emou.ru

Этнические особенности культуры. Этническая культура. Чувства эти не просто переплетены друг с другом, но в центре их всегда что-то находится, какой-то предмет, на который все они и направлены. принято называть эти предметы "ценностями"

Этническая культура -- это единственная историческая форма существования культуры уществования культуры.

Исходной точкой и основным признаком формирования этнической культуры является возникновение у группы людей каких-то общих интересов, которые осознаются ими как потребности, принуждающие их жить и действовать коллективно. Важной характеристикой подобных потребностей служит то, что они выражают общий коллективный интерес, содержательно превосходящий механическую сумму индивидуальных интересов членов сообщества. Потребности такого рода представляют собой особые межиндивидуальные интересы и могут быть удовлетворены путем совместных действий всего коллектива. В этнологических, исторических, социологических, культурологических исследованиях такие потребности оцениваются как служащие интересам жизнеобеспечения и сохранения общности. В то же время всякое локальное историческое сообщество живет в конкретном природно-историческом окружении, обстоятельствах места и времени, адаптация к которым служит неотъемлемым условием его существования. Этот процесс непрерывной адаптации и работы по удовлетворению коллективных потребностей в конкретных сложившихся обстоятельствах позволяет членам сообщества накопить свой локальный специфический культурный опыт, выражающийся в особых формах деятельности и взаимодействия и отличающийся от такого же рода опыта других сообществ. Если коллективные потребности большинства людей, составляющих локальные сообщества, психологически сравнительно единообразны, то условия их достижения всегда более или менее различаются. Это в итоге ведет к формированию уникальных культурных комплексов, специфичность которых повышается от поколения к поколению за счет естественной аккумуляции культурных отличий, складывающихся в процессе создания людьми своего искусственного окружения. Вместе с тем культурный опыт всякого сообщества по своему содержанию необычайно велик и эмпирически многообразен. Ни один человек, каким бы культурным опытом он ни обладал, не в состоянии освоить его в объеме, равном культурному опыту всего сообщества. Поэтому отдельные индивиды осваивают и используют лишь часть культурного опыта общества, которая им необходима в практической жизнедеятельности. Большинство же остальных составляющих своего культурного опыта человек усваивает в опосредованном виде. И эти составляющие можно определить как ценностные ориентации, отличающие культуру данного сообщества. Несмотря на всю важность ценностных ориентации в детерминации общих черт культурного мироощущения сообщества, они нуждаются в более или менее систематизированных приемах и формах применения, т.е. в практических стереотипах поведения, отвечаюinп повседневным нуждам и потребностям людей. Это происходит в форме постоянной корректировки норм и стандартов деятельности и формирования в результате этого соответствующих образов жизни и картин мира, характерных для конкретного этнического сообщества.

В этом смысле образы жизни и картины мира представляют собой наиболее типичные, широко распространенные в сообществе устойчивые наборы, совокупности стандартов действительности, взаимодействия, поведения, представлений и т.п. Эти типичные проявления культуры сосуществуют с маргинальными, экстравагантными и новационными проявлениями. Однако именно устойчивые поведенческие установки в наибольшей мере характеризуют специфику этнической культуры. Исследуя процессы жизнедеятельности современных этносов, ученые-этнологи констатируют, что сфера их этнической специфичности неуклонно сокращается: в одних областях жизни быстрее, в других медленнее она уступает свое место интернационально-стандартным моделям. В осмыслении этого процесса культурного развития отечественная этнологическая мысль привит к необходимости методологического разделения понятий «этническая культура» и «культура этноса». Ведь для своего существования и воспроизводства большинство народов мира в настоящее время не может обходиться только этнически специфичными способами жизнедеятельности, сложившимися в условиях натурального жизнеобеспечения. Их современное существование стало интегрированным, национально взаимозависимым. В этом процессе понятие «этническая культура» акцентирует внимание исследователей только на этнической специфике свойственных этнической общности культурных явлений. В этом отношении этническая культура представляет собой совокупность этнодифференцирующих и этпоинтегрирующих характеристик данной культуры, которые, с одной стороны, обеспечивают единство каждого отдельного этноса, а с другой -- передачу этого единства от поколения к поколению.

Этническая культура проявляется буквально во всех областях жизни этноса: в языке, в воспитании детей, в одежде, в устройстве жилища, рабочего места, домашнем хозяйстве и, конечно, в фольклоре. На формирование этнической культуры оказывают влияние природные условия, язык, религия, а также психический склад этноса. Важным элементом этнической культуры является самоназвание народа (этноним). Приметы воздействия природных условий можно обнаружить в самых разных областях этнической культуры, начиная с орудий труда, предметов быта и кончая самими этнонимами. Так, климат во многом определяет особенности одежды и жилища, виды возделываемых сельскохозяйственных культур, от него зависят и средства транспорта. Состав местной растительности определяет материал жилища и его виды, а вместе с особенностями фауны сказывается на специфике повседневной жизни и культурно-хозяйственном развитии. Не случайно индейские цивилизации Мезоамерики развивались менее динамично, чем европейская. Одной из причин этогобыло отсутствие в Америке животных, которые могли бы после одомашнивания стать рабочим скотом. Характерные особенности географической среды (климата, почвы, рельефа, флоры, фауны и т.д.) оказывают также влияние на духовную культуру этноса и его психический склад, что выражается в формирующихся стереотипах поведения, привычках, обычаях, обрядах. Этносам тропического пояса, например, незнакомы многие обряды, характерные для жителей умеренного пояса и связанные с сезонными циклами земледельческих работ. Географическая среда находит отражение и в этническом самоназвании.

