emou.ru

Теория химического строения органических веществ тест 76. Тестовые задания по химии "Становление химии как науки. Основные положения теории А.М. Бутлерова"

Тест по теме:

«Теория химического строения органических веществ»

1.Дополните фразу: «Молекула представляет собой группировку атомов элементов, располагающих в строго определенном порядке, согласно правилам валентности»-отражает суть……………………………………….(выберите ответ):

А) периодического закона;

Б) первого положения атомно-молекулярной теории;

В)второго положения теории А.М.Бутлерова;

Г) первого положения теории А.М.Бутлерова о строении органических соединений

2.Дополните фразу: «Вещества, имеющие одну и ту же эмпирическую формулу(обладающие одинаковым количественным и качественным составом), но разный порядок расположения атомов в молекуле,т.е. разное строение, а потому, и различные свойства, называются…..................»(выберите ответ):

А)гомологи;

Б)изомерами;

В) радикалами;

Г) молекулами,

Д) функциональными группами.

3.Дополните фразу: «Свойства вещества зависят не только от его количественного и качественного состава, но и от порядка соединения атомов в молекуле»-отражает суть……….(выберите ответ):

А) третьего положения теории химического строения, разработанной А.М.Бутлеровым;

Б) второго положения теории А.М.Бутлерова о строении органических соединений;

В) первого положения теории А.М.Бутлерова о строении органических соединений;

Г) суть теории строения органических и неорганических веществ.

4)Дополните фразу: «Радикал /-СН 3 / называется……….. » (выберите ответ) :

А) этилом;

Б)метилом;

В)пропилом;

Г) бутилом.

5) Дополните фразу: «Пропан имеет формулу…………………..» (выберите ответ):

Б)СН 3 -СН 2 -СН 3 ;

В)С 2 Н 5 -СН 3;

Г)СН 3 -СН 3 ;

6) Дополните фразу: «Формулы СН 3 -(СН 2) 2 -СН 3 ; С 4 Н 10 и СН 3 -СН 2 -СН 2 -СН 3 отражают строение…………………………………»(выберите ответ):

А) трех разных веществ;

Б)одного вещества;

В) двух разных веществ;

Г) одного вещества, называемого бутаном.

7)Дополните фразу: «В углеводородах реализуется…………………………………………. связь»(выберите ответ):

А) неполярная ковалентная;

Б)полярная ковалентная;

В) неполярная ковалентная и полярная ковалентная;

Г) ионная;

Д) полярная, неполярная ковалентная и ионная.

8)Дополните фразу: «В предельных органических соединениях реализуется……………………………..связь»(выберите ответ):

В) сигма и пи;

Г) другие виды химической связи, кроме ковалентной.

9) Дополните фразу: «Формулы СН 3 -(СН 2) 2 -СН 3 (А) и СН 3 -СН(СН 3)-СН 3 (Б) отражают строение »(выберите ответ):

А) одного вещества- бутана;

Б)двух веществ -н -бутана (А) и изобутана(Б) ,являющихся изомерами;

В)двух изомеров бутана: н-бутана (А)и 2-метил-пропана(Б) ;

Г) углеводородов ряда метана (одно вещество).

10)Дополните фразу: «Сигма -связь характеризуется………………………….»(выберите ответ):

А)одной областью перекрывания электронных облаков и относительно малой энергией;

Б) двумя областями перекрывания электронных облаков и относительно малой энергией;

В)одной областью перекрывания электронных облаков и достаточно большой энергией;

Г)двумя областями перекрывания электронных облаков и небольшой энергией.

Тест по теме:

«Теория химического строения органических веществ»

1.Дополните фразу: «Молекула представляет собой группировку атомов элементов, располагающих в строго определенном порядке, согласно правилам валентности»-отражает суть……………………………………….(выберите ответ):

А) периодического закона;

Б) первого положения атомно-молекулярной теории;

В)второго положения теории А.М.Бутлерова;

Г) первого положения теории А.М.Бутлерова о строении органических соединений

(1 балл)

2.Дополните фразу: «Вещества, имеющие одну и ту же эмпирическую формулу(обладающие одинаковым количественным и качественным составом), но разный порядок расположения атомов в молекуле,т.е. разное строение, а потому, и различные свойства, называются…..................»(выберите ответ):

А)гомологи;

Б)изомерами;

В) радикалами;

Г) молекулами,

Д) функциональными группами.

