emou.ru

Музыкальные фантазии. Фантазия музыкальная Фантазия произведение музыкальное

Музыкальная фантазия. Что же это означает?
Греческое слово phantasia переводится как «воображение». Мы привыкли употреблять его в значении -- причуда, вымысел. В музыке же фантазиями стали называть произведения, своеобразные по форме, не укладывавшиеся в рамки традиционных форм. «Он фантазирует», -- говорили иной раз об импровизаторе. Так, в творчестве И. С. Баха фантазиями предварялись порою органные фуги. Фантазии писали Моцарт, Бетховен, Шопен.

Л. ван Бетховен
Соната «в духе фантазии» № 14 до-диез минор, соч. 27 № 2
(«Лунная»)

В. А. Моцарт
Фантазия ре минор, KV 397

Ф. Шопен
Фантазия фа минор, соч. 49

В XIX веке фантазии появились в программной музыке, там, где логика ее развития должна соответствовать литературной программе.

П.И.Чайковский
Увертюра-фантазия "Франческа да Римини"

Другой распространенный тип музыкальной фантазии -- произведение, сочиненное на темы, заимствованные композитором; темы народных песен, оперных отрывков и т. п.

А.Аренский.
Фантазия для фортепиано с оркестром на темы былин Рябинина.

Ф.Лист
Фантазия на венгерские народные темы

А. Цыганков
Русская фантазия

Часто можно слышать фантазии на темы песен того или иного композитора, на музыку из оперетт и другие подобные этим оркестровые сочинения.

Фантазия на темы песен Т. Хренникова

А. Розенблат.
Концертная фантазия на темы оперы Ж. Бизе «Кармен».

Фантазия - (гр. phantasie - воображение, вымысел)
1. Музыкальное произведение в свободной форме, не совпадающей с устоявшимися формами построения
2. Инструментальная пьеса, отличающаяся причудливым, фантастическим содержанием и характером музыки
3. Свободная трактовка различных жанров
4. Жанр инструментальной или оркестровой музыки, близкий к парафразе, рапсодии или «монтаж» тем и отрывков, похожий на попурри

МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ
ФАНТАЗИИ

«Фантазия» (англ. «Fantasia») - классический полнометражный музыкальный мультипликационный фильм, созданный компанией Уолта Диснея в 1940 году. Картина состоит из девяти номеров, музыка для которых исполнялась Филадельфийским оркестром под руководством Леопольда Стоковски.

«Фантазия» стала одним из самых смелых экспериментов Уолта Диснея. В мультфильме был впервые использован стереофонический звук, а стиль картины тяготеет к абстракционизму и авангарду.
Фильм состоит из девяти эпизодов, музыкальным фоном в которых служат фрагменты классических произведений. Каждая из частей фильма выполнена в собственной стилистике и сюжетно самостоятельна, а в качестве связующих звеньев между ними выступают небольшие киновставки с участием Филадельфийского оркестра под руководством Леопольда Стоковски.

Каждый эпизод начинается с оркестрового вступления. Фильм начинается как спектакль: в полумраке поднимается занавес, на синем фоне проявляются силуэты музыкантов, сопровождаемые шумом настраиваемых инструментов. Рассказчик приветствует зрителей. Пока он рассказывает зрителям о трёх типах музыки, постепенно проясняется звучание инструментов и их звучание сливается в гармонию. Три типа музыки - повествовательная, рассказывающая историю, иллюстративная (фоновая) и абсолютная, существующая ради себя самой.

И. С. Бах -Токката и фуга ре минор, BWV 565
П.Чайковский - Сюита из балета «Щелкунчик»
П. Дюка - «Ученик чародея»
И. Стравинский - «Весна священная»
Л. ван Бетховен - Симфония № 6
А. Понкьелли «Танец часов» из оперы «Джоконда»
М. Мусоргский -Ночь на Лысой горе
Ф.Шуберт - Ave Maria
К. Дебюсси «Лунный свет»

В 1999 году был выпущен мультфильм «Фантазия-2000» с применением современных технологий.