Именно ландшафты этнической территории ассоциируются в сознании людей с «родной землей». Некоторые элементы ландшафта либо в виде зрительных образов (береза у русских, сакура у японцев), либо в сочетании с топонимикой (река Волга у русских, гора Фудзи у японцев) становятся своего рода символами этнической принадлежности. Иногда и этнонимы прямо связаны с географической средой -- береговые чукчи называют себя «морские жители». Хозяйственные традиции народов, формирующиеся в непосредственной связи с природными условиями, очень устойчивы. Например, перебравшиеся в Калифорнию армяне-земледельцы и там занимаются традиционным садоводством и виноградарством. Влияют природные условия и на историческую судьбу народа. Гак, островное положение этноса способствует развитию кораблестроения, рыболовства, мореплавания. Кроме того, он защищен своим положением от нападений врагов. Этими условиями во многом объясняется важное место Англии и Японии в современном мире. Язык этноса способствует прежде всего формированию чувства групповой идентичности. Он поддерживает сплоченность этнической группы, причем между людьми, говорящими на одном языке,почти автоматически возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сложившихся в данной культуре, в нем опосредованно материализуется историческая намять. И наконец, язык как элемент культуры участвует в процессе приобретения практического опыта людьми, особенно членами одной этнической группы. Преимущественно благодаря языкам современная этническая картина мира отличается такой пестротой и разнообразием. Сегодня в мире насчитывается свыше двух тысяч живых языков: от бесчисленных племенных языков, на которых говорят иногда лишь десятки человек, до национальных языков, которыми пользуются многие миллионы людей.

В этнолингвистике принято выделять несколько языковых семейств (индоевропейская, семито-хамитская, кавказская, дравидийская, уральская, чукотско-камчатская, конго-кордофанская, нило-сахарская, койсан-ская, китайско-тибетская, тайская, австро-азиатская, эскимосо-але-утская). Среди них основной является индоевропейская, включающая в себя около 100 языков, на которых говорят почти 150 пародов, живущих во всех частях света. Свыше 60% населения нашей планеты говорит на десяти наиболее распространенных языках. Каждый народ создает свою картину мира на основе языка. Именно поэтому народам бывает так сложно понять друг друга. Конечно, народам, говорящим на родственных языках, это сделать проще (хотя, разумеется, этнические контакты зависят не только от этого), чем тем этносам, языки которых слишком сильно отличаются друг от друга. Так, для народов индоевропейской языковой семьи понятие прогресса расшифровывается как развитие, ускоренное движение вперед. В китайском же языке соответствующий иероглиф обозначает движение вовнутрь, к центру. Значение религии в формировании этнической культуры общеизвестно. Например, нынешнюю Бельгию населяют два народа -- фламандцы, говорящие на одном из германских языков, и валлоны, чей родной язык -- французский. Это рождает массу проблем, но, хотя оба эти этноса пользуются определенной автономией, пет оснований полагать, что Бельгия когда-нибудь распадется.

Слишком крепка их связь, обязанная прежде всего общей религии -- католицизму. Хорошо известен и другой пример. Хорваты и сербы, говорящие на одном и том же языке, тем не менее являются разными народами, что во многом вызвано различиями в религии: хорваты -- католики, сербы - православные. Отсюда - разные культуры, отсюда -- ориентация хорватов на Западную Европу, а сербов -- на Россию, отсюда -- давняя вражда между сербами и хорватами. Сегодня говорят о едином арабском мире, в состав которого входят многочисленные этносы, но они говорят на диалектах и наречиях одного языка, которые когда-то принесли сюда завоеватели-арабы вместе с новой религией -- исламом. Именно эта религия стала мощнейшей объединительной силой, а язык лег в основу формирования этих культур. Важным элементом этнической культуры является название этноса, причем сам народ называет себя совсем не так, как его соседи. Например, мы себя называем русскими. А маленький народ саамов, живущий на Крайнем Севере, называет русских «карьеле», латыши -- «криеви», финны и эстонцы -- «вене», турки -- «казак». Этнографам понятно, откуда взялись эти названия. У саамов оно связано с карелами, ближайшим к ним соседним народом, латыши помнят своих ближайших соседей-славян в старину, -- племя кривичей.

Эстонцы же и финны, скорее всего, перенесли на русских имя древних славянских племен Прибалтики -- венедов. А для турок -- исторически -- представителями России были казаки. Гораздо сложнее вопрос, откуда берутся самоназвания этносов. Имя становится нужно этносу, когда он уже прошел определенный путь своего формирования и развития. Ведь имя -- это выражение того факта, что члены этноса осознали, почувствовали себя одним из народов. Долгое время все человечество делилось в глазах людей на две части: собственное племя и все остальные, причем «мы» -- это люди, а «они» -- все остальные племена без различия, не-люди. Часто первобытные племена вообще не имели самоназваний, как, например, папуасы до XIX в. (Все племена Новой Гвинеи получили имена от европейцев.) Сами папуасы объясняли такое положение вещей очень просто: названия нужны другим племенам, чтобы отличить их друг от друга, а про себя и так все ясно -- люди. Поэтому очень многие этнонимы восходят к этому понятию -- «люди». Именно это означало когда-то «дейч» -- немец, «дене» -- индейцы навахо.

«Тюрк» также происходит от слова, означающего «человек». Важный этап на пути формирования этнонимов -- появление перед словом «человек» или «люди» определения «настоящий». Это очень большой шаг вперед в осознании своего места в мире, в том числе и признание факта, что другие племена тоже относятся к человеческому роду. Многие имена означают «друг», «товарищ», «союзник». Гак, имя предков осетин -- аланы. Это слово и сегодня у некоторых кавказских народов означает «друг». Есть имена, означающие «чужой» и «враг» -- именно это, например, означает имя коряков. Очень давно стали получать народы имя но стране, в которой они живут. Страна же, в свою очередь, получала свое имя от другого, более древнего народа, когда-то жившего здесь. Так, давно нет народа виталов, живших когда-то на юге Апеннинского полуострова, но столкнувшиеся с ними греки назвали по их имени весь полуостров Италией; отсюда и имя итальянцев. Даже особая деталь одежды может стать именем народа: «каракалпаки» -- «черные шапки». Иногда именем становится название занятия. Бхилы в Индии -- лучники, тахтаджи в Турции -- лесорубы. Отражается в имени народа характер местности, на которой он живет. Так появилось название одного из славянских племен -- дреговичей, живших в болотистой местности («дрегва» -- трясина, болото).

