвящалась открытию мыса Нассау, стало известно совсем недавно. В 1999 г. арктическая экспедиция МЧС РФ обнаружила её на небольшом острове в группе островов Баренца, у западного берега Северного острова архипелага. Кое-что в 1933 г. нашли на месте зимовки Баренца и российские геологи из отряда Арктического института, который возглавлял Б.В. Милорадович. Свои находки они доставили в Музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге.


Behouden Huys в 1881 году во время голландской экспедиции в этот район во время первого Международного полярного года.


Sketch of Barents" wintering (1917)

Но всё это касалось дома Баренца и его товарищей. А куда же делось судно экспедиции, затертое во льдах осенью 1895 г. и покинутое экипажем? Ведь всю зимовку оно было у них на виду, и уходили голландцы с Новой Земли, когда судно ещё было цело. Возможно, оно было раздавлено льдами или прибито к берегу. Но в любом случае, оно погибло где-то поблизости от места зимовки. Это предположение нашло подтверждение в 1980-1990-х годах, когда несколько раз берег Ледяной Гавани посещали ученые - археологи, историки и экологи из России и Голландии. Именно им удалось найти фрагмент обшивки голландского судна. Несколько продольных досок, скреплённых поперечинами, были обнаружены полузасыпанными прибрежной галькой. Эта уникальная находка хранится в музейном отделе Института Наследия в Москве. Проведенная тщательная экспертиза показала, что возраст древесины найденного фрагмента судна соответствует времени пребывания здесь Баренца и его товарищей. Также сходится и фактура материала, из которого тогда строили обшивку судов, - дуб. Возможно, раздавленный деревянный корпус судна затем был разнесён волнами, течением и льдами. На корабле были ещё и пушки. Где они? Вероятно, они затонули и покоятся на дне бухты Ледяная Гавань, либо поблизости. Нужны дальнейшие поиски.

Так же бесследно, как исчез корабль, исчезли тела Виллема Баренца и его слуги Класа Андриса Гаутейка, умерших в один день 20 июня 1597 г., на обратном пути с Новой Земли в Европу. В этот время две лодки голландцев уже обогнули мыс Желания и находились юго-западнее современных Оранских островов. Геррит де Фер в опубликованной по возвращении на родину своей книге писал, что Виллем Баренц и его слуга были похоронены в "ледяной могиле". Что бы это могло значить? До сих пор над этой загадкой ломают головы ученые разных профессий. В 1995 и 1998 годах российские и голландские учёные, среди которых был и автор настоящей статьи, пытались найти могилы или захоронения великого командора и его слуги. Мы облазили всё побережье, несколько десятков километров, от залива Иностранцева до мыса Желания, но не нашли никаких следов возможных захоронений.


Последний документ, написанный Баренцем и Heemskerk

Alsoe (wy) van Borgemeestern van Am(ster)dam waren (?)
ghesonden ... An...1(59)... om by (N)oerden naer
de landen van Chijna te var(en)...soe est d(at)
wij naer groete moeyte ende geen (cleenen) perijckel...
ghecomen sijn om de West van Nov(a) (Zembla) meenende
noch alsoe bij de cost van Tartrie(n)...ig...es te
seylen naer voerschreven landen...la...ntlijck
ghecommen op deze plaet(s)...op den...de 26
Augus...boven gen...waer ons
den...ende...ns soe (?)
dapperlick...gecom...ine...ijs...
besetten...ende wij...desen noe(t)
gedwongen sijn geweest een h(uy)s (te) bouwen om
ons lijff de wynter over daeri(nn)e (te) salveren indien
tmoegelijck waer van coude(?)...int huys ghe-
woent van den - 12 - October anno - 1596 -
den heelen wynter over totten - 13...
des naestvolgenden jaers anno - 97 -...
groete coude. Syn denselfden 13 (Jun)y...
doen ons schip noch al vast in (t"ijs) besloeten
lach met ons schuyt ende boet van hier ge(zeilt)
om weder thuys te moegen coemen, Onse Godt
wil ons behouen reyse verleenen, ende ons met
gesontheyt in ons vaderlant brengen, Amen.
NOTA, dezen hoeck daer wij waren...
laeg...op den 76 graed d...
breeden...
veerlijk...
Nova zen...b.a...suydel
wint ende west...op.

