emou.ru

Образ красоты человека женский портрет. Открытый урок на тему: "Красота человека (женский образ)". Применение способов действий

Даже сегодня, когда на улицах уже не встретить барышень в кокошниках, сарафанах да с длинными русыми косами, классический образ русской красавицы ассоциируется именно с традиционными национальными нарядами, характерным внешним обликом.

Сегодня мы обсудим идеал русской красоты и поговорим, что же такое русская красота.

«Белолица, черноброва.. кровь с молоком.. русская краса — длинная коса.. красна девица..», — эпитетов, передающих суть русской красоты, множество.

Но главный нюанс, который отличает нас, наших красавиц от не менее прекрасных иностранок и их понятий идеалов — это душевность и искренность.

Хлеб-соль, гостеприимство, добродушие, материнство, простота, природа, деревня, сильный характер — это то, без чего кокошник смотреться не будет.

Каким был идеал русской красоты в разные эпохи и каков он сегодня?

Кроме женской красоты есть, конечно, и другие ниши проявления прекрасного в понимании наших соотечественников, но все же женский образ занимает в нем одно из первых почетных мест. И чаще всего, когда говорят о красоте, имеют ввиду непосредственное ее воплощение в слабом поле. В России, кроме женщин, красива природа…

Помимо национальных черт — идеал женской красоты изменчив, непостоянен… позавчера — это корсеты, золотые локоны, маленькая ножка, курносый нос, покатые плечи, скромный взгляд, вчера — огромные глаза с макияжем стрелками, небольшой рост, женственная и «объемная» фигура при тонкой талии, сегодня (хоть и пропаганда пытается нас увести от поколения параметрам 90-60-90 и задать новый, более размерный формат — все тщетно, пока в моде худышки) — «сделанная внешность», 16-сантиметровые шпильки, пухлые губы и т. д.

Но кроме того, что с идеалом красоты не все так просто и у каждого он может быть свой, для русских есть ряд характерных черт, выделяющих их из толпы иностранцев. Конечно, у кого кровь, что называется, смешана, бывает, и отличить трудно от остальных «метисов», но все же русских (касательно красивых внешних черт) чаще видно, чем не видно.

Какие они эти черты? Разберемся по порядку.

Многое зависит от эпохи и того, какая мода царила в ней, но даже несмотря на разность деталей — всегда было что-то общее, что соединяло образы русских красавиц сквозь века, социальные слои.

Очень многое поведают об эпохе продукты творчества, например, если сегодня есть СМИ, Интернет, свет, электричество, нано-технологии, то было время, когда ничего этого не существовало… А.С.Пушкин писал романы, стихи под светом горящей свечи, Ф.М. Достоевский, И.С.Тургенев, Лев Толстой создавали свои бессмертные шедевры, живя в лесных гущах. И героини их творений были квинтэссенцией не только идеального женского образа, но и идеального образа русской девушки.

Вспомним таких культовых русских женщин, как Татьяна Ларина, Анна Каренина, Наташа Ростова, Соня Мармеладова, Ольга Одинцова… И хотя Соня Мармеладова, как кому-то может показаться, лишний персонаж в этом списке — она несет особую символичность, раскрывая в своей героине одну из сторон потенциала русской души: оставаться чистым и невинным даже в грязи…

Кто-то из русских литературных классиков наделял своих героинь необыкновенной красотой, причем абсолютно отличающейся по параметрам в разные периоды жизни страны, например, если веком ранее ценились тонкие женские талии, затянутые в корсеты, то веком позже покатые плечи, аристократические черты лица.

Кто-то делал упор на внутреннюю красоту, перекрывающую недостаток внешней или преображающей все вокруг так, что все параметры становятся не столь важны, сколь важна личность героини.

Но что у одних, что у других за внешней оболочкой следовало нечто большее. . Достоевский вкладывал в красоту способность переворачивать мир, у Толстого красота нередко фигурировала (особенно в некоторых рассказах) как некая мистическая роковая сила, парализующая волю, Тургенев создал знаменитый образ тургеневской девушки… И хотя по правилам — эта самая тургеневская девушка необыкновенной красотой не обладает, можно сказать, красоту ей придавали ее бурная внутренняя жизнь, многоранный мир, благородные манеры, скромность.

А.П.Чехов отмечал, что в человеке все должно быть прекрасно…

Да, если говорить о том времени, то красота и ее сохранность прочно ассоциировались с чистотой, непорочностью, то есть, считалось, что чем дольше девушка ходит девицей — тем красивее она.

После замужества другим средством продления жизни прекрасной внешности было рождение нескольких детей, беременности вроде как способствовали расцвету женской красоты. На деле, конечно, все не совсем так было… но тем не менее — сегодняшнее положение дел абсолютно противоположно существовавшему тогда.

Женский образ в русских сказках, если говорить о положительных героинях, это всегда красивые, добрые, скромные девушки с косами ниже пояса, в длинных сарафанах.

«— Я в одной папиной книге,— у него много старинных смешных книг,— прочла, какая красота должна быть у женщины… Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза,— ей-богу, так и написано: кипящие смолой!—черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки,— понимаешь, длиннее обыкновенного!— маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округленная икра, колена цвета раковины, покатые плечи,— я многое почти наизусть выучила, так все это верно! — но главное, знаешь ли что? — Легкое дыхание!

А ведь оно у меня есть,— ты послушай, как я вздыхаю,— ведь правда, есть?» (И.Бунин, «Легкое дыхание»)

Сегодня самыми яркими и красивыми героинями книг, написанных русскими писателями, россияне назвали Маргариту («Мастер и Маргарита» Булгакова), Анну Каренину, Екатерину (из «Грозы» Островского), Татьяну Ларину.

Благородные, аристократические барышни превращались с течением времени в более осовремененных. От пышногрудых работящих крестьянок и утонченных, образованных барышень с покатыми плечами к куклам Барби (стереотип привнесенный с Запада). Ведь не зря раньше детям читали сказки Пушкина, а в нынешнее время, со стартом уже около 20 лет назад, в нашу жизнь ворвались новые игрушки, новые сказки.

Ничто так не формирует сознание взрослого поколения, как уже сформированное в детском возрасте посредством игрушек, СМИ искаженное понимание ценностей . 20 и более лет назад в России стали появляться куклы Барби, Синди и т.д., девочки, игравшие с ними — давно стали женщинами.

Образ искусственной красоты прочно «въелся» в сознание представительниц слабого пола, более молодое поколение уже воспринимает всех Барби как пережиток прошлого и создает свои креативные форматы красоты.

Общество делает идеал или идеал делает общество? Пожалуй, и то, и другое. Когда людей нужно было «загнать» в трудовую кабалу — красавицей становилась крестьянка, когда провозглашался курс на образованность — в моде становились аристократические черты, и у разных социальных категорий по-разному. Сегодня, например, чтобы индустрия моды жила, косметика продавалась и много других сфер продвигалось и целей осуществлялось — популярные гламурные форматы.

