emou.ru

Баян какой вид инструмента. Баян (музыкальный инструмент). «Музыкальные инструменты народов мира. Баян»

Баян, аккордеон, гармоника… Для людей неискушенных, далеких от музыки, между этими инструментами нет никакой разницы: и то гармошка, и это гармошка. Такие люди могут спокойно прийти в магазин музыкальных инструментов и, указывая на аккордеон, попросить: «Дайте мне вот эту гармонь!» Аккордеонистов они путают с баянистами, а тех и других - с гармонистами...

А между тем различия есть, и довольно существенные. Но чтобы понять, чем отличается баян от аккордеона, нужно сказать несколько слов об их общем прародителе.

Гармонь - двоюродная сестра варгана

Все гармони, так же как баяны и аккордеоны, относятся к язычковым музыкальным инструментам. Поскольку у них есть клавиатура, то их одновременно считают и клавишными, точнее клавишно-пневматическими. Но все же главная примета, отличающая любую гармонь, - это язычок, гибкая стальная пластинка, при вибрации которой и получается звук. В разных инструментах язычок приводится в движение по-разному. Например, на варгане играют, прижимая его к зубам и одновременно ударяя по язычку пальцами, а резонатором здесь служит рот. Раскрывая его поуже или пошире, можно получать звуки разного тембра.

Как устроена гармонь?

У гармони язычки колеблются в потоке воздуха, который нагнетает исполнитель, сжимая и растягивая мех. Они закреплены на металлических планках с прорезями, через которые и проходит воздух, и бывают разных размеров: одни массивнее и больше - эти язычки дают более низкие звуки, другие полегче и поменьше - здесь звуки получаются более высокими.

На каждой планке с двух сторон закреплено два язычка, разделенных кожаным клапаном таким образом, что при сжатии меха вибрирует только один из них, а при растяжении - другой. Соответственно, и прорезей, которые перекрывают язычки, тоже две.

Для усиления звука служат воздушные камеры - резонаторы, к которым прикрепляются планки. Эти резонаторы деревянные (как правило, еловые). Вместе с планками они собраны в блоки, которые устанавливаются внутрь корпуса гармони на деку - особую перегородку с отверстиями. Резонаторные блоки расположены с той стороны деки, которая ближе к меху, а со стороны корпуса находятся клапаны для подачи воздуха. Эти клапаны соединены с кнопками и прикрыты решеткой.

При нажатии кнопок клапаны открываются, воздух проходит через деку, и язычки колеблются, создавая звук.

Иногда размеры язычков на звуковых планках, а значит, их музыкальный тон, могут отличаться. Поэтому все гармони делятся на две большие группы: в одной язычки на «входе» и «выходе» одинаковые, самая знаменитая гармонь такого типа - хромка. Во второй группе эти язычки различаются, что дает звуки разной высоты. К этому типу относятся такие гармони, как тальянка (искаженное «итальянка»).

Отличия левой и правой клавиатур

Кнопки левой клавиатуры располагаются на самом корпусе. Она предназначена для аккомпанемента. Нажатие одной кнопки на ней открывает сразу несколько резонаторных камер, и звучит целый аккорд.

На правой клавиатуре играют саму мелодию. Здесь кнопки находятся на грифе, прикрепленном к корпусу, и снабжены металлическими рычагами, уходящими к клапанам. Они расположены в один или несколько рядов (отсюда названия «однорядка», «двухрядка» и т. д.). Нажатие одной кнопки открывает только один резонатор - и поэтому звучит одиночный чистый музыкальный тон.

Первые ручные гармоники

В 1783 году чешский мастер Киршник, проживавший в Петербурге, открыл новый (как ему казалось) способ извлекать звуки - при помощи металлических язычков. В 1821 году берлинский мастер Бушман на основе этого способа создал губную гармонику, а в следующем году попробовал присоединить к ней мех. В 1829 году венский изобретатель Кирилл Демиан придумал инструмент, который он назвал аккордеоном, потому что левая клавиатура его была такой же, как у современных гармоник, - аккордовой: нажатие одной кнопки давало целый аккорд. Впрочем, правой клавиатуры у этого инструмента еще не было.

Приблизительно в 1830-е годы новинка проникла в Россию, обзавелась там простецким именем - гармошка - и завоевала большую популярность.