Wyl.em barents
Ja...Heemskerck

(transcriptie uit L"Honoré Naber, S. P. (1917) Reizen van Willem Barents, Jacob van Heemskerck, Jan Cornelisz. Rijp en anderen naar het Noorden 1594-1597. Deel II. Den Haag: Martinus Nijhoff)
Date 13 June 1597(1597-06-13)
Source Rijksmuseum, Amsterdam
Author Willem Barendzs
Jacob van Heemskerck

Этому может быть несколько причин. Климат во времена плаваний Баренца в северо-восточной части Баренцева моря был намного холоднее, чем современный. Почти вся суша Северного острова Новой Земли (или большая её часть) была занята покровными ледниками, языки которых спускались к морю и распространялись по его поверхности на сотни и тысячи метров от берега. Возможно, что возвращающиеся после многомесячной зимовки в Ледяной Гавани голландцы просто были не в силах как следует обследовать окружающие сушу льды и не смогли отличить землю, покрытую ледником, от плавающего припая. В этом случае они вырыли могилы для своих погибших товарищей либо во льду припая, либо в концевой части глетчера, съехавшего с суши на поверхность моря, где те и нашли вечное упокоение. Ведь приняли же голландцы за Большой Ледяной мыс язык ледника, "плавающий" на поверхности моря и уходящий от берега в море на несколько километров. Ныне от голландского "Большого Ледяного мыса" не осталось и следа: ледник сократился в размерах, его язык как бы "втянулся" в сушу и отступил вглубь острова на несколько сотен метров. Большим Ледяным мысом на современных картах уже называется обычный выступ суши. Или же европейские мореплаватели не добрались до суши, поскольку кругом их лодок были льдины, напирающие друг на друга и грозящие при малейших подвижках раздавить хрупкие лодки? Видимо, место, где были захоронены Баренц и его слуга, так и останется одной из многочисленных загадок Арктики.


Monument to Willem Barents, Vardø, Norway.


Бюст Виллема Баренца. Варде, Норвегия

Баренцу судьба (не без помощи де Фера) уготовила великую посмертную славу первоисследователя моря, в 1853 получившего его имя; а также вторичного (после русских арктических мореходов) открытия Шпицбергена. Дважды навигатор становился рекордсменом проникновения на север в воды Баренцева моря (1594) и Арктического басс. (1596); первый заснял практически всю сильно изрезанную западную (ок. 1500 км) и северную береговую черту Новой Земли, а также короткие участки восточного (100 км) и южного (50 км) побережий.

Это дало возможность впервые установить протяженность (ок. 1000 км) и северо-восточное простирание архипелага. В «активе» мореплавателя - первая исторически доказанная зимовка западноевропейцев в высоких широтах Арктики. Ежедневные записи Баренца о погоде, особенно о направлении ветров, явились первыми метеорологическими наблюдениями, выполненными в России. В течение нескольких веков они оставались единственным материалом, характеризующим климат северной части Новой Земли.

Водосвятие в Москве в конце XVII века
Часть 6 -
Часть 7 -

Кандидат биологических наук Николай Вехов.

Так выглядит ледниковый покров на архипелаге Новая Земля.