Кто-то говорит о том, что русские женщины самые красивые, и за границей их сразу видно, из причин красоты отмечают то, что наша нация не слишком чиста, и мы собрали все лучшее от всех народов, кто-то убеждает, что в русских ничего особенного, более того — они слишком простоваты. По опыту туристов, бывавших в разных странах, с которыми я имела общение, могу сказать, что красивые женщины есть везде, но русские, без субъективности, действительно красивее.

А еще, на взгляд иностранцев, русских женщин (за что их и любят) отличает даже не внешность, а покладистый характер , отсутствие феминизма, готовность смиряться перед главой семьи, на фоне ушлых и знающих свои права (да еще и часто и не особо красивых) иностранок наши прекрасные «золушки» смотрятся намного выигрышнее. Впрочем, тенденция феминизации жива и среди наших женщин.

Что касается фенотипа русских, то у наших соотечественников чаще встречается прямой профиль носа, светлые глаза, светлые волосы.

«Сочетание признаков, характерных для русских популяций (в сравнении с западноевропейским центральным вариантом):

Сравнительно светлая пигментация. Доля светлых (около 30 %) и средних оттенков волос, светлых оттенков глаз (45-49 %) повышена, доля тёмных - снижена;

Средний рост бровей и бороды;

Умеренная ширина лица;

Преобладание среднего горизонтального профиля и средневысокого переносья;

Меньший наклон лба и более слабое развитие надбровья» (Википедия)

В 17-м веке побывавший в России путешественник архидиакон Павел Алеппский так описал местных жителей и их быт:

«…в доме каждого человека по десяти и более детей с белыми волосами на голове; за большую белизну мы называли их старцами… …Знай, что женщины в стране московитов красивы лицом и очень миловидны; их дети походят на детей франков, но более румяны»…

Марко Поло писал в самом конце XIII века про население современной ему России: «народ простодушный и очень красивый; мужчины и женщины белы и белокуры…»

Если раньше русские отличались невысоким ростом, то сегодня каждое новое молодое поколение «все подрастает»: «Сто лет назад средний рост пятнадцатилетних москвичей составлял 147 сантиметров, в 1923 году — 157 сантиметров, а в 1982 году — 170 сантиметров».

Средний рост взрослого русского мужчины сегодня — 175 см (голландцев, к примеру, 184 см), женщины — 162 см (у китаянок — 154 см, средний рост женщин в Нидерландах – 168 см).

Мнения россиян о том, что такое «русская красота»:

«Русская красота — это светлые, русые или каштановые волосы, светлые глаза (серые, светло-зеленые, голубые), светлая кожа, правильные, или близкие к правильным, черты лица, лицо овальное либо умеренно круглое».

«Думаю, не сильно ошибусь, если скажу, что каждый, кто всерьез интересовался дореволюционной историей России и разглядывал множество дошедших до нас фотографий той эпохи, обязательно отмечал для себя красоту запечатленных на них людей.

Это касается и русской аристократии, и простых служащих, и еще более простых крестьян.

Какая-то совершенно удивительная красота запечатлена на их лицах. Спокойная. Возвышенная. Не кричащая. Настоящая красота, словно подсвечиваемая откуда-то изнутри, из самых сердечных глубин. Совсем не похожая на современный нам глянец и гламур, где за косметикой, фотошопом и пластической хирургией порой и живого человека-то не увидишь.

И ладно бы речь шла только о великих князьях и принцессах (когда смотришь на фотографии представителей Императорского Дома, сомнений не остается: выражение «белая кость, голубая кровь» явно не с потолка взято). Так ведь у представителей иных сословий — то же самое» (Русская народная линия).

Что думают о красоте русских женщин иностранцы:

«Среди русских женщин встречаются две крайности: одни бросают все силы на образование и саморазвитие и почти не интересуются косметикой, другие, напротив, тратят слишком много денег на уход за внешностью. И им это удается» (комментарий израильского косметолога).

«Многие иностранные мужчины говорили мне, что поражаются, как много красивых женщин на русских интернет-сайтах, и такого количества красивых женщин нет в их странах.

Мой знакомый русский мужчина был в Америке, и рассказывает, что был поражен, что на улицах практически нет красивых женщин. Красивых женщин мало, и все они по дорогим автомобилям сидят – разобраны. Моя подруга, придя на встречу с американцами, спросила одного из них, почему он приехал искать жену в Россию. Как вы думаете, каков был ответ? “У вас красивые женщины”».

«Отмечается, что русские женщины настолько серьезно конкурируют на брачном рынке, что представляют реальную угрозу для местных женщин («русские женщины идут», где «идут» понимается как нашествие, которое нельзя остановить). Естественной реакцией является обвинение россиянок в аморальном поведении (25% всех контекстов): в беспринципности, в легкой доступности и в занятии проституцией (для русских женщин свойственно «заняться проституцией и заработать любым способом»). Однако иностранки отмечают красоту россиянок (38% контекстов)».

Правда, с красотой русских женщин не все так однозначно, действительно, красавиц среди россиянок много, но используют они свою внешность нередко не в лучших целях . В программе канала Россия «Красота по-русски» не только о красоте россиянок, но и немного неприглядной стороне «торговли» ей…

Типичных русских красавиц становится меньше, но все же, если судить по тем, кого считают героями россияне — то не все так плохо. Оксана Федорова на Барби не похожа, настоящая… но эталоном для обычных россиянок со средне статистическим ростом 160 см — она вряд ли может быть.

Уход за собой среди современных дам начал приобретать маниакальную форму, но надо понимать, что и время другое.. если стали популярными увеличенные губы, «сделанные» части тела, неестественность во внешности — ничего уже не изменить, это нужно просто пережить, так всегда было: наступает переизбыток подобных модных явлений и людям самим становится противно.

Уже скоро натуральность будет на вес золота (только все равно ухоженная натуральность). Ну и благодаря обилию ухоженных женщин — стали за собой следить те, кто махали рукой, а ныне поняли, что смотрятся серо рядом с другим — это же все-таки плюс.

Самыми красивыми российскими актрисами 20-го века россияне считают: 1 место: Ирина Алферова (Констанция из «Д’Артаньян и три мушкетёра»), 2 место — Светлана Тома («Табор уходит в небо»), 3 место – Анастасия Вертинская («Человек-амфибия», «Алые паруса»), Светлана Светличная, Наталья Кустинская, Татьяна Веденеева, Вера Алентова и др.

Что касается лиц современности и того, кого же из знаменитостей россияне считают красивыми, то одной из самых красивых женщин России россияне считают Оксану Федорову.

Еще есть в этом списке: Алина Кабаева, Алена Шишкова (модель), Валентина Зеляева (российская модель), София Рудьева (модель), из актрис, певиц: Марина Александрова, Елена Корикова, Елизавета Боярская, Анна Плетнева, Наталья Рудина (Натали), Александра Савельева, Светлана Ходченкова.