От гармони - к баяну и аккордеону

Но музыканты сразу заметили, что у простых гармоней есть и недостатки. Например, у них ограниченный звуковой диапазон (мало октав). Как правило, они имеют только одну тональность, и бывают либо мажорными, либо минорными.

Поэтому уже скоро встал вопрос об изобретении такого музыкального инструмента, который имел бы достоинства гармони, но при этом обладал бы обширным звукорядом и равномерно темперированным музыкальным строем (т. е. таким строем, где каждая октава делится на 12 математически равных полутонов). Этот строй применяется в академической музыке уже несколько веков. Другое его название - «полный хроматический звукоряд».

На протяжении 19-го века различные фирмы и мастера в Европе и в России работали над усовершенствованием гармони. К левой клавиатуре добавилась правая, появились различные прообразы баяна и аккордеона с фортепианной клавиатурой - среди них «рояльная гармошка» из города Ельца и хроматическая гармоника Николая Ивановича Белобородова, созданная в 1870 году.

В 1907 изобретатель Петр Егорович Стерлигов изготовил первый трехрядный баян, а в 1913 году - и пятирядный.

Примерно в то же время в Европе распространились хроматические гармоники с фортепианной клавиатурой, то есть современные аккордеоны. В Советский Союз они попали приблизительно в 1930-е годы.

Баян и аккордеон: сходство

Во-первых, как уже говорилось в статье, и баян, и аккордеон - гармоники хроматические, то есть обладают равномерно темперированным строем (12 полутонов на октаву) и большим диапазоном октав.

Во-вторых, устройство баяна и аккордеона похоже, в частности левая клавиатура. Она предназначена для басовых нот (первые два ряда кнопок) и для аккордов (четыре остальных ряда - мажор, минор, септаккорд, уменьшенный септаккорд).

Типы баянов и аккордеонов

Приходя в магазин музыкальных инструментов, чтобы купить себе подходящую гармонику, нужно знать, что есть еще один важный нюанс.

Как баяны, так и аккордеоны делятся на три типа: готовые, выборные, и готово-выборные. У готовых левая клавиатура настроена так, как описано выше. У выборных она, точно так же, как и правая, нужна для того, чтобы извлекать не аккорды, а отдельные ноты. У третьего типа - готово-выборных - между двумя режимами можно переключаться. Для переключения на левой клавиатуре есть специальная клавиша-регистр. В выборном режиме ряды с аккордами превращаются в подобие правой клавиатуры четырехрядного баяна, только отраженное зеркально.

Музыканты-профессионалы больше всего любят именно готово-выборные аккордеоны и баяны, так как возможности у этих инструментов очень широки. Они немного сложнее в освоении, чем готовые, зато сыграть на них можно практически все, что угодно - даже фуги Баха.

Чем отличается баян от аккордеона

Помимо разной формы корпуса (у баяна она более прямоугольная, у аккордеона - более округлая), и формы грифа (у аккордеона гриф длиннее), главное, чем отличается баян от аккордеона, - это клавиатура для правой руки.

На правой клавиатуре баяна расположены от трех до пяти рядов кнопок, представляющих полный хроматический звукоряд и охватывающих диапазон 5-6 октав. Бывают как 3-рядные, так и 5-рядные баяны, причем у пятирядного баяна первый и второй ряды кнопок аналогичны четвертому и пятому. При игре на нем это облегчает переход из одной тональности в другую.

Правая клавиатура аккордеона - это ряд массивных клавиш, похожих на фортепианные. Как правило, на грифе расположена 41 клавиша. Еще правая клавиатура имеет несколько переключателей регистров. С их помощью меняют тембр звука или его высоту, делая звук на октаву выше или ниже. У концертных моделей аккордеонов есть и такие переключатели, которые можно нажимать подбородком, не прерывая игры.

Однако сама клавиатура аккордеона охватывает меньший диапазон, чем клавиатура баяна. Будучи подобным баяну музыкальным инструментом, аккордеон (если не принимать во внимание переключатели регистров) может брать только три с половиной октавы.

И наконец, главное, чем отличается баян от аккордеона, - это звучание. В аккордеоне голосовые язычки настраивают с небольшим разнобоем, у музыкантов это называется «в разлив», что дает более бархатистый звук. У баяна язычки настроены в унисон, и звук более чистый.