Л. ван Бетховен «Пятая симфония»
О.Респиги «Пинии Рима»
Д.Гершвин «Голубая рапсодия»
Д. Шостакович «Концерт для фортепиано с оркестром № 2, Allegro, Opus 102»
К. Сен-Санс «Карнавал животных» , финал
П. Дюка «Ученик чародея»
Э. Элгар «Pomp and Circumstance, Marches 1, 2, 3, 4
И. Стравинский Сюита из балета «Жар-птица»

текст из нескольких источников

Фантазия музыкальная

Фантазия - музыкальная форма, отступающая в своем построении от установившихся музыкальных форм рондо и сонатной. Форма Ф. - свободная и находится в зависимости от желания композитора. Тем не менее, построение Ф. должно иметь известную логичность. Хотя симфонические поэмы Листа и принадлежат к области Ф., тем не менее, их музыкальная архитектура отличается большою стройностью. Ф. писали Бах (хроматическая Ф. для фортепиано), Лист (венгерская Ф. для фортепиано с оркестром), Бетховен (Ф. для фортепиано, хора и оркестра, op. 80), Даргомыжский (чухонская Ф.). Пишутся Ф. для оркестра и на программы; в таком случае планировка Ф. находится в зависимости от сюжета. К области Ф. относится импровизация, в которой форма складывается экспромтом.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Фантазия музыкальная" в других словарях:

    ФАНТАЗИЯ (от греч. phantasia воображение), музыкальная пьеса свободной формы, в т. ч. на темы из опер, балетов, на мелодии народных песен и т. п., часто виртуозного импровизационного характера … Энциклопедический словарь

    Музыкальная форма, отступающая в своем построении отустановившихся музыкальных форм рондо и сонатной. Форма Ф. свободная инаходятся в зависимости от желания композитора. Тем не менее построениеФ. должно иметь известную логичность. Хотя… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Фантазия (от греч. phantasm √ воображение), инструментальная музыкальная пьеса, в которой важное значение приобретает импровизационное начало, свободное развёртывание музыкальной мысли. В 16 в. Ф. для гитары, лютни и клавишных инструментов… … Большая советская энциклопедия

    - (от греч. phantasia воображение) музыкальная пьеса свободной формы, в т. ч. на темы из опер, балетов, на мелодии народных песен и т. п., часто виртуозного импровизационного характера … Большой Энциклопедический словарь

    - «ФАНТАЗИЯ НА ТЕМУ ЛЮБВИ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1980, цв., 85 мин. Музыкальная комедия. Музыкант из вокально инструментального ансамбля «Фокус» неожиданно для себя становится «женихом» чемпионки страны по спортивным танцам на льду. Этот шутливый… … Энциклопедия кино

    Музыкальная форма, отступающая в своем построении от установившихся музыкальных форм рондо и сонатной. Форма Ф. свободная и находится в зависимости от желания композитора. Тем не менее, построение Ф. должно иметь известную логичность. Хотя… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (итал. improvisazione, от лат. improvisus неожиданный, внезапный) исторически наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения. Первоначально… … Википедия

    Под формой в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей… … Энциклопедия Кольера

    У этого термина существуют и другие значения, см. Фантазия (значения). Фантазия англ. Fantasia Постер мультфильма Тип мультфильма … Википедия

    Содержание 1 Имя 2 Названия 3 Общие значения 4 В психологии … Википедия

Книги

  • Музыкальная грамота для самых маленьких в сказках, стихах и картинках. Учебно-методическое пособие , Жакович Валентина Владимировна. Одной из особенностей мышления современного ребенка является то, что он ориентируется не на слово, а на зрительный образ или символ. Современные дети очень трудно воспринимают и запоминают…

FANTASY AS GENRE OF INSTRUMENTAL MUSIC

Olga Elkan

candidate of culturology, assistant professor of the Crimean University of Culture, Arts, and Tourism,

Russia, Simferopol

АННОТАЦИЯ

Цель статьи – проследить историю возникновения и эволюции фантазии, старинного жанра инструментальной музыки, возникшего в западноевропейской музыкальной культуре и встречающегося в т анализ и обобщение научных источников. Фантазия была интересна композиторам в те исторические периоды, когда в музыкальном искусс расцвет жанра приходится на эпоху Барокко, а следующий, наиболее яркий – на Романтизм. В эпоху классицизма жанр фантазии несколько сдает свои позиции, но обретает новые индивидуально-стилистические признаки: включается в циклы, сплавляется с другими жанрами и формами. В настоящее время жанр завоевывает популярность в новых стилях – в джазовой музыке, оригинальном гитарном репертуаре.

ABSTRACT

The purpose of the article is to trace the history of the origin and evolution of fantasy, an ancient genre of instrumental music, which arose in Western European musical culture and met in the works of composers of different eras and styles. Research methods – analysis and generalization of scientific sources. Fantasy was interesting to composers in those historical periods when improvisation and emotionality prevailed in musical art. The first heyday of the genre falls on the Baroque era, and the next, the most striking – on Romanticism. In the classical era the genre of fantasy partially lost it’s positions, but gained a new individual-stylistic features being included in the cycles, fused with other genres and forms. Currently, the genre is gaining popularity with new styles in jazz music, original guitar repertoire.

