emou.ru

Когда начинается путь к вере флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник. Флягин - "очарованный странник"

В повести Лескова, опубликованной в 1873 году, представлен необычный образ Ивана Флягина, русского странника, жизнеописание которого дается им самим в манере устного народного сказа просторечным, но удивительно поэтическим языком.

В то же время изложение событий жизни героя, его биография напоминает каноны жанра жития.

Образ и характеристика Ивана Флягина в повести «Очарованный странник»

В произведении образ главного героя при внешней незатейливости и простоте неоднозначен и сложен. Автор, изучая глубинные слои русской души, ищет святость в поступках грешника, показывает нетерпеливого правдолюбца, который совершает немало ошибок, но, страдая и осмысливая содеянное, приходит на путь покаяния и истинной веры.

Ключевые слова, раскрывающие образ Ивана Флягина: глубоко верующий человек, некорыстная и простодушная натура, независимость и открытость, чувство собственного достоинства, исключительная физическая и духовная сила, знаток своего дела.

Портрет, характерные черты и описание главного героя

Внешности был примечательной: богатырского роста, смуглолицый, с густыми, вьющимися волосами с проседью, по-гусарски закрученными седыми усами, одет в монашеское одеяние. Его облик автор сравнивает с простодушным, добрым русским богатырем Ильей Муромцем с картины Верещагина. Герою шел пятьдесят третий год, и в миру его звали Иваном Северьяновичем Флягиным.

Жизненный путь Ивана

Впервые героя встречаем на пароходе, плывущем по Ладожскому озеру на Валаам. Беседуя с попутчиками, он рассказывает историю своей непростой жизни. Краткая, но откровенная исповедь этого благообразного черноризца увлекает слушателей.

По происхождению герой принадлежал к крепостному званию, мать рано умерла, а отец служил на конюшне кучером, куда определяют и мальчика. Однажды он спас от гибели семью графа, рискуя своей жизнью. Чудом выжив, мальчик в награду просит гармонику.

Как-то, забавы ради, хлестнул Иван кнутом по задремавшему в телеге монаху, чтобы не загораживал дорогу, а тот спросонья свалился под колеса и погиб. Этот монах явился к нему во сне и объявил Ивану, что для матери он сын не только долгожданный и намоленный, но еще и обещанный Богу, потому нужно идти ему в монастырь.

Всю жизнь его это пророчество преследовало в неожиданных ситуациях. Не раз он смотрел в глаза смерти, но не брала его ни земля, ни вода.

За издевательство над кошкой, которая съела его голубят, ему назначили суровое наказание: дробить камни для садовых дорожек. Не вынеся издевательств и тягот, решает покончить с собой. Но жизнь ему спасает цыган, уговорив украсть лошадей и вместе с ним уехать на свободную жизнь. И Иван решился на это, до того ему было тягостно. Цыган обманул и обсчитал, и Иван, выправив себе фальшивые документы за нательный крест, идет в услужение в няньки к барину, которого бросила жена.

Там герой привязался к девочке, кормил козьим молоком, по совету лекаря стал носить ее на берег лимана и закапывать ее больные ножки в песок. Безутешная мать разыскала ребенка, и, рассказав Ивану свою историю, стала умолять отдать ей дочку. Но Иван был неумолим, упрекал ее за то, что христианский долг нарушила. Когда ее сожитель предлагает герою тысячу рублей, тот, говоря, что никогда не продавался, брезгливо плюет на деньги, бросает их военному в ноги и дерется с ним. Но, увидев бегущего с пистолетом хозяина, сам отдает ребенка и убегает с тем, кого только что бил.

Оставшись без документов и денег, опять попадает в переплет. На конских торгах видит, как татары бьются за коней, забивая нагайками друг друга, и хочет тоже попробовать свои силы. В поединке за коня, который был его лишь минуту, выстоял, но его соперник погибает. Татары его прячут и увозят с собой, спасая от полиции. Так Флягин попадает в плен к иноверцам, но в уме зреет план о побеге и однажды ему удается осуществить задуманное.

Вернувшись на родину, помогает мужикам покупать коней на ярмарках. И тогда, благодаря молве, берет его на службу князь. Наступила жизнь спокойная и сытая, только иногда от тоски срывается в загулы. И в последний выход сводит судьба с цыганкой Грушенькой, которая покорила его, и Флягин, как завороженный, бросил к ее ногам все деньги, что имел. Князь, узнав про Грушу, увлекшись ее красотой и пением, привозит в имение.

Иван искренне привязался к этой необыкновенной девушке, опекал ее. Но когда обедневший князь решил бросить надоевшую возлюбленную ради выгодной женитьбы, Иван, жалея обезумевшую от горя и ревности Грушу, умолявшую спасти ее от постыдной доли, сталкивает с обрыва в реку.

Мучась от содеянного, ища себе погибели, уезжает вместо другого рекрута воевать на Кавказ , где пробыл он более пятнадцати лет. За верную службу и храбрость был награжден Георгиевским крестом и пожалован офицерским чином. Получив от полковника рекомендательное письмо, устраивается в столице на должность справщика в адресный стол, но не по нему работа: скучная, безденежная. А в кучера уже не берут, его благородное положение не позволяет седокам его обругать или ударить. Пристроился в балаган, где не погнушались его благородством, играть демона. Но и там не задержался, подрался, защищая молоденькую актрису от домогательств.

Опять, оставшись без крова и пищи, решился уйти в монастырь. Приняв имя Измаил, исполнял свое послушание в монастырской конюшне, чем был весьма доволен, потому что не надобно все службы в церкви посещать. Но мается его верующая душа, что не по нему служение в храме, не может он даже свечку нормально поставить, весь подсвечник уронит. А то еще корову пришиб, случайно приняв за беса.

Не раз принимал наказание за свою нерадивость. И стал он пророчить войну, чтобы с верой за отечество постоять. Устав от этого чудного монаха, отправляет его игумен в паломничество на Соловки. Вот в пути на богомолье, встречает очарованный странник своих благодарных слушателей, которым поведал об этапах своего житейского пути.

Профессии в жизни Ивана Флягина

В детстве определяют мальчика в форейтеры помогать в управлении шестеркой лошадей, сидя на одной из первых. После побега из графской усадьбы с цыганами, служит в няньках. В плену у татар лечит людей и лошадей. Вернувшись из плена помогает выбирать коней на ярмарках, затем работает конэсером в услужении у князя.

После гибели Грушеньки уезжает на Кавказ под чужим именем, где служит пятнадцать лет солдатом и за храбрость производят его в офицеры. Вернувшись с войны, устраивается в адресную контору справщиком. Пытался уйти в кучера, но не взяли из-за офицерского звания. Из-за безденежья идет в актеры, но его выгоняют за драку. И тогда он уходит в монастырь.

Почему Флягин назван странником

Всю жизнь Иван странствовал, не довелось ему вести оседлый образ жизни, обрести семью и дом.

Он «вдохновенный бродяга» с младенческой душой, которого никто не гонит, он сам бежит в поисках счастья.

Но все его скитания были бесцельны, лишь уйдя в монастырь, он становится паломником, ездит на богомолье по святым местам.