Эталон красоты русского мужчины в понимании российских женщин и в целом — более лаконичен. Мужчина у нас все-таки должен быть не столько красивым, сколько мужественным. Самые красивые мужчины, согласно данным статистики — в Италии. О ком же тогда мечтают женщины?

О добром молодце из сказки, принце на белом коне, русском богатыре, мужественном работяге? Слабый пол отдает приоритет внутренним качествам, хотя внешняя приятность важна. Даже красавцы в списке известных людей прославились далеко не красотой: Павел Астахов, Роман Абрамович, Дмитрий Певцов, Дмитрий Исаев (актер), Максим Аверин, Павел Воля, Антон Макарский.

Конструкт урока изобразительного искусства

по производственной практике ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки группы 46 «Б» специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Класс: 4 «Б»

УМК: Школа России Программа: НеменскийБ. М. «Изобразительное искусство»

Тема урока: Красота человека. Образ русской красавицы. Рисование портрета.

Цель: развитие эстетических потребностей в процессе составления портрета русской красавицы, определение наиболее эффективные способов достижения результата, определение способов изображения портрета и способов решения проблем творческого и поискового характера.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, потребностей в самостоятельной практической деятельности), ценностей и чувств.

Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД (обучающиеся о коммуникативные УУД познавательны е УУД (общеучебные): формулирование цели; поиск и выделение информации (логические): определять наиболее эффективные способы достижения результата, анализируют способ изображения портрета;

Предметные: демонстрируют знания о способах решения проблем творческого и поискового характера, в процессе составления портрета русской красавицы.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, потребностей в самостоятельной практической деятельности), ценностей и чувств.

Развивающие: развивать регулятивные УУД (обучающиеся о существляют самоконтроль, самооценку, саморегуляцию, как способность к мобилизации сил и энергии, умеют эффективно организовать своё рабочее место, осуществляют познавательную и личностную рефлексию); коммуникативные УУД (полно и точно высказывают свои мысли; умеют слушать); познавательны е УУД

Коррекционно-развивающие: стимулировать познавательную деятельность в процессе изображения образа русской красавицы; развивать контроль, самоконтроль, оценивание и самооценивание, осознанную саморегуляцию познавательной деятельности посредством анализа выполненных работ; формировать способности к организации собственной деятельности и проведения на основе плана изображения портрета; развитие зрительного и слухового внимания; развитие мыслительных процессов; расширение словарного запаса.

Образовательные:

    Изобразительная:

    Техническая:

    Композиционная:

    Цветовая : закреплять умение подбирать краски в соответствии с темой и предметом изображения.

    Принципы воспитания и обучения:

Принципы обучения:

    Принцип наглядности.

    Принцип систематичности и последовательности.

    Принцип доступности.

    Принцип целостности

    Принцип деятельности

    Принцип психологической комфортности

Принципы воспитания

    Создание положительного эмоционального подъёма

    Воспитание через взаимодействие

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

1. По источнику получения знаний:

    Словесные: беседа, объяснение

    Наглядные: демонстрация, иллюстрация.

2. По дидактическим целям:

    Методы проверки и оценки знаний.

3. По уровню включения в продуктивную деятельность:

    Объяснительно-иллюстративные

    Частично - поисковые

4. Методы развития психических функций:

    Постановка проблемы или проблемной ситуации

5. Метод развития познавательного интереса:

    Формирование готовности к восприятию.

Методы воспитания:

1. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:

2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

    Поощрение.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения :

Демонстрационные: доска, образец портрета,репродукции художников, презентация PowerPoint .

Индивидуальные:, инструкционная карта рисования дерева, пейзажа; плотный лист бумаги, простой карандаш, ластик, краски, кисти, восковые мелки

Тип урока: .комбинированный

Структура урока:

    1. Организационно-мотивационный момент (1мин).

      Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (3мин).

      Восприятие (5мин).

      Показ способов действий (5мин).

      Физминутка (3 мин).

      Словесное проговаривание способов действий (9 мин).

      Применение способов действий (9 мин).

      Анализ способов действий (3мин).

      Рефлексия учебной деятельности (2мин).

Информационные источники:

1. ФГОС НОО: текст изм. И доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4.2.

2. Производственная практика «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующих и коррекционно-развивающего образовании» [Текст]: рекомендации студентам/Т.В. Чащина. – Каменск-Уральский, 2015. – 26с.

3. «Изобразительное искусство. 4 класс» / Б. М. Неменский [и др.]. – М.: Просвещение, 2014

Макет доски:

18 октября.

Классная работа.

Тема:

Цель:

Ход урока:

Этапы урока

Методы

обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат

1.Организационно-мотивационный момент.

Задача: создать положительный эмоциональный настрой обучающихся на предстоящую деятельность.

Методы развития познавательного интереса: приём создания психологического комфорта.

Здравствуйте ребята, давайте улыбнемся друг другу, подарим свое хорошее настроение.

Пожалуйста, присаживайтесь!

Меня зовут Екатерина Романовна, сегодня я у вас проведу урок изобразительного искусства.

Проверим готовность к уроку. Я называю учебные принадлежности, а вы проверяете, есть ли они у вас и наводите порядок на столе.

Сегодня на уроке потребуется: лист бумаги, простой карандаш, ластик, краски и кисти.

Желаю вам на уроке быть успешными в творческой деятельности.

Демонстрируют : регулятивные УУД (обучающиеся о существляют саморегуляцию, умеют эффективно организовать своё рабочее место)

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Задача: совместно с детьми сформулировать тему и цели урока, через проблемную ситуацию.

По источнику получения знаний – словесный: беседа; наглядный: демонстрация,

По уровню включения в продуктивную деятельность – частично-поисковый, проблемный

Методы развития познавательного интереса: художественное слово.

А чтобы определить тему нашего урока, посмотрите на изображения

Ребята, давайте их сравним. Во-первых, вспомним в каком жанре они изображены? Как он называется? Это портрет, натюрморт или пейзаж? (портрет)

Почему? Что такое портрет?

Портрет – это жанр изобразительного искусства. Портретом называют картину с изображением человека или группы людей. В портретах художники стремятся не только передать внешнее сходство, но и характер человека.

О чём нам может рассказать портрет? (о человеке)

Хорошо.

Рассмотрим еще. Кто изображен на всех картинах? (девушки).

Как вы считаете, это красивые девушки? Их можно назвать русскими красавицами? Почему?

Скажите, ребята, какой по вашему мнению должна быть «русская красавица»?

(Красивая коса, румяные щеки, красивый наряд)

Молодцы, я вижу, что вы уже имеете представление о том, как выглядела русская красавица.

Ребята, а хотели бы вы еще больше узнать о русской красавице?

Тогда, как вы думаете, какая тема урока у нас будет?

А тема урока звучит так, прочитай пожалуйста. (Образ русской красавицы).

Значит, что мы на уроке сегодня можем узнать?

Узнать, как выглядела русская красавица.

А что мы научимся изображать?

Научиться изображать русскую красавицу.

