emou.ru

Джованни пизано работы. Романский и готический стили в искусстве средневековой европы, важнейшие памятники архитектуры. Дуччо ди Буонинсенья

Он стал гораздо более известным скульптором, чем его отец. Стиль Джованни Пизано отличается большей свободой и динамичностью, он показывает фигуры в движении и использует различные средства драматизации, его скульптурам присущи резкие повороты и угловатые очертания.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Никколо Пизано, кафедра пизанского баптистерия. Джованни Пизано, "Избиение младенцев", кафедра церкв

    ✪ Андреа Пизано. Рельефы Кампанилы во Флоренции

    ✪ Джотто, Капелла дель Арена (Скровеньи), Падуя, ок. 1305 (Часть 1 из 4)

    Субтитры

    Мы смотрим на баптистерий в Пизе, здание, заложенное в середине XII в. Оно расположено в одном из известных мест, которое вы могли видеть. Здесь же стоит падающая Пизанская башня. Да, именно. Знаменитая Пизанская башня на самом деле - колокольня собора. Это здание, баптистерий, стоит перед собором. Так обычно и располагались здания в итальянских городах Позднего Средневековья. Собор с баптистерием перед ним означает некий религиозный и гражданский центр города. Например, мы видим то же самое в Флоренции. Да. И здесь мы видим ту же схему расположения. Баптистерии были особенно важными зданиями. Именно здесь крестили детей. Это имело огромное значение в этих городах, где жизнь определялась христианской верой и обрядами. А здесь, в этом месте, каждого человека через обряд крещения вводили в христианское сообщество города. Поэтому понятно, почему правительство города активно украшало именно это место. Обычно эти места были очень богато украшены, за ними ухаживали, относились с большим вниманием. Это было важно для таких городов. Отлично, давайте зайдём. С архитектурной точки зрения это Средневековье, верно? Зайдя внутрь, мы видим... Внутри мы видим то, что предвосхищает радикальные изменения, в чём-то даже революционные. Это видно при взгляде на конструкцию внутри баптистерия. Это кафедра авторства Никколо Пизано в баптистерии Пизы, законченном примерно к 1260 году. Именно на кафедре стоял священник во время проповеди. Да. Нужно было подняться на кафедру, и эти рельефы - по сути невысокая стенка. Здесь орёл поддерживает небольшую полку, куда можно положить книгу или другой текст для чтения проповеди священником. Так что все могли его видеть и слышать. Мы видим разноцветные колонны с капителями. Над капителями изображены добродетели. А выше здесь мы видим другие рельефы, сюжетные рельефы, показывающие эпизоды из жизни Христа. Они разделены маленькими колоннами. Хочу обратить ваше внимание на очень интересную фигуру Стойкости. Это одна из добродетелей. Одна из добродетелей на капители, под рельефами. Это стойкость, сила. Мы видим аллегорическую фигуру, представляющую эту добродетель - стойкость. Эта фигура очень интересна, она отражает изменения, открывает новую тенденцию. На самом деле, она уже не похожа на средневековую скульптуру. Именно. Не слишком похоже на романский стиль. Это определённо и не готический стиль. Но что это такое? Очень сильное влияние античной классики, с точки зрения внешнего вида и значения. Конечно, мускулистая атлетическая фигура - логичное представление стойкости и силы. Дальше можно предположить, кого представляет эта фигура: на его левую руку намотана львиная шкура, а на правом плече он держит львёнка. Это позволяет нам узнать в этой обнажённой атлетической, мускулистой фигуре Геракла, или Геркулеса, греческого и римского мифологического персонажа, полубога, известного за свою силу. В одно и то же время это античный персонаж, изображённый в античном стиле, и символ христианской добродетели. Правильно. Это христианская добродетель силы и стойкости, воплощённая в античном герое Геракле. Соответственно, значение у неё античное. Как вы сказали, он и выглядит в античном стиле. Удивительно. Возможно, проще всего это увидеть в сравнении с настоящей античной скульптурой. Здесь мы видим изображение Стойкости авторства Никколо Пизано в сравнении с «Диадуменом» - античной