Баян по своему звучанию – это практически музыкальный оркестр. На правой клавиатуре инструмента извлекаются ноты солирующей мелодии, всевозможные вариации, левая же предназначена партии баса и готовых аккомпанирующих аккордов. Нажатием одной кнопки на левой клавиатуре можно проиграть мажорные, минорные, а также септаккорды.

Моделей баянов существует достаточно много. Ну, и стоимость их, естественно, различна. Наиболее дорогостоящие инструменты изготавливаются мастерами высокого класса по индивидуальному заказу для профессиональных баянистов, занимающихся активной концертной деятельностью. Они имеют многорядную, правую и левую кнопочную клавиатуру, всевозможные переключатели-регистры, которые позволяют добиваться многозвучия инструмента. Обычно такие баяны называют концертными, а за рубежом кнопочными аккордеонами.

Довольно популярными в настоящее время стали готово-выборные баяны , тоже ориентированные на музыкантов-профессионалов. Их отличие от обычных заключается в том, что левая клавиатура может переключаться в режим правой голосовой клавиатуры и работать точно также как она. Такое устройство баяна дает возможность играть одновременно две сольные партии музыкального произведения. Конечно же, это требует от музыканта специальных технических навыков для управления преобразованной клавиатурой.

Для баянистов — любителей, для тех, кто только учится играть на баяне , выпускаются баяны проще и, естественно, дешевле. Они отличаются друг от друга количеством кнопок на правой и левой клавиатуре. Наиболее простые из них – полубаяны . У них имеется минимальное количество октав на правой клавиатуре и минимальное число рядов с готовыми аккордами на левой клавиатуре. Вес и размеры таких инструментов также значительно уменьшены.

Внешне они похожи на гармонь, и их легко носить с собой в специальном футляре или на ремнях через плечо. Такие баяны превосходно адаптированы для веселья и имеют звонкий с переливами голос, схожий со звуком гармони или аккордеона. Такое специфическое гармошечное звучание достигается небольшой расстройкой язычков голосовых планок. В результате и получается вибрирующий и переливчатый звук.

За границей не делят музыкальные инструменты на народные и не народные. В мире нет и такого понятия, как баян. Все инструменты такого рода называются аккордеоном. Существует кнопочный аккордеон (с подачи россиян у нас он называется баяном) и клавишный аккордеон.

Нельзя говорить, что тот или иной аккордеон хуже или лучше. Каждый имеет свои особенности звучания. Однако кнопочный аккордеон более перспективен, так как имеет широкий диапазон звучания. Баянист может выполнить на своем инструменте почти все произведения, предназначенные для других инструментов. В то время как к клавишному аккордеону их пришлось бы приспосабливать.

Свои коррективы они внесли в первую очередь в музыкальные инструменты. Теперь и баян, и аккордеон совсем другого качества, чем в недалеком прошлом. Они насыщены различными модификациями и системами, которые помогают исполнителю достичь высоких результатов. Раньше таких инструментов не было. Я помню, как люди стояли по два, три года в очереди, чтобы приобрести хороший баян или аккордеон. Сейчас такой проблемы нет, были бы только деньги.

Существуют и частные мастера, которые справляются с этой задачей. Многие музыканты имеют средства, чтобы приобрести музыкальный инструмент за рубежом. Популярностью пользуются итальянские баяны и аккордеоны.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа № 40»

Исследовательский проект на тему:

«Музыкальные инструменты народов мира. Баян»

Выполнил:

Ершов Сергей

Ученик 8 класса «а»

Преподаватель:

Москвина Татьяна Алексеевна

Учитель музыки

МБОУ Г. Иркутска СОШ № 23

    Введение

    Глава1. История создания баяна

    Глава2. Китайские корни.

    Глава3. Почему возникает звук?

    Глава 4. Разновидности баяна

    Заключение

    Список литературы

Введение.

Баян – русский народный инструмент. Это наша история, наши достижения и победы, вписанные в историю мировой культуры. А мы должны знать историю нашего народа и историю нашей культуры (Слайд 2).

Актуальность. Я сам играю на баяне и вижу, что многие люди интересуются этим инструментом. Многие люди сейчас играют на нём. Вот почему мною была выбрана тема о баяне.