Какие нелепые поступки совершает Флягин

Все его деяния продиктованы душевными порывами. Не раздумывая, часто совершает нелепые поступки. То убегает с офицером, с которым сначала дрался, не отдавая ребенка. То, когда чудятся ему бесы, сбрасывает свечи в церкви, корову случайно спросонья убивает.

Сколько времени провел Флягин в плену

Иван попадает в долгий десятилетний плен к степным кочевникам-татарам. Чтобы он не убежал, ему вшивают в разрезанные пятки конскую щетину, таким образом сделав калекой. Но называют другом, дают жен, чтобы те за ним ухаживали.

Но мается он, что не венчан, что дети его некрещеные, рвется на родину. Улучив момент, когда на кочевке остались только старики, женщины и дети, убегает.

Можно ли назвать Ивана Флягина праведником

Сам Иван считает себя страшным грешником, кается за погубленные им жизни. Но смерти, которые он причинил, были без злого умысла: монах погиб случайно, по своей же неосторожности, татарин умер в честном поединке, Грушеньку спас от страшной доли по ее просьбе. Дано ли будет покаяние князю, искалечившему чужие судьбы, отцу Грушеньки, продавшему дочь, татарам, убивших миссионеров?

Иван силен своей верой в нравственные устои, но ему не дано христианское смирение, трудно мириться с несправедливостью. Он очаровывается жизнью, но устояв перед искушениями, выдержав испытания судьбы, находит успокоение в праведной вере и служении. Искупая свои грехи, становится праведником.

Цитатная характеристика Флягина

Трудна и мучительна была жизнь Н. С. Лескова. Непонятый и неоцененный современниками, он получал удары от правых критиков как недостаточно лояльный и от левых, того же Н. А. Некрасова, который не мог не видеть глубину таланта писателя, но не печатал его в своем «Современнике». А Лесков, волшебник слова, плел узоры русской речи и опускал своих героев в те бездны, в которых мучительно существовали герои Достоевского, а потом поднимал их к небесам, где был мир Льва Толстого.

Он проложил в нашей прозе тропинку, которая связывала этих двух гениев. Особенно это заметно, когда погружаешься в строй рассказа «Очарованный странник». Иван Флягин, характеристика которого будет представлена ниже, то спускается в преисподнюю, то взмывает к вершинам духа.

Внешний вид героя

Очарованный странник представлен у Лескова как типичный русский богатырь. Роста он огромного, и длинный черный подрясник и высокий колпак на голове делают его еще крупнее.

Лицом Иван смугл, ему за 50. Его волосы густы, но со свинцовой проседью. Статью и мощью он напоминает Илью Муромца, добродушного богатыря из русских былин. Так выглядит Иван Флягин, характеристика которого выявит связь внешнего и внутреннего, его странствий и динамики его развития.

Детство и первое убийство

Он вырос в конюшне и знал нрав каждой лошади, умел справиться с самым норовистым конем, а для этого требуется не только физическая сила, но сила духа, которую конь почувствует и даже в ребенке признает хозяина. И подрастала сильная личность, которая нравственно была несколько неразвита. Подробно рассказывает автор, что представлял собой в это время Иван Флягин. Характеристика его дана в эпизоде, когда он просто так, от полноты сил, которые некуда применить, играючи убил ни в чем не повинного монаха. Был всего лишь взмах кнута, которым одиннадцатилетний мальчик ударил монаха, а лошади понесли, и монах, упав, сразу же умер без покаяния.

Но к мальчику явилась душа убитого и пообещала, что будет он погибать много раз, но все-таки пойдет в монахи, не сгинув на дорогах жизни.

Спасение барской семьи

И тут же рядом Лесков, как бусины нанизывает, ведет сказ о прямо противоположном случае, когда, снова ни о чем не помышляя, спасает жизнь свои господам Иван Флягин. Характеристика его - это смелость и удальство, о которых несмышленыш даже не думает, а только снова просто действует безо всякой мысли.

Ребенка вел Бог, и он же его спас от верной гибели в глубокой пропасти. Вот в какие бездны сразу бросает Лесков своего персонажа. Но он с младых ногтей совершенно бескорыстен. За свой подвиг попросил гармонь Иван Флягин. Характеристика последующих его действий, например, отказ от больших денег за выкуп девочки, с которой заставили его нянчиться, покажут, что он никогда не ищет себе выгод.

Второе убийство и побег

Совершенно спокойно в честном бою убил (а дело состояло в споре, кто кого запорет нагайкой), как будто так и положено, татарина Иван Флягин. Характеристика этого поступка показывает то, что 23-летний молодой Иван не дозрел до оценок собственных действий, а готов принять любые, даже аморальные правила игры, которые ему предлагают.

И в результате он прячется от правосудия у татар. Но в итоге - он в плену, в тюрьме татарской. Десять лет проведет Иван у своих «спасителей-иноверцев» и будет тосковать по родине, пока не убежит. И будут его вести целеустремленность, выносливость и сила воли.

Испытание любовью

На жизненном пути Ивану встретится красавица-певунья, цыганка Грушенька. Она так хороша внешне, что у Ивана дух захватывает от ее красоты, но богат и ее духовный мир.

Девушка, чувствуя, что Флягин ее поймет, рассказывает свое немудреное вечное девичье горе: любимый поиграл с ней и бросил. А жить она без него не может и боится, что или убьет его вместе с его новой возлюбленной, или руки на себя наложит. И то и другое пугает ее - это не по-христиански. И просит Груша Ивана взять грех на душу - убить ее. Смутился и не решился вначале Иван, но потом жалость к безответным мучениям девушки перевесила все его сомнения. Сила ее страдания привела к тому, что столкнул Грушу в пропасть Иван Флягин. Характеристика этого поступка состоит в особой стороне человечности. Убивать страшно, и Христова заповедь говорит: «Не убий». Но Иван, преступая через нее, выходит на высший уровень самопожертвования - он жертвует своей бессмертной душой для спасения души девушки. Он, пока жив, надеется отмолить этот грех.

Уход в солдаты

И тут снова случай сталкивает Ивана с чужим горем. Под чужим именем в солдаты, на войну, на верную смерть уходит Флягин Иван Северьяныч. Характеристика этого эпизода в его жизни является продолжением предыдущего: сострадание и жертвенность приводят его к этому поступку. Что выше всего? Погибнуть за отечество, за народ. Но судьба его хранит - Иван не прошел еще все испытания, которые она собирается ему послать.

В чем смысл жизни?

Скиталец, странник, калика перехожий, Иван - искатель истины. Для него главное - найти смысл жизни, сопряженный с поэзией. Образ и характеристика Ивана Флягина в повести «Очарованный странник» дают возможность автору воплотить мечтательность, свойственную самому народу. Иван передает дух искательства правды. Иван Флягин - горемыка, испытавший на своем веку столько, что хватило бы на несколько человек. Он берет на свою душу несметные страдания, которые выводят его на новую, более высокую духовную орбиту, на которой соединяются жизнь и поэзия.

Характеристика Ивана Флягина как рассказчика

Сказ Флягина-Лескова намеренно замедлен, как в эпической раздумчивой песне. Но когда исподволь накапливаются силы событий и характеров, то он становится динамичным, стремительным. В эпизоде обуздания лошади, с которой даже англичанин Рарей не может справиться, способ повествования динамичный и острый. Описания коней даны так, что вспоминаются народные песни и былины. Конь в 6-й главе сравнивается с птицей, которая не своей силой несется.