Согласны работать по такому плану?

Образ красоты человека у каждого народа свой. В русской крестьянской культуре образ женской красоты – это мягкость, нежность, величавость.

Русские люди всегда большое значение придавали лицу как выражению характера и души.

Взглянуть в лицо человека значило заглянуть ему в душу.

Вглядитесь в лица русских женщин, какой у них взгляд?

– они будто светятся изнутри, излучают спокойное и ясное сияние, рядом хочется посидеть, погреться.

Посмотрите на их одежду? Какую одежду они носили? Как она называется? (показываю на картине) Кокошник, сарафан,рубаха.

И при этом ее праздничный наряд – диво дивное. Одежду русские женщины шили и украшали сами, вкладывая в нее душу, проявляя настоящий талант художника.

Значение вышивки забывалось, а традиция украшения осталась. У женщин поверх рубахи надевался сарафан.

А какие головные уборы носили русские красавицы?

В повседневной жизни девушки носили косу.

В праздничные дни голову русской женщины украшал дивный по красоте убор, шитый жемчугом, цветным бисером, каменьями, разноцветными нитями.

В названиях головных уборов слышится родство с птицей: кокошник, сорока, кичка.

Взгляните на репродукции русских художников. Как вы думайте, что художник пытался до вас донести через эту картину? (предположения детей). Величественный светлый образ простой по характеру души крестьянки, восхищение от грации ее и «русского» духа в ее глазах и позе.

Ребята, вы готовы сегодня по пробовать изобразить русскую красавицу? (Да)

Демонстрируют: регулятивные УУД (обучающиеся о существляют саморегуляцию);

коммуникативные УУД (полно и точно высказывают свои мысли; умеют слушать);

познавательны е УУД (общеучебные): формулирование цели урока.

3. Восприятие

Задача:

формировать зрительный образ правильного рисования портрета

Изобразительная : учить составлению изображения образа русской красавицы, определению наиболее эффективные способов достижения результата

По источнику получения знаний – словесный: рассказ, беседа; наглядный: демонстрация, практический: упражнение.

По уровню включения в продуктивную деятельность –частично-поисковый,

Ребята, а как мы будем располагать наш лист при рисовании портрета?

(Вертикально)

Как же рисуется портрет?

Что мы должны для этого узнать?

Проведем небольшое расследование

Посмотрите друг на друга.

Какую форму имеет голова? (круглая, овальная).

Какой формы брови, глаза? (брови дугообразные, глаза овальные)

В центре глаза находится радужная оболочка, от которой зависит цвет глаз.

А где расположены глаза? (под бровями)

Примерно на середине лица.

Посмотрите друг на друга.

Так ли это?

Кстати, уши находятся на одной линии с глазами.

Какой формы у человека нос?

Где он расположен на лице?(нос треугольной формы, может быть большим, прямым, маленьким; находится на середине лица; начало носа- на одной линии с глазами).

Какой формы у человека рот? (большой круглый, находится ниже носа)

Вы должны помнить о мимике лица

Выражении, которое зависит от настроения человека.

Какое может быть настроение у человека? (радостное, удивленное, печальное, сердитое, спокойное).

Из-за этого изменяется расположение частей лица между собой.

Познавательны е УУД: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Изобразительная: учить составлению изображения образа русской красавицы, определению наиболее эффективные способов достижения результата

4. Показ способов действий

Задача:

Изобразительная: учить составлению изображения образа русской красавицы, определению наиболее эффективные способов достижения результата

Техническая: учить способам изображения портрета и способам решения проблем творческого и поискового характера в процессе освоения работы кистью и красками.

Композиционная: совершенствовать композиционные навыки в расположении рисунка, расположение части лица симметрично в соответствии с размером;

По источнику получения знаний – словесный: объяснение, беседа; рассказ,

наглядный: демонстрация, иллюстрация.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы самоконтроля.

Ребята, посмотрите, как я нарисовала портрет русской красавицы. Сейчас я расскажу, как я это делала.

С чего начнем рисовать? (с головы). Какую форму имеет голова? (овальную). Итак, первым шагом, я нарисовала голову.

Для того, чтобы лицо было симметрично, я расставила точки и соединила их.

Это линия роста волос, линия глаз, линия рта. Лицо рисовать довольно сложно.

Рисуем шею. Шея по ширине равна ширины головы, по длине - ее высоты. Плечи шире головы в 2 раза.

Прорисовываем части лица. Рисуем нос.. Рисуем ее плавной дугообразной линией. Прорисовываем крылья носа.

Портрет почти готов. Осталось придать ему индивидуальные черты и превратить в русскую красавицу. Я нарисовала девушке яркий красный с желтым кокошник, нарисовала зеленые глаза. И часть сарафана у меня тоже красная.

познавательны е УУД освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Изобразительная: учить составлению изображения образа русской красавицы, определению наиболее эффективные способов достижения результата

Техническая: учить способам изображения портрета и способам решения проблем творческого и поискового характера в процессе освоения работы кистью и красками.

Композиционная: совершенствовать композиционные навыки в расположении рисунка, расположение части лица симметрично в соответствии с размером;

5. Физминутка

Задача: Снять усталость, мышечное напряжение.

По источнику изложения учебного материала: Словесный (художественное слово)

А теперь отдохнем, вставайте со своих мест.

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)

Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)

Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

Глаза большие, (Показывают.)

Словно угольки горят. (Покачивают головой.)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Глаза вправо, влево, по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

Глаза закрываем. Теперь снова поморгали.

Молодцы, продолжаем работу.

Регулятивные УУД : волевая саморегуляция.

6. Словесное

проговаривание способов с действий.

Задачи:

Воспроизвести план работы над портретом

Изобразительная: учить составлению изображения образа русской красавицы, определению наиболее эффективные способов достижения результата

Техническая: учить способам изображения портрета и способам решения проблем творческого и поискового характера в процессе освоения работы кистью и красками.

Композиционная: совершенствовать композиционные навыки в расположении рисунка, расположение части лица симметрично в соответствии с размером;

Цветовая : закреплять умение подбирать краски в соответствии с темой и предметом изо.

Применение способов действий

Задачи:

Цветовая

бражения.

По источнику получения знаний – словесный: беседа; объяснение

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля.

Ребята, сейчас я вас научу рисовать портрет русской красавицы. Послушайте и посмотрите внимательно, как мы будем выполнять работу. Сейчас мы начнем с вами выполнять работу все вместе. Возьмите простой карандаш

С чего начнем рисовать? (с головы).

Возьмите эскиз головы, который лежит у вас на парте. Разместите его на листе бумаге не слишком высоко и не сильно низко, чтобы вы смогли нарисовать девушке красивый головной убор. Посмотрите, как я разместила шаблон на своем листе. Теперь обведите его. (обвожу сама).

На ваших шаблонах есть точки. Поставьте эти точки на линии овала. Вот так. Теперь соединим точки, которые расположены друг напротив друга. Вот так как у меня, посмотрите.

