emou.ru

Когда-нибудь я обязательно совершу кругосветное путешествие! Имеют ли право не пускать в школу родителей

«Об образовании в Российской Федерации» не вводит никакой специфической ответственности родителей за предоставление образования своим детям. При этом предоставляет родителям целый ряд возможностей принимать основные решения в сфере образования детей, выполнить ряд действий с целью обеспечить возможность получить это образование (например, выбрать образование в образовательной организации и обеспечить посещение, выбрать образовательную программу, например, адаптированную).

Если родители не выполняют своих обязанностей по обеспечению получения общего образования детьми, могут работать только общие механизмы контроля за выполнением обязанностей родителей, установленные в семейном законодательстве.

Согласно статье 65 Семейного кодекса, родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке (ограничение или лишение родительских прав).

При этом, хотелось бы подчеркнуть, что механизмы эти требуют участия органов опеки и попечительства. Согласно статье 56 Семейного кодекса, защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных Кодексом , органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Образовательная организация не включена в перечень данных лиц, как следует из семейного законодательства. Если, например, родители не водят ребенка в школу, либо отказываются выбрать для него посильную (адаптированную) образовательную программу, эти действия совершаются в нарушение интересов детей. И защищать эти интересы в таком случае должна не школа, т.к. у школы нет никаких средств воздействия на родителей. Это дело органов опеки и попечительства, именно эта система должна активно включиться в решение возникших проблем, воздействовать на родителей, вплоть до решений об ограничении и лишении родительских прав.

То, что функции органов опеки и попечительства – функции контроля за добросовестностью родителей, за исполнением ими своих родительских обязанностей, за тем, чтобы они действовали в интересах детей – пытаются возложить на школу, неверно, т.к. у образовательной организации просто нет соответствующих полномочий и нет никаких средств воздействия. Образовательная организация при возникновении подобных ситуаций должна привлекать органы опеки и попечительства, которые и должны решать проблемы подобного плана.

Родителей первоклассников не пускают в школу,законно ли это?

Ответы юристов (2)

Виктория, Уставы Школ не содержат запрета родителям заходить в школу, так же как и Закон об образовании разрешает родителями наблюдать за образовательным процессом и условиями, окружающими их ребенка (хотя никто этому не станет препятствоват, если вы согласуете свой визит с администрацией и преподавателями). С другой стороны запрет входить родителям повсеместен и вызван необходимостью обеспечить безопасность не только учеников, но и учителей (прецеденты всем известны), а само Распоряжение директора не пускать посторонних в этом случае считается локальным нормативным актом, обязательным для соблюдения. Если корпоративные нормы не устраивают, можно выбрать другую школу, где нет таких запретов. Если родители считают, что такие локальные акты директора, запрещающие родителям входить в школу, противоречат федеральному законодательству, то их необходимо оспаривать для начала в гороно, затем в суде

Таким образом, обратитесь для начала к локальным актам школы, регламентирующим данный аспект. К таким актам могут относиться: Устав, Правила внутреннего распорядка и тп. Если такого запрета в них нет, то пользуйтесь своим конституционным правом на свободу передвижения.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

Почему родителей первоклассников не пускают в школу?

В последние годы этот вопрос волнует очень многих людей, дети которых учатся в общеобразовательных учреждениях.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации:

Как проверить свою очередь в детский сад? Узнайте об этом из нашей статьи.

Законодательная база

Для уточнения есть ли таковые послабления в вашей школе необходимо обратиться в администрацию.

Особые условия

Что делать если на основании внутренних регламентов посещения имеют ограничения, а родителю и/или законному опекуну необходимо попасть на территорию школы?

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Внесение изменений в устав

Последний пункт этого перечня достоин особого внимания.

По факту это означает, что они могут инициировать внесение изменений в любые внутренние документы общеобразовательного учреждения, в том числе и в устав.

Если большинство родителей школьников подписывают акт об отмене запрета на посещение родителями во время учебного процесса, то это решение не сможет быть проигнорировано администрацией.

Может ли администрация устанавливать собственные правила посещений?

Ограничения посещений устанавливаются для обеспечения максимальной безопасности учащихся. Если они не идут в разрез с действующим законодательством, то они правомерны.

Что делать если охрана не пускает родителей?

В некоторых учебных заведениях родителей приравнивают к посторонним , издав внутренние документы, полностью запрещающие посещение школы.

Если подобное случилось в выбранном учебном заведении, то вы можете оспорить это, подав жалобу в вышестоящие организации.

  • РОНО;
  • Если жалоба или претензия подается о санитарных условиях в школе, некачественных услугах или чрезмерных «добровольных» поборах, то её можно направить в Роспотребнадзор.

    Кроме того, направить жалобы можно в прокуратуру и суд .

  • Наименование документа (например, жалоба или претензия).
  • Обращение по принятию мер для восстановления прав и свобод.
  • Что нужно при себе иметь, чтобы беспрепятственно зайти в школу? Каждое учебное заведение устанавливает свои правила посещений.

    Чаще всего для нахождения на территории школы родителю потребуется документ удостоверяющий личность и свидетельство о рождении ребёнка.

    Как написать жалобу на воспитателя детского сада? Пример составления вы найдете на нашем сайте.

    Если ранее сдавались средства на какие-то дополнительные услуги (товары, работы), вы можете проконтролировать процесс или результат исполнения. В том числе могут быть затребованы документы, подтверждающие расходы .