В первые я оказался на Новой Земле в 1994 году и в общей сложности провёл там пять экспедиционных сезонов в составе комплексной экспедиции Научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва. Это было время интереснейшей работы и незабываемых впечатлений. На гидрографических судах мы обошли весь архипелаг, побывали в самой северной и в самой южной его точках. На вездеходах совершили 1000-километровый круговой маршрут по Южному острову, видели моржовые лежбища и птичьи базары на Оранских островах, льды в проливе Маточкин Шар и многометровой толщины языки ледников в Русской Гавани. Мы изучали природные комплексы островов, а ещё искали могилу знаменитого командора Виллема Баренца, который вместе с другими голландскими мореплавателями открыл Новую Землю в конце XVI века.

История освоения островов

Согласно преданиям, ещё в ХII-ХIII веках архипелаг посещали русские зверобои из Поморья и низовий Печоры. На Новой Земле располагались их промысловые угодья, за что в старину её называли «Маточкой», подчёркивая тем самым, что эти острова их основная кормилица. Увы, истории не известно ни одного документа, упоминающего об отважных первооткрывателях архипелага. Легенды о былых промысловых экспедициях сохранились лишь в устном творчестве поморов.

Фрагмент карты
первой экспедиции
В. Баренца,
составленной
Яном Гюйгеном
ван Линсхотеном.
1601 год.

Географическое открытие Новой Земли, подтверждённое картами, дневниковыми документами и написанными позже красочными гравюрами, совершили голландские моряки в ходе трёх экспедиций 1594, 1595 и 1596- 1597 годов, возглавляемых выдающимся мореплавателем Виллемом Баренцом (1550-1597). Главной целью этих походов было стремление проложить торговый путь в страны Юго-Восточной Азии через арктические моря.

Во второй половине XVI века Нидерланды (Голландия), освободившись от испанского владычества, стали независимым государством и постепенно заняли одно из первых мест среди ведущих морских держав. Молодая федеративная республика стремилась установить надёжные торговые связи с Китаем и Индией, богатыми пряностями, шелками, чаем, благовониями, товарами местных ремесленников, слоновой костью, золотом, драгоценными камнями. Добраться туда через Атлантический, Тихий и Индийский океаны голландцы не могли - все морские пути были в руках англичан, португальцев и испанцев, грабивших торговые суда. Правительство Нидерландов при поддержке богатых купцов решило искать другой путь - через Север Европы и Азии по ледовым морям. Совместными усилиями они собрали достаточную сумму, чтобы снарядить первую арктическую экспедицию.

Весной 1594 года в плавание отправились четыре корабля - «Лебедь» из Зееланда, «Меркурий» из Энкхёйзена, «Посланник» и небольшая яхта из Амстердама. Экспедицию возглавляли адмиралы флота Корнелис Нэй, Брант Эйсбранц и шкипер Виллем Баренц, которого впоследствии мореплаватели назвали «храбрейшим из голландцев и шкипером эпохи».

Обогнув Скандинавский полуостров, суда разошлись по разным маршрутам. «Лебедь» и «Посланник» поплыли к проливу Югорский Шар, но, дойдя до пролива, столкнулись со сплошными льдами и повернули назад. «Меркурий» же, ведомый шкипером Виллемом Баренцом, направился в сторону Новой Земли и к июлю достиг северной оконечности архипелага. На широте около 76 о они открыли остров, названный ими островом Вильгельма. Здесь произошла их первая встреча с белым медведем. Раньше европейцы видели только бурых медведей, а тут такой же, но белый! Моряки решили поймать его и отвезти в Амстердам, чтобы показать правителю страны принцу Морицу Оранскому и жителям города.

Первая встреча голландских моряков с белым медведем. Гравюра из первого издания дневника Геррита де Веера. Амстердам, 1598 год.

Охота на диковинного зверя чуть было не закончилась для моряков трагически. Летописцы голландских экспедиций в Арктику Геррит де Веер и Ян Гюйген ван Линсхотен зафиксировали это событие в подробностях. Зверя хотели поймать петлёй, но хищник длиной почти три метра оказался проворным и поплыл. Тогда моряки выстрелили в него. Тем не менее раненый зверь показал силу, «небывалую ни у льва, ни у другого дикого зверя: простреленный пулей, он всё же встал и, прыгнув в воду, поплыл; моряки, усиленно гребя вёслами, преследовали его...» Но медведь оказался настолько силён, что взять его живым не было никакой возможности. Охотники сочли за счастье довольствоваться его шкурой.