Образ предельно поэтичен и смыкается с гоголевской птицей-тройкой. Эта проза должна читаться декламационно, замедлено, как стихотворение в прозе. И таких стихотворений наберется много. Чего стоит эпизод в конце 7-й главы, когда исстрадавшийся странник молится так, что снег под коленями растаял, а там, где слезы капали, утром травка появляется. Это говорит лирический поэт - страстотерпец. Эта и другие миниатюры имеют право на отдельное существование. Но вставленные Лесковым в большое повествование, дают ему необходимую окраску, обогащающий отсвет.

План-характеристика Ивана Флягина

При написании сочинения можно руководствоваться таким кратким планом:

  • Вступление - очарованный странник.
  • Внешность персонажа.
  • Скитальчество.
  • Оберег для жизни.
  • «Греховность» Ивана.
  • Немеряные богатырские силы.
  • Черты у героя.

В заключение следует сказать, что сам Н. С. Лесков прошел по земле очарованным путником, хотя видел жизнь во всей ее многослойности. Поэзия жизни раскрывалась Н. С. Лескову в созерцании и раздумии, в слове. Может быть, ключом к «Очарованному страннику» является стихотворение Ф. Тютчева «Пошли Господь свою отраду…». Перечитайте и обдумайте путь странника.

Эпитет «очарованный» увеличивает ощущение поэтичности фигуры путника. Обвороженный, пленяющий, околдованный, сведенный с ума, покоренный - диапазон этого душевного качества велик. Для писателя очарованный странник был характерной фигурой человека, которому можно было передоверить часть своих мечтаний, сделать его выразителем заповедных дум и чаяний народа.

Повесть Лескова « Очарованный странник» имеет ряд своих особенностей. Широкая система тем и проблем, динамичный сюжет, лишенный деталей, делает это произведение сложным для восприятия – за многочисленными событиями порой теряется идея произведения.

История создания

Планы о создании повести о жизни монахов посетили Лескова во время его путешествия по Ладожскому озеру. Во время поездки Лескову пришлось побывать на островах Валаам и Корелу – в то время это было место поселения монахов. Увиденные пейзажи способствовали появлению идеи о написании произведения по поводу жизнедеятельности этих людей. К концу 1872 года (почти через полгода после путешествия), повесть была написана, однако ее публикация не была столь скорой.
Лесков отправил повесть в редакцию журнала «Русский Вестник», редактором которого в то время был М. Катков. К сожалению, редакционной комиссии эта повесть показалась недоработанной и они не стали ее публиковать.

В августе 1873 повесть все же увидели читатели, но уже в газете «Русский мир». Ее название изменилось, и было представлено в развернутой форме: «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения». К повести также было добавлено посвящение – Сергею Кушелеву – именно в его доме впервые была предоставлена повесть широкой публике.

Символичность названия

Повесть Лескова первоначально планировалась называться «Черноземный Телемак». Однозначно ответить на вопрос, почему было выбрано такое специфическое название, невозможно. С первым словом – «черноземный» все вполне логично – Лесков планировал подчеркнуть территориальную принадлежность главного героя и ограничил его диапазон действия областью распространения чернозема как типичного вида грунта. С «Теломаком» дела обстоят несколько сложнее – в античной мифологии Телемак – сын Одиссея и Пенелопы. Он приступает к поискам своего отца и помогает ему избавиться от женихов матери. Сложно представить сходство Телемака и Ивана. Однако, все же оно присутствует и заключается в поиске. Телемак ищет своего отца, а Иван – свое место в мире, позволяющее гармонично существовать, «очарование самой жизни».

Именно последнее понятие – «очарование жизнью» и стало ключевым понятием во втором варианте названия повести. Иван Флягин всю жизнь проводит в странствиях – судьба и случай не предоставляют ему возможности окончательно осесть.

Однако при этом Флягин не испытывает крайнего неудовлетворения свей судьбой, он воспринимает каждый новый поворот на жизненном пути как волю рока, предопределение в жизни. Поступки главного героя, повлекшие значительные изменения в его жизни, всегда происходят как бы неосознанно, герой не обдумывает их и не планирует, они происходят спонтанно, как бы по воле колдовства, своеобразного «очарования».

По мнению исследователей в повести есть еще один эпизод, позволяющий говорить об «очарованности» главного героя – мать Ивана еще до рождения «обещала Богу своего сына», чем предопределила его судьбу.

Герои

Все главы-рассказы «Очарованного странника» объединены личностью Ивана Северьяныча Флягина (Головина), который рассказывает необычную историю своей жизни.

Вторым по значимости в повести является образ цыганки Груши. Девушка стала предметом неразделенной любви Флягина. Неразделенная любовь Груши к князю не позволила рассмотреть девушке чувства Флягина по отношению к ней и способствовала ее гибели – Груша просит Флягина ее убить.

Все остальные персонажи имеют обобщенные черты характера – они представлены типичными героями в их социальной прослойке.

  • Граф и графиня из Орловской губернии – помещики, к владениям которых принадлежал Флягин с самого рождения.
  • Барин из Николаева – мужчина, у которого Флягин служил нянькой – присматривал за его маленькой дочкой.
  • Мать девочки – родная мать девочки, порученной Флягину, сбежавшая с неким офицером от мужа.
  • Офицер – молодой человек, влюбленный в мать девочки. Он предлагает Флягину деньги за то, чтобы он отдал им ребенка. Помогает Флягину финансово после его побега от барина.
  • Человек обладающий «магнетизмом» – случайный знакомый Флягина, который загипнотизировал его на предмет алкогольного опьянения и зависимости.
  • Князь – помещик у которого Флягин служит конэсером.
  • Евгения Семеновна – любовница князя.
  • Цыгане – обобщенный образ цыганской общины.
  • Татары – обобщенный образ.
  • Наташи – две жены Флягина, которые появились у него во время жительства у татар.

Сюжет

Иван был поздним ребенком – его мать долго не могла забеременеть, однако судьба была к ней несправедлива – ей так и не удалось изведать счастье материнства – во время родов женщина умерла. Родившийся ребенок имел необычайно большую голову, за что и назван был Голован. Однажды Иван из-за неосторожности стал причиной смерти монаха и с этого момента узнал о неком пророчестве своей жизни – умерший монах во сне рассказал, что Иван всегда будет спасаться от смерти, но в критический момент попадает в монастырь и станет монахом.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с которое написал Николай Лесков.

Предсказание начинает сбываться: сначала Иван чудом остается жив после того как повозка которой он правил, упала с обрыва, затем его от самоубийства путем повешения спасает цыган.

Флягин решает примкнуть к цыганам – по просьбе нового знакомого он ворует лошадей у своего барина. Вместе с цыганом Иван продает лошадей на рынке, однако должного денежного вознаграждения за это не получает. Иван прощается с цыганом и отправляется в Николаев.