    Все средства, которые собираются школой, сдаются в добровольном порядке! Никаких обязательных сборов законом не предусмотрено. Вы имеете право отказаться от сдачи средств, даже если большинство родителей поддержало эту идею.

    Каждый родитель имеет право присутствовать на любом уроке. Для этого необходимо написать заявление на имя администрации школы, согласовать время посещения и получить разрешения от учителя.

    Таким образом, любые утверждения о том, что родители не могут посещать школу, не имеют под собой законных оснований. Для урегулирования подобных вопросов можно обращаться в администрацию школы или в вышестоящую организацию.

    Мешают ли родителям усиленные меры безопасности в школах? Узнайте об этом из видео:

    Artemis 08.12.2010 18:21:01

    Скорей всего не пускают родителей, потому что кому-то из руководства школы есть что скрывать, чтобы родители ничего лишнего не увидели. Например, «утечка» некоторых средств. А вообще это не законно и унизительно. Родители имеют право хоть каждый день общаться с учителями своего ребенка и встречать его в вестибюле школы, помочь ему одеться (если ребенок первоклассник). Я общаюсь с учительницей практически каждый день и многие другие родители тоже. За то всегда в курсе отрицательных и положительных черт моего ребенка и в курсе происходящего в классе. И учительнице так намного проще. А за безопасность отвечает охрана. Также ни один охранник не выпустит из школы ученика начального класса БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ.
    А если «кому-то» все это «по-барабану», и волнует только то, что его ребеночку какая-то бабуля место не уступила, ну что ж, время, как говориться, рассудит.

    Ветка сообщений данной темы:

    Почему родителей не пускают в школу? Светлана 08.12.2010 16:28:23
    Добрый день, в Сертоловской школе №2 приказом директора велено не пускать родителей в школу, совсем. Чтобы пообщаться с учительницей нужно предварительно записаться. И стоим мы теперь, родители первоклашек как собачёнки под окнами, не пускают даже в вестибюль. Ребёнок даже не видит пришли за ним или нет, мы не стремимся заходить в класс и мешать учителю, но раньше детей выводили в вестибюль и нам говорили как прошёл день. А теперь сдаём детей как в тюрьму за решётку без права на свидание. По утрам на всех скамеек не хватает, детям приходится бросать вещи на пол. Занятия и кружки заканчиваются по разному и нам приходится подолгу стоять на улице. По-моему это унизительно. Подскажите насколько это законно?

    Охрана в школах не пропускает родителей даже в вестибюли , ссылаясь на внутренние распоряжения от директора. Почему родителей не пускают в школу? Попробуем разобраться законно ли это?

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Для того чтобы уточнить формулировку, по которой действует ограничение посещений, рекомендуем ознакомиться с уставом. Каждый родитель имеет на это право. Чтобы ознакомиться с его положениями, нужно обратиться в администрацию школы.

    Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

    2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

    О правилах посещения детей в школах вы можете узнать из видео:

    До какого возраста положен бесплатный проезд для детей? Ответ узнайте прямо сейчас.

    Согласно статье 52 закона «Об образовании» родители имеют право :

    По результатам собраний родительского комитета могут быть изменены внутренние регламенты, в том числе и о праве посещения школы.

    Заявления от родительского комитета могут быть поданы в администрацию школы или в вышестоящую организацию.

    Каждая школа устанавливает собственные правила, в том числе и касающиеся посещения. Эти положения прописываются в уставе или иных локальных документах общеобразовательного учреждения.

    Какие лекарства положены бесплатно детям? Читайте об этом здесь.

    Чаще всего этот документ пишется в вышестоящую организацию, контролирующую работу общеобразовательного учреждения. К ним относятся:

  • ГОРОНО;
  • Отдел образования.
  • Любые документы от родителей или родительского комитета также могут быть поданы через Омбудсмена. В каждой школе есть человек выполняющий обязанности буфера между родителями и любой структурой министерства образования.

    1. Дата и подписи лиц, составивших документ.

    В среднем для рассмотрения жалобы требуется около 30 дней . Более подробную информацию родители смогут получить в организации, в которую был направлен этот документ или через Омбудсмена.

    Шаблон жалобы директору школы.

    Как беспрепятственно зайти в класс?

    В некоторых случаях могут потребоваться бахилы , разрешение на посещение или подписанное согласование, если родитель собирается присутствовать на уроке. Для уточнения точного перечня вам необходимо обратиться в администрацию школы.

    Каждый родитель имеет право контролировать условия пребывания своего ребёнка в школе .

    Без последнего пункта вы не сможете попасть на урок . Каждый учитель обязан быть ознакомлен и не иметь оснований против посещения. При возникновении спорных вопросов можно обратиться к Омбудсмену или в вышестоящую организацию.

    В случае если вы не согласны с внутренним регламентом и не имеете возможности отстоять интересы своего ребёнка, можно воспользоваться правом выбора общеобразовательного заведения и перевести малыша в другую школу .

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    В России деятельность школ регламентируется законом «Об образовании» №3266-1 от 10 июля 1992 года.

    На его основании родители и/или законные опекуны имеют право посещать общеобразовательные учебные заведения , не мешая процессу обучения школьников.

    Однако именно вторая часть этого утверждения даёт право школам прописывать в своих уставах и иных локальных документах ограничения посещений.