(1 балл)

3.Дополните фразу: «Свойства вещества зависят не только от его количественного и качественного состава, но и от порядка соединения атомов в молекуле»-отражает суть……….(выберите ответ):

А) третьего положения теории химического строения, разработанной А.М.Бутлеровым;

Б) второго положения теории А.М.Бутлерова о строении органических соединений;

В) первого положения теории А.М.Бутлерова о строении органических соединений;

Г) суть теории строения органических и неорганических веществ.

(1 балл)

4)Дополните фразу: «Радикал /-СН 3 / называется……….. » (выберите ответ) :

А) этилом;

Б)метилом;

В)пропилом;

Г) бутилом.

(2балла)

5) Дополните фразу: «Пропан имеет формулу…………………..» (выберите ответ):

А)С 3 Н 8 ;

Б)СН 3 -СН 2 -СН 3 ;

В)С 2 Н 5 -СН 3;

Г)СН 3 -СН 3 ;

Д) С 2 Н 6 ;

Е)СН 4 .

(3 балла)

6) Дополните фразу: «Формулы СН 3 -(СН 2 ) 2 -СН 3 ; С 4 Н 10 и СН 3 -СН 2 -СН 2 -СН 3 отражают строение…………………………………»(выберите ответ):

А) трех разных веществ;

Б)одного вещества;

В) двух разных веществ;

Г) одного вещества, называемого бутаном.

(3 балла)

7)Дополните фразу: «В углеводородах реализуется…………………………………………. связь»(выберите ответ):

А) неполярная ковалентная;

Б)полярная ковалентная;

В) неполярная ковалентная и полярная ковалентная;

Г) ионная;

Д) полярная, неполярная ковалентная и ионная.

(1 балл)

8)Дополните фразу: «В предельных органических соединениях реализуется……………………………..связь»(выберите ответ):

А) сигма;

Б)пи;

В) сигма и пи;

Г) другие виды химической связи, кроме ковалентной.

9) Дополните фразу: «Формулы СН 3 -(СН 2 ) 2 -СН 3 (А) и СН 3 -СН(СН 3 )-СН 3 (Б) отражают строение »(выберите ответ):

А) одного вещества- бутана;

Б)двух веществ -н -бутана (А) и изобутана(Б) ,являющихся изомерами;

В)двух изомеров бутана: н-бутана (А)и 2-метил-пропана(Б) ;

Г) углеводородов ряда метана (одно вещество).

4 балла

10)Дополните фразу: «Сигма -связь характеризуется………………………….»(выберите ответ):

А)одной областью перекрывания электронных облаков и относительно малой энергией;

Б) двумя областями перекрывания электронных облаков и относительно малой энергией;

В)одной областью перекрывания электронных облаков и достаточно большой энергией;

Г)двумя областями перекрывания электронных облаков и небольшой энергией.

Теория химического строения А.М. Бутлерова

Вариант № __1____

а) Индуктивный эффект;

б) сигма связь;

Вариант № ___2___

а) Мезомерный эффект;

б) пи связь;

в) электроотрицательность;

5. Составьте структурные формулы изомеров, отвечающие молекулярной формуле С 10 Н 22 .

Вариант № ___3___

  • 1.Сформулируйте и объясните четвертое положение теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова.
  • 2.Что отражает пространственная изомерия? Приведите примеры данного вида изомерии.
  • 3.Второе валентное состояние атома углерода.
  • 4.Дайте определение и приведите примеры к следующим понятиям:

а) Индуктивный эффект;

б) сигма связь;

в) гибридизация атомных орбиталей;

г) непредельные органические вещества;

д) карбоциклические органические вещества.

5. Составьте структурные формулы изомеров, отвечающие молекулярной формуле С 7 Н 14 .

Вариант № _4_____

1.Сформулируйте и объясните первое положение теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова.

2.Что отражает изомерия положения кратных связей? Приведите примеры данного вида изомерии.

3.Первое валентное состояние атома углерода.