Это линия роста волос, линия глаз, линия рта. Теперь возьмите шаблон шеи и плеч, обведите шаблон. Я обвожу с вами.

Прорисовываем части лица. Рисуем нос. Сделайте ориентировочные штрихи на месте, где будет расположен нос. Рисуем ее плавной дугообразной линией. Прорисовываем крылья носа.

Переходим к прорисовке глаз. Они расположены чуть выше носа. Внешние края носа указывают, где будут идти внутренние уголки глаз. Тут нужно учесть важный фактор: анатомия человека устроена так, что расстояние между глаз равно величине еще одного глаза. Постарайтесь нарисовать глаза не слишком близко и не слишком далеко друг от друга.

Рисуем верхнее веко и нижнее. В середине глаза рисуем радужку и зрачок. Чего еще не хватает у глаз? Правильно, ресниц. Ресницы расположены как на верхнем веке, там и на нижнем.

Прорисовываем рот. Рисуем верхнюю губу, придаем девушке небольшую улыбку. Уголки рта немного приподнимаем. Затем нижнюю губу. Она немного шире верхней.

Прорисовываем уши. От бровей и кончика носа проводим две горизонтальные линии. Именно в этом промежутке рисуем ушную раковину.

А сейчас давайте придадим нарисованному лицу телесный цвет? Как вы думаете, как мы его можем получить? (смешать краски)

Кто - нибудь из вас знает, как смешать краски, чтобы получить цвет лица?

Итак, возьмем белый цвет, немного желтого и немного красного. Смешаем их. И закрасим лицо и часть шеи. Посмотрите.

Хорошо. А пока лицо сохнет, придайте портретам ваших красавиц индивидуальные черты. Нарисуйте красивый сарафан, головной убор. Подумайте, что это будет. Лента, кокошник или сорока. Не забудьте про красивые русские косы, которые были у девушек той поры.

Ребята, посмотрите на доску, какие головные уборы можно изобразить. Постарайтесь их оформить в яркие цвета.

Не забудьте стереть лишние линии.

Практическая работа детей и коррекция возможных ошибок.

Не симметрично расположены части лица.

Не правильное расположение частей лица.

Не прорисованы индивидуальные черты лица.

познавательны е УУД освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Изобразительная: учить составлению изображения образа русской красавицы, определению наиболее эффективные способов достижения результата

Техническая: учить способам изображения портрета и способам решения проблем творческого и поискового характера в процессе освоения работы кистью и красками.

Композиционная: совершенствовать композиционные навыки в расположении рисунка, расположение части лица симметрично в соответствии с размером;

Цветовая : закреплять умение подбирать краски в соответствии с темой и

предметом изображения

Цветовая : закреплять умение подбирать краски в соответствии с темой и предметом изображения

8. Анализ способов действий

Задача : проанализировать нарисованные портреты.

По источнику получения знаний – словесный: беседа.

Анализ работ

Что изображено? (портрет)

Чей это портрет? (русской красавицы)

Какое настроение у нее?

Какой у нее характер?

С помощью чего вам удалось передать такое настроение и характер?

Познавательные УУД:

умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД

Осуществляют анализ своей творческой деятельности

9.Рефлексия

Задача: подвести итог урока, провести рефлексию деятельности.

По источнику получения знаний – словесный: беседа.

Метод развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли).

Рефлексивный прием: Незаконченное предложение.

Что вы нового узнали сегодня на уроке?

Что для тебя было самым интересным?

Все ли мы задачи выполнили. Узнали как выглядит русская красавица? Как?

Научились изображать красавицу в своих рисунках?

Кто доволен своей работой, поднимите руки.

Еще раз взглянем на нашу выставку. Посмотрите какие красавицы у вас получились.

Уже звенит звонок, уберите все с парт.

Спасибо всем за урок, мне было приятно с вами работать!

До свидания!

Регулятивные УУД (обучающиеся о существляют самоконтроль, самооценку, саморегуляцию, как способность к мобилизации сил и энергии, осуществляют познавательную и личностную рефлексию); коммуникативные УУД (полно и точно высказывают свои мысли; умеют слушать).

Красота человека (женский образ)

Урок изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского.

Цели и задачи:

Познакомить учащихся с жанром портрета, красотой русской народной одежды женщин;

Показать роль искусства в понимании красоты русской женщины;

Учить определять средства выразительности настроения и чувства в искусстве;

Познакомить с творчеством М. В. Васнецова;

Показать отражение пропорций и мимики лица в портрете;

Развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки;

Осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, история, музыка);

Воспитывать у детей любовь к истории России.

Оборудование: для учителя – методические таблицы, репродукции; для учащихся – графические материалы, альбом. Репродукции картин А. Венецианова «На пашне. Весна», М. В. Васнецова «Аленушка», «Девушка с теленком», И. Билибина «Илья Муромец освобождает Забаву Путятишну», В. А. Серова «Девушка с персиками». А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок); Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок), «Мороз, Красный нос» (отрывок), запись русских народных песен.

Ход урока

    Организационный момент.

Добрый день, дорогие друзья!

Новой встрече рада я.

Ждет сегодня вас

О русской красавице сказ.

2. Работа по теме урока.

Вводное слово.

На прошлом уроке мы говорили, что в искусстве ничего и никогда не изображается просто так, ради изображения.

Изображение – это продукт труда, и через него художник выражает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства по этому поводу. Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Главным объектом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств – словом, все богатство личности в различных ее проявлениях.

Одним из жанров живописи, скульптуры и графики, посвященных изображению определенного, конкретного лица, является портрет. Основное качество портрета – сходство с оригиналом – обеспечивается, прежде всего, точным изображением внешнего облика человека. Однако одного внешнего сходства мало, так как подлинная глубина портрета заключается в раскрытии психологического мира человека. Наблюдательный глаз художника-портретиста в мимике лица, в выражении глаз, в жестах и позе, в манере ходить, сидеть, одеваться, в окружающей обстановке видит проявление тех или иных черт характера, привычек, переживаний, настроений и чувств, то есть внутреннее состояние человека.

Б) Дидактическая игра «Настроение и мимика».

Учитель открывает на доске схемы лица.

Учащиеся по каждой схеме выражения лица описывают настроение, характер человека; поднятая бровь или обе брови – удивленное лицо, поднятые углы глаз и губ – веселое лицо; сдвинутые и слегка опущенные брови – сердитое, злое лицо; плотно сжатые прямые узкие губы – жадный, корыстный характер; прищуренный глаз, поднятая над ним бровь, поднятый уголок губ – лукавый, хитрый характер.

Беседа «Женский образ в искусстве».

Ребята, я предлагаю вам рассмотреть репродукции А. Г. Венецианова «На пашне. Весна», «Девушка с теленком», И. Билибина «Илья Муромец освобождает Забаву Путятишну», В. Васнецова «Аленушка», В. А. Серова «Девочка с персиками».