    Чаще всего это делается с формулировкой «во время учебного процесса», потому как именно этому есть возможность помешать. В соответствии с вышеуказанным законом каждый родитель обязан соблюдать условия устава школы.

    В некоторых школах существуют послабления для учащихся начальных классов. Иногда родители первоклашек спокойно допускаются в любое время, для того чтобы помочь ребёнку адаптироваться в школьной среде.

    Несмотря на обязанность соблюдать устав выбранного учебного учреждения, существует возможность, которая позволяет попасть в школу в любое время на законных основаниях .

    Согласно пункту 1 статьи 63 Семейного Кодекса России у родителей имеется преимущественное право воспитывать своего ребёнка перед любыми иными лицами.

    Если в процессе воспитания, заботы о здоровье или развитии малыша появляется необходимость присутствовать в школе во время учебного процесса (или иной момент, если такой прописан во внутренних документах учебного заведения), то можно воспользоваться этим преимуществом.

    Следует отметить, что в подобных случаях родителям может потребоваться письменное разрешение, полученное в администрации школы или в вышестоящей организации.

  • Выбрать форму обучения (в семье или в общеобразовательном учреждении).
  • Обеспечить возможность получить образование, а при необходимости создать соответствующие условия для этого.
  • Выбрать общеобразовательное заведение и принимать участие в его управлении.
  • Родители и/или законные опекуны могут влиять на процесс управления школой.

    Если же вы выявили нарушения, то вне зависимости от того в каком общеобразовательном учреждении, частном или муниципальном, учится ребёнок, можно составить жалобу в вышестоящую организацию .

    Нередки случаи, когда рьяные контролёры не пускают родителей на территорию школы даже после учебного процесса , хотя именно это время является запретным согласно уставу школы.

    Проблема может исходить как от ретивых охранников, слишком буквально понимающих запрет на посещение, так и от самой администрации школы.

    Как составить жалобу?

    • Департамент образования;

    В эти организации следует обращаться при выявлении серьёзных нарушений.

  • Шапка, включающая в себя информацию: кому, от кого и куда подаётся документ.
  • Описание подробной причины подачи документа, с указанием ФИО пострадавших и ответственных лиц, если таковые имеются.
  • Каковы права родителей?

    Посещать родительские собрания, а также быть членом родительского комитета.

    Это быстро и бесплатно!

    Права родителей в школе

    Главные вкладки

    1. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

    2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

    3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

    1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

    2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

    3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

    4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

    5) защищать права и законные интересы обучающихся;

    6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

    7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

    8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

    Право родителей защищать интересы детей

    1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

    1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

    2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

    3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

    Право родителей участвовать в управлении школой

    Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

    Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

    В образовательной организации могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

    Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В целях учета мнения обучающихся, родителей и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей и педагогических работников в образовательной организации:

    создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее — советы обучающихся, советы родителей).

    Имеют ли право не пускать в школу родителей

    Школьное право. Интервью с адвокатом Ларисой Октябристовной Павловой

    Лариса Октябристовна, предполагает ли школьное образование ребенка участие в этом процессе родителей. Как они могут участвовать в деятельности школы?

    В законе написано, что у нас существует государственное общественное управление школой. В разных школах оно может осуществляться по-разному: родительские комитеты, советы школы, другие общественные движения. Многие родители, к сожалению, удалены от учебного процесса. Сейчас появляется масса проектов, призванных защитить права ребенка в школе. Предполагается ввести должность управляющего по делам ребенка в школе – омбудсмена. 16 сентября 2009 года Мосгордума добавила омбудсмена в список госслужащих. Мне приходилось участвовать в общественных дискуссиях о том, нужен ли омбудсмен в школе. Против введения должности уполномоченного по правам ребенка высказывалась не только я, но и многие директора известных лицеев. Я считаю, что права принадлежат любому человеку, и не стоит выделять в отдельную группу и противопоставлять права детей, права пенсионеров, права инвалидов, права военных, права женщин и т. д. Законный представитель ученика в школе – это его родитель, лучше родителя ребенка не защитит никто. Новое должностное лицо – омбудсмен – это дань западным тенденциям, попытка реализовать модель ювенальной юстиции. Ребенок отделяется от семьи, государство назначает человека, который вместо родителя имеет право защищать ребенка.

    Правовой статус омбудсмена неясен, ведь пока что родители не лишены права представлять интересы своих детей. В конституции РФ говорится о том, что семья находится под защитой, не отдельно ребенок вне семьи. К тому же, раз создается новая должность, появляется новый чиновник, у которого должен быть определенный объем работы, если объема нет, его нужно создать. Омбудсмен, придя в школу, дабы не остаться без работы, должен провоцировать жалобы детей и создавать конфликт искусственно. В итоге (в этом можно убедиться на примере Франции, где действует ювенальная юстиция) резко увеличивается количество судебных дел, связанных с несовершеннолетними, возрастает количество родителей, лишенных прав на воспитание ребенка. Хорошему директору омбудсмен не нужен, директор сам работает с учениками и их родителями и разрешает спорные вопросы.

    Не секрет, что в школу иногда проникают весьма нежелательные программы воспитания. Может ли родитель отказаться от обучения его ребенка по какому-либо предмету или учебнику?

