Термин и понятие в изобразительном искусстве. Рельеф, как вид скульптуры и значимость изучения его студентами специализации «Преподавание изобразительного искусства» при выполнении ряда заданий рабочей программы Скульптурные формы рельефа
РЕЛЬЕФ
скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа. Важнейшие выразительные средства, присущие рельефу, - развёртывание композиции на плоскости, возможность перспективного построения пространственных планов и создания иллюзии округлости объёмов, тонкая моделировка форм - позволяют воспроизводить в рельефе сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные мотивы (составляющие характерную особенность многопланового, т. н. живописного, рельефа). Рельеф может включаться в композицию стены, свода, скульптурного памятника и т. д. или быть самостоятельным станковым произведением. По отношению к плоскости фона различают углублённый и выпуклый рельеф. Углублённый рельеф (т. н. койланоглиф, или Р. "en ccreux", т. е. вырезанный на плоскости контур) получил применение главным образом в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике. Разновидностью углублённого рельефа является т. н. контррельеф, также использовавшийся при изготовлении инталий; строго негативный по отношению к выпуклому рельефу, он был рассчитан на пластический отпечаток в виде миниатюрного барельефа. Выпуклый рельеф, подразделяющийся, в свою очередь, на низкий - барельеф и высокий - горельеф, значительно более распространен: он известен уже в эпоху палеолита, позднее - в Древнем Египте, Ассирии, Индии, Китае и получил особенное развитие в античном искусстве (рельефы на фронтонах, метопах и фризах древнегреческих храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах и т. д.), в эпоху Возрождения и в скульптуре последующего времени.
Архитектурный словарь. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РЕЛЬЕФ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- РЕЛЬЕФ в Словаре строительных терминов:
1. Рельеф - скульптурное изображение на плоскости. Рельеф может быть углубленным (койланогриф) и выступающим (барельеф, горельеф). 2. Рельеф - конфигурация … - РЕЛЬЕФ в Толковом строительно-архитектуром словаре:
1) скульптурное изображение на плоскости. Рельеф может быть углубленным (койланогриф) и выступающим (барельеф, горельеф). 2) конфигурация поверхности земельного участка (рельеф … - РЕЛЬЕФ в Словаре терминов изобразительного искусства:
- (от латинского relevo - поднимаю) скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, … - РЕЛЬЕФ в Большом энциклопедическом словаре:
платеж вассала сеньору при получении … - РЕЛЬЕФ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
- РЕЛЬЕФ в Современном энциклопедическом словаре:
(французское relief, от латинского relevo - поднимаю), совокупность форм земной поверхности, различающихся по очертаниям, размерам, происхождению, истории развития. Рельеф образуется … - РЕЛЬЕФ
[французское relief, от итальянского rilievo] 1) выпуклость; 2) выпуклое скульптурное изображение на плоскости; 3) совокупность различных неровностей на земной … - РЕЛЬЕФ в Энциклопедическом словарике:
а, м. 1. Выпуклое (обычно скульптурное) изображение на плоскости.||Ср. БАРЕЛЬЕФ, ГОРЕЛЬЕФ. 2. Строение земной поверхности. Р. местности. Горный … - РЕЛЬЕФ в Энциклопедическом словаре:
, -а, м. 1. Строение земной поверхности, совокупность неровностей суши, океанского и морского дна. Горный р. Р. местности. 2. Выпуклость, … - РЕЛЬЕФ