Какой смысл вы вкладываете в выражение «русская красавица»? Обратимся к художественному слову о красоте женщин, живших в старинных русских деревнях и городах.

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок)

Матрена Тимофеевна

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати восьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

На ней рубаха белая,

Да сарафан коротенький,

Да серп через плечо.

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок)

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях

С походкой, со взглядом цариц.

Их разве слепой не заметит!

А зрячий о них говорит:

Пройдет – словно солнце осветит,

Посмотрит – рублем одарит.

Красавица миру на диво:

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка.

Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок)

Что объединяет эти женские образы? В чем их красота?

Ученики. Их богатый внутренний мир, душевная доброта, трудолюбие.

    Знакомство с картиной «Аленушка» В. М. Васнецова.

Учитель предлагает детям ответить на вопросы, направленные на формирование чуткости к языку картины и умение видеть ее пафос.

Посмотрите на картину и скажите, какое впечатление создается у вас при первом взгляде на нее. Почему картина производит такое впечатление? Как художник достигает такой силы выразительности? Какими средствами пользуется?

Что называется композицией? Как построена картина В. М. Васнецова? (Аленушка сразу привлекает наше внимание. Она изображена почти в центре полотна лицом к зрителю. Чтобы подчеркнуть ее одиночество, художник не поместил на картине других персонажей.)

Опишите внешность Аленушки. (Аленушка - бедная крестьянская девочка. У нее тонкие руки. Аленушка босиком; одежда ветхая: рваный сарафан, старая вылинявшая голубая кофта; каштановые волосы распустились по плечам, голова опущена.)

Что художник особенно выделил во внешности Аленушки? (Светлым розовым полотном на темном фоне выделяются лицо и руки Аленушки. Сразу видишь ее грустное лицо и большие глаза.)

Подумайте, какими словами можно точнее охарактеризовать взгляд Аленушки.

Большое горе обрушилось на Аленушку. Как художник это показал? Обратите внимание на позу Аленушки. (Аленушка одиноко сидит на камне, низко опустив голову, пригорюнилась, призадумалась. Она судорожно обхватила колени, согнулась. Вся ее поза выражает несчастье, горе).

Обратите внимание на выражение лица Аленушки. Каково ее душевное состояние? (Она грустит, тоскует, опечалена.)

Как с помощью цвета художник передал настроение этой картины? (Желтый, розовый, красный – это теплые цвета, они создают радостное настроение у человека. Но, используя холодные тона темно-зеленых, синих, серых красок, художник вызывает у зрителя чувство тоски, печали и грусти. В картине В. М. Васнецова «Аленушка» есть и теплые, и холодные тона. Выделяются холодные тона зелени. Теплых цветов мало: светло-розовые на лице, руках, розовые цветы на сарафане. Больше темно-коричневых, мрачных красок. Это производит грустное впечатление).

Цвет в картине имеет большое значение. Общий тон картины (колорит) неяркий, в нем преобладают темно-зеленые и красно-коричневые цвета. Побуревшая трава, красноватая осенняя листва, пожелтевшая зелень подчеркивают общий коричнево-зеленый тон картины. Помимо неярких тонов мы видим в картине светлую полоску гаснущей зари, яркую изумрудную зелень осоки, розовые цветы на сарафане Аленушки и голубую кофточку. Используя яркие, контрастные тона, художник усиливает создаваемое картиной впечатление печали и тоски.

На фоне какой природы изображена Аленушка? Как пейзаж передает настроение картины? (На картине изображена ранняя осень. Природа начинает увядать. Кое-где пожелтели деревья. В омуте плавают опавшие листья. Осеннее небо хмурое. Осенью природа умирает, это навевает грусть. Такой пейзаж перекликается с настроением Аленушки.)

Да, внимание художника привлекает не пышная природа, а первая пора осеннего увядания, в описании которой он прибегает к неярким тонам темно-зеленых, синих, желто-коричневых красок. Осенние, блеклые, тусклые краски пейзажа создают настроение грусти, печали. Художник показал, что природа созвучна настроение Аленушки, она как бы прислушивается к мыслям бедной девочки, грустит и плачет вместе с ней. Печально притихнув, стоят вокруг молодые березки, согнулись и опустились в воду тонкие ветки осинок, поникли кое-где стебли осоки. Островерхие сосенки, острые стебли осоки охраняют девочку, защищают ее от злых людей.

Над головой Аленушки художник изобразил ласточек. В народном творчестве ласточки – символ дружелюбия. «Ласточки у злой семьи под стрехой гнезда не вьют» - говорится в народе. Слетевшиеся к Аленушке ласточки тихо щебечут, словно стараются успокоить, рассеять грусть Аленушки. И Аленушка понимает, любит природу и только ей одной доверяет свое безутешное горе.

Каков образ «русской красавицы» в картине В. М. Васнецова? (Это образ русской девочки-сиротки, трудолюбивой и доброй, простой и скромной).

Ребята, а что вы знаете о художнике В.М. Васнецове?

Виктор Михайлович Васнецов – великий русский художник. Он родился в 1848, умер в 1926 году. Отец В. М. Васнецова, сельский священник, любил рисовать, сам учил сыновей грамоте. В свободное время что-нибудь мастерил. Мать, простая, добрая женщина, управлялась с хозяйством и детьми. Их было шестеро, все мальчики. Семья была дружная, жизнь ладная и спокойная. Зимой старуха-стряпуха часто рассказывала сказки, эти сказки надолго запомнились маленькому Вите. Он пробовал рисовать, но ничего не получалось. Бабушка рисовала Вите сказочные картинки. В 17 лет поехал Виктор в Петербург в академию художников. Это было в 1867 г. Он очень волновался на экзамене, за результатом не пошел. Поступил в рисовальный класс. Спустя год он опять пришел в Академию художеств и узнал, что был принят в нее год назад. За свою жизнь В. М. Васнецов написал множество картин на сказочные темы.

Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнение:

Ой, ли, ой ли, ой люли!

Красна девушка идет,

Словно павушка плывет.

Ой, ли, ой ли, ой люли!

Словно павушка плывет,

Таки речи говорит:

Возле садика млада хожу,

Возле зелена млада гуляю,

Соловьевых песен слушаю;

Хорошо в саду соловей поет,

Он поет, меня радует.

    Знакомство с народным костюмом.

Скажите, а во что одета русская красавица? Ансамбль русского народного костюма создает поэтический образ, неотделимый от интерьера крестьянской избы, трудовой жизни, праздников и обрядов. Нарядны не только узоры на одежде, во всем ансамбле преобладает симметричное построение, любовное отношение к каждой детали.

Звучат русские народные песни.