    Каждая школа имеет право вводить дополнительные предметы, не предусмотренные программой. При поступлении ребенка в школу родитель имеет право познакомиться с перечнем преподаваемых предметов и сделать выводы. Любой новый предмет должен вводиться с ведома родителей. Другое дело, что на практике это случается редко, однако, как говорит закон, родитель, ученик и учитель имеют равные права. Здесь могут возникать конфликты. Например, в одной школе директором была назначена сторонница воспитательной системы М. Монтессори, предполагалось проведение реформы школы, но родители выступили против нововведений. Претензии родителей были услышаны управлением образования. С другой стороны, школа независима, она сама определяет предметы и программы, по которым ведется преподавание. Школа обязана дать ребенку обязательный объем знаний, при этом способ преподавания (программы, учебники) может быть любым. Здесь возникает еще одна проблема: учебников много, и далеко не все они хорошие. Еще пару лет назад наш министр образования сказал, что 64 % учебников признаны негодными для обучения. К сожалению, качество учебников на сегодняшний день оставляет желать лучшего, поэтому очень много конфликтов возникает в связи с содержанием образования. Некоторые учебники сложны для детей, создаются без учета возрастных особенностей, психологии детей, другие не отвечают традиции отечественного образования. Мне приходилось неоднократно сталкиваться с такими конфликтами. В одной из школ, например, был введен очень плохой учебник по английскому языку с ужасными иллюстрациями, на которых были изображены ведьмы, вурдалаки, вампиры, пятиклассники, обучавшиеся по этому пособию плакали по ночам и отказывались посещать уроки. Родители просили учителя и директора заменить учебник на другой. Им было отказано, несмотря на то, что была проведена экспертиза и этот учебник был признан негодным. К сожалению, сейчас нет открытых конкурсов учебников.

    А учебников продается масса, их создают не только методисты, но и ученые, академики, и сами родители учащихся. Министерство образования не предъявляет строгих требований к учебникам. Поэтому перед поступлением ребенка в школу родителям необходимо ознакомиться с книгами, по которым он будет учиться. В случае, если родителей не устраивает качество учебника, но администрация школы не идет им навстречу, есть возможность перевести ребенка на домашнее обучение по данному предмету.

    Нередки школы, в которых для знакомства родителей с методикой преподавания того или иного учителя практикуются открытые уроки, а где-то категорически не пускают в школу. Имеют ли право родители присутствовать на занятиях в школе?

    В каждом конкретном случае этот вопрос решается с согласия педагога, педагог имеет право отказать родителям в посещении какого-либо его занятия, допускать открытое посещение только в определенные дни (т.н. «открытые уроки»), чтобы не нарушать учебного процесса. Этот вопрос регулируется уставом школы. Законом не предусмотрено посещение родителями школы и не запрещено. Поэтому вопрос решается по договоренности между родителем, учеником и учителем. Бывают случаи, когда учитель категорически отказывает родителю в присутствии на занятиях, но это уже нарушает права родителей, поскольку в законе сказано, что учитель, родитель и ученик имеют равные права.

    Хотя учебники в школьные библиотеки поступают централизованно, и выдаются в пользование учащимся на каждый учебный год, в школах практикуется покупка дополнительных учебников и учебных материалов, необходимых на уроке. Могут ли родители отказаться их покупать? Обязана ли школа за свой счет снабжать детей необходимыми пособиями?

    ЛарисаОктябристовна, к вам вопрос и касательно школьной формы. Положительных сторон введения в школе формы немало: строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий, единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде, ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде и пр. Это в обязанности родителей — платить за школьную форму ?

    Учебники и учебные материалы по предметам обязательной программы должны быть бесплатны. Заставлять покупать какие-либо учебники школа не имеет права. Что касается формы, ее родители приобретают за свой счет, но малоимущим и многодетным семьям по закону выплачивается компенсация, для этого необходимо подать соответствующее заявление директору школы. Примечательно, что в законе говорится не о форме как таковой, а о «комплекте детской одежды для посещения занятий» – то есть о любой одежде.

    Могут ли родители участвовать в регулировании нагрузки детей, количества уроков, экзаменов (они нередко проводятся два раза в год в каждом классе, что вызывает психологический стресс у некоторых детей).

    Родители могут регулировать нагрузку, если она превышает санитарные нормы. В случае, если нормы соблюдаются, а ребенку тяжело учиться, его можно освободить от посещения каких-либо предметов, оставив их на домашнее изучение. Родители могут выбрать любую из форм обучения, дозволенных законом: школьное обучение, семейное, экстернат. Эти формы обучения можно сочетать.

    Хочется обсудить непростой для сегодняшнего времени вопрос: имеют ли право дети отказываться от участия в трудовой деятельности? Учителя, хорошо понимающие воспитательное значение труда для детей, стараются привлекать детей их к общественному труду по уборке класса, приучая их тем самым уважать свой и чужой труд.

    Образовательным учреждениям запрещается привлекать учащихся к труду, не предусмотренному образовательной программой без их согласия или согласия родителей (например, убираться в классе или на субботнике). Сейчас этот вопрос горячо обсуждается в связи с проблемой защиты прав ребенка, много разговоров ведется о «рабском труде», но ведь существует и внутришкольная дисциплина труда, трудовое воспитание. Например, чтобы провести опыты по химии, необходимо расставить приборы, вымыть посуду для опытов, убраться в кабинете. Мне кажется, вопрос об эксплуатации несколько искусственный. Мы что, растим тунеядцев? Убраться в школе – это не пахать землю на чужих полях.