13 июля судно Баренца поднялось до широты 77 о 30´. Здесь море было почти полностью сковано льдами, но кое-где удавалось найти небольшие разводья, и судно медленно шло на восток. 31 июля корабль подошёл к группе неизвестных небольших островов, которые в честь правителя страны назвали Оранскими.

На вновь открытых островах взору голландцев предстало новое «диво» - по песку под лучами неяркого арктического солнца катались огромные морские звери с двумя клыками. Вот что написал о них Геррит де Веер: «Эти морские чудовища гораздо больше быков, живут в море, кожу имеют наподобие тюленей, с коротким волосом, пасть их подобна львиной; они держатся по большей части на льду, имеют четыре лапы и лишены ушей… Если промышленники случайно застанут их на ледяных глыбах с детёнышами, то моржи бросают их в воду, потом спрыгивают в воду сами, подхватывают детёнышей лапами и, то погружаясь, то всплывая, ускользают… Именно морж чуть не вонзил зубы в корму лодки, стремясь притянуть её к себе, но наши подняли крик, и он в испуге удалился, подхватив опять своих детёнышей…»

Оранские острова стали самой северной точкой, куда добралась первая экспедиция. Плыть дальше моряки отказались, и суда двинулись вдоль западного берега архипелага на юг. Последний залив Южного острова, куда заходил «Меркурий», был назван бухтой Цветов (на современных картах - это залив Чёрный). На побережье голландцы впервые обнаружили следы пребывания русских. Недалеко от берега они увидели крест и три избы. Это было промысловое становище. Осматривая его, моряки нашли разрушенную лóдью, несколько захоронений и тщательно спрятанные шесть мешков муки. Так на карте архипелага появился мыс Мучной.

На обратном пути команда Баренца обследовала около 300 км побережья Новой Земли, затем суда экспедиции встретились и вместе отправились в Амстердам. Близ побережья острова Вайгач экипажи судов увидели кита. Животное было относительно небольшое, всего 34 фута. Помятуя рассказы промысловиков с Печоры о том, как те ловили китов, голландцы устроили на него охоту - загнали на мелководье и убили гарпунами. По примеру русских моряки натопили из туши кита 20 бочек жира и убедились, что китоловство в Арктике не только возможное, но и очень выгодное занятие.

Корабль Виллема Баренца пробивается сквозь льды у берегов Новой Земли. Гравюра из первого издания дневника Геррита де Веера. Амстердам, 1598 год.

В следующем, 1595 году голландцы отправили в Арктику вторую экспедицию, которую снаряжали с большим размахом; на сей раз флотилия состояла из семи судов. Но удача отвернулась от мореплавателей. На пути вдоль Скандинавии корабли Баренца и ван Линсхотена столкнулись, и четверо моряков утонули. Вскоре по неизвестной причине погибла ещё часть команды. Несколько раз экипажи подвергались нападениям белых медведей. В районе Югорского Шара льды стали сплошными и непроходимыми, паруса замёрзли. 15 сентября флотилия была вынуждена повернуть назад.

Неудачная экспедиция 1595 года разочаровала голландских купцов и правительство, которые рассчитывали на успех. Они отказались поддерживать дальнейшие поиски морского пути в Юго-Восточную Азию с севера вокруг Евразии. Для третьего, последнего, плавания удалось собрать гораздо меньшую сумму, которой хватило на оснащение всего двух кораблей. Одним из судов, где штурманом был Виллем Баренц, командовал капитан Якоб ван Гемскерк, другим - Ян Корнелиус Рейп, однако фактическим руководителем экспедиции стал Баренц. Экипаж ведомого им судна состоял из 17 человек. Именно они впоследствии вошли в историю Арктики как первые зимовщики.