4.Дайте определение и приведите примеры к следующим понятиям:

а) Мезомерный эффект;

б) пи связь;

в) электроотрицательность;

г) ароматические органические вещества;

д) предельные органические вещества.

5.Составьте структурные формулы изомеров, отвечающие молекулярной формуле С 8 Н 18 .

Вариант № ___5___

1. Сформулируйте и объясните первое положение теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова.

2. Что отражает изомерия положения кратных связей? Приведите примеры данного вида изомерии.

3. Первое валентное состояние атома углерода.

4. Дайте определение и приведите примеры к следующим понятиям:

а) Мезомерный эффект;

б) пи связь;

в) электроотрицательность;

г) ароматические органические вещества;

д) предельные органические вещества.

5. Составьте структурные формулы изомеров, отвечающие молекулярной формуле С 9 Н 20 .

1 . Бутен-1 и 2-метилпропен являются

1) одним и тем же веществом

2) гомологами

3) структурными изомерами

4) геометрическими изомерами

2 . Из приведённых утверждений:

А. Атомы и группы атомов в молекулах оказывают друг на друга взаимное влияние.

Б. Изомеры - это вещества с разным строением, но одинаковыми свойствами.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) неверны оба утверждения

3. Геометрические (цис-транс-) изомеры имеет

1) 2-хлорбутен-2

2) бутин-2

3) пропен

4) гексан

4.Для пентанола не характерна изомерия:

1) геометрическая

2) углеродного скелета

4) межклассовая

5. Гомолог бутаналя - это

1) бутандиол-1,2

2) бутанол-1

3) 2-метилпропаналь

4) гексаналь

6. Изомерами являются:

1) метилацетат и пропановая кислота

2) пропанол и пропанон

3) бутен-1 и пропен-1

4) пентан и циклопентан

7. Число π-связей в молекуле этина равно

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

8. Соединения бутанол-1 и 2-метилпропанол-2 являются

1) гомологами

2) структурными изомерами

3) геометрическими изомерами

4) одним и тем же веществом

9. Гомологами являются

1) пропанол-1 и пропанол-2

2) метаналь и этаналь

3) пропановая кислота пропеновая кислота

4) бутан и циклобутан

10. Изомером пропаналя является:

1) CH2=CH - CH2OH

2) CH3-CH2 - CH=O

3) CH3-CH=O

4) CH3-CH2 - CH2OH

11. Соединения бутанол-1 и 2-метилпропанол-2 являются

1) гомологами

2) структурными изомерами

3) геометрическими изомерами

4) одним и тем же веществом

12. Структурный изомер нормального гексана имеет название:

1) 3-этилпентан

2) 2-метилпропан

3) 2,2-диметилпропан

4) 2,2-диметилбутан

13. К соединениям, имеющим общую формулу CnH2n

1) бензол

2) циклогексан

3) гексан

4) гексин

14. Изомером метилциклопентана является:

1) пентан

2) гексан

3) гексен

4) гексин

15. Число π-связей в молекуле пропеновой кислоты равно

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

16. Атом углерода в состоянии sp2-гибридизации содержит молекула:

1) этанола

2) этаналя

3) этандиол

4) этина

17. Число π-связей в молекуле бутина-1 равно

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

18. Из приведённых утверждений:

А. Свойства веществ определяются не только составом, но и строением их молекул.

Б. Изомеры имеют одинаковый состав, но разное строение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) неверны оба утверждения

19. Пентен-1 и гексен-1 являются

1) одним и тем же веществом

2) структурными изомерами

3) геометрическими изомерами

4) гомологами

20. Циклобутан и транс-бутен-2 являются

1) геометрическими изомерами

2) одним и тем же веществом

3) гомологами

4) структурными изомерами

21. Геометрические (цис-транс-) изомеры имеет:

1) 2-метилбутен-1

2) пентен-2

3) пропин

4) бутан

22. Гомологами являются

1) глицерин и этиленгликоль

2) уксусная кислота и уксусный альдегид

3) бутен и бутадиен

4) пропаналь и бутаналь

23. Число σ- и π-связей в молекуле этилена соответственно

1) 4 и 1 2) 4 и 2 3) 5 и 1 4) 5 и 2

24. В молекуле 2,2-диметилбутана тип гибридизации атомных орбиталей атомов углерода