РЕЛЬ́ЕФ, платёж вассала сеньору при получении … - РЕЛЬЕФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
РЕЛЬ́ЕФ (в иск-ве), вид скульптуры, в к-ром изображение является выпуклым (или углублённым) по отношению к плоскости фона. Осн. виды - … - РЕЛЬЕФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
РЕЛЬ́ЕФ (франц. relief, от лат. relevo - поднимаю), совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, … - РЕЛЬЕФ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? см. … - РЕЛЬЕФ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
релье"ф, релье"фы, релье"фа, релье"фов, релье"фу, релье"фам, релье"ф, релье"фы, релье"фом, релье"фами, релье"фе, … - РЕЛЬЕФ в Новом словаре иностранных слов:
(фр. relief ит. rilievo) 1) выпуклое изображение на плоскости; 2) совокупность неровностей земной поверхности, образующихся в результате взаимодействия эндогенных … - РЕЛЬЕФ в Словаре иностранных выражений:
[фр. relief 1. выпуклое изображение на плоскости; 2. совокупность неровностей земной поверхности, образующихся в результате взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов; … - РЕЛЬЕФ в словаре Синонимов русского языка:
барельеф, бедленд, горельеф, ландшафт, макрорельеф, маскарон, мегарельеф, мезорельеф, мелкосопочник, микрорельеф, нанорельеф, панно, тондо, топография, … - РЕЛЬЕФ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
м. 1) Строение земной поверхности. 2) Выпуклое изображение на плоскости (обычно скульптурное). 3) перен. То, что заметно выделяется среди чего-л. … - РЕЛЬЕФ в Словаре русского языка Лопатина:
рель`еф, … - РЕЛЬЕФ в Полном орфографическом словаре русского языка:
рельеф, … - РЕЛЬЕФ в Орфографическом словаре:
рель`еф, … - РЕЛЬЕФ в Словаре русского языка Ожегова:
выпуклость, выпуклое изображение на плоскости Глобус с рельефами. рельеф строение земной поверхности, совокупность неровностей суши, океанского и морского дна Горный …
РЕЛЬЕФ
- (от латинского relevo - поднимаю) скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа как вида скульптуры. Важнейшие выразительные средства, присущие рельефу - развертывание композиции на плоскости, возможность перспективного построения пространственных планов и создания пространственных иллюзий - позволяют воспроизводить в рельефе сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные мотивы. Рельеф может включаться в композицию стены, свода, других частей архитектурных или скульптурных произведений, но может выступать и как самостоятельное станковое произведение. По отношению изображения к плоскости фона различают углубленный и выпуклый рельеф. Углубленный рельеф (иначе койланоглиф или рельеф "en creux") получил широкое распространение главным образом в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике. Разновидностью углубленного рельефа является т. н. контррельеф, также использовавшийся при изготовлении инталий; строго негативный по отношению к выпуклому рельефу, он рассчитан на пластический отпечаток в виде миниатюрного барельефа. Выпуклый рельеф, подразделяющийся, в свою очередь, на низкий - барельеф и высокий - горельеф, значительно более распространен: он известен уже в эпоху палеолита, позднее в Древнем Египте, Ассирии, Индии, Китае и получил особенное развитие в античном искусстве (рельефы на фронтонах, метопах и фризах древнегреческих храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах и т. д.), в эпоху Возрождения и в скульптуре последующего времени.
(Илл. Охота на льва. Ашшурбанипал II. Ассирия. IX век до н. э., камень.)