Эстетическая оценка костюма как произведения декоративного искусства находит выражение в устном поэтическом творчестве. Так, в песнях описанию костюма обычно уделяется больше внимания, чем портрету героя. «Упоминается повседневный наряд девушки – сарафан, миткалевая или коленкоровая рубашка, косоплетка в косе, праздничная льняная рубашка с вышивкой своей работы («У меня, младой, а льняной подол шит бумагою синей, нитками, ковылюшками, не дробнушками»)… шелковый пояс, кокошник косой золотой…»

Детали, характеризующие внешний облик героя, дополняют его внутренний образ:

Красна девица идет,

Словно павушка плывет,

На ней платье голубое,

Лента алая в косе,

На головушке перо.

Демонстрация женского русского народного костюма .



Праздничный девичий костюм Воронежской губернии (сарафан из черной шерстяной ткани, рубашка с красной «воротушкой» и красными рукавами с тканым цветным орнаментом и вышивкой, красный передник с тканым белым рисунком, красный головной платок). Конец X1X – начало XX века.

Костюм новобрачной города Галича-Костромского (белая кисейная рубашка с вышитыми белой гладью рукавами, малиновый штофный сарафан, шитый золотом полушугай, галичский кокошник и кисейный, шитый золотом платок) Первая половина X1X века. Костромской историко-архивный музей – заповедник.

Праздничный костюм невесты города Костромы. Вторая половина X1X века.

Из отбеленного полотна и холста шили рубахи: у мужчин – ниже колен, у женщин – до пят. По вороту, рукавам и низу шла вышивка цветными нитками. Красиво! А пошло это из глубокой древности, когда такая вышивка имела магический смысл: она опоясывала человека, оберегала его от «дурного глаза». Значение вышивки забылось, а традиция осталась в виде украшений на одежде.

У женщин поверх рубахи надевался сарафан. Одежды были свободными, широкого покроя, не сковывали движений. Закрытыми были ноги, руки, шея: скрывались все недостатки фигуры.

В праздничные дни голову украшал дивный убор – венец или кокошник. Богато украшенный речным жемчугом, вышивкой, подвесками, он заставлял держать голову высоко, спину прямо. И выступала его хозяйка «словно пава», «плыла лебедушкой». В повседневной жизни девушка выставляла напоказ косу: «коса – девичья краса». Замужняя женщина убирала все волосы. По поверьям, женский волос приносил несчастье. Позорно было появиться замужней женщине без головного убора. Даже сейчас, когда говорят «опростоволосилась», мы подразумеваем – опозорилась.

Девичья «коруна» - свадебный убор невесты Северного края. 19 век.

5. Самостоятельная работа учащихся.

Сложившееся в результате беседы представление учащихся о характерных особенностях облика русской красавицы, о ее силе и нежности находит воплощение в изображении женского образа учащимися. Задание выполняется индивидуально на больших листах гуашью.

Ребята, перед работой подумайте над вопросами:

Какой бы вы хотели видеть старшую сестру, свою маму? Как бы они выглядели в старинной русской одежде?

Как вы будете располагать лист?

Здесь лучше подойдёт вертикальное изображение, которое может быть сделано в рост, по грудь или по пояс. Необходимо красиво украсить элементы одежды и головного убора.

При выполнении задания решаются композиционные, колористические задачи, осваивается умение изображать человека.

Итак, голова вверху шире, к подбородку уже, лицевая часть в какой-то мере напоминает форму яйца, высокая, статная шея – признак женской красоты. Обратите внимание на то, как рисуются глаза, изображаются нос, губы. Красота образов будет достигаться через красоту цветовых отношений и форм, отдельных деталей лица. Будет ли красиво, если мы нарисуем крупный нос, широкий рот, близко поставим глаза, сделаем маленький череп, огромные уши? Можно приложить к листу заранее вырезанные заготовки красивых, гармоничных и утрированных деталей лица. Этот момент сопоставления приносит свои положительные результаты. После показа дети самостоятельно работают над образом русской красавицы.

Рефлексия (Экспресс-выставка. Оценка работ.)

    оригинальность идеи;

    эстетика оформления;

    объем работы.

Учащиеся демонстрируют свои работы, обсуждают их, и после некоторых поправок, оцениваем работы.

Уборка рабочих мест.

    Итог урока.

Итак, дорогие мои, что нового узнали вы на сегодняшнем занятии?

Каких целей мы достигли к окончанию нашего занятия?

Что осталось для вас неизученной тайной, неразгаданной задачей?

Молодцы, именно этому мы и посвятим следующие занятия.

Домашнее задание: найти репродукции произведений искусства, отражающие мужскую красоту.

  • проанализировать и обобщить знания детей о красоте человека;
  • познакомить c женским народным костюмом;
  • развивать познавательную активность, учить наблюдать, сравнивать и анализировать;
  • воспитывать правильное эстетическое восприятие окружающего.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного на предыдущем занятии

– На предыдущем занятии мы говорили с Вами о красоте человека. Давайте вспомним, что мы говорили о женской и мужской красоте.
– Скажите, что мы ещё делали на уроке? (Ответы детей.)

3. Знакомство с женским народным костюмом

– Сегодня мы поговорим с Вами о женском народном костюме. И итогом нашей сегодняшней работы будет костюм, в который мы оденем женскую фигурку.

– Итак, начинаем. Послушайте мой рассказ. Украшением молодой девушки была длинная коса. Недаром говорили: “Коса- девичья краса!” В косу вплетали жемчужные нити, ленты или накосник- кусочек бересты или кожи, обтянутый дорогой тканью. (набор № 2, картинка 3; набор № 1 картинки 5, 7).

Женщины обязательно носили головной убор. Если посмотрим на картинки, не увидим ни одной непокрытой головы. (Набор № 3, картинки 4, 5, 6, 7, 8)

– Как же назывались головные уборы?

Девушки надевали на голову красивые венцы или девичьи повязки.

(Набор № 1, картинки 5, 7).Украшали также их жемчугом и бусинками. Замужние женщины должны были скрывать свои волосы под головным убором. Показаться с непокрытой головой, то есть простоволосой, было неприлично. Отсюда пошло выражение “опростоволоситься”. Что оно обозначало?(это означает попасть в неловкое положение)

– Теперь давайте посмотрим на картинку, которая лежит перед Вами. Внимательно рассмотрите и назовите основные части женской одежды.

  1. венец
  2. гуски
  3. рубаха
  4. душегрея
  5. сарафан.

4. Практическая работа

– На прошлом занятии мы нарисовали лицо нашей кукле. А теперь нам предстоит раскрасить кокошник, сарафан и рубаху.

Я думаю, что и сарафан и рубаха у Вас получатся разные. Но мне бы хотелось, чтобы при раскрашивании Вы использовали обереги. А что же такое обереги? (Конечно же это амулеты и знаки, оберегающие людей.)

На доске :

Используя эти обереги, мы попробуем создать образ русской женщины.

Выполнение работы.

5. Подведение итогов

Оценка работ. Выставка.

– В конце урока хотела подвести итог. Что же носили женщины в то время? И последнее- а какую же обувь носили женщины? Это будет Вашим домашним заданием. И следующий урок мы начнём с этого.