Нередко народ или часть народа принимает имя своего выдающегося вождя. Татаро-монгольский хан Ногай правил в конце XIII в. землями от Дуная до Кавказа, сорок лет его воинских успехов привели к тому, что появился целый парод с именем ногайцев. Огузов, вторгшихся в Иран и Малую Азию в XI--XII вв., вели вожди из рода Сельджуков, и этот народ стал зваться турками-сельджуками. Позже во главе этого народа встал род Османов, и появились турки-османы. Путей образования этнонимов очень много, но в любом случае их появление знаменует собой завершение формирования этноса и его этнической культуры. С этого момента принятое народом имя перестает быть обычным словом, оно становится символом. Важным элементом этнической культуры является «душа народа», которую еще называют национальным характером или психическим складом этноса. Мы не будем говорить о составных частях этого элемента культуры (это было сделано выше). Отметим лишь, что нельзя абсолютизировать характер отдельных этнических общностей. Хотя легко заметить, что, например, такое свойство, как трудолюбие, в силу специфики социально-экономических, географических и других условий проявляется у разных народов неодинаково.

Этносы могут различаться аккуратностью и пунктуальностью (пунктуальность, высоко ценимая немцами или голландцами, сравнительпо мало значит в Испании и еще меньше -- в странах Латинской Америки). Характер этнической общности, как и отдельной личности, проявляется главным образом в действиях. Поэтому он обнаруживается и в отдельных памятниках материальной культуры, и в различных видах народного искусства, и в обычаях, и в речи и языке. Национальный характер не является чем-то застывшим, его особенности определены исторически.

Так, среднего немца в середине XVIII в. представляли себе как человека добродушного и терпеливого и только во второй половине XIX в. стали говорить о немецкой сверхпунктуальности и точности. Национальный характер существует, но он не наследуется от предков, а приобретается в процессе воспитания. Гораздо сильнее он проявляется в тех случаях, когда действуют не отдельные члены определенного народа, а целые их группы, причем далеко не каждый член этноса может считаться обладателем типичного национального характера. Еще Л. Толстой в «Войне и мире» писал о французской и русской храбрости. Если французы всегда стремились сделать храбрость как можно более картинной и эффектной, то русский человек делал свое дело, ничего при этом не говоря. Немецкая храбрость, в свою очередь, отличается и от французской, и от русской. Так, стойкость немецких солдат, выполняющих приказ своего начальника, у ряда народов вошла в поговорку, но без приказа они не обязаны быть храбрыми. Можно, наконец, отметить итальянскую храбрость -- полную противоположность немецкой. Итальянская армия в обеих мировых войнах зарекомендовала себя далеко не лучшим образом. Но итальянские партизаны в то же время показывали чудеса героизма. 11оэтому иногда говорят, что немецкая храбрость сильнее всего проявляется, когда опирается на дисциплину, итальянскую же храбрость такая дисциплина сковывает. Помимо горизонтального членения этнической культуры, рассматривается также вертикальное деление.

В таком случае в ней выделяются два уровня: традиционно-бытовой и профессиональный. Традиционно-бытовая культура -- это обыденная жизнь людей. На этом уровне человек удовлетворяет свои физические потребности, потребность в общении и т.д. Он ест, одевается, обставляет свой дом, читает книги и газеты, слушает музыку, отдыхает после работы, воспитывает детей. Именно здесь, в семье, человек с самого детства впитывает в себя этнические стереотипы, которые и делают его представителем определенного этноса. Профессиональная культура -- это искусство, наука, литература, философия, теология и т.д. Все эти сферы также довольно тесно связаны с этничностью, призваны уже не спонтанно, а на осознанном уровне служить своему народу, сохранять и развивать его этническую культуру.

Для искусства и литературы эта функция более важна, чем для философии, теологии или науки, хотя и в них есть этноспе-цифические черты. Очень важную роль играет фольклор, но только если он соответствующим образом осмыслен профессиональной культурой. В современных условиях, в связи с развитием СМИ и различных культурных учреждений, роль профессиональной культуры возрастает. И здесь большое значение имеют государственные и общественные организации, которые должны поддерживать культуру своего народа. Но если в государстве нельзя высказаться через профессиональную культуру, этнические элементы культуры опускаются в менее доступные контролю государства слои традиционно-бытовой культуры -- так появляются анекдоты, частушки и т.д.

Однако современному этапу жизнедеятельности этнических общностей более соответствует понятие «культура этноса», предполагающее совокупность всего спектра культурных явлений, необходимых для существования общества, без учета этнической специфики. Действительно, трудно представить такой современный народ, жизнедеятельность которого базировалась бы исключительно на этнически своеобразных основаниях. Вполне очевидно, что чем более цивилизован народ, тем более необходимы ему самые передовые достижения других культур. То есть реальной чертой современной этнокультурной действительности выступает не этническая культура народа как комплекс этноспецпфических черт, а культура этноса как совокупность культурных явлений, необходимых народу для его жизнедеятельности. Однако в структуре культуры даже самых цивилизованных народов все же обнаруживаются многие этноспецнфи-ческие элементы культуры, причем одни слои сохраняют в своем образе жизни значительный отпечаток этнического своеобразия, а другие его почти лишены.

Кровное родство, то есть общее происхождение, совместная хозяйственная деятельность и проживание - именно этими основными принципами связи изначально определяется этническая культура народа. Поэтому еще говорят, что этническая культура - это единство «почвы и крови».

Понятие этнической культуры

Этническая культура — определенный набор поведения участников конкретного этноса в тех или иных условиях, совокупность его стереотипов. Понятие этнической культуры неразрывно связано с понятием этноса, принадлежность к которому определяется наследием предков, историей, общим языком и/или диалектом, системами символизма, такими, как религия, мифология и ритуалы, а также внешним видом и народным творчеством.

Быт, специфика внешнего вида и поведения, пища, моральные ценности, обычаи и традиции, народное ремесло - вот те сферы, которые охватывает этническая культура.

Этническая культура делится на материальную (предметы быта, орудия труда, одежда, оружие и т. д.) и духовную (информация, содержащаяся в коллективной памяти народа и передающаяся дальше поколениям, фольклор).

Факторы формирования этнической культуры

  • Климат - этот фактор влияет на быт, хозяйство и даже культуру любого этноса. Например, продолжительные ливневые дожди во Вьетнаме, которые часто затапливают рисовые поля, способствовали появлению уникального театра кукол на воде. Точно так же это повлияло и на тип вьетнамского жилья: дома строили на высоких сваях, чтобы спастись от затоплений.