Словарь терминов изобразительного искусства. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РЕЛЬЕФ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- РЕЛЬЕФ в Архитектурном словаре:
скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа. Важнейшие выразительные … - РЕЛЬЕФ в Словаре строительных терминов:
1. Рельеф - скульптурное изображение на плоскости. Рельеф может быть углубленным (койланогриф) и выступающим (барельеф, горельеф). 2. Рельеф - конфигурация … - РЕЛЬЕФ в Толковом строительно-архитектуром словаре:
1) скульптурное изображение на плоскости. Рельеф может быть углубленным (койланогриф) и выступающим (барельеф, горельеф). 2) конфигурация поверхности земельного участка (рельеф … - РЕЛЬЕФ в Большом энциклопедическом словаре:
платеж вассала сеньору при получении … - РЕЛЬЕФ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
- РЕЛЬЕФ в Современном энциклопедическом словаре:
(французское relief, от латинского relevo - поднимаю), совокупность форм земной поверхности, различающихся по очертаниям, размерам, происхождению, истории развития. Рельеф образуется … - РЕЛЬЕФ
[французское relief, от итальянского rilievo] 1) выпуклость; 2) выпуклое скульптурное изображение на плоскости; 3) совокупность различных неровностей на земной … - РЕЛЬЕФ в Энциклопедическом словарике:
а, м. 1. Выпуклое (обычно скульптурное) изображение на плоскости.||Ср. БАРЕЛЬЕФ, ГОРЕЛЬЕФ. 2. Строение земной поверхности. Р. местности. Горный … - РЕЛЬЕФ в Энциклопедическом словаре:
, -а, м. 1. Строение земной поверхности, совокупность неровностей суши, океанского и морского дна. Горный р. Р. местности. 2. Выпуклость, … - РЕЛЬЕФ
РЕЛЬ́ЕФ, платёж вассала сеньору при получении … - РЕЛЬЕФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
РЕЛЬ́ЕФ (в иск-ве), вид скульптуры, в к-ром изображение является выпуклым (или углублённым) по отношению к плоскости фона. Осн. виды - … - РЕЛЬЕФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
РЕЛЬ́ЕФ (франц. relief, от лат. relevo - поднимаю), совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, … - РЕЛЬЕФ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? см. … - РЕЛЬЕФ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
релье"ф, релье"фы, релье"фа, релье"фов, релье"фу, релье"фам, релье"ф, релье"фы, релье"фом, релье"фами, релье"фе, … - РЕЛЬЕФ в Новом словаре иностранных слов:
(фр. relief ит. rilievo) 1) выпуклое изображение на плоскости; 2) совокупность неровностей земной поверхности, образующихся в результате взаимодействия эндогенных … - РЕЛЬЕФ в Словаре иностранных выражений:
[фр. relief 1. выпуклое изображение на плоскости; 2. совокупность неровностей земной поверхности, образующихся в результате взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов; … - РЕЛЬЕФ в словаре Синонимов русского языка:
барельеф, бедленд, горельеф, ландшафт, макрорельеф, маскарон, мегарельеф, мезорельеф, мелкосопочник, микрорельеф, нанорельеф, панно, тондо, топография, … - РЕЛЬЕФ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
м. 1) Строение земной поверхности. 2) Выпуклое изображение на плоскости (обычно скульптурное). 3) перен. То, что заметно выделяется среди чего-л. … - РЕЛЬЕФ в Словаре русского языка Лопатина:
рель`еф, … - РЕЛЬЕФ в Полном орфографическом словаре русского языка:
рельеф, … - РЕЛЬЕФ в Орфографическом словаре:
рель`еф, … - РЕЛЬЕФ в Словаре русского языка Ожегова:
выпуклость, выпуклое изображение на плоскости Глобус с рельефами. рельеф строение земной поверхности, совокупность неровностей суши, океанского и морского дна Горный …
Релье́ф - вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф таким образом противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки.
В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на фронтонах, фризах, плитах).
Виды рельефа:
Барельеф (фр. bas-relief - низкий рельеф) - вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.
Горельеф (фр. haut-relief - высокий рельеф) - вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема.
Контррельеф (от лат. contra - против и «рельеф») - вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений и инталий.
Койланаглиф (или en creux (анкрё)) - вид углублённого рельефа, т.е. вырезанный на плоскости контур. В основном, применялся в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике.
РЕЛЬЕФ
Слово «рельеф» происходит от итальянского «relevio», что означает «выпуклость», «выступ». В рельефе изображение создается объемной формой, лишь частично выступающей над плоской поверхностью. Как и у всякой скульптуры, у него три измерения, но третье - сокращенное, условное. Другими "словами, он становится как бы промежуточным звеном между круглой скульптурой и изображением на плоскости. Плоскость является и технической основой и - одновременно - фоном, на котором располагается композиция.