Использованная литература

  1. Неменская Л.А. Каждый народ-художник” учебник по изобразительному искусству. 4 класс.
  2. Шпикалова Т.Я. Я живу в России. Творения российских мастеров.
  3. Дидактический материал + игра “Лото”.
    “Русский традиционный костюм. Сарафанный комплекс”.
    “Русский традиционный костюм”.
    “Русский традиционный костюм. Комплекс с понёвой”.
  4. Видеофильм “Из истории русского костюма”.

Цель урока:

  • Сформировать у учащихся образ женской и мужской красоты.
  • Вызвать интерес к изучению традиционной обереговой одежде Древней Руси.
  • Воспитывать уважение к своеобразиям национальной культуры.
  • Обучить изображению мужчины и женщины в традиционной одежде Древней Руси.

Оборудование

Для учителя репродукции:

  • Иван Билибин – иллюстрации к сказкам “Сказка о царе Салтане”, “Поди туда – не знаю куда”, “Перышко Финиста Ясно-Сокола”;
  • Н.К Рерих – эскизы к балету “Весна священная”;
  • Борис Ольшанский “ Встреча”;
  • В.Н. Васнецов – “Три царевны подземного царства”, эскизы костюмов к опере
  • “Снегурочка”, “Три богатыря”, “Царевна-несмеяна”, “Царевна лягушка” Народный костюм: мужская рубаха, женская рубаха, понева, очелье (береста), бусы, пояса, лапти.

Для учащихся: листы бумаги, карандаши, кисти, гуашь, емкость для воды.

Ход урока

  • Организационный момент.
  • Вступительное слово учителя.
  • Практическая работа.
  • Подведение итогов, домашнее задание.

У каждого народа складывается свой образ красоты человека. Он отражается в традиционной одежде, в мужском и женском праздничном костюме. Рассмотрим красоту образа человека Древней Руси.

Давным-давно ушел из повседневного обихода традиционный костюм. Уже к началу 19 века его полностью вытеснила из города европейская мода, завезенная в Россию Петром 1. И только крестьяне продолжали носить привычную для себя одежду и доставали в праздники старинные наряды из бабушкиных сундуков. А жизнь русского традиционного костюма нашла свое продолжение в книжках -сказках Ивана Билибина, в картинах Виктора Васнецова, Бориса Ольшанского, Рериха. Художники тщательно воссоздали подробности славянской одежды – яркое узорочье мужских рубах и украшенные вышивкой наряды девушек – щеголих. Как ни странно, но мужской костюм не очень изменился с древних времен. Та же подпоясанная рубаха, штаны, лапти, на голове очелье, шапка.

Как известно, рубаха в старой русской деревне была основной частью костюма, а для молодежи подчас единственной. Для будничной одежды шили не вышитые рубахи, зато уж как украшали праздничную! Особенно девушки старались, ведь показаться в праздничный день на людях в не вышитой рубахе считалось позором. Удивительно ли, что с рубахой народ связывал немало разных поверий. Считалось, например, что продавать ее никак нельзя – потеряешь счастье. А свадебная рубаха к тому же, верили, обладает целебной силой.

Глубокий смысл имели и сами украсы. В давние времена еще был жив обряд “чтение узоров”. В одно из сел собирались, из ближних и дальних хуторов, девушки в лучших, сделанных своими руками нарядах. Одна на другую надевали четыре – пять рубах с затейливыми узорами, что шли от подола до груди. Затем – сарафан, поверх него три – четыре нарядных передника. Пришедшие на праздник парни выбирали себе в провожатые старую женщину и с ней подходили к разряженным девушкам. Женщина показывала их передники и подолы рубах, поясняя при этом значение узоров. Парни же по вышивкам судили о трудолюбии и способностях девушек. В старинной песне поется, как работала одна из таких рукодельниц:

Во первый раз вышивала
Красное солнце с моревами.
Со теплыми облаками;
Во второй раз вышивала
Светел месяц со лучами,
Со частыми со звездами...
В четвертый раз вышивала
Сине море со звездами.

Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке – белый и красный. Красный цвет в народном костюме был одновременно символом земного плодородия и самого солнца, а белый– цвет чистоты, радости и Божественной силы.

Старинные вышивки имеют глубокий символический смысл. В них зашифрованы древние славянские мифы – о происхождении мира, самого человека, тайны рождения и смерти и т.д.

Вот некоторые символы:

Символ Значение Символ Значение
Росток Солнце
Мир,
Белый Свет
"Замкнутый огонь"
Земля Земля, раскрытая Весной
Поле вспаханное Поле засеянное
Берегиня Древо Жизни
Вода Вода

Ключ к познанию языка вышивки постараемся найти в старинных сказках Вот хотя бы в этой, где речь идет о солнце: “ Большая светлица, горит жар-птица, всяк ее знает, и обожает”. Ведь это разгадка уже знакомого нам изображения на подоле рубахи: светлица – образ мира, жар- птица – ясное солнышко! А птички поменьше (их называют павами) – будто лучики вокруг солнца.

Бусы, браслеты, кольца, серьги – дополнения к нарядному женскому костюму Повязка, венец или очелье – головные уборы девушек – оставляли открытыми сверху волосы и косу, которая была девичьей гордостью и украшением.

Посмотрим внимательно на детали одежды Русичей, изображенные великими русскими художниками (Б.Ольшанский, В.Васнецов, И.Балибин, К.Н. Рерих).

Закрыли глазки и представили красоту образа человека. Кто представил, берем простые карандаши и начинам рисовать.

Практическая часть.

А теперь переходим к следующему этапу. Сегодня мы с вами создадим народный праздничный костюм.

Поэтапность выполнения работы:

  • вспоминаем основные пропорции фигуры человека;
  • компонуем изображение на листе;
  • дополняем верхнюю одежду характерными элементами и деталями;
  • прорабатываем изображение цветом.

Практическая часть – дифференцируемое задание:

1-я группа – сильный уровень.

Задание: изобразить праздничный народный костюм, постараться более детально прорисовать детали костюма.

2-я группа – средний уровень.

Задание: нарисовать эскиз праздничного народного костюма.

3-я группа – слабый уровень.

Задание: отобразить элемент костюм.

Выставка работ учащихся.

На подиуме и на доске размещаем детские работы. Законченные лучшие работы отбираются на школьную выставку “Мир глазами детей” и “Царство художника”.

Домашнее задание. Кто не успел дорисовать, закончить работу дома. Ребята, постарайтесь побольше узнать о духовной стороне искусства своих предков. Расспросите бабушек, дедушек, родителей о русских народных праздниках, как они проводились. Какие обычаи, традиции и обряды были и есть в вашей семье.

Сегодня мы с вами узнали частичку нашей истории, приоткрыли тайну узоров старинных вышивок, познакомились с праздничной одеждой, которую носили наши прапрабабушки и прапрадедушки. И мы с вами сделали вывод, что наши предки умели создавать и носить Красоту, как отражение своей духовной силы и окружающего мира.

Урок окончен. Всем большое спасибо.



Загрузка...

Реклама