Цель - донести до широких масс историю баяна.

Задачи:

    Рассказать историю создания баяна.

    Откуда появился баян, его корни.

    Рассмотреть, какие бывают виды баяна.

Глава1. История создания баяна.

Баян - разновидность гармоники. Отличается от аккордеона устройством клавиатуры (вместо клавишей - кнопки) и некоторыми другими деталями конструкции (Слайд 3.)

Баян – большая гармоника со сложной системой ладов (Слайд 3).

В сентябре 1907-ого года петербургский мастер Пётр Егорович Стерлигов изготовил музыкальный инструмент, над которым работал более двух лет, для выдающегося гармониста – Якова Фёдоровича Орланского-Титаренко. Орланский-Титаренко и дал этому инструменту название в честь древнерусского певца-сказителя Бояна, упоминаемого в поэме «Слово о полку Игореве», и впервые стал использовать его на своих афишах в начале мая 1908 года в Москве. Также называл эту гармонику и сам мастер под влиянием рассказов рабочих, часто бывавших у него, о строящемся ими на Ново – Адмиралтейском судостроительном заводе крейсере «Баян». Рабочим он шутя говорил: «Вы строите свой «Баян», а вот я построю другой «Баян» - большую усовершенствованную гармонику!».

Баян относится к язычковым клавишно-пневматическим инструментам с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой клавиатуре.

Клавишно-пневматические инструменты содержат особое пневматическое устройство, иначе говоря, устройство, действующее силой сжатого воздуха. В баяне воздух нагнетается мехами, он колеблет упругие металлические пластинки-язычки, которые и издают звук.

Баян представляет собой разновидность гармоники, которая дополнена хроматическим звукорядом на клавишах справа, басами и аккордами на левой клавиатуре.

В России гармоники начали появляться к 40-ым годам 19-ого века (Слайд 5). Споры о причине появления гармоник в России идут до сих пор: одна версия говорит, что богатые люди покупали их заграницей, а через слуг гармоники появились и в деревнях. Вторая версия рассказывает, что гармоники могли завести иностранные мастера, выписанные на тульские оружейные заводы.

В России определённым толчком в распространении гармоники явилось приобретение Иваном Сизовым на Нижегородской ярмарке в 1830 г. ручной гармоники, после чего он решил открыть мастерскую по их изготовлению.

Тульская гармонь

Ак же к 40-овым годам получило распространение кустарное производство гармоник (Слайд 6). Особо в Тульской, Тверской, Новгородской, Вятской, Вологодской губерниях. Одни гармоники,

Елецкая гармонь

Озданные в одних губерниях, привозились в другие губернии и там модернизировались местными умельцами, а потом перевозились дальше по стране и получали всё большее распространение.

Представителем одной из первых российских гармоник, является Тульская восьмиклавишная гармоника (Слайд 7). Её главной особенностью стало то, что при нажатии одной и той же клавиши возникали звуки разных тонов (при сжиме меха один, а при разжиме другой). Эту гармонику назвали «гармоника русского строя». В последствие эта гармоника была привезена в Вятскую губернию, где была усовершенствована.

К 40-овым годам XIX века появилась в Туле первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала 10 000 гармоник в год. Это способствовало распространению инструмента, и к середине XIX в. гармоника становится символом нового народного музыкального инструмента. Она обязательная участница всех народных празднеств и гуляний, особенно в сельской местности.

Первую ручную гармонику с полным хроматическим звукорядом сконструировал баврский мастер Мирвальд из немецкого города Зилетуе в 1891 году (Слайд 8). У такой гармоники была полная хроматическая гамма в диапазоне 4 октав. Клавиши правой клавиатуры находились в три ряда. Каждая клавиша при разжиме и сжиме меха давала один и тот же звук. Левая клавиатура состояла из мажорных трезвучий, но потом была улучшена: стала трёхрядной (1-й ряд имел 12 басовых нот. Во втором ряду находились мажорные аккорды. В третьем, были минорные аккорды.) (Слайд 9). Уже в 1892 году такая гармоника стала известна в России.


Гармонь двухрядная

Глава 2. «Китайские корни».

Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен (Слайд 10).