Виллем Баренц (Willem Barentsz) – нидерландский путешественник, покоритель морских просторов и естествоиспытатель.

Виллем Баренц появился на свет предположительно в 1550 году на острове Терсхеллинг (Terschelling), расположенном немного к северу от побережья Нидерландов.

Место рождения и имена родителей неизвестны . Привычная фамилия Баренц на самом деле фамилией не является: она обозначает «сын Баренца», то есть является отчеством. Так как точная дата рождения этого великого человека неизвестна, то можно утверждать, что был он самого незнатного происхождения.

Фамилия же была установлена в 2011 году исследователем Люком Кооймансом (Lucas Kooijmans) по путевым дневникам Баренца – Виллем Баренц ван дер Схеллинг (Willem Barents van der Schelling). Интересно, что в источниках XVI-XVII такая фамилия не попадалась.

Профессия

Известно, что Баренц уже взрослым переехал в Амстердам и стал его гражданином. Есть сведения о том, в Амстердаме он обучался в школе навигации и картографии, которой руководил Петер Планциус (Petrus Plancius).

Баренц приобрел профессию составителя географических карт . Вместе с Планциусом они отправились в морское путешествие к испанским и итальянским берегам.

ВАМ ПРИГОДЯТСЯ СТАТЬИ

Одна из значительных работ Баренца, выполненная в этом морском походе, – атлас Средиземного моря, разработанный сообща с учителем. Атлас замечателен тем, что появился как результат исследований, проведенных в путешествии по средиземноморскому бассейну. После этого плавания Баренцу было присвоено звание штурмана. Об этом свидетельствует диплом, находящийся в Музее Баренца в Амстердаме.

Экспедиции

Баренц известен благодаря его длительным и опасным экспедициям в арктические районы земного шара, преследовавшим практическую цель – поиск короткого пути в Китай и Восточную Индию, минуя берега Испании, контролировавшей торговые пути в Атлантическом океане.

В удаче похода Баренц был уверен вслед за своим учителем Планциусом. Путешественник верил, что северная ледяная пустыня может растаять под воздействием солнечных лучей, освещавших Арктику во время полярного дня, и путь в страну дивных пряностей откроется.

В первую экспедицию, снаряженную именно Планциусом, Баренц отправляется из Амстердама (Amsterdam) в 1594 году. Плавание было организовано на средства государства и богатых торговцев, заинтересованных в расширении географии торговых путей. Возглавлял экспедицию из 4-х кораблей адмирал Корнелиус Ней.

В ходе плавания Баренц дошел до Новой Земли (Nieuw Land), попытался обогнуть ее с северной стороны, но, достигнув ее северной оконечности (Ледяной мыс, мыс Карлссена), экспедиция вернулась на родину. Во время плавания моряки много общались с племенами поморов, расспрашивали их о природе края и климате, все сведения подробно записывались в бортовые журналы.

Баренц записывал данные о глубине морей и проливов, о направлениях ветров и перемене погоды, о рельефе берегов и островов, о флоре и фауне, об обычаях местных народностей.

В ходе путешествия голландцы встретились с белым медведем и устроили на него охоту, увидели и описали моржей, арктических китов, были окружены группой айсбергов, но благополучно спаслись из ледяного плена. Они наблюдали за обычаями жителей арктических побережий, оставили описания коренных народностей, их лодок, способа хранения продуктов и захоронений.

Совершенно уникальным является сделанное голландцами описание языческого святилища ненецких племен, обнаруженного экспедицией на острове Вайгач (Vaygach). Деревянные и каменные изваяния покрывали остров, который называли колыбелью ненецких богов. После этого святилище было разрушено во время крещения коренных народностей Крайнего Севера в начале XIX века, и это свидетельство осталось единственным.