  • Язык - играет важную роль в формировании неповторимой языковой картины мира у народа, создании его собственных выразительных средств речи и т. д.
  • Религия - иногда влияет на образование разных этнических культур среди народов, которые говорят на одном и том же языке, но не соответствуют друг другу в религиозных верованиях. К примеру, в бывшей республике Югославии общим языком был сербохорватский, но при этом хорваты исповедуют католицизм, а сербы - православие.

  • Эндоэтноним - самоназвание народа — также влияет на его этническую культуру. Как мы знаем, не каждый народ зовет себя так же, как его зовут другие этносы. Например, венгры называют сами себя мадьярами, евреи - иегудимами, южные корейцы - хангук сарам, северные корейцы - чосон сарам и т. д.
  • Национальный характер - его еще называют «душа народа» — представляет собой набор постоянных психологических черт, которые проявляются в поведении этноса. Это приобретаемые черты, поэтому психический фактор не передается от предков, работает не с рождения, а в процессе воспитания этносов.

Этническая и национальная культура

Осознание разными этносами своей принадлежности к определенной нации и является моментом зарождения национальной культуры. Отличие этнической культуры от национальной заключается в том, что кровного родства и близкого проживания на местности национальная культура не требует.

Единственная территория, которой может быть ограничена национальная культура, является территория государства, совокупностью чьих этносов она оказалась, поскольку нация невозможна без государства. Она всегда стремится к государственности и ассимиляции этнических общностей, наполняющих ее.

А вот этническая культура вполне обходится без государственных границ. Вспомним хотя бы даже пример такой этнической группы, как цыгане, которые не имеют своего государства, расселены по всему миру, от Европы и США до Южной Америки и Африки, но при этом обладают собственной, уникальной этнической культурой. Или евреи, чье расселение по земному шару выходит далеко за пределы Израиля, но их этническая культура сохраняется даже в рамках разных государств.

Между национальной и этнической культурой можно провести параллель, как между общим и частным. Этническая культура является основой для национальной - и таких этнических культур может быть много, поскольку у каждого этноса она своя. Возьмем для примера Швейцарию. В этой стране сосуществуют аж четыре этнические культуры: культура германошвейцарцев, италошвейцарцев, франкошвейцарцев и даже ротерошвейцарцев, которые вместе составляют национальную швейцарскую культуру.

Однако, это не значит, что национальная культура - это банальная совокупность этнических культур; она объединена большим, а именно - синтезом этнического и социального. Другими словами, если этническая культура определяется нравами, фольклором, языком, поведением, как мы заметили выше, то национальная культура находит свое определение через социальные и политические институты, а также средства массовой информации. Интеллигенция: ученые, художники, поэты и т. д. - вот кто является создателем национальной культуры определенного общества. В отличие от коллективизма этнической культуры, здесь главную роль играет индивидуальное творчество.

Основой развития национальной культуры может стать доминирующая этническая культура - та, которую выражает большинство граждан общества. Например, если рассматривать культуру народов России , то подавляющее большинство среди этнических групп составляют русские. Это значит, что культура этого этноса и имеет наибольшее влияние на всю культуру нации в целом.

Можно подойти к определению следующих признаков национальной и этнической культуры:

  • Этническая культура достаточно консервативна; она склонна оставлять в себе устаревшие нормы, традиции, в отличие от национальной культуры, которая стремится к развитию, движению вперед и созданию чего-то абсолютно нового.
  • Этническая культура закрыта к новому и неизвестному, в то время как национальная охотно контактирует с разнообразными культурами и берет себе на заметку лучшее, чего они достигли.
  • Этническая культура пытается оставить в своих рамках бытовые, языковые, поведенческие особенности, а национальная культура стремится эти различия стереть.

Узнать также и о подробностях этнической структуры в России можно здесь:

Понятия "этническая" и "национальная" культура нередко употребляются как синонимы. Однако в культурологии они имеют разное содержание.

Этническая (народная) культура - это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Она меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве - одна из основных черт этой культуры. Этническая культура охватывает в основном сферу быта, обычаи, особенности одежды, народных промыслов, фольклора. Консерватизм, преемственность, ориентация на сохранение «корней» - характерные черты этнической культуры. Некоторые элементы ее становятся символами самобытности народа и патриотической привязанности к его историческому прошлому - «щи да каша», самовар и сарафан у русских, кимоно - у японцев, клетчатая юбка - у шотландцев, рушник - у украинцев.

В этнической культуре господствует сила традиции, привычки, обычаев, передающихся от поколения к поколению на семейном или соседском уровне. Определяющим механизмом культурной коммуникации здесь является непосредственное общение между поколениями живущих рядом людей. Элементы народной культуры - обряды, обычаи, мифы, поверья, легенды, фольклор - сохраняются и передаются в границах данной культуры посредством естественных способностей каждого человека - его памяти, устной речи и живого языка, природного музыкального уха, органической пластики. Это не требует никакой специальной подготовки и особых технических средств хранения и записи. Такая культура не нуждается в своей трансляции и в письменности и являются в значительной мере дописьменной культурой. Этническую культуру можно уподобить в какой-то мере натуральному (но только духовному) хозяйству, имеющему непосредственно коллективный, общинно-групповой характер. Она самодостаточна, находится на полном обеспечении. Этническая культура лишена авторства, она безымянна, анонимна. Никто не знает, кому принадлежит авторство дошедших до нас древних мифов и произведений устного народного творчества.

Исследую этнокультурные процессы современности, ученые-этнологи обратили внимание на то, что сфера этнического своеобразия каждого этноса неуклонно сокращается: в одних областях жизни быстрее, в других медленнее она уступает свое место интернационально стандартным моделям. При осмыслении такого рода культурных изменений этнологи пришли к выводу о необходимости методологического разграничения понятий «этническая культура» и «культура этноса», поскольку для своего нормального существования и воспроизводства большинство народов мира в настоящее время не может обходится только этнически специфическими способами жизнедеятельности. В культуре каждого народа переплетаются явления, свойственные только ему одному (этническая культура), с особенностями, распространенными среди многих этносов или свойственными человечеству в целом (культура этноса).