Шен был известен ещё в Древнем Китае. Некоторые учёные полагают, что шену более двух тысяч лет. Со временем он был усовершенствован, и на нём уже можно было играть в 12 тональностях, для него даже был сделан специальный учебник гармонии (Слайд 11).

Сам шен состоял из деревянного корпуса и вставленных в него по окружности бамбуковых трубок, внизу которых были прикреплены металлические пластинки с вырезанными в их язычками. На шене обычно играли аккордами, зажимая несколько отверстий внизу трубок.

Шен в России был известен в X-XIII веках в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, (достоверно известно, что в середине 18 века в Петербурге игрой на шене увлекался придворный музыкант и конструктор Иоганн Вильде), а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом – гармоникой .

Шен ↓

Глава 3. Почему возникает звук?

Если взять тонкую школьную тетрадку, сжать ее страницы губами и подуть между них - тетрадка наверняка «запоет» (Слайд 12). Сожмем губы сильнее и будем продолжать дуть - тет­радка «запищит» тоненьким голосом, ослабим губы - звук будет более низким. Подобная «музыка» наверняка получится, если взять два обыкновенных листа бумаги. Почему воз­никает звук? (Слайд 13). Потому что бумажные страницы вибрируют, создавая звуковые колебания воз­духа. Примерно так же вибрируют под напо­ром воздуха и металлические пластиночки-язычки в гармони, ба­яне, аккордеоне и губ­ной гармошке (Слайд 14).

Все эти инструмен­ты похожи по устрой­ству. Источник звука у них - колеблющие­ся металлические язы ки, закрепленные на металлической раме. Как мы уже знаем эти язычки колеблются под струей воздуха, возникающей при сжатии и растяжении мехов.

Язычок ↓

Глава 4. Разновидности баяна (Слайд 15).

Пятирядный концертный многотембровый баян.

1913 году П. Е. Стерлигов изготавливает первый в России, а возможно и в мире, пятирядный баян с двумя вспомогательными рядами кнопок в правой клавиатуре, как у современного баяна. Следом за Стерлиговым пятирядные баяны стали изготавливать и другие мастера - братья Генераловы, В. Самсонов и другие (Слайд 16).

Совершенствование баяна привело к созданию трёх его вариантов с отличающимся аккомпониментом:

    Готовый – с фиксированными аккордами-мажорными и минорными трезвучиями, септ а ккордами.

    Выборный – «отражает» правую клавиатуру.

    Готово-выборный – сочетает выборную и фиксированную клавиатуру.

Гот о во-выборный вид баяна более удобен, но на нём сложнее играть (Слайд 17).

В 1951 году, Московскими мастерами Селезнёвым и Фигановым был сделан многотембровый четырёхголосный готово-выборный баян, по заказу баяниста Юрия Ивановича Казакова. Ю. Казаков был артистом, который своими концертами начал триумфальное распространение баяна по всей планете.

Русскими ма­стерами создан ряд разновидностей гармони: тульская Слайд 18) , саратовская, вологодская (Слайд 19) , вятская (Слайд 20) и другие. Их настолько много, что трудно все перечислить. Они распространены и сейчас. Гармонь - непременный участник ансамблей русской на­родной музыки.

Появились такие марки баяна как «Русь», «Мир», «Огонёк», «Рубин», «Этюд», «Юпитер», «Тула» и многие другие (Слайд 21-24 ).

Заключение.

Итак, мы рассмотрели историю создания баяна, узнали о его китайских корнях, о разновидностях баяна и ответили на вопрос, почему возникает звук? (Слайд 25).

Баян внедрён в учебный процесс на всех уровнях профессионального музыкального обучения. На нем играют сольно, в ансамблевых и оркестровых коллективах. Появилось множество учебно-методической литературы и теории для баяна. Множество композиторов пишут оригинальные произведения для баяна. Он известен во всём мире.

Баян признан на уровне «классического» инструмента!

Список использованной литературы: (Слайд 26)

    Детям о музыке:

    А. Мирек/Из истории баяна/2002 г.

    А.С. Кленов. «Я познаю мир: Детская энциклопедия. Музыка». Москва, 1998 г.

    С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Москва «Русский язык», 1984 г.

    С.В. Истомин. Энциклопедия «Я познаю мир. Музыка». Астрель. Москва, 2002 г.