скульптурой, вероятно созданной Поликлетом, её мраморной версией. Можно видеть, в чём Никколо Пизано явно подражал античной скульптуре, существовавшей за века до него. Какие элементы копировал, как она повлияла на его работу? Сходство поразительно. Они оба стоят в контрапосте. Да. Они выглядят очень расслабленно и естественно в своих позах. Очень много внимания уделяется анатомии человека, мышцам тела, своего рода натурализму тела. Да. Корпус несколько скручен, смотрит в разных направлениях. Бёдра повёрнуты. Плечи повёрнуты. Здесь есть натурализм в этом внимании к мускулатуре, к положению корпуса. И обратите внимание: скульптура Никколо Пизано хотя и соединена с кафедрой, по сути она существует отдельно. Ощущение, что он может сойти с кафедры. Именно. Мы видим здесь античную с виду фигуру, и тема тоже характерна для античности, потому что здесь действительно изображён Геракл. Это очень важно, потому что на протяжении Средних веков до этого самого момента можно иногда встретить фигуры, в которых иногда угадывается влияние античности. Но обычно они сильно отличаются по смыслу от любого античного значения. Это один из первых в этом периоде примеров некоего воссоединения античной формы с античным значением, хотя в конечном итоге это изображение христианской добродетели на очень христианском объекте внутри крайне христианского здания. Здесь мы видим растущий интерес, своего рода влияние и открытие античной классики заново в разных формах. Верно. В подтверждение давайте сравним какую-нибудь готическую скульптуру с античной. Вот примеры скульптурной готики. С западного входа в Шартрский собор, который был основан в середине XII в., примерно в то же время, когда строился баптистерий в Пизе, когда создавались эти скульптуры; немного раньше создания кафедры Никколо Пизано. И далеко отсюда, в Париже. Да, далеко. Мы покажем разные школы скульптуры, существовавшие примерно в одно и то же время. Возможно, вы знаете, что для готики характерны очень статичные, вытянутые, стилизованные фигуры, намеренно далёкие от любого натурализма, с повторяющимися складками тканей, с лицами без индивидуальности, с одинаковыми жестами. Это фигуры, не существующие отдельно от фона. Их пропорции и их внешний вид диктуются готической конструкцией, которую они украшают. Посмотрите на их ноги. Они просто не могут стоять. Не похоже, чтобы они стояли на чём-то, чтобы они с какой-то степенью достоверности взаимодействовали с миром вокруг них. Не контрапост. Не контрапост. По сравнению с фигурой Никколо Пизано это другая эпоха. Видно, как решительно он отходит от подобной готической традиции и от других традиций средневекового романского стиля. Посмотрим на верхнюю часть кафедры, можно видеть нашего друга. Стойкость, вот здесь. Эти рельефы, как мы сказали, представляют сюжеты или моменты жизни и смерти Христа. Например, в этой сцене выше и правее Стойкости показаны Дары Волхвов, трёх царей, пришедших поклониться новорожденному Христу и Деве Марии, вот она сидит в кресле. Здесь мы видим античную эстетику, отход от романского и готического стилей, которые тоже заметны в этих рельефах. Безусловно. Монументальные, тяжёлые фигуры... Крупные складки тканей. Очень тяжёлые, в чём-то натуралистичные складки тканей, которые создают... Отличаются от линий драпировок в готике. Есть некоторые повторы. Есть и некоторая стилизация. Но можно видеть, что это определённо отход от этих стилей под сильным влиянием античной классики. Это неудивительно для пизанцев, которые пользовались этим объектом, видели его, когда он только был создан. Почему? Потому что у этого города очень богатое античное наследие. Пиза была основана древними римлянами. Средневековые пизанцы об этом знали. Наследие этой античной классики окружало их везде, куда ни взгляни. Их окружало множество примеров античной скульптуры. Один из примеров - саркофаг, украшенный резьбой гроб, который тогда был и сейчас остаётся в Пизе. Было очень много таких фрагментов и предметов, некоторые из них даже включили в средневековые стены и здания города, и ощущение, что античная классика создаёт фактуру и характер