Рельеф был особенно распространен на Древнем Востоке: в Индии, Двуречье, Камбодже (Кампучии), Иране. Сцены дворцов ассирийских и персидских царей в Ниневии и Персеполе были сплошь покрыты рельефами. Ассирийцы изображали сцены войны и охоты, они не знали себе равных в воссоздании действий и чувств животных, умели показать их яростными, страдающими, борющимися. Персепольские рельефы утверждали царскую власть: на них были изображены воины с мечами, копьями и луками и народы, несущие дань «царю царей» - вавилоняне вели ему быков, армяне - коней, эламитяне- прирученных львов, арабы - верблюдов. Благодаря тому, что все фигуры были одинакового размера и шли в одном направлении, создавалось впечатление, что за ними идет множество людей и животных: простейшим методом повторений достигался и своеобразный ритм и ощущение величественности происходящего.
По масштабам восточные рельефы далеко превосходят европейские. Иногда они закрывают всю стену полностью, иногда идут по ней фризом - горизонтальной полосой, расположенной в ее верхней части. Они всегда грандиозны. Общая величина фриза, идущего из зала в зал во дворце в Дур-Шаррукине в Ассирии, достигает шести тысяч квадратных метров. На фризе «слоновой террасы» в Ангкоре, старой столице Камбоджи, слоны изображены в натуральную величину.
Храмы Камбоджи: Рельфеф Ангкор Ват
Изображения на рельефах по большей части очень реалистичны. Рельефы Ангкора являются подлинной энциклопедией повседневной народной жизни. Н. а них изображены охотники, стреляющие птиц из луков; рыбаки, забрасывающие сети в воду; каменщики, отесывающие камни; повара, суетящиеся возле печей, - они варят рис, пекут лепешки; канатоходец, смело шагающий по протянутой в воздухе веревке; мальчишка, крадущий что-то с лотка задремавшего на рынке торговца; взволнованная группа «болельщиков», захваченных петушиным боем. Даже в таких торжественных рельефах, каким был рельеф дворца в Персеполе, строго соблюдается реализм деталей: кайма одежды одного из изображенных на нем царей в точности воспроизводит подлинную кайму, найденную археологами в одном из древнейших захоронений.
Рельеф делится на три основные разновидности: углубленный рельеф , барельеф и горельеф . Углубленным называется рельеф не с выпуклыми, а врезанными в глубь плиты или стены контурами - плоскостное изображение сохраняется здесь во всей полноте. Это графич-ная и очень четкая техника: несмотря на игру света и тени, вызываемую на его поверхности легкой моделировкой, в нем никогда не разрушается связь с рисунком.
Углубленный рельеф
Углубленным рельефом пользовались в Древнем Египте. Им украшали и миниатюрные ларцы и огромные храмы. Рельефы на храмах, рассчитанные на обозрение с дальних расстояний, имели четкие композиции и ясные контуры. Особенно глубокими эти контуры становились при изображении фараонов и их приближенных, их фигуры моделировались объемно, второстепенные же персонажи «рисовались» поверхностно и казались плоскими. Этот прием заменял египтянам европейскую перспективу.
Барельеф
Слово «барельеф» происходит от французского Bas-relief и значит «низкий рельеф». Изображаемые фигуры в нем выступают не более чем на половину своего объема. Классическим примером барельефа служит фриз древнегреческого храма Парфенона (442-435 до н. э.), на котором изображено торжественное шествие афинян к храму Афины, богини-покровительницы города. Юноши, удерживающие разгоряченных коней, всадники, скачущие к священному холму, подростки, несущие чаши с вином, старики с оливковыми ветвями, символом мира,- все это изображено на фризе почти без сокращения в перспективе: барельеф не разрушает плоскости стены, а словно стелется параллельно ей, становясь органической частью храма. Один из самых красивых фрагментов фриза - шествие девушек, соткавших покрывало Афине; они двигаются неторопливо, плавно, их жесты величаво замедленны - на чередовании их поз основан ритм композиции. Чтобы показать духовную общность процессии, единомыслие всех, кто ее составляет, скульптор изображает все головы - и пешеходов, и всадников - на одном уровне, такой прием называется исокефалиёй. Композиция барельефа развивается, как бы следуя за шествием (недаром его осматривают, двигаясь за изображением), фон фриза совершенно гладок, внимание сосредоточивается на силуэтах идущих фигур.