Через год, в 1595 году, была снаряжена вторая экспедиция, включавшая 7 хорошо оснащенных кораблей . Такое количество объяснялось тем, что на корабли нагрузили товары для обмена с жителями Индии и Китая, во встрече с которыми голландские путешественники не сомневались. Путь прокладывался через пролив, называющийся сейчас Югорский Шар (Yugorsky Shar), – пролив, разделяющий сибирские берега и остров Вайгач. Но Баренца снова ждала неудача: когда корабли подошли к входу в пролив, он был скован крепким многометровым льдом.

Экспедиция была неудачной и потому, что многие моряки погибли от неизвестной болезни, а по возвращении на родину путешественники узнали, что правительство больше не собирается финансировать рискованные проекты.

В 1596 году была снаряжена третья по счету экспедиция из 2-х кораблей , и Баренц отправился в поход всего-навсего штурманом.

Благодаря этому путешествию на карту был нанесен Медвежий Остров (Bereneiland), входящий в состав архипелага Шпицберген (Spitsbergen) и многие другие объекты. На этот раз Новую Землю удалось обогнуть и войти в бассейн Карского моря (De Kara zee). Во время этого странствия было составлено точнейшее описание береговой линии Новой Земли.

В целях безопасности команда под предводительством Баренца высадилась на Новую Землю и остановилась там для зимовки. Это была первая в истории Арктики зимовка. Зимовщики выстроили себе из выброшенной на берег древесины и частей палубы своего корабля жилище, отапливаемое огнем в очаге. Продовольственных запасов было достаточно. Моряки охотились на песцов, белых медведей, шили из шкур теплую одежду, диковинные пушистые шапки.

Баренц заботился о сохранении здоровья команды: моряки принимали ванны, занимались физической культурой, правильно питались.
Однако цинга настигла самого Баренца.

Зимовка длилась всю полярную ночь, бывали жестокие морозы, сильные снегопады, угрожавшие всей команде гибелью, постоянные нападения белых медведей. Как только Карское море начало освобождаться от ледяного панциря, экспедиция окончила зимовку и отправилась в путь на построенных из остатков корабля 2-х шлюпках к берегу Кольского полуострова (Het Schiereiland Kola). Плавание было успешным, но во время него умер капитан Баренц, и его пришлось похоронить на Новой Земле. Моряки вернулись на родину и рассказали о своем тяжелом походе.

Могила Баренца и умершего с ним в один день слуги неизвестна . В записках спутников говорилось, что Баренц был похоронен в ледяной могиле. В память о герое-первопроходце его земляками, прошедшими весь маршрут славного штурмана, в 1879 году были установлены две памятные мраморные плиты.

После этой экспедиции, так и не проложившей дорогу в Восточную Индию, поиски северного пути в волшебную страну специй и слоновой кости прекратились. В память о славном моряке и исследователе Виллеме Баренце было названо море.

Материалы, которые экспедиция привезла в Голландию, легли в основу точных карт, стали фундаментом научных описаний природы северных широт.

По следам Баренца

Путь Баренца и его команды пыталась повторить не одна команда отважных путешественников.

В 1871 году, через 274 года после последнего похода Баренца, норвежец Эллинг Карлсен (Elling Carlsen) отправился к Новой Земле и нашел «законсервированное» подо льдами жилище, построенное во время зимовки команды Баренца. В зимовье были обнаружены личные вещи моряков XVI века:

  • Навигационные инструменты;
  • Кухонная утварь;
  • Деньги из меди;
  • Часы на стену;
  • Деревянные башмаки членов команды;
  • Оружие (мушкеты, протазаны, алебарды) и др.

Именно Эллингом Карлсеном был обнаружен путевой дневник Баренца и заметки его спутника о тяготах похода. Найденные вещи и документы, рассказывающие о третьей экспедиции Баренца, находятся в Музее Баренца в Амстердаме (Het Museum Van De Barents).

Через несколько лет по следам Баренца отправилась группа моряков под руководством исследователя Гардинера (Gardiner) из Англии, но после «расконсервации» от зимовья практически ничего не осталось.