Здесь Иван приступает на службу к барину – он ухаживает за его дочерью. Спустя некоторое время появляется матерь девочки и просит отдать ребенка ей. Сначала Иван сопротивляется, но в последний момент меняет свое решение и сбегает вместе с матерью девочки и ее новым мужем. Затем Иван попадает к татарам – Флягин участвует в поединке с татарином и побеждает своего противника, к сожалению, татарин погибает, и Иван вынужден был примкнуть к татарам, чтобы избежать наказания. Чтобы Флягин не сбежал от них, татары вшивают ему в пятки порубленный конский волос – после этого Иван не мог нормально ходить – волосы сильно кололи. В татарском плену Иван побывал дважды – и в первый, и во второй раз ему дают двух жен. От жен второго «брака» у Флягина рождаются дети, но это не привнесло в жизнь Флягина никаких изменений – Иван равнодушен к ним. После побега от татар Иван служит у князя. Влюбленность в цыганку Грушу стала трагической в жизни Ивана – Флягин испытал муки безответной любви.

Груша в свою очередь была безответно влюблена в князя, известие о свадьбе которого стала причиной эмоционального срыва девушки. Груша боится, что ее действия могут нанести непоправимый вред князю и его жене и поэтому просит Флягина убить ее. После убийства Груни Иван идет в армию – сбежав от князя, Флягин встретил стариков, у которых единственного сына забирают в армию, из жалости к старикам Иван выдает себя за другого человека и отправляется на службу вместо их сына. Следующим пунктом в жизни Флягина стал монастырь – Иван попадает туда после отставки. Офицерское звание, не подкрепленное должными знаниями, не позволили Ивану реализовать себя.

Странности поведения Флягина стали причиной того, что монахи отправили его путешествовать по святым местам. На этом рассказ обрывается. Сам же Флягин во время путешествия высказывает надежду на возвращения на фронт.

Структура

Повесть Николая Лескова входит в цикл повестей, объединенных темой монашества и религиозности. Структура произведения выглядит следующим образом: повесть состоит из 20 глав. Композиционно они распределяются на экспозицию и развитие действия. Традиционно первая глава представляет собой экспозицию. За ней по канонам литературоведения должна следовать завязка, но в повести Лескова этого не происходит – это связано со структурой самой повести – последующие главы представляют собой фрагменты из жизни главного героя, которые по своей сути являются вполне самостоятельными и к тому же размещены с нарушением хронологических рамок. По сути, эти фрагменты в структуре композиции – это развитие действия.

Выделить из этих элементов кульминацию также невозможно – каждое воспоминание особенное, и связано с определенным переломным моментом в жизни героя – определить какое событие было более весомое их них нереально. Некоторые исследователи склоняются к тому, что к кульминации можно отнести фрагмент текста, повествующий о встрече Флягина с Грушей – именно в этот момент жизни Флягин испытывает самое сильное опустошение – он много и запойно пьет, фактически находится в депрессии. В повести также отсутствует развязка – путешествие героя по Ладожскому озеру – это еще один фрагмент, который, вполне вероятно, повлечет новые изменения в жизни персонажа. Все главы оформлены в виде небольших логично оформленных рассказов, каждая из которых фактически имеет смысловое окончание.

Особенности изображения персонажей

Повесть Лескова обозначена рядом особенностей в изображении действующих персонажей.
В первую очередь это касается главного героя. Иван Флягин не похож на типичного монаха – своим внешним видом он напоминает богатыря. Иван высокий, широкоплечий мужчина физически развитый, кажется, что он сошел со страниц былинных историй. Иван обладает мудростью и способностью к логическим умозаключениям, однако при этом ему свойственно поступать крайне глупо, безрассудно, что часто оборачивается фатально для других персонажей, а также привносит в его жизнь непоправимые, негативные последствия.

Образ Груши также не лишен противоречий и своих особенностей – в ней уживаются и типичная цыганка – страстная и импульсивная, и ангел. Груша осознает, что из-за своей эмоциональности она не сможет смириться с безответной любовью и станет причиной трагедии в жизни своего возлюбленного или его будущей супруги. Классически она должна была следовать своим эмоциям, но здесь проявляется ее другая сторона личности – Груша добродетельная личность – она предпочитает умереть самой, но не приносить несчастье.

Жизнь любого крепостного не лишена вмешательства представителей аристократии. Повесть Лескова не стала исключением. Автор активно вносит некоторые особенности в описание персонажей подобного типа. Лесков намеренно создает негативный образ представителей высшего общества – в повести все помещики представлены как эгоистичные самодуры, которые плохо обращаются со своими крепостными.

Иван Флягин прослужил в армии 15 лет, но об этом периоде в повести говорится крайне мало.

Единственный образ военного, который можно увидеть в повести – это полковник. В целом, образ этого человека типичен для военного «он был отважный, и любил изображать из себя Суворова», однако в нем уживается еще одна личность, которая напоминает образ отца. Полковник внимательно выслушивает историю жизни Флягина, но не только не принимает все сказанное во внимание, но и убеждает Ивана, что это все произошло только в его фантазиях. С одной стороны это кажется неблагорассудным действием со стороны полковника, но в то же время это спасает Флягина от наказания вместо офицерского звания.

Следующая категория образов относится к иностранцам – в повести, помимо русских людей еще изображены три народности – цыгане, татары и поляки. Все представители этих народностей наделены утрированно негативными качествами – жизнь иностранцев представлена как аморальная, нелогичная и поэтому искусственная, лишена красок настоящих искренних чувств и эмоций. Иностранцы (за исключением Груши) не обладают положительными качествами характерами – они всегда лицемеры и нечестные люди.

В повести также встречаются представители монашества. В образе этих людей заключена каноничность. Они – люди строгие и суровые, но в то же время искренние и человечные. Нетипичность Ивана вызывает у них недоумение и обеспокоенность, но в то же время они сопереживают ему и выражают заботу по поводу его судьбы.

Идея повести

В идее повести лежит глубокая связь человека с Родиной и религией. С помощью этих атрибутов Лесков пытается раскрыть особенности русской души и ее ментальных качеств характера. Жизнь простого русского человека тесно связана с разочарованиями и несправедливостью, однако как бы часто и в какой бы мере ни встречались эти неприятности в жизни человека, русский человек никогда не теряет надежду на чудо – по мнению Лескова как раз в этой оптимистической способности и кроется загадочность русской души.

Автор подводит читателей к выводу – без Родины и религии человек не может полноценно существовать. Сколько бы согрешений ни было в жизни человека – искреннее раскаяние позволяет начать свою жизнь с чистого листа.

Тема повести

Повесть Лескова наполнена широкой системой тем. Подымающиеся в произведении вопросы имеют многообразное изъявление и способны всесторонне обрисовать особенности и сложности жизни простого человека.

Религия и ее влияние на жизнь человека

Безусловно, влияние религии во времена Флягина на жизнь человека было значительно сильнее – в нынешнее время часть обязанностей социальной сферы взяли на себя другие социальные институты. В то время церковь была носителем моральности, обучала взаимодействию людей в обществе, развивала в людях положительные качества характера. Религия в то время помогала также найти людям ответы на интересующие их вопросы в области науки. Часть информации, воспринимаемой социумом в то время, вполне могла восприниматься как действие потусторонней мистической силы, что еще больше придавало значимости церкви в глазах людей.

Таким образом, религия помогала человеку найти правильный путь на своем жизненном пути, обрисовать идеал настоящего человека и стимулировать у людей интерес к достижению этого идеала.