Многофигурные рельефы , как правило, повествовательны, причем «рассказы» их могут быть значительно более исчерпывающими, чем «рассказы» круглых скульптурных групп. Скульптору не приходится выражать свой замысел в «остановленном мгновении», и его повествование зачастую разворачивается в том же хронологическом порядке, в котором происходили воссоздаваемые события. Это отчетливо выражено в римских рельефах, украшавших триумфальные арки и колонны. Воздвигнутая в честь победы над даками тридцативосьмиметровая колонна Траяна (ок. 111 -114 гг. н. э.) от пьедестала до капители покрыта спиральной лентой барельефов, с протокольной точностью рассказывающих о походах Траяна на Дунай. Постепенно, один за другим, изображаются дни войны: постройка моста через Дунай, жертвоприношение богам, военные советы, приемы послов, сражения, самоубийство вождя даков, горящие дакийские селения. Очень тщательно - в деталях - показывается вооружение римлян, осадные орудия, корабли, мосты. Старательно подчеркивается роль полководца: Траян всегда впереди сражающихся войск. Чтобы убедить в этом зрителя, автор рельефов (предположительно Аполлодор Дамасский) изображает его девяносто раз - то перед одним, то перед другим легионом. Завершается повествование триумфальным возвращением римлян на родину - завершающий виток рельефов, словно последний лист книги, подводит итог рассказанному.
В России в XVIII-XX вв. рельефами украшали дворцы и общественные здания, ими завершали и завершают постаменты памятников. На постаменте ленинградского памятника И. А. Крылову, исполненном в 1848-1855 гг. Петром Клодтом, воссоздан целый басенный зверинец: моська, лающая на слона; лебедь, щука и рак, пытающиеся сдвинуть с места воз с поклажей; лисица, тянущаяся к винограду. Этот веселый хоровод, окружающий фигуру баснописца, дополняет памятник.
Многофигурные рельефы , как правило, повествовательны, причем «рассказы» их могут быть значительно более исчерпывающими, чем «рассказы» круглых скульптурных групп. Скульптору не приходится выражать свой замысел в «остановленном мгновении», и его повествование зачастую разворачивается в том же хронологическом порядке, в котором происходили воссоздаваемые события. Это отчетливо выражено в римских рельефах, украшавших триумфальные арки и колонны. Воздвигнутая в честь победы над даками тридцативосьмиметровая колонна Траяна (ок. 111 -114 гг. н. э.) от пьедестала до капители покрыта спиральной лентой барельефов, с протокольной точностью рассказывающих о походах Траяна на Дунай. Постепенно, один за другим, изображаются дни войны: постройка моста через Дунай, жертвоприношение богам, военные советы, приемы послов, сражения, самоубийство вождя даков, горящие дакийские селения. Очень тщательно - в деталях - показывается вооружение римлян, осадные орудия, корабли, мосты. Старательно подчеркивается роль полководца: Траян всегда впереди сражающихся войск. Чтобы убедить в этом зрителя, автор рельефов (предположительно Аполлодор Дамасский) изображает его девяносто раз - то перед одним, то перед другим легионом. Завершается повествование триумфальным возвращением римлян на родину - завершающий виток рельефов, словно последний лист книги, подводит итог рассказанному.
Уникальным вкладом в скульптуру стал средневековый русский рельеф или, как его чаще называют, русская каменная резьба XII-XIII вв., центром ее была Владимиро-Суздальская Русь. Покрытые ковром орнаментально-сказочного узорочья, массивные стены русских храмов казались одновременно и монументальными, и декоративными. Как и все древнерусское искусство, резьба была тесно связана с церковью, но это не делало ее ни аскетичной, ни догматичной. На стенах Дмитровского собора во Владимире собственно христианских изображений сравнительно немного - всего сорок шесть из пятисот шестидесяти шести, они буквально тонут в массе звериных, сказочных, фантастических сюжетов. Резчики заимствуют их повсюду: из народных орнаментов, сказок, окружающей природы, старинных миниатюр, Библии и даже из средневековых романов. История путешествия Александра Македонского на небо целиком взята из популярной приключенческой повести «Александрия». Сидя в плетеной корзине, запряженной фантастическими чудищами-грифонами, Александр держит над головой маленьких, новорожденных львят; видя лакомую добычу, грифоны устремляются к ней, и корзина поднимается в воздух.