    Имеет ли право школа отчислять ученика за плохую успеваемость, а другая школа не принимать отчисленных двоечников?

    В следующий класс переводятся те учащиеся, которые в полном объеме усвоили образовательную программу. В следующий класс могут быть переведены дети, имеющие академическую задолженность только по одному предмету. Если дети до 9 класса не освоили учебную программу по двум предметам и более, они оставляются на повторное обучение, направляются в классы компенсирующего обучения либо, по усмотрению родителей, переходят на домашнее обучение. В уставе школы могут быть определены случаи, когда неуспевающий ребенок переводится в другую школу. Возможно и отчисление ребенка из школы, но только по достижении 15 лет. Решение об исключении принимается с согласия родителей и при участии комиссии по делам несовершеннолетних. Судьба исключенного из школы решается в течение месяца комиссией по делам несовершеннолетних совместно с органами местного самоуправления и родителями.

    Часто родители занимают активную, а подчас и несколько агрессивную позицию в отношении вакцинации ребенка: имеет ли право ребенок отказаться от медосмотра и прививок?

    Этот вопрос регулируется законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Родители, согласно этому закону, имеют право получения полной информации о необходимости прививок, при необходимости родителям должны предъявить сертификат, доказать качество прививочного материала, родитель имеет право отказаться от того, чтобы его ребенку делали прививку, отказ должен быть в письменной форме. Любой медосмотр ребенка должен проводиться только после предварительного согласия родителей. После 15 лет ребенок сам вправе отказаться от медосмотра или прививки.

    Нередко случается, что по каким-то причинам возникает необходимость обучения ребенка на дому? Могут ли родители, обучающие детей на дому, получить какую-то компенсацию затрат на обучение?

    Поскольку в нашем государстве образование бесплатное, в каждом регионе установлен размер затрат, необходимых для обучения школьника. Поэтому родителям, чьи дети находятся на семейном обучении, может быть выдана компенсация.

    На родителей как известно возлагается обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования. Если родители (например, сектанты или алкоголики) не заинтересованы в том, чтобы их ребенок получил какое-либо образование, могут ли ребенка принудительно отправить в школу?

    Я бы поставила вопрос по-другому. Если у родителей нет документов, подтверждающих, что их дети получают образование, у них могут возникнуть большие неприятности с законом, вплоть до лишения родительских прав. Поэтому если родители не считают нужным, чтобы их ребенок ходил в школу, они должны официально оформить его обучение на дому, должен быть заключен договор со школой на семейное обучение или экстернат.

    Если выбор образовательного учреждения осуществляется родителями, может ли ребенок поступить в муниципальную школу не по месту жительства?

    Любой ребенок имеет право обучаться в любой школе при наличии свободных мест и при условии, что он отвечает требованиям данного учебного заведения. Религиозные школы, например, могут устанавливать свои правила. Ребенок и его родители должны быть согласны с уставом учебного заведения. Поскольку у нас всеобщее образование, является незаконным конкурсный отбор детей в первый класс. Другое дело, что в школе могут беседовать с детьми, чтобы определить уровень их подготовки для формирования класса, при решении своих внутренних учебных задач.

    Лариса Октябристовна, можно ли в отдать ребенка в школу города, в котором он не имеет регистрации?

    Закон об образовании говорит о том, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего полного общего образования и начального профессионального образования. Система нашего образования устроена таким образом, что школа должна принимать всех детей, проживающих на данной территории. В законе нет слова «зарегистрированных». Однако при приеме в школу необходимо предъявить набор документов, и тут возникают сложности. В 2006 году было опубликовано разъяснительное письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования. Там было указано, что согласно европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод, запрещен отказ от предоставления права на образование. 43 статья конституции РФ гарантирует право на образование независимо от места жительства, поэтому отсутствие регистрации не может быть основанием для отказа в приеме в образовательное учреждение.

    А если это дети иностранцев, без гражданства РФ? На каких условиях они обучаются в России?

    Российское законодательство предоставляет лицам, имеющим право на проживание на территории Российской Федерации, возможность получения среднего, среднего специального и высшего образования. Иностранец или лицо без гражданства может отдать своего ребенка учиться как в муниципальную, так и в частную школу на условиях, которые оговорены в уставе данного учреждения. Другое дело, что бесплатное образование предоставляется только гражданам РФ, иностранным гражданам за обучение придется платить. Исключение составляют случаи, когда имеется двустороннее соглашение между государствами о том, что образовательные услуги предоставляются гражданам иностранного государства наравне с гражданами России. При поступлении в школу дети иностранцев заключают со школой специальный договор, где оговорены все условия обучения. Сложность состоит только в том, что при поступлении в школу будет проводиться проверка уровня подготовленности поступающего, в результате этой проверки будет решено, в какой класс принять ученика.

    В последние годы этот вопрос волнует очень многих людей, дети которых учатся в общеобразовательных учреждениях.

    Охрана в школах не пропускает родителей даже в вестибюли , ссылаясь на внутренние распоряжения от директора. Почему родителей не пускают в школу? Попробуем разобраться законно ли это?

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

    Законодательная база

    В России деятельность школ регламентируется законом «Об образовании» №3266-1 от 10 июля 1992 года.

    На его основании родители и/или законные опекуны имеют право посещать общеобразовательные учебные заведения , не мешая процессу обучения школьников.

    Однако именно вторая часть этого утверждения даёт право школам прописывать в своих уставах и иных локальных документах ограничения посещений.