1) только sp3

2) только sp2

3) sp3 и sp2

4) sp3, sp2 и sp

25. Циклобутан и транс-бутен-2 являются

1) геометрическими изомерами

2) одним и тем же веществом

3) гомологами

4) структурными изомерами

26. Геометрические (цис-транс-) изомеры имеет:

1) 2-метилбутен-1

2) пентен-2

3) пропин

4) бутан

27. Для этанола характерна изомерия:

1) углеродного скелета

2) геометрическая

3) положения гидроксильной группы

4) межклассовая

28. Пять σ-связей содержит молекула

1) этилена

2) этаналь

3) метаналь

4) этана

29. Число π-связей в молекуле пропина равно

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

30. Две π-связи содержатся в молекуле

1) этена 2) бутана 3) бутена 4) этина

31. Число σ- и π-связей в молекуле пропадиена соответственно равно

1) 4 и 1 2) 4 и 2 3) 5 и 1 4) 6 и 2

32. В молекуле ацетилена имеются

1) две σ- и две π-связи

2) две σ- и три π-связи

3) три σ- и одна π-связь

4) три σ- и две π-связи

Т. С. Боротюк, МКОУ СОШ №14, Тайшет, Иркутская область

Тип урока: лекция с применением аудиовизуальных средств обучения.

  1. Познакомить учащихся с предпосылками возникновения теории строения органических веществ, основными положениями теории А.М.Бутлерова. Уметь доказывать эти положения.
  2. Сформировать понятие об изомерии, изомерах, структурных формулах простейших органических веществ (полные и сокращенные), определять изомеры, гомологи.
  3. Знать значение теории строения органических веществ и основные направления ее дальнейшего развития, причины многообразия органических веществ.
  4. Продолжить формирование мировоззренческих понятий: о материальном единстве неорганических и органических веществ, познаваемости природы, причинно-следственной зависимости между строением и свойствами органических веществ.

Оборудование: CD-Rom “Органическая химия. 10-11 классы” (1С, Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2002г.), компьютер, проектор, экран, таблицы “Изомерия”, “Гомология”, набор шаро-стержневых моделей, штатив с подсветкой и пробирками, растворы NaOH, HCl, H 2 O, фенолфталеин, метиловый оранжевый.

Предварительная подготовка учащихся: за 1 неделю до начала урока учащиеся получили следующие задания:

  • подготовить библиографическую справку об А.М.Бутлерове.
  • составить модели молекул органических веществ из шаро-стержневого набора.
  • творческое задание “Противоречия органической химии XIX века”.

Ход урока

Актуализация опорных знаний.

1 ученик у доски: Электронное строение атома углерода, возможные валентности и степени окисления.

2 ученик: обсуждение выполнения домашней работы (ст.149, зад.5).

3, 4 ученики: на листочках выполняют задание №5 стр. 149.

5, 6 ученики: работа по карточкам.

Карточка 1. Составьте структурные формулы следующих веществ: сероводорода, оксида углерода (IV), фосфорной кислоты.

Карточка 2. Составьте структурные формулы следующих веществ: хлороводорода, оксида углерода (II), серной кислоты.

Фронтальная беседа.

  1. Что такое органическая химия?
  2. Сколько органических веществ насчитывается на сегодняшний день?
  3. Какие элементы наиболее часто встречаются в составе органических веществ?
  4. Основные отличия органических веществ от неорганических.
  5. Основная мысль теории Витализма.
  6. Можно ли провести резкую грань между органическими и неорганическими веществами? Почему?

Работа по содержимому CD-ROM

I. Основные положения теории химического строения.

1. Предмет органической химии.

1) Органическая химия как наука.

2) История органической химии.

Ученый И.Я.Берцелиус.

3) Синтез органических веществ.

Ученый Шееле

4) Успехи органического синтеза

Ученые Зинин, Бертло

5) Особенности органических веществ.

6) Гомология.

7) Изомерия.

8) Физические свойства органических веществ.