Любовь и ее истинность

Кажется, что повесть Лескова создана для того, что бы проследить важность и существенность любви (во всех смыслах этого слова). Это и любовь к родине, и любовь к жизни, и любовь к Богу, и любовь к представителям противоположного пола. Многообразие жизни Ивана Флягина позволило ему изведать любовь во всех ее проявлениях. Особый интерес у читателя вызывают отношения Флягина с представительницами противоположного пола.

В то время как чувства Флягина по отношению к своим татарским женам закономерны – так как возникли они как «необходимость», то чувства к цыганке Груше вызывают сожаление – как и любое другое проявление безответной любви.

Иван пленен девушкой, но надежда на обретения счастья Флягина с Грушей так же стремительно тает, как воспламеняется любовь Груши по отношению к князю.

Отцовские чувства

Во время пребывания у татар Ивану «дают» жен – это женщины, с которыми Иван не испытал родственных ощущений. В «семье» с этими женщинами рождаются дети, однако мужчина не ощущает с ними родства и как следствие у него не появляются родительские чувства по отношению к ним. Иван объясняет это тем фактом, что дети его не были христианской веры. В то время влияние религии на человека было существеннее, чем в наши дни, поэтому это могло стать причиной отчуждения. Подобные мотивы неоднократно появляются в литературе. Так, например, в поэме украинского деятеля литературы Т.Г. Шевченко «Гайдамаки» главный герой не препятствует смерти своих детей, потому, что они были «другой» веры, при этом мужчина не испытывает раскаяния или сожаления. Исходя из таких побуждений, отношение Ивана Флягина к своим детям выглядит вполне гуманным.

Понимание Родины и ее значение для человека

Судьба распорядилась так, что Ивану Флягину довелось узнать об особенностях жизни разных народов. В первую очередь, конечно, это были особенности жизни русского народа – с самого детства Иван знал о сложностях взаимоотношений между социальными элементами русского народа, ментальных особенностях, которые также вызывают определенные сложности. Однако не только это является составляющей частью русского человека – особенности природы и взаимосвязи человека с ней, фольклорное нацеливание на восприятие красоты жизни, стали причиной особой привязанности Флягина к своему народу.

Столкнувшись с общиной цыган, Флягин отчетливо понимает, что «такая жизнь не для него» – традиции этих людей и их моральные принципы слишком не похожи на те, которыми привык руководствоваться Флягин.

Жизнь у татар также не привлекла Ивана – несомненно, что жизнь этих людей не была абсолютно аморальной или непривлекательной, но почувствовать себя «как дома» у Флягина не получилось – образ родной земли постоянно пребывал в его мыслях. Пожалуй, это связано с тем, что его пребывание у других народностей было насильственным – Иван попал в это общество не потому, что испытывал душевное родство, а потому, что так сложились обстоятельства.

Проблематика

Отклоняясь от традиций жанра, Лесков делает усиленный акцент на проблематике своего произведения. Подобно тематике, проблематика повести также имеет развитую структуру. Ключевым понятием все также остаются патриотизм и место человека в обществе, однако эти понятие обрастают новыми символическими элементами.

Социальное неравенство

Как бы это печально ни звучало, но проблема социального неравенства всегда была актуальна и неоднократно понималась деятелями искусства. Аристократическое происхождение всегда высоко ценилось в обществе и фактически открывало любые двери, минуя интеллектуальный и моральный критерий. В то же время интеллектуально развитая личность, обладающая высокой моральностью, но простого происхождения (крестьянского) всегда оставалась на обочине судьбы.

Негласный закон «социального равенства» часто становился причиной несчастливой жизни не только крепостных, но и аристократов, которые могли быть счастливы в браке с человеком простого происхождения, но были не в силе переступить через требования общества.


В большинстве случаев представители аристократического происхождения не считали крестьян за людей – они могли их продавать, заставлять выполнять непосильную работу, приводящую к увечьям, избивать и в целом больше беспокоиться о своих животных, чем о крепостных.

Ностальгия по Родине

В современном мультикультурном обществе проблема ностальгии по Родине не столь актуальна – современные средства научно-технического прогресса позволяют минимизировать это чувство. Однако, в мире, современном Лескову осознание себя как единицы народности и носителя его ментальных качеств происходит основательнее – в сознании человека откладывается близкий и милый ему образ Родного края, национальных символов и традиций. Отказ он этих атрибутов делает человека несчастным.

Патриотизм

Проблема патриотизма тесно связана с проблемой ностальгии по Родине. В повести Лесков размышляет о том, важно ли осознавать себя представителем определенной народности и насколько это важно. Автор поднимает вопрос о том, почему люди готовы совершать подвиги во имя Родины и почему они не перестают любить свою Отчизну, несмотря на существующие проблемы в системе своего государства.


Эта проблема раскрывается не только с помощью образа Ивана Флягина, но и с помощью представителей других народностей, которые, соприкасаясь с другими культурами, остаются верными своему народу.

Миссионерство

Фактически каждая религия сталкивается с проблемой миссионерства, особенно на этапе своего формирования – приверженцы веры часто отправлялись проповедовать основы их религиозного видения в среду инаковеров. Несмотря на мирный способ просвещения и обращения в их религию многие народности враждебно были настроены по отношению к таким людям – на примере христианских миссионеров и их отношения к татарам, Лесков подытоживает: некоторые народы можно обратить в свою веру только насильственным путем, действуя с помощью страха и жестокости.

Сопоставление мирской и монашеской жизни

Предначертание жизни Ивана Флягина создало благоприятную среду для сопоставления мирской и монашеской жизни. В то время как жизнь мирян течет своим чередом, фактически руководствуясь только гражданским и моральным законами. жизнь монаха полна лишений. Судьба Ивана сложилась таким образом, что он смог изведать и мирскую жизнь и монашескую. Однако найти упокоение ему не позволило ни первое, ни второе. Иван всегда испытывает некую внутреннюю неудовлетворенность, его жизнь всегда была полна страданий, и он настолько свыкся с этим положением вещей, что уже и не осознает себя вне этих чувств. Страдание стало необходимым условием для его жизни, спокойствие и будничность монашеской жизни сводит его с ума и «населяет его сознание бесами».

Предопределение человеческой судьбы

Проблема предопределения человеческой судьбы в повести рассматривается в широком и узком изъявлении. Узкое изъявление представлено жизненной ситуацией Ивана Флягина – его мать еще до рождения пообещала ребенка Богу, однако необразованность Ивана воспрепятствовала воплощению этого постулата в жизнь.

В широком плане предопределение жизни показано на трагическое положение крепостных в обществе – крестьяне в то время могли стать вольными людьми, получив соответствующий документ, но даже, казалось бы, такое положительное событие не приносило им счастья – без образования и умения себя вести в обществе на уровне аристократии такая воля была всего лишь Филькиной грамотой, так как бывшие крепостные не имели никакой возможности обустроиться в мире «вольных людей».

Проблема образования

Среди крестьян проблема образованности была одной из весомых. Дело здесь заключалось не только в обретении общих знаний и элементарных знаний в области грамматики и арифметики. Фактически все крепостные не понимали основ этики, не умели логично построить свою речь в рамках риторики, а поэтому были абсолютными невеждами во всех смыслах, что значительно усугубляло их положение.