Ключевые слова: инструментальная музыка; жанр; фантазия.

Keywords: instrumental music; genre; fantasy.

Фантазия – один из самых старинных жанров инструментальной музыки, возникший в западноевропейской музыкальной культуре и встречающийся в творчестве композиторов разных эпох и стилей. Ю. Чернявская называет фантазию одним из самых загадочных жанров в музыке, который имеет более чем четырехсотлетнюю историю, но при этом не имеет четких жанровых границ . В разные исторические В. Медушевский упоминает, что Овидий связывал понятие «фантазия» с именем бога сна Фантаза, у Платона фантазия – это одержимость, вдохновение, в эпоху Средневековья фантазия отождествлялась с гре­ховным «мечтательством», а в эпоху Ренессанса зародился сам жанр музыкальной фантазии . Таким образом, на данный момент существуют разночтения в понимании термина «фантазия».

Т. Кюрегян предлагает несколько определений данного музы­кального понятия: во-первых, «фантазия (от греческого φαντασία – воображение) жанр инструментальной (изредка вокальной) музыки, индивидуальные черты которого выражаются в отклонении от обычных для своего времени норм построения, реже – в необычном образ. В таком понимании данный термин наиболее распространен. Во‑вторых, словом «фантазия» может быть «вспомогательное опреде­ление, указывающее на некоторую свободу трактовки различных жанрот-фантазия» Ф. Шопена). В-третьих, термином «фантазия» часто называют «распространенный в XIX-XX вв. жанр инструментальной или оркестровой музыки, основанный на свободном использовании тем, заимствованных из собственных сочинений или сочинений других композиторов, а также из фольклора» (например, «Сербская фантазия» Н. Римского-Корсакова).

В XVI-XVIII веках «фантазиями» назывались произведения для клавишных инструментов (клавира, органа), которые отличались значительной свободой формы, отсутствием связи с любым тради­ционным типом композиции, подчеркнутой импровизационностью изложения. Возникновение фантазии музыковеды относят к началу XVI века. Одним из ее источников была инструментальная импро­визация. Большая часть ранних фантазий предназначена для щипковых инструментов: многочисленные фантазии для лютни и виуэлы создавались в Италии, Испании, Германии, Франции, Англии. Обычно их отличало контрапунктическое или имитационное изложение. Эти фантазии еще не определились четко как жанр, так как были близки каприччио, токкате, канцоне, ричеркару, в результате чего не всегда даже можно определить, почему та или иная пьеса названа именно фантазией.

Расцвет фантазии в XVII веке связан с органной музыкой. Фантналь­ной и темпераментной импровизации. Нередко фантазия воплощает мастерскую полифоническую технику композиторов того времени, например «Хроматическая фантазия» Я. Свелинка, которая сочетает черты фуги, ричеркара и полифонических вариаций. В эту эпоху фантазии сочиняются в вариационных формах (И. Фробергер), рондо (И. Кригер), или состоят из нескольких контрастных разделов (Дж. Купер, У. Бёрд). В XVII веке фантазии стали очень популярными в Англии, например, к ним обращается Г. Пёрселл («Фантазия на один звук»). Композиторы-вирджиналисты Дж. Булл, В. Бёрд, А. Гиббонс и другие сближают фантазию с традиционной английской формой под названием «граунд» (). В Англии встречаются также примеры программных и непрограммных фантазий-сюит (К. Симпсон, Дж. Купер, Дж. Дженкинс и др.).

Во времена И. C. Баха за фантазией закрепляется определенная свобода развития и чередования ее разделов, обязательным становится импровизационный элемент, а содержание чаще направлено в сторону вон­ной и клавирной музыке Баха фантазии отличаются преобладанием стихийной игры и воображения над продуманным композиционным планом. Нередко фантазия у него объединяется в цикл с фугой (подобно токкате или прелюдии) и служит для подготовки и оттенения следующей пьесы, или же используется в качестве вступительной части в сюите, партите. Фантазия обычно вводит слушателя в тональную, эмоционально-образную, тематическую сферу фуги, а в других случаях – наоборот, контрастирует и художественно оттеняет ее качества. Фантазии И. Баха близки к жанру токкаты, однако, как правило, не включают развитых полифонических построений. Величайшее творение Баха в этом жанре – известная «Хроматическая фантазия и фуга» ре-минор.

Как отмечает Ю. Чернявская, в послебаховскую эпоху сложились лирико-психологическая окраска содержания, тесное взаимодействие с другими жанрами . В основу жанра фантазии всегда положено провозглашение свободы творческого замысла, неподчине­ние любым заранее установленным правилам. Свобода эта выражается в неожиданных контрастах, наличии разомкнутых отдельных частей, избежан смену тем и образов, при этом она должна демонстрировать богатство творческого воображения композитора. В. Медушевский определяет жанр фантазии как «искусство комбинирования образов» .