Учитель подытоживает: Итак, органических веществ число огромно! Значение их трудно переоценить. Органические вещества имеют много особенностей и отличий от неорганических веществ. И начнем мы наше знакомство с ними с теории строения А.М.Бутлерова.

Запишите тему лекции (Смотри Приложение 1 . Презентация к уроку).

Слайд 1. Теория строения органических веществ Александра Михайловича Бутлерова.

Факты без теории – не наука! (А.М.Бутлеров)

Учитель: Какими же фактами обладала наука в XIX веке? Особенности развития органической химии в XIX веке.

Ученик выступает с результатами творческой работы “Основные противоречия химии XIX века” (Смотри Приложение 2. Презентация ученика) .

Слайд 2. Предпосылки возникновения теории строения (Смотри Приложение 1 . Презентация к уроку).

Учитель. Существовало несколько теорий, которые пытались объяснить отдельные факты, но целостной теории на то время не было.

Слайд 3. А.М.Бутлеров (1828 - 1886)

Доклад “О химическом строении вещества”ю.

Теория строения органических веществ.

  1. А.М.Бутлеров (параллельно уч-ся выступают с докладами о его жизни и деятельности)
  2. 1-е положение
  3. 2-е положение
  4. 3-е положение (показ демонстрационного опыта: влияние различных атомов на свойства веществ, содержащих водород: NaOH, HCl, H 2 O, c индикаторами)
  5. Строение органических веществ (параллельно – показ шаро-стержневых моделей)
  6. Изомерия (здесь показываем только изомерию углеродного скелета, положение функциональных групп, межклассовая, геометрическая)

Работа с CD-ROM закончена.

Учитель: Так в чем же причина многообразия органических веществ?

Учащиеся высказывают предположения.

Слайд 4. Причины многообразия органических веществ:

  • способность атомов углерода образовывать цепи (неразветвленные и разветвленные) и циклы;
  • изомерия органических веществ;
  • гомология органических веществ

Слайд 5. Значение теории для науки:

  • подтвердила материалистическое понимание природы;
  • углубила представление о веществе;
  • объяснила и систематизировала накопленные факты;
  • дала научную основу для классификации веществ

В конце урока – тестовая работа (тест раздается каждому ученику в отпечатанном виде).

Тест. Введение в органическую химию.

1. Что входит в состав всех органических веществ?

а) кислород;
б) водород;
в) углерод;
г) все перечисленные.

2. Ученый, сформулировавший основные положения теории строения веществ:

а) Семенов;
б) Бутлеров;
в) Фредерик;
г) Кекуле.

3. Простейший представитель углеводородов:

а) метаналь;
б) метан;
в) метанол;
г) метановая кислота.

4. Углерод в органических веществах имеет валентность:

а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.

5. К органическим веществам не относится:

а) сероуглерод;
б) углеводород;
в) спирт;
г) эфир.

6. Основной тип химической связи в органических веществах:

а) ковалентная неполярная;
б) ковалентная полярная;
в) водородная;
г) донорно-акцепторная.

7. Гомологическая разность:

а) СН 3 ;
б) СН 4 ;
в) СН 2 ;
г) С 2 Н 6 .

8. Термин “органическая химия” ввел:

а) М.Бертло;
б) Г.Кольбе;
в) А.Бутлеров;
г) И.Берцелиус.

9. Структурные формулы показывают:

а) общее количество атомов в молекуле;
б) количество атомов углерода в молекуле;
в) последовательность соединения атомов в молекуле;
г) расположение атомов в пространстве.

10. Принадлежность к органическим веществам часто можно установить:

а) по выделению СО 2 при их горении;
б) по выпадению осадка при взаимодействии с водой;
в) по цвету;
г) по агрегатному состоянию.

Слайд 6. Ответы:

1 – в 6 – б

Слайд 7. Критерии оценок:

  • “5” – 10 ответов
  • “4” - 8-9 ответов
  • “3” - 6-7 ответов
  • “2” - до 5 ответов

Слайд 8. Домашнее задание: выучить конспект, § 20.1 – 20.3, составить формулы возможных изомеров вещества С 5 Н 12 , творческие задания.

Слайд 9. Подведение итогов урока, выставление оценок.



Загрузка...