    Чаще всего это делается с формулировкой «во время учебного процесса», потому как именно этому есть возможность помешать. В соответствии с вышеуказанным законом каждый родитель обязан соблюдать условия устава школы.

    Для того чтобы уточнить формулировку, по которой действует ограничение посещений, рекомендуем ознакомиться с уставом. Каждый родитель имеет на это право. Чтобы ознакомиться с его положениями, нужно обратиться в администрацию школы.

    В некоторых школах существуют послабления для учащихся начальных классов. Иногда родители первоклашек спокойно допускаются в любое время, для того чтобы помочь ребёнку адаптироваться в школьной среде.

    Для уточнения есть ли таковые послабления в вашей школе необходимо обратиться в администрацию.

    Особые условия

    Что делать если на основании внутренних регламентов посещения имеют ограничения, а родителю и/или законному опекуну необходимо попасть на территорию школы?

    Несмотря на обязанность соблюдать устав выбранного учебного учреждения, существует возможность, которая позволяет попасть в школу в любое время на законных основаниях .

    Согласно пункту 1 статьи 63 Семейного Кодекса России у родителей имеется преимущественное право воспитывать своего ребёнка перед любыми иными лицами.

    Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

    1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

    Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

    Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

    2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

    Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

    Если в процессе воспитания, заботы о здоровье или развитии малыша появляется необходимость присутствовать в школе во время учебного процесса (или иной момент, если такой прописан во внутренних документах учебного заведения), то можно воспользоваться этим преимуществом.

    Следует отметить, что в подобных случаях родителям может потребоваться письменное разрешение, полученное в администрации школы или в вышестоящей организации.

    О правилах посещения детей в школах вы можете узнать из видео:

    Внесение изменений в устав

    Любые документы от родителей или родительского комитета также могут быть поданы через Омбудсмена. В каждой школе есть человек выполняющий обязанности буфера между родителями и любой структурой министерства образования.

    Кроме того, направить жалобы можно в прокуратуру и суд .

    В эти организации следует обращаться при выявлении серьёзных нарушений.

    Структура жалобы:

    1. Шапка, включающая в себя информацию: кому, от кого и куда подаётся документ.
    2. Наименование документа (например, жалоба или претензия).
    3. Описание подробной причины подачи документа, с указанием ФИО пострадавших и ответственных лиц, если таковые имеются.
    4. Обращение по принятию мер для восстановления прав и свобод.
    5. Дата и подписи лиц, составивших документ.

    В среднем для рассмотрения жалобы требуется около 30 дней . Более подробную информацию родители смогут получить в организации, в которую был направлен этот документ или через Омбудсмена.

    Жалобы директору школы.

    Как беспрепятственно зайти в класс?

    Что нужно при себе иметь, чтобы беспрепятственно зайти в школу? Каждое учебное заведение устанавливает свои правила посещений.

    Чаще всего для нахождения на территории школы родителю потребуется документ удостоверяющий личность и свидетельство о рождении ребёнка.

    В некоторых случаях могут потребоваться бахилы , разрешение на посещение или подписанное согласование, если родитель собирается присутствовать на уроке. Для уточнения точного перечня вам необходимо обратиться в администрацию школы.

    Каковы права родителей?

    Каждый родитель имеет право контролировать условия пребывания своего ребёнка в школе .

    Посещать родительские собрания, а также быть членом родительского комитета.

    Если ранее сдавались средства на какие-то дополнительные услуги (товары, работы), вы можете проконтролировать процесс или результат исполнения. В том числе могут быть затребованы документы, подтверждающие расходы .

    Все средства, которые собираются школой, сдаются в добровольном порядке! Никаких обязательных сборов законом не предусмотрено. Вы имеете право отказаться от сдачи средств, даже если большинство родителей поддержало эту идею.

    Каждый родитель имеет право присутствовать на любом уроке. Для этого необходимо написать заявление на имя администрации школы, согласовать время посещения и получить разрешения от учителя.

    Без последнего пункта вы не сможете попасть на урок . Каждый учитель обязан быть ознакомлен и не иметь оснований против посещения. При возникновении спорных вопросов можно обратиться к Омбудсмену или в вышестоящую организацию.

    Таким образом, любые утверждения о том, что родители не могут посещать школу, не имеют под собой законных оснований. Для урегулирования подобных вопросов можно обращаться в администрацию школы или в вышестоящую организацию.

    В случае если вы не согласны с внутренним регламентом и не имеете возможности отстоять интересы своего ребёнка, можно воспользоваться правом выбора общеобразовательного заведения и перевести малыша в другую школу .

    Мешают ли родителям усиленные меры безопасности в школах? Узнайте об этом из видео:

    С наступлением нового учебного года и сторонники, и противники прививок замерли в ожидании. Первые опасаются, что в учебные учреждения придут непривитые и не проверенные на туберкулёз дети, а вторые боятся принуждения к вакцинации и угроз, что чадо не допустят в детский коллектив.

    «И мы ушли из школы»

    Елена Фурман , мама четвероклассника Максима , до сих пор вне себя от злости. Она противница традиционных прививок. Сын — аллергик, и, по мнению Елены, совершенно необязательно вливать в него лекарства, чтобы доказать, что у Максима нет туберкулёза.