Степень творческой свободы может простираться от полной импровизации (в старинных органных и клавирных фантазиях) – до оригинальных, но четко продуманных форм. Понятия импровиза­ционности и спонтанности тесно связаны с принципом свободы в жанре фантазии. Но это не означает, что фантазия всегда импрови­зировалась композитором в ходе музицирования: она могла быть и продум связывает жанр фантазии с импровизационностью, которая «считалась в то время чем-то вроде таинства, признаком истинного божественного дара. в исполнителя прежде характеризуется уникальностью. Творческому озарее XVІІІ-XIX вв. мы имеем возможность наблюдать многочисленные издания сборников различных прелюдий, каденций, каприччио, которые предназначались для учеников и дилетантов, не владеющих искусством импровизации» .

В любом случае, во все музыкально-исторические эпохи для этого жанра важен акцент на свободе формы и отклонении от устоявшихся канонов и норм. Разные эпохи по-своему трактовали «свободу» в жанре фантазии. Если в первых образцах XVI века она выражалась в независимости от cantus firmus (неизменного основного голоса в строгой полифонической технике), то в эпоху раннего Барокко фантазии была «свободна» от других жанров – танцевальных, песенных, духовных. К окончанию века Барокко свобода фантазии проявляется в том, что она почти всегда строилась как чередование контрастных, резко различных типов фактуры, характера, манеры игры, а ее форма была импровизационной, прихотливой и никогда не зависела от словесного текста. То есть, утвердилась исключительно инструментальная природа жанра. Фантазия с ее импровизацион­но сольного инструмента, и в большинстве своем фантазии – это сольные инструментальные произведения. Кроме того, именно в этот период была заложена традиция написания фантазий для того инструмента, которым композитор владел в совершенстве и мог виртуозно продемонстрировать все его возможности. Поэтому еще одной важной особенностью жанра фантазии является ее виртуозность (под вирту­озностью понимается высшая степень владения исполнительским мастерством).

В эпоху галантного стиля (начало и середина XVIII века) жанр фантазии практически не интересен композиторам, он вытесняется более четкими и филигранными формами. В качестве немногочисленных примеров можно привести «Три дюжины фантазий для клавесина» Г. Телемана, фантазии В. Ф. Баха. Для них характерна полная метри­ческая свобода, отсутствие тактов, частая смена темпов, изменчивая гармония и тональный план.

В период Классицизма в западноевропейской музыке фантазии продолжали свое развитие, хотя в целом можно отметить, что компо­зиторы не часто обращаются к этому жанру. Ю. Чернявская объясняет это пе и стремлением к четкости, строгости канона в эту эпоху . Фантазия характера, но одновременно внедрялась в более крупные классические циклы. Й. Гайдн ввел фантазию в квартет (Ор.76, № 6, 2 часть). Лирические фантазии В. Моцарта свидетельствуют о романтической трактовке жанра, они близки раннеклассическому стилю Ф. Э. Баха. В. Моцарт вводит в фантазию более развитые мелодические разделы, которые выполняют функцию основных тем-образов, а традиционные импровизационные разделы у него имеют вводный или связующий характер. Л. Бетховен объединил принципы построения сонаты и подзаголовок «Sonata quasi una Fantasia» (а также в Сонате № 13). Он привнес в этот жанр идею симфонического развития, виртуозные ть.

Интересно отметить, что в период Классицизма форма фантазии несколько отступила от импровизационности и часто напоминала классические формы. Так, например, фантазия Й. Гайдна C-dur № 4 напоминает рондо-сонату с разработкой и зеркальной репризой. Фантазия В. Моцарта c-moll op.11 основана на чередовании устой­чивых и неустойчивых разделов и имеет черты концентрической формы. Фантазия Л. Бетховена ор.80 написана в вариационной форме. Единтра­нилась в эпоху Классицизма, но практически никогда не имела черт какой-либо классической формы – это каденция солиста в инстру­ментальном концерте. К. Черни впервые отметил сходство этих двух форм – фантазии и каденции, хотя по сути каденция не имеет статуса полноценной самостоятельной формы, так как не может исполняться отдельно от произведения, к которому она написана. Но виртуозность, импровизационность и пианистическое мастерство действительно сближают эти две формы.