Музыкальный инструмент: Баян

Тембровая палитра существующих ныне музыкальных инструментов чрезвычайно богата, ведь каждый из них обладает своим неповторимым голосом. Например, у скрипки он певуче чарующий, у трубы – пронзительно блестящий, у челесты – прозрачно хрустальный. Однако есть один инструмент, который имеет редкую способность имитации различных тембров. Он может звучать как флейта, кларнет, фагот и даже как орган. Этот инструмент называется баян и его по праву можно назвать маленьким оркестром. Баяну, с его большими художественными возможностями, подвластно многое - от аккомпанемента простых народных песен, до сложных шедевров мировой классики. Пользующийся большой популярностью, он звучит и на больших концертных сценах и является неизменным участником праздничных застолий, недаром баян называют «душой русского народа».

Баян является одной из самых усовершенствованных разновидностей гармоники, имеющей хроматический звукоряд.

Историю и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Баян, имеющий богатый музыкально-выразительный потенциал, открывает перед исполнителями большие возможности для творчества. Яркий звук отличается насыщенностью, выразительностью и мелодичностью, а тончайшая филировка придает тембру особую красочность. На инструменте возможно исполнение красивых романтичных мелодий, а также драматически мрачных музыкальных произведений.


Звук на баяне образуется из-за колебания язычков в голосовых планках под действием воздуха, который создает меховая камера и характеризуется особой динамической пластичностью. На инструменте возможно исполнение нежнейшего прозрачного пиано и фанфарного форте.

Баян, в силу своей конструктивной особенности (наличие регистров), обладает разнообразной тембральной палитрой звука - от полнозвучного органного, до мягкого и теплого скрипичного. Тремоло на баяне очень похоже на тремоло скрипки, а динамический объем инструмента создает впечатление, что играет полный оркестр.


Диапазон баяна довольно большой и составляет 5 октав, начиная от «ми» большой октавы и заканчивая «ля» четвертой .

Фото :

Интересные факты:

  • Инструмент с названием «баян» существует только в России, в других странах подобные инструменты называют кнопочными аккордеонами.
  • Предшественница баяна - «ливенская» гармонь имела необычайно длинные меха, почти два метра. Такой гармонью можно было себя обмотать.
  • В Москве находится самый большой в мире музей гармоник, одной из разновидностей которой является баян.

  • В советское время лучшие концертные баяны индивидуальной сборки «Россия» и «Юпитер» изготавливаемые на московской государственной фабрике и, отличавшиеся высоким качеством звучания, стоили очень дорого. Их стоимость равнялась цене легкового отечественного автомобиля, а иногда даже двух, в зависимости от марки. Сейчас стоимость концертного многотембрового баяна довольно высока и доходит до 15 тысяч евро.
  • Первый концертный многотембровый баян был создан в 1951 году для баяниста Ю. Кузнецова.
  • На концертных баянах есть очень удобное приспособление - переключение регистров находится под подбородком у исполнителя, что дает возможность музыканту не отвлекаться во время исполнения.
  • В Советском Союзе одно время производили электронные баяны, однако это нововведение не прижилось, поскольку в то же время в обиход вошли синтезаторы, которые получили большое распространение.
  • Звучание баяна во время Великой Отечественной Войны поднимало боевой дух солдат, вдохновляло на подвиги. Он звучал всюду: в землянках, на привалах и на полях сражений.
  • Звучание баяна очень эффектно используют в своих композициях современные музыкальные группы, такие как «Любе», «Вопли Видоплясова», «Billy’s Band».
  • Известные фирмы по производству профессиональных концертных баянов, которые пользуются спросом и хорошо зарекомендовали себя, находятся в России - это московская фабрика «Юпитер» и «Тульская гармонь», а также в Италии: «Bugari», «Viktoria», «ZeroSette», «Pigini», «Scandalli», «Borsini».
  • В последние годы словом «баян» нередко называют несвежую «затрепанную», «бородатую» уже застарелую шутку или анекдот.

Конструкция баяна

Баян, представляющий довольно сложную конструкцию, состоит из двух основных секций: левой и правой, соединенных между собой мехом.

1. Правая часть инструмента - это коробка прямоугольной формы, с прикрепленными к ней грифом и декой, с вмонтированными в нее механизмами. При нажатии на клавишу, механизм поднимает клапаны, тем самым пропуская воздух к резонаторам с голосовыми планками и язычками.