Справедливость

Жизнь часто лишена справедливости. Предвзятость в большинстве случаев становится неотъемлемым спутником простого человека. Время от времени человек взаимодействует с несправедливостью и обретает собственный жизненный опыт. Кроме того, Лесков поднимает вопрос о наличии справедливости в целом – каким бы ни был трудный жизненный путь Флягина и сколько бы ему ни встречались бесчестные люди, Иван все равно подсознательно верит в то, что в мире существует справедливость.

Взаимосвязь «Очарованного странника» и «Притчи о Блудном сыне»

Повесть Лескова по своей сути является аллюзией на притчу о блудном сыне. Иван первоначально был обещан Богу – и дом Божий должен был стать его домом, но Флягин уходит от этого своего предназначения, этому сопутствует чреда событий, которые не поддаются логике и здравому смыслу, Иван все дальше и дальше уходит в лабиринты мирской жизни. Однако это же стечение обстоятельств приводит Ивана вновь в свой дом – после получения офицерского звания жизнь Флягина значительно утруднилась – на простые работы его не желали брать, а выполнять работу, которую ему было необходимо по званию, он не мог в виду своей необразованности. Разочаровавшись в актерском ремесле, Флягин попадает в монастырь.

Таким образом, повесть Лескова «Очарованный странник» во многих моментах отходит от классической повести – многообразие проблематики и тематики позволяет рассмотреть жизнь во всех ее сложностях и неожиданностях. Автор в произведении избегает типичности – все элементы повести наделены индивидуальными, нетипичными качествами. Однако при этом следует отметить, что Лесков искусственно с помощью гротеска и гипербол, содержащие негативный посыл, обрисовывает образы иностранцев и аристократов. Таким образом достигается выгодная акцентуализация идеи произведения.

Сочинение

Лескова на протяжении всего творчества интересовала тема народа. В своих произведениях он неоднократно обращается к этой теме, раскрывая характер и душу русского человека. В центре его произведений всегда стоят благородные люди с неповторимыми судьбами. Сила, непосредственность, душевная чистота и доброта - главные черты Ивана Северьяныча Флягина - героя повести «Очарованный странник». Мы встречаемся с ним во время путешествия автора по Ладожскому озеру. Автор отмечает сходство Флягина с легендарным героем былин Ильёй Муромцем: «Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь… он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца…»

Это своеобразный ключ к пониманию этого образа. Иван Флягин свято верит в незыблемую силу предопределения и всю жизнь ищет свое место среди людей, свое призвание. Жизнь его - это поиск гармонии между самобытностью, стихийной силой личности и требованиями самой жизни, ее законов. В самом странничестве заложен глубокий смысл, мотив дороги становится ведущим. «Своего пути не обежишь», - считает Флягин. Каждый этап его жизненного пути становится новым шагом в нравственном развитии. Первый этап - это жизнь в господском доме. В нем живо молодецкое озорство и… в азарте быстрой езды, сам того не желая, он губит случайно повстречавшегося ему старика монаха, заснувшего на возу с сеном.

При этом молодой Иван не особенно тяготится происшедшим несчастьем, но убиенный монах то и дело является ему в сновидениях и донимает его своими вопросами, предсказывая герою испытания, которые ему еще предстоит пережить. Душой Иван чувствует, что когда-нибудь ему придется искупить этот грех, но он отмахивается от этих мыслей, считая, что время замаливать грехи еще не пришло.

Но в то же время он верен и предан своим хозяевам. Он спасает их от неминуемой гибели при поездке в Воронеж, когда повозка чуть не срывается в пропасть. Делает он это не ради какой-то личной выгоды или вознаграждения, а потому что не может не помочь тем, кто нуждается в его помощи.

Второй этап - это воспитание девочки. За внешней грубостью скрыта огромная доброта, свойственная русскому народу. Служа в няньках, он делает первые шаги в освоении мира своей и чужой души. Впервые он испытывает сострадание и привязанность, впервые понимает душу другого человека. Когда он сталкивается с матерью девочки, в нем борются два чувства: желание отдать ребенка матери и чувство долга. Впервые он принимает решение не в свою пользу, а из милосердия и отдает ребенка. Затем судьба забрасывает Ивана на десять лет в плен к татарам. Здесь ему открываются новые чувства: тоска по родимой земле и надежда на возвращение. Иван не может слиться с чужой жизнью, принять ее всерьез. Поэтому он всегда стремится к побегу, легко забывает своих жен и детей. В плену его угнетает не убогость материального быта, а бедность впечатлений. Русская жизнь несоизмеримо полнее и богаче духовно. «Знойный вид, жестокий; простор - краю нет; травы буйство, ковыль белый, пушистый, как серебряное море волнуется, и по ветерку запах несется: овцой пахнет, а солнце обливает, жжет, и степи, словно жизни тягостной, нигде конца не предвидится, и тут глубине тоски нет дна… Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмись обозначится монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь».

Воспоминания возвращают Флягина к праздникам и будням, к родной природе. И случай убежать ему представился. Добрался до родной стороны, а святая Русь, к которой он так стремился, встретила его плетьми. Чуть не погибает Флягин от пьянства, но случайность спасает героя и переворачивает всю его жизнь, дает ей новое направление. Благодаря встрече с цыганкой Грушей «странник» открывает «красу природы совершенство», колдовскую силу таланта и женской красоты над человеческой душой. Это не страсть, а потрясение, возвышающее душу человека. Чистота и величие его чувства в том, что оно свободно от самолюбия и собственничества.

Он живет не только для себя, но и для другого человека. Сам он сознает, что эта любовь его переродила. Чтобы спасти душу любимого человека, он помогает Груше совершить самоубийство, сталкивая ее с обрыва в реку. После гибели любимой - опять дорога, но эта дорога к людям во искупление греха. Иван идет в солдаты, меняясь судьбой с человеком, которого никогда не видел, пожалев убитых горем стариков, сыну которых грозит рекрутчина. Служба на Кавказе становится для него очередным испытанием. После подвига на переправе он вынужден рассказать о себе, раскрыть «прежнее бытие и звание». Он сам совершает суровый суд над собой и своей прошлой жизнью, осознав себя «великим грешником». Иван Северьянович духовно вырос, неся личную ответственность за свою жизнь перед Богом и людьми.

В конце повести Иван Флягин становится монахом. Но даже монастырь не будет для него тихой пристанью, завершением пути. Он готов пойти на войну, так как ему «за народ очень помереть хочется». Созданный автором образ «очарованного богатыря» содержит в себе широкое обобщение народного характера и показывает главную идею, нравственный смысл жизни человека - жить для других, отдавая всего себя, все силы, талант, возможности своим ближним, своему народу, своей земле.