В романтический период истории музыкального искусства фантазия переживает подлинный расцвет, ни один из крупных композиторов не обходит его своим вниманием. В. Медушевский пишет, что фантазия «растекается по другим жанрам» – то есть сам принцип свободы, импровизационности, фантазийности проникает во все формы и жанры музыки. Ранний Романтизм по сути продолжил идею Л. Бетховена о «сонате-фантазии», в которой сочетаются черты сонатной формы со свободой изложения. Кроме того, именно в это время повышается интерес к фантазиям типа парафраз – то есть написанных на популярные темы из опер. Самым известным композитором, кто писал подобные фантазии, является Ф. Лист, благодаря которому данный жанр стал не просто банальным переложением вокальной темы для фортепиано, а начал вмещать серьезные тематические трансформации и драматургические конфликты (например, фантазия «Дон Жуан» на темы В. Моцарта). Композиторы XIX века обогатили фантазию многими качествами романтического мышления, углубив проявлявшиеся в этом жанре и прежде черты программности. На первый план выходит виртуозность как обязательное качество фантазии, во многом потому, что Романтизм – это эпоха солистов-виртуозов.

В XIX веке можно выделить отдельную ветвь в развитии жанра фантазии – в русской музыке, которая к этому времени сформировала свою профессиональную композиторскую школу. Отечественные компо­зиторы выводят фантазию за пределы инструментальной сферы. В вокальной музыке несколько фантазий пишет М. Глинка – это романсы «Венецианская ночь», «Ночной смотр». Кроме того, в творчестве русских композиторов сложилась новая разновидность жанра – симфоническая фантазия, в которой часто преобладают нацио­нальные истоки тематизма и фантастические образы: С. Рахманинов написал фантазию «Утёс», А. Глазунов – фантазии «Лес» и «Море», А. Даргомыжский – фантазию «Баба-Яга», М. Мусоргский – знаменитую «Ночь на Лысой горе». Лирико-драматические симфонические фантазии принадлежат П. Чайковскому: «Буря», «Франческа да Римини», «Ромео и Джульетта».

В позднеромантический период интерес к фантазии в западно­европейской музыке начинает угасать, а в культуре первой половины ХХ века данный жанр и вовсе редко встречается. Музыка ХХ века отличается особой рациональностью, сложностью, глубиной концепций, поэтому стихийность и импровизационность фантазии стала не актуальной. Пьесы с таким названием обычно писали композиторы, работающие в полифоническом стиле или посвящающие свои произведения великим мастерам эпохи Барокко. Например, полифонист М. Регер написал «Хоральные фантазии» для органа, П. Хиндемит – «Контрапунктическую фантазию» для фортепиано, Ф. Фортнер – Фантазию на тему-монограмму Баха BACH.

К концу ХХ столетия жанр снова стал завоевывать популярность, особенно в новых стилях – например, в джазовой музыке, ориги­нальном гитарном репертуаре и т. д. Однако само название «фантазия» стало более размытым, оно может принадлежать совершенно разным сочинениям, так как в современной музыке наблюдается полная свобода выразительных средств и композиционных форм – а значит, определение фантазии как нарушения традиционных норм потеряло свой смысл. Ю. Чернявская связывает это «с тенденцией отказа от большого количества традиционных музыкальных терминов и жанровых обозначений. Важно учитывать, что соотношение понятий канона и его нарушений (или принципа фантазийности) неоднозначно в XX веке. Так, систематическое уклонение от канона во многих направлениях искусства столетия становится «новым каноном» … Фантазия как идея продолжает существовать в различных видах искусства XX века. Эта идея отразилась «эхом» в сфере фантастики, широко распространенной в искусстве XX и XXI веков: кино, литературе и живописи» .

Список литературы:

  1. Кюрегян Т.С. Фантазия / Т.С. Кюрегян // Музыкальная энциклопедия в 6‑ти т. / под ред. Ю.В. Келдыша. – М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1981. – Т. 5. – С. 767-771.
  2. Ляхина Т.В. О некоторых особенностях произведений на заимство­ванные темы в творчестве виртуозов XIX века / Т.В. Ляхина // Вестник СпбГУКИ, 2014. – № 1 (18). – С. 133-137.
  3. Медушевский В.В. Фантазия в культуре и музыке / В.В. Медушевский // Музыка, Культура, Человек / Под ред. М. Мугинштейна. – Свердловск, 1991. – С. 44-51.
  4. Чернявская Ю.Г. Фантазийные сочинения Роберта Шумана к истории и теории жанра фантазии: автореф. дис… канд. иск.: 17.00.02 / Ю.Г. Чернявская. – М., 2017. – 24 с.