Целесообразно различать культуру этноса и этническую культуру. Под культурой этноса мы понимаем всю совокупность культурного достояния присущую данному этносу в лице его отдельных представителей, локальных групп, этносоциальных организмов и т.д., независимо от того, имеют ли различные элементы и структуры этого достояния специфическую этническую окраску или же является этнически нейтральными

Культура этноса , с одной стороны, обеспечивает его единство и стабильность как системы, его выживание, т.е. выполняет интегративную функцию. Но с другой стороны элементы этой культуры имеют и "вторую жизнь", так как выполняют

дифференцирующую функцию, противопоставляют один коллектив другому, становятся основой для различения "мы" и "они". Потребности дифференциации приводят к тому, что один из компонентов (язык, религия, художественная культура) выделяется в качестве основного этнического признака. Нередко такую роль выполняет язык. Однако иногда статус главного этнического признака приписывают религии. Например: сербы и хорваты говорят на одном языке и вся специфика их культурного развития и этнических различий выражена в принадлежности их к разным конфессиям: сербы - православные, хорваты - католики. Отсюда различия в бытовой культуре и обрядах.

Любой этнос создает собственную культуру, благодаря которой отличает себя от других этносов. При этом один из основополагающих этнических признаков выделяется в качестве системообразующего фактора, чтобы на основе социокультурной антитезы оформить самостоятельность этнической группы по отношению к другим. В дополнение к этому фактору культура этноса определяется особенностями психологии, проявляющимся в оттенках характера представителей данного этноса, специфике ценностных ориентиров, вкусов ит.д.

По своей роли и сущности культура этноса представляет собой историческую совокупность материальных, духовных, этнических, моральных и эстетических ценностей, созданных представителями данного этноса, а также ценностей, полученных в процессе взаимодействия с другими этносами. Высшее достижение культуры одного народа всегда становится достижением культуры других народов.

Оригинальную концепцию происхождения и развития этносов разработал Л.Н.Гумилев (1908 - 1992). Гумилев придерживается принципа культурного полицентризма, согласно которому кроме европейского в истории существовали и существуют иные центры развития. Его теория основана на двух базовых идеях: "этноса" и "пассионарности". Этнос - это любая историческая, национальная, родовая общность, имеющая свое начало и конец. Этнос, подобно человеку, рождается, мужает, стареет и умирает. Продолжительность этногенеза составляет примерно 1,5 тысячи лет.

Этнос в своем развитии проходит следующие фазы:

1) подъем пассионарности;

2) пассионарный перегрев;

3) медленный спад;

4) фаза надлома;

5) инерционный или цивилизационный период.

После этого этнос или распадается или сохраняется как реликт - состояние, в котором уже не ощутимо саморазвитие. Развитие этносов, по мнению Гумилева, определяется главным образом наличием в них особых людей - пассионариев, обладающих сверхэнергией, неукротимым стремлением к намеченной цели, людей страстных, энергичных, героев. Именно активностью и деятельностью пассионариев объясняются главные исторические события в жизни народов. Появление самих пассионариев зависит от космических факторов (солнечной активности, магнитного поля планеты). Могучий всплеск космической энергии, сконцентрированной в сравнительно небольшой земной области, формирует пассионарность этноса, способствует его высокой социальной активности на протяжении полутора тысячелетий. Таким образом, начало своего исторического пути этнос получает из космоса.

Свою концепцию Гумилев изложил в работах "Этногенез и биосфера Земли", "Древняя Русь и Великая степь", "От Руси к России: очерки этнической истории".

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется господствующей, или доминирующей культурой.

Доминирующая культура может быть национальной и этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

В литературе иногда отождествляют понятия этнической и национальной культуры, что считается неправильным. Этносом называют любое национальное сообщество, например, национальное меньшинство, племя, народность. Этносы существовали всегда, а нации возникли лишь в Новое время. Когда говорят об этносе, то не имеют ввиду огромных национальных государств, сложной социальной структуры, большого количества городов и всего, что связано в нашем представлении с современным обществом. Этносы - малые компактные сообщества, очень простые по своему устройству, поэтому просты и однородны этнические культуры. Культуру бушменов мы вправе называть этнической, но Южно-африканская республика, на территории которой есть пустыня Калахари, где и обитают заброшенные племена (точнее небольшие локальные группы) бушменов, обладает национальной культурой.

Этническая культура всегда локализована в географическом пространстве и однородна по своей политической, экономической и социальной структуре.

Этническая культура - совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства.

Специалисты различают в этнической культуре два слоя:

¦ исторический ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами;

¦ исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений

Нижний слой включает наиболее устойчивые элементы, закрепленные многовековой традицией. Поэтому считается, что они составляют каркас этнической культуры. При таком подходе этническа культура предстает как единство преемственности и обновления. Обновление культуры может экзогенным (заимствованным) и эндогенным (возникшим внутри культуры без влияния извне). Преемственность, устойчивость этнической культуры держится на действии двух типов механизмов передачи традиций: внутрипоколенных традиций, действующих на протяжении нескольких лет или десятилетий и охватывающих лишь часть этноса (смежные возрастные группы); межпоколенных традиций, существующих на протяжении исторически длительного времени и выступающих механизмом передачи ценностей из поколения к поколению.

Этническая культура -- это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, так сказать, «крови и почвы», почему она и меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) -- одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне.

Этнос -- социокультурная общность людей. Нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющее социальную структуру и политическую организацию. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп. Этнические культуры входят в состав национальной. Поскольку общество распадается на множество групп -- национальных, демографических, социальных, профессиональных, -- постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

Субкультура -- это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Если этнос указывает на социокультурную общность людей, то нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющих социальную структуру и политическую организацию.

Структура национальной культуры сложнее этнической. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав национальной. Взять такие молодые нации, как США или Бразилию, прозванные этническими котлами. Американская национальная культура крайне гетерогенна, она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры. Большинство современных национальных культур полиэтничны.

Национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Например, и негры, и белые одинаково восторженно исполняют гимн США и чтят американский флаг, уважают его законы и национальные праздники, в частности, День благодарения (день независимости США). Ничего этого нет ни в одной этнической культуре, ни у одного народа, приехавшего в США. Они появились на новой территории. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры.

В отличие от этнической национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных кровнородственными отношениями. Обязательным условием появления национальной культуры специалисты считают новый тип социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального объединения, приобретают популярность среди грамотной части населения.