Другие сочинения по этому произведению

Загадочная русская душа" в повести Н. Лескова "Очарованный странник Анализ эпизода из повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём очарование Ивана Флягина? (поповести Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»? Женские образы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Жизненный путь Ивана Флягина (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник») Иван Флягин - правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова "Очарованный странник") Иван Флягин в повести Лескова "Очарованный странник" Иван Флягин — главный герой повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Иван Флягин – образ, воплощающий черты русского национального характера Кто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник? Мир образов Лескова Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Образ Флягина Очарованный странник - самый значительный герой Н. С. Лескова Почему повесть Н. С. Лескова названа «Очарованный странник»? Праведен или грешен Иван Флягин Россия в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский национальный характер — цель изображения повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский характер в рассказах Н. С. Лескова Свобода и необходимость в "Войне и мире" Л. Н. Толстого и "Очарованном страннике" Н. С. Лескова Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. Лескова "Очарованный странник" Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Смысл названия повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Смысл странствий Ивана Флягина (По очерку Лескова «Очарованный странник») Странник Лескова Творчество Н.С. Лескова (Рассказ "Очарованный странник") Тема странничества в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Анализ текста повести «Очарованный странник» Какие черты русского национального характера воплощены в Иване Северьяновиче Флягине Жанр, сюжет, композиция, образ главного героя Характеристика Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник» Житие русского грешника в повести «Очарованный странник» Смысл слова «Странник» в одноименной повети Лескова Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере«Очарованный странник») Сюжет и проблематика повести “Очарованный странник” Жизненные перипетии главного героя повести «Очарованный странник» Традиции древнерусской литературы в повести «Очарованный странник» Иван Северьяныч Флягин человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбы Загадки лесковского сказа на примере повести «Очарованный странник» Законы художественного мира Лескова Флягин - характеристика литературного героя Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере «Очарованный странник») Образ Ивана Флягина в повести Н. Лескова "Очарованный странник" Образ Флягина в повести «Очарованный странник» Сюжет повести Лескова «Очарованный странник» Повествовательная организация повести «Очарованный странник» Смысл названия повести Николая Лескова “Очарованный странник” Образ Ивана Флягина в повести Лескова "Очарованный странник" Герой повести-очерка Лескова «Очарованный странник» Иван Флягин правдоискатель земли русской История создания повести «Очарованный странник» Нравственность и гуманизм русского человека в повести «Очарованный странник» Изображение русского национального характера в произведениях Н.С.Лескова (на примере произведения "Очарованный странник").

Повесть Николая Семеновича Лескова «Очарованный странник» была написана в 1872-1873 годах. Произведение вошло в цикл легенд автора, который был посвящен русским праведникам. «Очарованный странник» отличается сказовой формой повествования – Лесков имитирует устную речь персонажей, насыщая ее диалектизмами, просторечными словами и др.

Композиция повести состоит из 20 глав, первая из которых представляет собой экспозицию и пролог, следующие – повествование о жизни главного персонажа, написанное в стиле жития, включающего пересказ детства и судьбы героя, его борьбы с искушениями.

Главные герои

Флягин Иван Северьяныч (Голован) – главный герой произведения, монах «с небольшим лет за пятьдесят», бывший конэсер, рассказывающий историю своей жизни.

Грушенька – молодая цыганка, любившая князя, которую по ее же просьбе убил Иван Северьяныч. Голован был в нее безответно влюблен.

Другие герои

Граф и графиня – первые баяре Флягина из Орловской губернии.

Барин из Николаева , у которого Флягин служил нянькой маленькой дочери.

Мать девочки , которую нянчил Флягин и ее второй муж-офицер.

Князь – владелец суконной фабрики, у которого Флягин служил конэсером.

Евгенья Семеновна – любовница князя.

Глава первая

Пассажиры судна «плыли по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму» с остановкой в Кореле. Среди путников заметной фигурой был монах, «богатырь-черноризец» – бывший конэсер, который был «в лошадях знаток» и имел дар «бешеного укротителя» .

Спутники поинтересовались, почему мужчина стал монахом, на что тот ответил, что многое в своей жизни делал по «родительскому обещанию» – «всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть» .

Глава вторая

«Бывший конэсер Иван Северьяныч, господин Флягин» в сокращении рассказывает спутникам долгую историю своей жизни. Мужчина «родился в крепостном звании» и происходил «из дворовых людей графа К. из Орловской губернии» . Его отец был кучер Северьян. Мать Ивана умерла при родах, «оттого что я произошел на свет с необыкновенною большою головою, так что меня поэтому и звали не Иван Флягин, а просто Голован» . Мальчик много времени проводил у отца на конюшне, где и обучился ухаживать за лошадьми.

Со временем Ивана «подсадили форейтором» в шестерик, которым управлял его отец. Как-то, управляя шестеркой, герой по дороге, «смеха ради» , засек на смерть монаха. В ту же ночь умерший пришел к Головану в видении и сказал, что Иван был матерью «богу обещан» , а после пересказал ему «знамение»: «будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы» .

Через время, когда Иван ездил с графом и графиней в Воронеж, герой спас господ от гибели, чем заслужил особое расположение.

Глава третья

Голован завел в своей конюшне голубей, но кошка графини повадилась охотиться за птицами. Как-то, разозлившись, Иван избил животное, отрубив кошке хвост. Узнав о случившемся, герою назначили наказание «выпороть и потом с конюшни долой и в аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить» . Иван, для которого это наказание было невыносимым, решил покончить жизнь самоубийством, но мужчине не дал повеситься цыган-разбойник.

Глава четвертая

По просьбе цыгана Иван украл из барской конюшни двоих лошадей и, получив немного денег, пошел к «заседателю, чтобы объявиться, что он сбеглый» . Однако писарь за серебряный крест написал герою отпускной и посоветовал отправиться в Николаев.

В Николаеве некий барин нанял Ивана нянькой для своей маленькой дочери. Герой оказался хорошим воспитателем, заботился о девочке, внимательно следил за ее здоровьем, но сильно скучал. Как-то во время прогулки по лиману им встретилась мать девочки. Женщина начала со слезами просить Ивана отдать ей дочь. Герой отказывается, но та уговаривает его тайно от барина приводить девочку каждый день на это же место.

Глава пятая

В одну из встреч на лимане появляется нынешний муж женщины – офицер, и предлагает за ребенка выкуп. Герой снова отказывается и между мужчинами завязывается драка. Неожиданно появляется разгневанный барин с пистолетом. Иван отдает ребенка матери и сбегает. Офицер объясняет, что не может оставить Голована при себе, так как он безпаспортный, и герой угодит в степь.

На ярмарке в степи Иван становится свидетелем того, как известный степной коневод хан Джангар продает лучших своих лошадей. За белую кобылицу двое татаринов даже устроили дуэль – стегали друг друга плетьми.

Глава шестая

Последним на продажу вывели дорогого каракового жеребенка. Татарин Савакирей сразу выступил с тем, чтобы устроить дуэль – сечься с кем-то за этого жеребца. Иван вызвался выступить за одного из ремонтеров в дуэли с татарином и, используя «свою хитрую сноровку» , «запорол» Савакирея до смерти. Ивана хотели схватить за убийство, но герою удалось сбежать с азиатами в степь. Там он пробыл десять лет, занимаясь лечением людей и животных. Чтобы Иван не сбежал, татары его «подщетинили» – подрезали на пятках кожу, засыпали туда конских волос и зашили кожу. После этого герой долго не мог ходить, но со временем приноровился передвигаться на щиколотках.

Глава седьмая

Ивана отправили к хану Агашимоле. У героя, как и при предыдущем хане, было две жены-татарки «Наташи» , от которых также были дети. Однако к своим детям мужчина не испытывал родительских чувств, потому что они были некрещеные. Живя с татарами, мужчина очень сильно скучал по родине.

Глава восьмая

Иван Северьянович рассказывает, что к ним приезжали люди разных религий, пытаясь проповедовать татарам, однако те убивали «мисанеров» . «Азията в веру приводить надо со страхом, чтобы он трясся от перепуга, а они им бога смирного проповедывают» . «Азият смирного бога без угрозы ни за что не уважит и проповедников побьет» .