от греч. pantaoia - воображение; лат. и итал. fantasia, нем. Fantasie, франц. fantaisie, англ. fancy, fansy, phancy, fantasy

1) Жанр инструментальной (изредка вокальной) музыки, индивидуальные черты к-рого выражаются в отклонении от обычных для своего времени норм построения, реже - в необычном образном наполнении традиц. композиц. схемы. Представления о Ф. были разными в разные муз.-историч. эпохи, однако во все времена границы жанра оставались нечёткими: в 16-17 вв. Ф. смыкается с ричеркаром, токкатой, во 2-й пол. 18 в. - с сонатой, в 19 в. - с поэмой и т. д. Ф. всегда связана с распространёнными в данное время жанрами и формами. Вместе с тем произв., называемое Ф., представляет собой необычную комбинацию обычных для данной эпохи "слагаемых" (структурных, содержательных). Степень распространения и свобода жанра Ф. зависят от выработанности муз. форм в данную эпоху: периоды упорядоченного, в том или ином отношении строгого стиля (16 - нач. 17 вв., иск-во барокко 1-й пол. 18 в.), отмечены "пышным цветением" Ф.; напротив, расшатывание устоявшихся "твёрдых" форм (романтизм) и особенно появление новых форм (20 в.) сопровождаются сокращением числа Ф. и усилением их структурной организованности. Эволюция жанра Ф. неотделима от развития инструментализма в целом: периодизация истории Ф. совпадает с общей периодизацией зап.-европ. муз. иск-ва. Ф. относится к числу самых старинных жанров инстр. музыки, но, в отличие от большинства ранних инстр. жанров, сложившихся в связи с поэтич. речью и танц. движениями (канцона, сюита), Ф. базируется на собственно-муз. закономерностях. Возникновение Ф. относится к нач. 16 в. Одним из её истоков была импровизация. Б. ч. ранних Ф. предназначена для щипковых инструментов: многочисл. Ф. для лютни и виуэлы создавались в Италии (Ф. да Милано, 1547), Испании (Л. Милан, 1535; М. де Фуэнльяна, 1554), Германии (С. Каргель), Франции (А. Риппе), Англии (Т. Морли). Ф. для клавира и органа встречались значительно реже (Ф. в "Органной табулатуре" X. Коттера, "Fantasia allegre" А. Габриели). Обычно их отличает контрапунктическое, часто последовательно имитац. изложение; эти Ф. настолько близки каприччо, токкате, тьенто, канцоне, что не всегда можно определить, почему пьеса названа именно Ф. (напр., приводимая ниже Ф. напоминает ричеркар). Название в данном случае объясняется обычаем именовать Ф. импровизируемый или свободно построенный ричеркар (так же назывались переложения вок. мотетов, варьированные в инстр. духе).

Ф. да Милано. Фантазия для лютни.

В 16 в. нередки также Ф., в к-рых свободное обращение с голосами (связанное, в частности, с особенностями голосоведения на щипковых инструментах) приводит фактически к аккордовому складу с пассажеобразным изложением.

Л. Милан. Фантазия для виуэлы.

В 17 в. Ф. становится очень популярной в Англии. К ней обращается Г. Пёрселл (напр., "Фантазия на один звук"); Дж. Булл, У. Бёрд, О. Гиббонс и др. вёрджинелисты сближают Ф. с традиц. англ. формой - граундом (показательно, что вариант его названия - fancy - совпадает с одним из названий Ф.). Расцвет Ф. в 17 в. связан с орг. музыкой. Ф. у Дж. Фрескобальди представляют собой образец пылкой, темпераментной импровизации; "Хроматическая фантазия" амстердамского мастера Я. Свелинка (сочетает черты простой и сложной фуги, ричеркара, полифонич. вариаций) свидетельствует о зарождении монументального инстр. стиля; в той же традиции работал С. Шейдт, к-рый называл Ф. контрапунктич. обработки хорала и хоральные вариации. Труд этих органистов и клавесинистов подготовил великие достижения И. С. Баха. В это время определяется отношение к Ф. как к произведению приподнятого, возбуждённого или драматич. характера с типичной свободой чередования и развития или причудливостью смен муз. образов; становится почти обязательным импровизац. элемент, создающий впечатление непосредственного высказывания, преобладания стихийной игры воображения над обдуманным композиционным планом. В органном и клавирном творчестве Баха Ф. - самый патетичный и самый романтич. жанр. Ф. у Баха (как у Д. Букстехуде и Г. Ф. Телемана, использующего в Ф. принцип da capo) либо объединяется в цикле с фугой, где подобно токкате или прелюдии служит для подготовки и оттенения следующей пьесы (Ф. и фуга для органа g-moll, BWV 542), либо используется в качестве вступит. части в сюите (для скрипки и клавира A-dur, BWV 1025), партите (для клавира a-moll, BWV 827), либо, наконец, существует как самостоят. произв. (Ф. для органа G-dur BWV 572). У Баха строгость организации не противоречит принципу свободной Ф. Напр., в "Хроматической фантазии и фуге" свобода изложения выражается в смелом объединении разных жанровых признаков - орг. импровизац. фактуры, речитатива и фигурационной обработки хорала. Все разделы скрепляются логикой движения тональностей от T к D с последующей остановкой на S и возвращением в T (т. о., на Ф. распространён принцип старинной двухчастной формы). Подобная картина характерна и для др. фантазий Баха; хотя они часто насыщены имитациями, главной формующей силой в них оказывается гармония. Ладогармонич. каркас формы может выявляться через гигантские орг. пункты, поддерживающие тоники ведущих тональностей.