    «Я перевела сына в кременкульскую школу из Челябинска в середине года, — рассказывает Елена. — В один из дней свозила его в платную лабораторию и сделала анализ крови t-spot, потому что у второго ребёнка в школе попросили этот анализ. Максим пришёл на уроки с заклеенной рукой. Результаты принести не успела. Каким же было моё возмущение, когда оказалось, что без моего согласия именно ему в этот же самый день сделали в школе диаскинтест. Мой сын не пробирка! Когда я оформляла его в школу, на медкарту никто даже не взглянул. Позже стала выяснять, и оказалось, что классный руководитель предлагала медсёстрам позвонить мне, так как согласия мамы нет. Те только отмахнулись, якобы некогда, и сделали прививки всем детям подряд: и здоровым, и тем, кто только пришёл с „больничных“».

    Фурман подчёркивает: слава богу, обошлось без осложнений. А если бы у мальчика случился анафилактический шок? И к чему была трата на анализ крови t-spot (5600 рублей, между прочим)? И вообще: сын стал меньше болеть без прививок. Женщина всячески оберегает его от них. И всё насмарку.

    Случаем заинтересовалась районная прокуратура. Медсестру уволили. Предписания получили все: от директора школы до главного педиатра района.

    «А почему уволили одну медсестру? — недоумевает Елена. — Вообще-то, их было две. Мы на всякий случай забрали Максима из этой школы: неизвестно, что принесёт новый учебный год».

    В Сети много групп, поддерживающих отказ от прививок.

    Митинг протеста против вакцинации

    Практически в одно время со случаем Фурман реакцию Манту поставили ещё одной школьнице в Катав-Ивановске Челябинской области. Здесь медработник за допущенную халатность — медицинскую манипуляцию без согласия родителей — отделалась штрафом в 500 рублей.

    Когда случаи стали повторяться, противники вакцинации (а это несколько челябинских мам) вышли на митинг. Они вооружились транспарантами и с удовольствием давали интервью местным СМИ. Дело в том, что одна из активисток — Елена Теплых — добивается разрешения для своего сына Льва Панова посещать детский сад без прививок. Однако из образовательного учреждения Лёву «высадили» домой. Елена подала в суд, уверяя, что мальчик не относится к группе риска, и проиграла. Следом и областной суд подтвердил правоту районного. Мама мальчика неумолима и утверждает, что, если нужно, «дойдёт и до Верховного суда». Поскольку Лёву в школу тоже не взяли, Елена решила, что сын будет находиться на домашнем обучении. Что угодно, лишь бы обойтись без прививки на туберкулёз.

    «А у моего старшего развился диабет после прививки АКДС, — рассказывает Надежда , мама Глеба . — Младшая уж точно обойдётся без прививок, хоть стреляйте».

    «А есть какие-то данные, что именно после вакцинации ребёнок заболел?» — интересуется сторонница прививок Елизавета , мама Маши .

    Надежда молчит. Доказательств нет, но она уверена, потому что много читала в интернете о вреде прививок, да и соседка говорила, как её невестка новорождённого из-за прививки чуть не похоронила.

    Эти и многие другие мамы обратились с жалобами в аппарат уполномоченного по правам человека региона Маргариты Павловой . Многие родители утверждают, что их заставляют подписывать согласия на прививки, особенно на туберкулёз, под предлогом того, что чадо будет отстранено от занятий. В аппарате заявили: родителей далеко не всегда информируют должным образом о побочных действиях вакцины. В этом и есть риск проведения вакцинации и туберкулинодиагностики, так как это серьёзное медицинское вмешательство, которое может привести к осложнениям и побочным реакциям.

    Пользователи боятся, что детей не пустят в детсад без прививки, а делать её родители не хотят.

    Садику и школе — быть?

    «В соответствии со статьёй 11 федерального закона „Об иммунопрофилактике инфекционных болезней“, профилактические прививки проводятся с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних и граждан, признанных недееспособными, — комментирует председатель коллегии адвокатов Илья Филатов . — Нарушение данного положения (и, соответственно, вакцинация детей без письменного согласия родителей) может повлечь за собой административную ответственность по ст. 6.3 КоАП РФ («Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»), а также уголовную ответственность в зависимости от тяжести наступивших последствий.

    Адвокат уверен: ребёнку не могут делать прививку без согласия родителей и не имеют права не пускать без прививок в образовательное учреждение. Фото: Из личного архива

    Приказом Минздравсоцразвития России от 26 января 2009 г. № 19н установлено, что педиатры амбулаторно-поликлинической службы должны подробно информировать родителей о прививке, её эффективности и последствиях в случае отказа от неё.

    При этом указанный закон, безусловно, предусматривает возможность отказа от прививок. Однако данный отказ необходимо оформить письменно: он подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.

    Таким образом, оформить ребёнка в образовательное учреждение (детский сад, школу) при отсутствии прививок возможно. Данный вывод полностью соответствует и позиции Минздрава России, которая нашла отражение в письме от 15.07.2015 г. При этом на территории России судебная практика по подобным спорам достаточно неоднозначная и противоречивая. В Челябинской области, в частности, суд не разрешил пускать в детский сад ребёнка без пробы Манту. Указанное решение было поддержано и в Челябинском областном суде. Согласно ст. 5 федерального закона „Об иммунопрофилактике инфекционных болезней“, отсутствие профилактических прививок влечёт временный отказ в приёме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения или угрозы массовых инфекционных заболеваний. Необходимо отметить, что законом предусмотрено именно временное ограничение, только на период массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий. В противном случае права граждан на образование, медицинскую помощь не могут ущемляться по причине отсутствия каких-либо профилактических прививок».