В степь приезжали и русские миссионеры, но не захотели выкупить Голована у татар. Когда через время одного из них убивают, Иван хоронит его по христианскому обычаю.

Глава девятая

Как-то к татарам приехали люди из Хивы для того, чтобы купить лошадей. Для запугивания степных жителей (чтобы те их не убили), гости показали могущество своего огненного бога – Талафы, подожгли степь и, пока татары поняли, что произошло, скрылись. Приезжие забыли ящик, в котором Иван нашел обычные фейерверки. Назвавшись сам Талафой, герой начинает пугать татар огнем и заставляет принять их христианскую веру. Кроме того, Иван нашел в ящике едкую землю, которой вытравил вживленную в пятки конскую щетину. Когда ноги зажили, он запустил большой фейерверк и незаметно сбежал.

Выйдя через несколько дней к русским, Иван переночевал у них только ночь, а после пошел дальше, так как они не хотели принимать человека без паспорта. В Астрахани, начав сильно пить, герой попадает в острог, откуда его отправили в родную губернию. Дома овдовевший богомольный граф выдал Ивану паспорт и отпустил «на оброк» .

Глава десятая

Иван начал ходить по ярмаркам и советовать простым людям, как выбрать хорошую лошадь, за что те его угощали или благодарили деньгами. Когда его «слава по ярмаркам прогремела» , пришел к герою князь с просьбой раскрыть свой секрет. Иван пытался обучить его своему таланту, но князь вскоре понял, что это особый дар и нанял Ивана на три года к себе конэсером. Периодически у героя случаются «выходы» – мужчина сильно пил, хотя и хотел с этим покончить.

Глава одиннадцатая

Однажды, когда князя не было, Иван снова пошел пить в трактир. Герой очень переживал, так как у него с собой были деньги барина. В трактире Иван знакомится с человеком, у которого был особый талант – «магнетизм»: он мог с любого другого человека «запойную страсть в одну минуту свести» . Иван попросил его избавить от зависимости. Человек, гипнотизируя Голована, заставляет его сильно напиться. Уже совсем пьяных мужчин выставляют из трактира.

Глава двенадцатая

От действий «магнетизера» Ивану начали мерещиться «мерзкие рожи на ножках» , а когда видение прошло, мужчина бросил героя одного. Голован, не зная, где находится, решил постучаться в первый попавшийся дом.

Глава тринадцатая

Ивану отворил двери цыган, и герой оказался в еще одном трактире. Голован засматривается на молодую цыганку – певунью Грушеньку, и спускает на нее все деньги князя.

Глава четырнадцатая

После помощи магнетизера Иван больше не пил. Князь, узнав, что Иван потратил его деньги, сначала рассердился, а после успокоился и рассказал, что за «эту Грушу в табор полсотни тысяч отдал» , лишь бы она с ним была. Теперь же цыганка живет у него в доме.

Глава пятнадцатая

Князь, устраивая собственные дела, все реже бывал дома, с Грушей. Девушка скучала и ревновала, а Иван как мог ее развлекал и утешал. Всем кроме Груши было известно, что в городе у князя была «другая любовь – из благородных, секретарская дочка Евгенья Семеновна» , у которой от князя была дочь Людочка.

Как-то Иван приехал в город и остановился у Евгении Семеновны, в тот же день сюда наведался князь.

Глава шестнадцатая

Случайно Иван оказался в гардеробной, где, прячась, подслушал разговор князя и Евгении Семеновны. Князь сообщил женщине, что хочет купить суконную фабрику и собирается скоро жениться. Грушеньку же, о которой мужчина совсем забыл, планирует выдать за Ивана Северьяныча.

Головин занимался делами фабрики, поэтому долго не виделся с Грушенькой. Вернувшись назад, узнал, что девушку куда-то увез князь.

Глава семнадцатая

Накануне свадьбы князя Грушенька появляется («сюда умереть вырвалась»). Девушка рассказывает Ивану, что князь в «крепкое место упрятал и сторожей настановил, чтобы строго мою красоту стеречь» , но она сбежала.

Глава восемнадцатая

Как оказалось, князь тайно вывез Грушеньку в лес на пчельню, приставив к девушке троих «молодых здоровых девок-однодворок» , следивших за тем, чтобы цыганка никуда не сбежала. Но как-то, играя с ними в жмурки, Грушеньке удалось их обмануть – так она и вернулась.

Иван пытается отговорить девушку от самоубийства, но она заверила, что не сможет жить после свадьбы князя – будет страдать еще сильнее. Цыганка попросила убить ее, пригрозив: “Не убьешь, – говорит, – меня, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной”. И Головин, столкнув Грушеньку в воду, исполнил ее просьбу.

Глава девятнадцатая

Головин, «сам себя не понимая» бежал от того места. По дороге ему встретился старичок – его семья сильно печалилась, что их сына забирают в рекруты. Пожалев стариков, Иван пошел в рекруты вместо их сына. Попросив, чтобы его отправили воевать на Кавказ, Головин пробыл там 15 лет. Отличившись в одном из сражений, Иван на похвалы полковника ответил: «Я, ваше высокоблагородие, не молодец, а большой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет» и рассказал свою историю.

За отличие в бою Ивана назначили офицером и отправили с орденом святого Георгия в Петербург в отставку. Служба в адресном столе у него не заладилась, поэтому Иван решил пойти в артисты. Однако из труппы его скоро выгнали, за то, что он вступился за молоденькую актрису, ударив обидчика.

После этого Иван решает пойти в монастырь. Сейчас он живет в послушании, не считая себя достойным для старшего пострига.

Глава двадцатая

В конце спутники поинтересовались у Ивана: как ему живется в монастыре, не искушал ли его бес. Герой ответил, что искушал, появляясь в образе Грушеньки, но он его уже окончательно преодолел. Как-то Голован зарубил явившегося беса, но тот оказался коровой, а в другой раз из-за бесов мужчина сбил все свечи возле иконы. За это Ивана посадили в погреб, где у героя открылся дар пророчества. На корабле Голован едет «на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию» , чтобы перед смертью им поклониться, а после собирается на войну.

«Очарованный странник как бы вновь ощутил на себе наитие вещательного духа и впал в тихую сосредоточенность, которой никто из собеседников не позволил себе прервать ни одним новым вопросом» .

Заключение

В «Очарованном страннике» Лесков изобразил целую галерею ярких самобытных русских характеров, сгруппировав образы вокруг двух центральных тем – темы «странничества» и темы «очарования». На протяжении всей своей жизни главный герой повести – Иван Северьяныч Флягин через странствия старался постичь «красоту совершенную» (очарование жизни), находя ее во всем – то в лошадях, то в прекрасной Грушеньке, а в конце – в образе Родины, за которую собирается идти воевать.

Образом Флягина Лесков показывает духовное взросление человека, его становление и понимание мира (очарование окружающим миром). Автор изобразил перед нами настоящего русского праведника, провидца, «провещания» которого «остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».

Тест по повести

После прочтения краткого содержания повести Лескова «Очарованный странник» рекомендуем пройти этот небольшой тест:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 6120.



Загрузка...