Особую разновидность баховских Ф. составляют нек-рые хоральные обработки (напр.. "Fantasia super: Komm, heiliger Geist, Herre Gott", BWV 651), принципы развития в к-рых не нарушают традиций хорального жанра. Предельно свободная трактовка отличает импровизационные, часто нетактированные фантазии Ф. Э. Баха. Согласно его высказываниям (в кн. "Опыт правильного способа игры на клавире", 1753-62), "фантазию называют свободной, когда в неё вовлечено больше тональностей, чем в пьесу, сочинённую или импровизируемую в строгом метре... Свободная фантазия содержит различные гармонические пассажи, которые могут исполняться как ломаными аккордами, так и всеми видами различных фигурации... Бестактовая свободная фантазия великолепно подходит для выражения эмоций".

Смятенно-лирич. фантазии В. А. Моцарта (клавирная Ф. d-moll, K.-V. 397) свидетельствуют о романтич. трактовке жанра. Они в новых условиях выполняют свою давнюю функцию вступит. пьесы (но уже не к фуге, а к сонате: Ф. и соната c-moll, K.-V. 475, 457), воссоздают принцип чередования гомофонного и полифонич. изложений (орг. Ф. f-moll, K.-V. 608; схема: А В А1 С A2 B1 A3, где В - фугированные разделы, С - вариации). И. Гайдн ввёл Ф. в квартет (ор. 76 No 6, ч. 2). Л. Бетховен закрепил союз сонаты и Ф. созданием знаменитой 14-й сонаты ор. 27 No 2 - "Sonata quasi una Fantasia" и снабжённой той же пометкой 13-й сонаты ор. 27 No 1. Он привнёс в Ф. идею симф. развития, виртуозные качества инстр. концерта, монументальность оратории: в Ф. для фп., хора и оркестра c-moll op. 80 как гимн иск-ву прозвучала (в C-dur"ной центр. части, написанной в форме вариаций) тема, позднее использованная в качестве "темы радости" в финале 9-й симфонии.

Романтики, напр. Ф. Шуберт (ряд Ф. для фп. в 2 и 4 руки, Ф. для скрипки и фп. ор. 159), Ф. Мендельсон (Ф. для фп. ор. 28), Ф. Лист (орг. и фп. Ф.) и др., обогатили Ф. многими типическими качествами, углубив проявлявшиеся в этом жанре и прежде черты программности (Р. Шуман, Ф. для фп. C-dur op. 17). Показательно, однако, что "романтич. свобода", характерная для форм 19 в., в наименьшей степени касается Ф. В ней используются распространённые формы - сонатная (А. Н. Скрябин, Ф. для фп. h-moll op. 28; С. Франк, орг. Ф. A-dur), сонатного цикла (Шуман, Ф. для фп. C-dur op. 17). В целом для Ф. 19 в. характерно, с одной стороны, слияние со свободными и смешанными формами (в т. ч. с поэмами), с другой - с рапсодиями. Мн. сочинения, не носящие названия Ф., в сущности являются ими (С. Франк, "Прелюдия, хорал и фуга", "Прелюдия, ария и финал"). Рус. композиторы вводят Ф. в сферу вок. (М. И. Глинка, "Венецианская ночь", "Ночной смотр") и симф. музыки: в их творчестве сложилась специфич. орк. разновидность жанра - симфоническая фантазия (С. В. Рахманинов, "Утёс", ор. 7; А. К. Глазунов, "Лес", ор. 19, "Море", ор. 28, и др.). Они придают Ф. то отчётливо рус. характер (М. П. Мусоргский, "Ночь на Лысой горе", форма к-рой, по словам автора, "российска и самобытна"), то излюбленный восточный (М. А. Балакирев, восточная Ф. "Исламей" для фп.), то фантастический (А. С. Даргомыжский, "Баба-Яга" для оркестра) колорит; наделяют её философски значимыми сюжетами (П. И. Чайковский, "Буря", Ф. для оркестра по одноим. драме У. Шекспира, ор. 18; "Франческа да Римини", Ф. для оркестра на сюжет 1-й песни Ада из "Божественной комедии" Данте, ор. 32).