Таким образом, национальная культура складывается на фундаменте письменной культуры, в то время как этническая культура может быть вполне бесписьменной, например, культура отсталых племен, сохранившихся до наших дней. Но та и другая культура, по отношению ко всем другим видам культуры на данной территории, должна называться доминирующей.

Вот почему национальная культура изучается преимущественно филологией, имеющей дело с памятниками письменности, а этническая культура -- этнографией и антропологией, имеющими дело прежде всего с дописьменной литературой.

О возникновении национальной культуры мы судим прежде всего по факту рождения литературного (письменного) языка и национальной литературы. Вот почему национальная культура изучается преимущественно филологией, имеющей дело с памятниками письменности, а этническая культура - этнографией антропологией, имеющими дело, прежде всего с дописьменной литературой. Творцов национальной культуры - интеллигенцию - называют часто "мастерами культуры", поскольку именно они несут главную ответственность за духовное состояние нации. Они формируют эталоны и образцы для массового подражания, они определяют культурную стратегию общества. Образование и сегодня рассматривается в качестве основного условия приобщения народа к своей национальной культуре, под которой понимается, прежде всего, культура, создаваемая художественной и научной интеллигенцией.

Национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных друг с другом кровнородственными отношениями. Условием существования национальной культуры является возникновение письменности. Именно посредством письменности идеи и символы, необходимые для национального объединения людей, получают возможность широкого распространения среди грамотной части населения. Письменная культура как бы противостоит стихии живого разговорного языка с его местными диалектами и семантическими различиями. О возникновении национальной культуры мы судим, прежде всего, по факту рождения письменного языка и национальной литературы.

Национальная культура лишена, как правило, культового характера и является продуктом преимущественно индивидуального творчества. Национальная культура создается не этносом в целом, а образованной частью общества - писателями, художниками, философами, учеными. Внутренняя организация и структура национальной культуры гораздо сложнее, чем у этнической культуры. Национальная культура включает в себя наряду с традиционно-бытовой и профессиональную культуру, наряду с обыденными имеет и специализированные области культуры (литература, философия, наука, право и др.).

Кроме того, современные национальные общества состоят из множества классовых, профессиональных, демографических групп. Многие нации неоднородны и по этническому признаку, включают в себя различающиеся по генезису и формам существования этнические группы. Особенно неоднородны "молодые нации" Нового Света - американская, аргентинская, бразильская. Американская национальная культура включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры. В Великобритании до сих пор существуют различия между собственно англичанами, уэльсцами и шотландцами, во Франции - между бретонцами и эльзасцами. Таким образом, большинство современных национальных культур полиэтничны. Однако национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Например, африканцы и белые одинаково восторженно исполняют гимн США и чтят американский флаг, уважают законы этой страны и национальные праздники. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры.

Итак, культура должна быть для каждого народа другая. В своей национальной культуре каждый народ должен ярко выявить всю свою индивидуальность, при том так, чтобы все элементы этой культуры гармонировали друг с другом, будучи окрашены в один общий национальный тон. Отличия разных национальных культур друг от друга должны быть тем сильнее, чем сильнее различия национальных психологий их носителей, отдельных народов. У народов, близких друг к другу по своему национальному характеру, и культуры будут сходные. Но общечеловеческая культура, одинаковая для всех народов, - невозможна. При пестром многообразии национальных характеров и психических типов такая "общечеловеческая культура" свелась бы либо к удовлетворению чисто материальных потребностей при полном игнорировании потребностей духовных либо навязала бы всем народам формы жизни, вытекающие из национального характера какой-нибудь одной этнографической особи. И в том и в другом случае эта "общечеловеческая" культура не отвечала бы требованиям, поставленным всякой подлинной культуре. Истинного счастья она никому не дала бы.

Таким образом, стремление к общечеловеческой культуре должно быть отвергнуто. Наоборот, стремление каждого народа создать свою особую национальную культуру находит себе полное моральное оправдание. Всякий культурный космополитизм или интернационализм заслуживает решительного осуждения. Однако отнюдь не всякий национализм логически и морально оправдан. Есть разные виды национализма, из которых одни ложны, другие истинны, и только истинный национализм является безусловным положительным принципом поведения народа.

Нация - образование более высокого порядка, чем этнос. В ней достигается гораздо более высокая плотность коммуникаций. Именно усиление интенсивности коммуникаций приводит к формированию общего национального языка, распространяемого как художественной литературой, так и периодикой, школами и академиями, словарями и энциклопедиями. Это способствует преодолению разнородности населения, внутренних границ, различий между хозяйственными регионами, коренным населением и мигрантами. Напротив, возникает общий рынок и общее государство, а значит - и постоянное общение, всеобщая заинтересованность в понимании друг друга. Для этого и нужен общий язык, достаточно разнообразный по словарю и средствам выражения, но вместе с тем единый для всей нации.

Язык становится важнейшим средством национальной интеграции культуры. Так, во Франции на протяжении нескольких веков центральное правительство предпринимало энергичные меры для утверждения единого языка на основе парижского диалекта. Еще кардинал Ришелье в середине XVII века основал французскую академию, главной обязанностью которой стала забота о "здоровье" французского языка. Уже в наше время в 1994 году французское правительство приняло законы, запрещающие чрезмерное использование иностранных терминов или выражений, их введение, если существует французское слово, имеющее тот же смысл. Аналогичные требования выдвигают многие национальные движения в других странах, добивающиеся консолидации своей нации. Конечно, чрезмерная настойчивость в борьбе за чистоту языка может привести к его обеднению или появлению искусственных терминов, создающих ограничения в межкультурном взаимопонимании.

Из наличия специфических черт национальной культуры неправомерно делать однозначный вывод о том, что эти черты уникальны. Так, английский язык является литературным и государственным языком для американской, австралийской и новозеландской наций, а испанский для большинства стран Центральной и Южной Америки. В силу взаимодействия национальных культур некоторые их особенности относительны и характеризуют сразу несколько национальных образований.

Отношения между этнической и национальной культурой весьма сложны и противоречивы. Этническая культура является источником народного языка, сюжетов, образов для искусства. Но этническая культура консервативна, ей чужды перемены, в то время как национальная культура постоянно находится в движении. И чем больше открыта национальная культура для связи, диалога с другими культурами, тем она богаче, выше развита. И если этнические культуры стремятся сохранить различия между локальными, местными особенностями культуры, национальные их нивелируют.