Пизы, было очень явным. Но её почти не замечали долгое время, а теперь открывали заново. Теперь они чувствовали, что они могут восстановить связь с этим античным наследием и историей. Конкретно этот саркофаг - особенно в связи с рельефами, на которые мы только что смотрели, важен тем, что фигуры здесь довольно крупные. Они занимают стены саркофага на всю высоту, совсем как более поздние рельефы Никколо Пизано. Этот обнажённый стоящий атлет очень, очень похож на фигуру Стойкости, так что эта фигура могла повлиять на создание той. Мы видим сидящую женщину, которая, хотя и сидит, занимает всю высоту рельефа так же, как Дева Мария в «Дарах Волхвов», на которую мы только что смотрели. Может, именно на этот пример ориентировался Никколо Пизано. Он находится очень близко - на кладбище Кампосанто, всего в нескольких метрах от Баптистерия. Здесь мы видим реальное влияние античности. Фамилия Никколо Пизано означает «пизанец», но на самом деле он не из Пизы. Вероятно, он с юга Италии, может быть, связан с двором императора Священной Римской Империи, Фредерика Второго, который интересовался античностью и покровительствовал её возрождению. Возможно, художник под влиянием этого факта биографии приходит в Пизу, видит город с богатым античным наследием, людей, открытых такого рода связям времён, и на этой почве расцветают новые формы. Логично. У Никколо был сын, его звали Джованни. Они вместе работали над рядом проектов. Около 1300 г. Джованни Пизано открывает собственную мастерскую и работает над своими проектами. Вот это один из них. Это кафедра из церкви Сант-Андрэа в Пистойе, созданная в 1301 году. Её автор Джованни Пизано. По сути структура та же. Есть цветные мраморные колонны с капителями, аллегорические фигуры на капителях под рельефами, которые образуют низкие стенки кафедры. Одно отличие сразу бросается в глаза: в углах между рельефами вместо маленьких колонн стоят фигуры. Это создаёт ощущение большей слитности и связи между отдельными рельефами, здесь они не отделены так чётко этими рамками, как мы видели в работе его отца, сорока годами ранее. Там мы видели колонны на этих местах. Хочу обратить внимание на одну деталь этой кафедры: рельеф, который мы видим наверху - «Избиение младенцев». Здесь показан эпизод из Нового Завета, когда Ирод приказал убить всех новорожденных мальчиков в Вифлееме, после того как узнал о рождении Христа. Что это новый человек, который принесёт великие изменения, не нужные Ироду и он приказывает совершить это убийство. И здесь мы видим эту очень эмоционально тяжёлую сцену, где римские солдаты убивают детей. И матери. Их матери, как мы видим здесь, пытаются защитить их или оплакивают их мёртвые тела. Или отводят глаза. Отводят глаза, убегают. Солдаты с ножами в руках, режущие младенцев. Женщины, закрывающие лица. Вот Ирод даёт приказ. В некоторых аспектах скульптуры Джованни Пизано продолжают работы его отца. Есть этот натурализм, зарождение которого мы видели раньше. Есть классицизм, особенно в некоторых других элементах кафедры. Но что более явно отличает скульптуры Джованни Пизано от начала XIV в., это, конечно, растущий интерес к передаче эмоций. Это живое, в чём-то экспрессионистское изображение чувств, которые вызывает эта ужасная сцена, на которую мы смотрим. Она захватывает зрителя. Через их жесты, их мимику. Именно. Это основной инструмент для него и других художников того периода: использование жестов и мимики, чтобы максимально выразительно рассказать историю. Конечно, это ещё один признак отхода от Средневековья, от этих невыразительных лиц готики. Особенно с точки зрения объединения таких выражений, таких эмоций с натурализмом. Потому что в готическом искусстве иногда можно встретить что-то очень страшное и яростное, но при этом очень стилизованное. Здесь мы видим своего рода натуралистичное изображение, т. е. натуралистичное с позиции физической формы, с точки зрения психологической выразительности. Интересно, что это происходит в первые годы XIV в., в то же время, когда Джотто делает абсолютно то же самое в своих картинах. Subtitles by the Amara.org community