В 20 в. Ф. как самостоят. жанр встречается редко (М. Регер, "Хоральные Ф." для органа; О. Респиги, Ф. для фп. с оркестром, 1907; Дж. Ф. Малипьеро, "Фантазия каждого дня" для оркестра, 1951; О. Мессиан, Ф. для скрипки и фп.; М. Тедеско, Ф. для 6-струн. гитары и фп.; А. Копленд, Ф. для фп.; А. Хованесс, Ф. из сюиты для фп. "Шалимар"; Н. И. Пейко, "Концертная Ф." для валторны и камерного оркестра и др.). Порой в Ф. проявляются неоклассицистские тенденции (Ф. Бузони, "Контрапунктическая Ф."; П. Хиндемит, сонаты для альта и фп. - in F, 1-я часть, in С., 3-я часть; К. Караев, соната для скрипки и фп., финал; Ю. Юзелюнас, концерт для органа, 1-я часть). В ряде случаев в Ф. используются новые композиц. средства 20 в. - додекафония (А. Шёнберг, Ф. для скрипки и фп.; Ф. Фортнер, Ф. на тему "BACH" для 2 фп., 9 солирующих инструментов и оркестра), сонорно-алеаторич. приёмы (С. М. Слонимский, "Колористическая Ф." для фп.).

Во 2-й пол. 20 в. один из важных жанровых признаков Ф. - создание индивидуальной, импровизационно-непосредственной (часто с тенденцией к сквозному развитию) формы - характерен для музыки любых жанров, и в этом смысле многие новейшие сочинения (напр., 4-я и 5-я фп. сонаты Б. И. Тищенко) смыкаются с Ф.

2) Вспомогат. определение, указывающее на нек-рую свободу трактовки разл. жанров: вальс-Ф. (М. И. Глинка), экспромт-Ф., полонез-Ф. (Ф. Шопен, ор. 66,61), соната-Ф. (А. Н. Скрябин, ор. 19), увертюра-Ф. (П. И. Чайковский, "Ромео и Джульетта"), Ф.-квартет (Б. Бриттен, "Fantasy quartet" для гобоя и струн. трио), речитатив-Ф. (С. Франк, соната для скрипки и фп., часть 3), Ф.-бурлеска (О. Мессиан) и др.

3) Распространённый в 19-20 вв. жанр инстр. или орк. музыки, основанный на свободном использовании тем, заимствованных из собственных сочинений или из сочинений др. композиторов, а также из фольклора (или же написанных в характере народных). В зависимости от степени творч. переработки тем Ф. либо образует новое художественное целое и тогда приближается к парафразе, рапсодии (многочисл. фантазии Листа, "Сербская Ф." для оркестра Римского-Корсакова, "Ф. на темы Рябинина" для фп. с оркестром Аренского, "Кинематографическая Ф." на темы муз. фарса "Бык на крыше" для скрипки с оркестром Мийо и др.), либо представляет собой простой "монтаж" тем и отрывков, подобный попурри (Ф. на темы классич. оперетт, Ф. на темы песен популярных композиторов и т. д.).

4) Фантазия творческая (нем. Phantasie, Fantasie) - способность человеческого сознания к представлению (внутр. видению, слышанию) явлений действительности, облик к-рых исторически определён обществ. опытом и деятельностью человечества, и к мысленному созданию путём комбинирования и переработки этих представлений (на всех уровнях психики, включая рациональное и подсознательное начало) художеств. образов. Принятое в сов. науке (психологии, эстетике) понимание природы творч. Ф. основывается на марксистском положении об историч. и обществ. обусловленности человеческого сознания и на ленинской теории отражения. В 20 в. существуют и др. взгляды на природу творч. Ф., к-рые отражены в учениях З. Фрейда, К. Г. Юнга и Г. Маркузе.

Литература: 1) Кузнецов К. A., Музыкально-исторические портреты, М., 1937; Мазель Л., Фантазия f-moll Шопена. Опыт анализа, М., 1937, то же, в его кн.: Исследования о Шопене, М., 1971; Берков В. О., Хроматическая фантазия Я. Свелинка. Из истории гармонии, М., 1972; Микшеева Г., Симфонические фантазии А. Даргомыжского, в кн.: Из истории русской и советской музыки, вып. 3, М., 1978; Протопопов В. В., Очерки из истории инструментальных форм XVI - начала XIX века, М., 1979.



Загрузка...

Реклама