В 1933 году российские моряки также прошли дорогой Баренца и смогли осмотреть основание сруба знаменитого зимовья.

В 1980 г. исследователи во главе с Д. Ф. Кравченко обнаружили фрагменты корабля Баренца. Именно Баренц и его экспедиции были первыми в истории исследования русской Арктики . Голландские путешественники составили карты Карского и Баренцева морей, собрали точные сведения об их глубине.

Жизнь исследователя северных широт сейчас называют подвигом. Баренц не преследовал личных целей, не мечтал о славе, выгоде и богатстве. Его жизнь – стремление открыть человечеству новые пути, новые горизонты, новые возможности. Сила духа и сила ума, величайший организаторский талант и вера в силу человеческих способностей помогли Баренцу пройти свой славный путь и стать примером для последующих поколений.

Дочитали до конца! Поставьте пожалуйста оценку

Экспедиции Виллема Баренца (1594-1597)

Биллем Баренц (1550-1597) - голландский мореплаватель. Руководил третьей экспедицией по Северному Ледовитому океану в поисках Северо-Восточного прохода из Атлантического океана в Тихий. Во время экспедиции 1596-1597 гг. открыл острова Медвежий и Шпицберген.

В. Баренц пытался найти морской путь в Китай мимо северных берегов Азии уже в конце XVI в. В июне 1594 г. в городе Текселе снарядили морскую экспедицию на поиск этого пути. Командование экспедицией поручили Корнелису Рийпу, но фактическим руководителем предприятия был В. Баренц (он вел одно из судов).

10 июля они достигли западных берегов Новой Земли. Баренц на своем судне исследовал все северное побережье до самой его крайней северо-западной точки - мыса Нассау. В это время два других корабля отправились дальше на восток и через Вайгачский пролив проникли в Карское море, где им пришлось долго пробиваться между льдинами. Отметив, что путь отклонился на северо-восток, они пришли к выводу, что открыли Кап-Табис Плиния и что их экспедиция удачно завершена: морской торговый путь в Китай открыт и путешественники возвратились в Амстердам.

Вскоре была предпринята новая попытка пройти по этому пути. Экспедиция под руководством В. Баренца в составе шести кораблей попыталась пройти к Новой Земле. Но на этот раз Вайгачский пролив оказался закрыт льдинами и им пришлось вернуться на Родину.

В мае 1596 г. Баренц с новой командой вновь оставляет Амстердам. Открыв по пути острова Медвежий и Шпицберген, он упорно держал свой путь к мысу Нассау. В это время сопровождавшие Баренца Б. Геймскерк и Корнелис покинули его и возвратились в Голландию. Экспедиция же Баренца, достигнув мыса, оказалась затертой среди льдин и вынуждена была остаться зимовать. Это была самая первая зимовка на Дальнем Севере. Путешественниками пришлось перенести суровые испытание и пережить невыносимые трудности арктической зимы. Но с наступлением лета мореплавателя ждал новый удар: корабль даже теперь не освободился от сковавших его льдов. Ввиду этого, оставив свое судно в море, на открытых утлых челноках они отправились в обратный путь. Не выдержав суровых испытаний Севера, пять человек из команды, в том числе и сам Баренц, погибли. В. Баренц умер 20 июня 1597 г. и похоронен на Новой Земле. Оставшийся экипаж счастливо добрался до Колы, где его встретил Корнелис и доставил в Голландию.

С тех пор Северо-восточный путь был исследован только спустя 300 лет норвежцами Иогансеном и Карльсеном. Последнему даже удалось обнаружить место зимовки Баренца - нетронутую хижину со всем хозяйством и книгами, в которых сохранились записи об экспедиции.

В честь отважного мореплавателя названы: расположенное между Нордкапом и Шпицбергеном море и один из двух островов, находящийся на восточном побережье Шпицбергена.



Загрузка...