Кроме того, до определенного времени национальная культура может оставаться чуждой народу, далекой от него и непонятной ему (хотя бы в силу его неграмотности). Она может нести на себе печать кастовой, сословной или элитарной обособленности. Хотя творцы национальной культуры, как правило, говорят от имени народа и часто действительно обращаются к сокровищнице народной мудрости и опыта, дистанция между ними и народом поначалу еще слишком велика. Может сложиться такая ситуация, что национальная культура уже формируется, а нации как таковой еще не существует. В этих условиях нация предстает скорее, как духовная, идеальная общность, как лишь национальная идея (подобно, например, русской идее), но еще не как реальная общность.

Неудивительно, что в истории наций были периоды, когда расхождение между этнической культурой «низов» и культурой образованных слоев доходило почти до разрыва и антагонизма. В России в XVIII-XIX веках между культурой дворянской знати и культурой «простого народа» образовалась настоящая пропасть. Иному русскому дворянину легче было понять чужеземца, чем собственного крепостного. Многие представители высшей аристократии, свободно владея французским, с трудом изъяснялись по-русски. Понадобились гений Пушкина, сумевшего в своем творчестве сочетать «простонародное» начало с аристократической образованностью, страстные выступления славянофилов в защиту «русского народного духа», «хождение в народ» интеллигенции, чтобы навести мосты через эту пропасть.

В наше время часто говорят о необходимости «возрождения русской культуры». Иные ультрапатриоты ратуют за возрождение русской этнической культуры. Всякому, кто понимает место и роль этнической культуры в культуре национальной, понятно, что это привело бы не к подъему, а к упадку культурного уровня русского народа. Уходят из народной жизни «приметы старины глубокой»; городская культура проникает в деревенский быт вместе с книгами и аудиовидеотехникой, электричеством и водопроводом, холодильником и автомобилем. Этническая культура все больше переселяется в музеи. Ее надо знать и изучать, но жить - в современной культуре. Конечно, не все в современной культуре может нам нравиться и не все из этнической культуры должно быть исключено из нее. Но забота о сохранении или восстановлении незаслуженно забытых плодов древней народной мудрости должна диктоваться не одной только любовью к прошлому, а прежде всего любовью к будущему, не стремлением удержать специфику, отличающую данный народ от других, а желанием способствовать прогрессу национальной культуры. Патриотизм идет на пользу народу лишь тогда, когда нацелен не на бдительную охрану «истоков», а на процветание народа. Культурный прогресс нации - вовсе не сплошная череда побед и приобретений. Он полон противоречий и утрат. Как человек, взрослея, теряет способность довольствоваться детскими наивными радостями, так и народ, развивая культуру, лишается многого, что волновало и тешило предков. Культурный прогресс сближает народы и выравнивает, а во многом даже унифицирует и стандартизирует условия их культурной жизни. Техника производства и быта, основные права личности и принципы правопорядка, научные знания и многое другое - в этом страны с развитой современной культурой мало отличаются друг от друга. Можно сожалеть об утрате национальной специфики, но вряд ли целесообразно только ради сохранения ее отказываться от благ цивилизации.

Разрыв между национальной и этнической культурой в первую очередь преодолевается путем образования и просвещения народа, его всеобщей грамотности. Наряду с образованием огромную роль в приобщении к национальной культуре играют сегодня средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение), а также различные учреждения культуры (музеи, библиотеки, театры).

Этническая и национальная культура - понятия различные. Первое входит в структуру второго. Другими словами, культура развитой нации всегда включает в себя этническую составляющую - культуру одной или нескольких народностей, сформировавших ее (нацию). В этом компоненте отражен многовековой опыт жизни и рационального устройства и ведения хозяйства в соответствии с данными природно-климатическими условиями.

Этническая культура проявляется в особенностях фольклора, пищи, медицины и промыслов и прочих сферах жизни. В большей мере сохранены ее черты в деревнях, нежели в городах. Этническая культура - это самый древний Именно она несет в себе все традиции предков.

Этническая культура ориентирована на сохранение привязанности к прошлому, наделена преемственностью и консерватизмом. Отдельные ее элементы указывают на самобытность народа. Например, к таким символам можно отнести сарафан и самовар у русских, спагетти у итальянцев, клетчатую юбку - у шотландцев, легенды о привидениях и овсяную кашу - у англичан. Подобные черты присутствуют у народов всех стран.

При этом следует отметить, что к не сводится национальная. Последняя формируется на основе образования, письменности и философии, науки и искусства, литературы, технологического и народа. При этом постижение национальной культуры осуществляется посредством самообразования, образования. Познания требуют особых интеллектуальных усилий.

Этническая культура в свою очередь является базой для развития. В ней формируется народный язык, она становится источником литературных сюжетов и образов, музыкальных ритмов. Складывающиеся в ней веками традиции оказывают влияние на неповторимость и своеобразие всей нации в целом.

Вместе с этим, тяготея к замкнутости, приверженности пережиткам прошлого, этническая культура часто не отвечает современным жизненным нормам. Она не знает перемен, не принимает ничего чужого и незнакомого, сохраняя свою неповторимость. При этом национальной культуре свойственны постоянные изменения, новшества. Она впитывает в себя достижения других наций.

Такие расхождения в истории порождали периоды, когда случался практически разрыв между культурно развитым образованным слоем населения и «низами» - приверженцами этноса. Так, например, в России в 18-19 веках между простым народом (крестьянами) и дворянской знатью сформировалась настоящая культурная пропасть. Часто русский дворянин мог без труда понять иностранца, нежели своего крепостного. При этом, в «высшем» обществе практически все аристократы, свободно владея французским языком, по-русски говорили с большими затруднениями.

На устранение этой «пропасти» большое влияние оказали гении русской литературы (Пушкин, сумевший соединить в своей поэзии аристократическую образованность и простое народное начало, прочие поэты и писатели), славянофилы, страстно выступавшие за защиту русского этноса - народного духа, интеллигенты, входившие в народ.