Биография

Джованни Пизано родился в Пизе около 1245 года. В 1265-78 гг. Джованни работал вместе с отцом, и при его участии была создана кафедра для городского собора в Сиене, а также фонтан Фонте Маджоре в Перудже. Первая самостоятельная работа Пизано - скульптурная декорация фасада пизанского баптистерия (1278-84). Впервые в Тоскане монументальная скульптура была органично включена в архитектурный дизайн. Необычайная живость пизанских скульптурных изображений являет собой противоположность спокойной безмятежности скульптур его отца. Около 1270-1276 Пизано посетил Францию. В большинстве его произведений заметно влияние французской готики.

В 1285 г. Джованни приехал в Сиену , где с 1287 по 1296 гг. исполнял должность главного архитектора кафедрального собора. Полные динамики и драматизма фигуры скульптурной композиции фасада собора свидетельствуют о значительном влиянии на Пизано французской готической пластики. Из всех готических итальянских фасадов сиенский собор имеет самое роскошное скульптурное убранство. В дальнейшем, он послужил образцом при декорации готических соборов Центральной Италии. В 1299 г. Джованни возвращается в Пизу, где работает в качестве архитектора и скульптора на строительстве церковных зданий.

Одним из величайших достижений Джованни Пизано считается кафедра для церкви Сант-Андреа в Пистойе (1297-1301). Тематика украшающих кафедру рельефов также сходна с пизанскими. Однако лица персонажей более выразительны, их позы и жесты, более драматичны. Особенной экспрессией отличаются сцены «Распятие» и «Избиение младенцев». Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. Наиболее известная скульптура Мадонны находится в алтаре капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе (ок. 1305).

С 1302 по 1320 гг. Джованни Пизано работал над кафедрой, предназначавшейся для пизанского собора. После пожара 1599 г. кафедра была разобрана (на время ремонта)и восстановлена только в 1926 г. Оставшиеся «лишними» фрагменты хранятся в нескольких музеях мира. В 1313 г. Джованни начал работу над надгробием императрицы Маргариты Люксембургской в Генуе (не закончена). Последнее упоминание о Джованни Пизано относится к 1314 г., считается, что вскоре после этого он умер.

Никколо (Никола) Пизано Раньше, чем в архитектуре и живописи, новые художественные искания наметились в скульптуре, и прежде всего в пизанской школе, основателем которой был Никколо Пизано (около 1220 - между 1278 и 1284). Он родился на юге, в Апулии, но, работая в Пизе, так сроднился с городом, что получил прозвище Пизано, с которым вошёл в историю итальянского искусства.

Начальный период Пизано. Римская традиция Начальный период своей деятельности Никколо Пизано провел на юге Италии, при дворе императора Фридриха II Гогенштауфена. Именно там он соприкоснулся с римской традицией, которой подражали придворные апулийские мастера. Самое раннее из известных нам произведений Никколо, исполненное им уже в Пизе, где он основал свою школу, относится к 1200 году и свидетельствует о знакомстве мастера с образцами позднеримского античного рельефа. Кафедра пизанского баптистерия - памятник огромного значения в развитии итальянской скульптуры.

Кафедра баптистерия в Пизе. 1260 г. В 1260 году Пизано завершил в баптистерии Пизанского собора мраморную кафедру, покрытую сюжетными рельефами. Она представляет собой обособленное, самостоятельное сооружение. Из-за скученности фигур рельефов скульптурные элементы с трудом отделяются от архитектурных. Трибуна кафедры представляет собою шестиугольник, поддерживаемый снизу шестью колоннами, из которых три стоят на спинах львов, седьмая же, подпирающая середину трибуны, - на группе из трех человеческих фигур (еретика, грешника и некрещеного), грифа, собаки и льва, держащих между передними лапами баранью и бычью головы и сову.

Кафедра баптистерия в Пизе. 1260 г. Капители угловых колонн соединены между собою арками. На угловых полях, образуемых этими арками, изваяны пророки и евангелисты, на самих же капителях поставлены аллегорические фигуры шести добродетелей. Бока трибуны украшены пятью рельефами, изображающими: Благовещение, Рождество Христово, Поклонение волхвов, Принесение Младенца Христа во храм. Распятие и Страшный суд.