Для изготовления коробки и деки используются резонаторные породы древесины: ель, береза, клен.

К коробке крепится решетка, а также переключатели регистров (если таковы предусмотрены конструкцией) которые служат для изменения тембра. На коробке также находятся два больших ремня для фиксации инструмента во время исполнения.

На грифе в хроматическом порядке расположены игровые клавиши в три, четыре или пять рядов.

2. Левый корпус – это тоже коробка прямоугольной формы, в которой на внешней стороне находится левая клавиатура инструмента, содержащая пять, а иногда шесть рядов кнопок: два – басы, остальные ряды готовые аккорды (мажорные, минорные, септаккорды и уменьшенные септаккорды). На левом корпусе имеется регистр для переключения готовой или выборной системы звукоизвлечения, а также малый ремень, при помощи которого левая рука приводит в движение меховую камеру.


В левом корпусе располагается дека со сложными механизмами для извлечения звуков в двух системах для левой руки: готовой и готово-выборной.

Меховая камера, прикрепляемая к корпусу рамками, изготавливается из специального картона и сверху оклеивается тканью.

Вес многотембрового концертного баяна достигает 15 кг.

Разновидности баяна


Большое баянное семейство делится на две группы: обычные баяны и оркестровые.

Обычные имеют два вида, которые отличаются друг от друга системами аккомпанемента в левой руке: готовая и готово–выборная.

  • Готовая система аккомпанемента состоит из басов и готовых аккордов.
  • Готово–выборная имеет две системы: готовую и выборную, которые меняются при помощи специального регистра. Выборная система имеет полный хроматический звукоряд, что увеличивает исполнительские возможности инструмента, но в то же время усложняет технику игры.

Оркестровые баяны, в силу своей конструктивной особенности имеющие клавиатуру только с правой стороны корпуса, также делятся на два вида:

  • первый - инструменты отличаются по звуковысотному диапазону: контрабас, бас, тенор, альт, прима, и пикколо;
  • второй - отличаются по тембру: баян-труба, фагот , флейта, кларнет , гобой.

Применение и репертуар


Спектр применения баяна очень широк, его можно услышать и на сценах больших концертных залов в качестве солирующего, ансамблевого, оркестрового инструмента и в самодеятельных ансамблях и оркестрах народных инструментов. Большой популярностью пользуются коллективы, состоящие только из баянистов. Очень часто баян используют как аккомпанирующий инструмент или просто в быту на различных семейных праздниках.

Инструмент очень универсален, на нем исполняют произведения композиторов прошлых эпох, а также музыку современных жанров: джаза, рока и техно.

Великолепно звучат на баяне сочинения И.С. Баха, В.А. Моцарта , Н. Паганини, Л.В. Бетховена , И. Брамса, Ф. Листа , К. Дебюсси, Д. Верди , Ж. Бизе. Д. Гершвина, Г. Малера, М. Мусоргского, М. Равеля, Н. Римского-Корсакова, А. Скрябина, Д. Шостаковича, П. Чайковского, Д. Верди и многих других классиков.

Сегодня все больше современных композиторов пишут для инструмента разные произведения: сонаты, концерты и оригинальные эстрадные пьесы. Л. Пригожин, Г. Банщиков, С. Губайдулина, С. Ахунов, Х. Валпола, П. Макконен, М. Мурто – их музыкальные композиции для баяна очень эффектно звучат на концертной сцене.

Произведения для баяна

Н. Чайкин - Концерт для баяна и оркестра (слушать)

П. Макконен - "Полёт над временем" (слушать)

Исполнители


Поскольку в России баян очень быстро завоевывал популярность, исполнительское искусство на нем развивалось очень интенсивно. В связи постоянным усовершенствованием инструмента перед музыкантами открывались все больше творческих возможностей. Особо следует отметить вклад в развитие исполнительского мастерства баянистов–новаторов: А. Палетаева, который первый перешел на пятипальцевую аппликатуру вместо используемой ранее четырехпальцевой, увеличив тем самым технические возможности инструмента; Ю. Казакова - первого исполнителя на многотембровом готово-выборном баяне.