Сегодня многие говорят о необходимости возрождать «исконно русскую культуру». Однако, понимая роль и место этноса, становится ясно, что это может привести к упадку в культурном развитии нации в целом. Из народной жизни приметы древности, все чаще новые технологии входят в деревенский быт. Этническую культуру все чаще переселяют в музеи.

Безусловно, знать и изучать народные черты, присущие своей нации, необходимо. Однако жить нужно в культуре современной.

Национальный прогресс не всегда расценивается как сплошные приобретения и победы. Вместе с достижениями имеют место и противоречия, и потери.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура – такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам.

Этническая культура – это культура людей, связанных общностью происхождения и совместного проживания.

Этнические культуры сравниваются с натуральным (но только духовным) хозяйством: они самодостаточны, замкнуты на себя, и им нет никакого дела до чужих культур. Представляя сложную систему, каждая из этнических культур как раз и обладает свойством «субстанциальности» – постоянно воспроизводимого субстрата, имеющего в значительной мере природное происхождение. Условием ее существования и трансляции от поколения к поколению являются естественные способности человека – его память, природный музыкальный слух, органическая пластика, не требующие для себя никакой специальной подготовки и технических средств. Она не нуждается и в письменности, существует в значительной мере как дописьменная культура, на уровне устной речи и живого языка. Близость к природе придает ей черты «местной ограниченности», жесткой локализации в социально узком пространстве племени, общины, этнической группы. Обладая повышенной изменчивостью при переходе от одной местности к другой (так сказать, пространственным разнообразием), она в границах каждой группы отличается исключительным постоянством, невосприимчивостью к любым инновациям, устойчивостью и неизменностью всех своих образующих элементов. В ней господствует сила традиции, раз и навсегда принятых образцов поведения и мышления. Отсутствие временной координаты в ее функционировании (при наличии пространственной) – прямое следствие ее традиционализма.

Но главной особенностью этнической культуры является ее непосредственно групповой, коллективный характер, исключающий наличие развитого индивидуального начала. Проявления этнической культуры лишены именного авторства: они анонимны, безымянны. Никто не знает, кто автор дошедших до нас древних мифов и произведений народного творчества: они созданы как бы одним коллективным автором, чье личное имя не имеет существенного значения.

Будучи необходимым и достаточным условием существования этноса, этническая культура перестает быть таковой применительно к существованию нации.

В отличие от первой, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных друг с другом кровнородственными и племенными отношениями. Границы национальной культуры задаются силой, мощью самой этой культуры, ее способностью распространяться за пределы общинно-родовых и локально-территориальных образований. Национальная культура возникает в силу принципиально иного способа межчеловеческой культурной коммуникации, прямо связанной с изобретением письменности.

Национальная культура формируется в процессе развития общества, перехода от средневековья к Новому времени как следствие превращения народа или этнической общности в нацию. Нация – это форма этносоциальной общности людей, которая формируется в эпоху зарождения и развития товаро-денежных отношений. Однако этот процесс достаточно длительный.

Национальная культура включает этническую – народную (одного или нескольких этносов) культуру как наиболее древний пласт культуры и культуру, основанную на письменности, образовании, развитии искусства и литературы, науке и философии, социально – политическом и технологическом развитии общества.

Этническая культура – базис национальной, источник народного языка, музыки, эпоса, мифологии. От древности и богатства этнической культуры зависит во многом своеобразие и неповторимость любой национальной культуры.

Этническая культура охватывает, как правило, сферу быта и несет в себе «обычаи предков». Она проявляет себя в особенностях пищи, одежды, фольклора, народных промыслов, народной медицины и т.д. В ней выражается народный вековой опыт жизни и рационального ведения хозяйства, связь с природными условиями жизни того или иного народа. Поэтому она в большей мере сохраняется в деревне, чем в городе. Данный тип культуры имеет свои символы самобытности и патриотической привязанности: например, самовар и сарафан у русских, клетчатая юбка у шотландцев; овсяная каша и легенды о «привидениях в замке» у англичан; спагетти у итальянцев.

Между этнической и национальной культурами сложные отношения, иногда очень противоречивые.

Например, в период средневековья между русской этнической культурой и формирующейся национальной культурой не было острых противоречий. Культура «верхов» и «низов» общества имели много точек соприкосновения, была достаточно гармоничной. Начиная с реформ Петра I, этническая и национальная культуры в России в отдельные периоды доходили почти до разрыва и антагонизма. Культура «низов» – крестьянская, «простонародная», мужицкая и образованных слоев «высокая», «аристократичная». В России XVIII-XIX веков этот разрыв был так велик, что русскому дворянину легче было понять иностранца, нежели простого русского мужика.

Н.М. Мухамеджанова и С.М. Богуславская выделяют следующие существенные различия между этнической и национальной культурой:

1. Этническая культура – консервативна, сохраняет архаичные, иногда устаревшие традиции и нормы. Национальная культура всегда находится в движении, в развитии. В ней всегда творится новое.

2. Этническая культура – замкнута, невосприимчива к чужому, незнакомому. Национальная культура всегда открыта для контактов с другими культурами, впитывая в себя их лучшие достижения.

Проблема соотношения этнической и национальной культуры в современном мире приобрела особую актуальность в 90-е гг. ХХ века. Причинами этого стали как общемировые тенденции, так и тенденции развития России. Они проявляются:

– в экономической сфере – в её застойном состоянии, в низком уровне жизни большинства населения;

– в политической сфере – в централизации управления и, как следствие этого, в стремлении периферийных субъектов восстановить национальное достоинство;

– в идеологической сфере – в раскрытии эпохой гласности таких фрагментов советской истории, как депортация и репрессии;

– в культурной сфере – в активизации деятельности по защите памятников культуры и истории, в отстаивании прав коренных языков, в особом внимании к национально-этническим истокам.

Проблема соотношения этнической и национальной культуры сегодня приобретает особое звучание в контексте глобализационных процессов, когда стремление большинства стран к интеграции и углублению экономического сотрудничества сочетается с сопротивлением, связанным с их желанием защитить национальные интересы и вернуться к своим этнокультурным корням.

В ряде случаев объем и значение этнической культуры так велико, что она является основой формирования принципов этнической государственности. Эти процессы наглядно продемонстрированы в ряде работ в отношении, например, казачества – важной этно-социальной группы населения России.



Загрузка...