    По мнению педиатра с сорокавосьмилетним стажем Светланы Дейнеко , прививки в большинстве своём всё же необходимы: «И диаскинтест, и реакция Манту позволяют выявить такое серьёзное заболевание, как туберкулёз. Не нужно сбрасывать его со счетов. К сожалению, и сейчас в школах и детсадах то и дело обнаруживаются заболевшие. Только раннее выявление поможет при необходимости начать лечение и помочь ребёнку, а также обезопасить детский коллектив».

    Одним словом, родителям при принятии решения о вакцинации или отказе от неё важно помнить: здоровье и жизнь собственных детей в таком юном возрасте целиком и полностью только в их руках.

    Родители не пускают ребенка в школу. Как бороться? May 4th, 2017

    Об этой истории я узнала несколько лет назад от девушки, вместе с которой мы ходили на йогу. Ей было лет 25. Как-то мы разговорились, и я спросила - что она заканчивала, имея ввиду вуз. На это она вздохнула и сказала... какой там вуз! Я ведь даже толком в школе не училась...



    Это меня очень удивило, и вот что я услышала дальше. Оказалось, когда ей было 10 лет, всей семьей, вместе с родителями и годовалым младшим братиком, они переехали в Москву. Родители решили стать обеспеченными, а потому с утра до вечера пропадали на работе. А сидеть с маленьким ребенком поручили ей. В общем, в школу она ходить перестала. Если же пыталась возникать, мол, хочу в школу, то папа ей заявлял - в российских школах делать нечего, ничему хорошему там не научат. Да еще и бил при этом. В конце концов она выросла, вышла замуж, сейчас уже свои двое детей... Но до сих пор ей обидно, что из-за родителей она не смогла получить профессию, ведь без ЕГЭ ни в какой вуз не берут..
    2.

    Конечно, я понимаю, таких родителей не очень много, но они есть! И вот поэтому сейчас в Госдуме, Общественной палате, да и в блогосфере идет обсуждение государственной информационной системы "Контингент обучающихся". Ну а так как Дане скоро в первый класс, то я решила - надо быть в курсе.

    Идея вот в чем. Чиновники планируют создать для каждого ребенка запись-портфолио, где будут содержаться как анкетные данные (ФИО, дата и место рождения, сведения о родителях и т.п.), так и информация об образовании - в какие учебные заведения, кружки и секции, ходит, хорошо ли учится, какие достижения показывает на олимпиадах и других соревнованиях.

    Так что вот такие родители, фактически взявшие своих детей в рабство, будут сразу на виду. Хотя, понятно, случаи бывают разными - есть дети из неблагополучных семей, которым вообще все равно; есть те, кто живет слишком далеко от школы и им трудно и неудобно добираться; а есть родители – приверженцы домашнего обучения, дети которых, наоборот, отлично учатся, а потом сдают экзамены в школе. Поэтому, ясное дело, что надо представлять, к какой из этих категорий относится ребенок, занимаются ли им родители, или он живет у них лишь в качестве прислуги.

    Или вот, еще другой пример. На этот раз из моего детства. Вспоминаю, как подруга-отличница, прекрасно успевавшая по всем предметам, рассказывала о своей учительнице по французскому, очень милой даме, дружившей с директором. Языку она не учила в принципе. По окончании школы эта моя подруга, как и все остальные ее одноклассники, умела считать по-французски до десяти и могла представиться. Всё! То есть, то, что детей не учат языку, но при этом ставят пятерки, директриса прекрасно знала, но покрывала свою подружку-француженку и не увольняла ее. Очень хочется, чтобы таких «учителей» в школах не было, а те, кто реально вкладывает душу, получали достойный доход, почет и уважение. И тут объективный учет знаний детей тоже может помочь.

    Еще один плюс системы - она будет учитывать детей прямо с рождения, и поможет предсказать: где и сколько школ надо открыть через 7 лет. Сейчас же, как ни странно, в некоторых регионах чиновники удивляются: ой, ВНЕЗАПНО в первый класс записались 100500 человек, и всем нужна школа...

    Опасения же противников законопроекта напоминают сказку «Козленок, который умел считать до десяти». Страх, что его посчитают, а потом придут злые люди и заберут детей, сидит в наших людях глубоко, особенно в тех, кто живет в дремучих деревнях, слышал звон, но толком не разобрался, что к чему.

    На самом же деле, пример подобной информационной системы у нас уже есть и прекрасно работает. Это портал госуслуг Москвы. Я, как человек, ненавидящий очереди, давно и прочно его оценила, и вообще, не понимаю, как мы жили раньше. Возможность прямо из дома записать ребенка в сад, школу, к врачу, подать документы на загранпаспорт – это отлично. Вспомните, какой бардак был всего несколько лет назад. По любому поводу - собирай кучу бумажек и вези в специальную комиссию, многочасовые живые очереди.
    Или дежурство родителей у дверей школ при записи в первый класс. На фото, кстати, дело происходит зимой в Якутске...

    А здесь - решение похожих задач. От родителей не будут требовать каждый раз сбора документов на получение тех же льгот, а учителя будут меньше тратить время на заполнение разных отчетов.

    Так что я за прогресс. А вы что думаете?



    Загрузка...