Российская баянная школа сейчас очень хорошо известна во всем мире, и исполнительское искусство в настоящее время все более процветает. Наши музыканты постоянно становятся лауреатами различных международных конкурсов. На большую концертную сцену выходит очень много молодых исполнителей, однако необходимо выделить имена таких выдающихся музыкантов, как И. Паницкий, Ф. Липс, А. Скляров, Ю. Вострелов, Ю. Ткачёв, В. Петров, Г. Зайцев, В. Гридин, В. Бесфамильнов, В. Зубицкий, О. Шаров, А. Беляев, В. Романько, В. Галкин, И. Завадский, Э. Митченко, В. Розанов, А. Полетаев, которые своим немеркнущим, исполненным вдохновения искусством, внесли весомый вклад в развитие современной исполнительской школы.

История баяна


У каждого инструмента есть своя история, а у баяна есть еще и предыстория. Началась она в Древнем Китае во 2-3 тысячелетии до нашей эры. Именно там родился инструмент, являющийся прародителем современного баяна. Шэн – язычковый духовой музыкальный инструмент, представляющий корпус с приделанными по кругу трубочками из бамбука или тростника с медными язычками внутри. В России он появился во времена монголо–татарского ига, а затем по торговым путям попал и в европейские страны.

В Европе в начале 19 века, использовав принцип звукоизвлечения шэна, немецкий органный мастер Фридрих Бушман придумал механизм, помогавший ему в настройке инструментов, и который впоследствии стал предшественником гармони. Несколько позже австриец армянского происхождения К. Демиан модифицировал изобретение Ф.Бушмана, преобразовав его в первую гармонь.

В России гармоника появилась во второй четверти 19 века, ее привозили из-за границы, покупали на ярмарках у иностранных торговых людей как диковинку. Инструмент, который мог сыграть мелодию и аккомпанировать, быстро завоевал популярность среди городских и сельских жителей. Без ее участия не проходило не одно празднество, гармонь наряду с балалайкой стала символом русской культуры.

Во многих русских губерниях стали создаваться мастерские, а затем и фабрики, которые изготавливали свои местные разновидности гармоней: тульские, саратовские, вятские, ливанские, бологоевские, череповецкие, касимовские, елецкие.

У первых русских гармоней был только один ряд кнопок, двухрядными они стали во второй половине 19 века, по аналогии с конструкцией, которую тогда усовершенствовали в Европе.

Музыканты-гармонисты были в основном самоучки, но вытворяли чудеса исполнительского мастерства, несмотря на то, что инструмент по конструкции являлся достаточно примитивным. Одним из таких самородков был рабочий из города Тулы Н.И. Белобородов. Будучи заядлым гармонистом, он мечтал о создании инструмента, который бы имел больше исполнительских возможностей.

В 1871 году под руководством Н.И. Белобородова мастер П. Чулков создал двухрядную гармонь, имеющую полный хроматический строй.


В конце 19 века, в 1891 году, после усовершенствования немецким мастером Г. Мирвальдом, гармонь стала трехрядной, с хроматическим звукорядом, последовательно расположенным по косым рядам. Несколько позже в 1897 году итальянский мастер П. Сопрани запатентовал свое новое изобретение – извлечение готовых мажорных и минорных трезвучий, доминантсептаккордов на левой клавиатуре. В этом же году, но в России, мастером П.Чулковым на выставке был представлен инструмент с гнутой механикой в "левой руке", которая тоже позволял одним нажимом на клавишу извлекать готовые аккорды. Таким образом, гармонь постепенно преобразовывалась и становилась баяном.

В 1907 году мастером-конструктором П. Стерлиговым. по поручению музыканта-гармониста Орланского-Титаренко. был изготовлен сложный четырехрядный инструмент, получивший название «Баян», в память древнерусского сказителя. Инструмент быстро совершенствовался и уже 1929 году П. Стерлигов изобрел баян с готово-выборной системой на левой клавиатуре.

Рост популярности инструмента сопровождается постоянным его развитием и совершенствованием. Тембральные возможности баяна делают его поистине уникальным, ведь он может звучать как орган или как духовые и струнные инструменты. Баян в России всенародно любим - это и академический инструмент, звучащий со сцены в большом концертном зале, и символ хорошего настроения, веселящий народ на сельской завалинке.

Видео: слушать баян



Загрузка...