убор Георгиевского собора в Юрьеве-Польском
Еще гуще и наряднее скульптурный убор Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Он поднимается прямо от земли, становится частью архитектурных деталей: капители порталов сплошь покрываются причудливой вязью цветов и листьев; пилястры украшаются лицами женщин и воинов. Изображения Христа, ангелов, святых, заключенные в рельефные медальоны, фигуры драконов и грифов утопают в растительном орнаменте. Мы видим и добродушно-улыбчатых, философски настроенных львоз, которые дремлют в тени своих древовидных хвостов. И сиринов, полудев-полуптиц, готовых в любую минуту обернуться легендарными птицами печали и радости. И кентавров, одетых в кафтаны и шапки княжеских ловчих. Кентавры и львы считались в средневековой Руси эмблематическими животными: их можно было изображать только рядом с князьями, олицетворяя их мудрость и силу. Но в русской каменной резьбе они живут сами по себе и, более того, теряют отвлеченно-величественный облик, становясь сказочными. Народный дух торжествует в ней и над княжеской символикой, и над церковными установлениями.
От: Бирюкова Ирина,  11043 просмотров
Рельеф (скульптура)
Релье́ф - вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры , в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе , обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф таким образом противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины , металла, дерева с помощью лепки , резьбы и чеканки .
В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на фронтонах , фризах , плитах).
Виды рельефа:
См. также
- Маскарон - декоративный рельеф в виде маски, изображающий часто в гротескном или фантастическом облике человеческое лицо или голову животного.
Примечания
Литература
- Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. - М .: Педагогика, 1983. - С. 327. - 416 с. - 500 000 экз.
- "Архитектурный словарь"
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Рельеф (скульптура)" в других словарях:
Рельеф (скульптура) - РЕЛЬЕФ, вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона. Основные виды: барельеф, горельеф. …
Рельеф: Рельеф (фр. relief, от лат. relevo поднимаю) совокупность неровностей суши, дна океанов и морей. Рельеф (скульптура) вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое … Википедия
- (лат. sculptura, от sculpo высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastika, от plasso леплю), вид изобразительного искусства, основан на принципе объёмного, физически трехмерного изображения. Как правило, объект изображения в… … Художественная энциклопедия
Скульптура Ренессанса один из важнейших жанров искусства Возрождения, достигший в это время рассвета. Основным центром развития жанра была Италия, главным мотивом ориентация на античные образцы и любование человеческой личностью.… … Википедия
- (франц. relief, от лат. relevo поднимаю), скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа как вида скульптуры.… … Художественная энциклопедия
- (лат. sculptura от sculpo вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Скульптура изображает главным образом… … Большой Энциклопедический словарь
Скульптура античная - скульптура Древней Греции и Древнего Рима, а также эллинистических государств. Становление с.а. происходило в архаический период (VIII VI вв. до н.э.). Скульптура ранней архаики характеризуется вост. мотивами и связывается с именем… … Античный мир. Словарь-справочник.
- (латинское sculptura, от sculpo вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются (высеканием, вырезанием, лепкой, ковкой, литьем и др.) из твердых или… … Современная энциклопедия
- (лат. sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю) – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. Различают круглую статую и рельеф, а… … Энциклопедия культурологии
- (латинское sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются (высеканием, вырезанием, лепкой, ковкой, литьем и др.) из твердых или… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Книги
- Дети страны советов , . Издание знакомит с произведениями советских живописцев, графиков, скульпторов, художников прикладного искусства, посвященными теме детства. Альбом иллюстраций, состоящий из тематических…