Кафедра баптистерия в Пизе открыла собой новую эпоху в истории итальянской и западноевропейской скульптуры. Подобные кафедры, на которые поднимались по лестнице священники, чтобы произнести проповедь, были очень распространены в итальянских церквах со времен Средневековья, были характерной деталью церковных интерьеров. Иногда они представляли собой подобие балконов, украшавших одну из стен, но большей частью выглядели как отдельные, опирающиеся на каменные столбы сооружения, обычно прямоугольной формы. Итальянские кафедры богато украшались скульптурой. На балюстрадах помещались рельефы на сюжеты из истории Христа, между которыми ставились фигуры предшественников христианства – ветхозаветных пророков и сивилл, а подножием для опорных колонн служили фигуры животных или скорченных человечков – символ поверженных пороков и зла. Эта старинная символика, в основе которой лежит мысль об искупительной жертве Христа, сохранена и в кафедре Никколо Пизано. И вместе с тем его рельефы производят совершенно иное впечатление, чем работы его предшественников. В рельефах Никколо Пизано, прежде всего, поражает их земной, светский характер. Кажется, что здесь представлены не чудеса евангельской легенды, а земные события, в которых действующими лицами являются римские патриции и матроны.

Рельефы кафедры. Сюжеты Не сразу можно разобрать, что изображено на рельефах, поскольку Пизано, следуя средневековой традиции, объединил в одной композиции несколько сюжетов. В левом углу он изобразил Благовещение, в центральной части - Рождество Христово: Мария приподнимается на ложе, две служанки омывают младенца, а Святой Иосиф показан сидящим слева внизу. Вначале может показаться, что на эту группу надвигается стадо овец, но на самом деле оно относится к третьему эпизоду - Поклонение пастухов, где снова можно увидеть младенца Христа, на сей раз лежащим в яслях.

Рельефы кафедры. Аллегоризм Вся композиция основана на идеальной иерархии, господстве духовных сил - аллегории добродетелей и пророки, над языческими символами и природными силами - львы, откуда прямой путь ведет к божественному откровению, отождествляемому с земной жизнью Христа и приводящему в конечном счете к Страшному суду. В ходе развития этой мысли каждый образ приобретает сложное значение.

Аллегория Силы. Рельеф кафедры баптистерия в Пизе. 1260. Мрамор. Оттенок духовной озаренности определяет облик стоящих в углах трехлопастных арок аллегорических фигур – в том числе и самой известной из них – аллегории Силы, предстающей в облике обнаженного Геркулеса.

Аллегория Любви. Рельеф кафедры баптистерия в Пизе. Несмотря на факт сохранения в данных рельефах разновидностей характерных для византийского искусства, общая выдержанность и характер требовательного барельефного стиля говорят об ознаменовании возрождения пластики античности.

Баптистерий (крещальня) в Пизе Между 1260 и 1264 годами он завершил строительство купола баптистерия в Пизе, который был начат архитектором Диотисальви. Пизано увеличил высоту баптистерия и увенчал его системой из двух куполов: на вершине полусферического купола разместил небольшой в форме усечённого конуса.

Баптистерий в Пизе. Рельефы Фасад баптистерия декорировал скульптурами сын Никколо – Джованни Пизано в 1277 – 1284 годах.

Особенности творческой манеры Никколо Пизано Классическая манера, проявившаяся в данном произведении, не исчезает, а появляется и в других произведениях Пизано, но в более мягкой форме. Примером служит рельеф саркофага св. Доминика (церковь C. Domenico, Болонье) и кафедра сиенского собора, исполненной в 1266 году при участии его сына Джованни. Общие мотивы прослеживаются с кафедрой пизанской крестильницы, но также существуют и отличия, заключающиеся в большей степени роскоши орнаментации, а также прибавляются ещё две сцены из жизни Спасителя: «Бегство в Египет» и «Избиение младенцев» . Реалистичность исполнения пафоса и движения характеризуют произведения скульптора. Главная заслуга Пизано состоит в том, что он отказался от византийского веяния в архитектуре в пользу античности.

Особенности творческой манеры Никколо Пизано Возможно, в юности Никколо Пизано испытал влияние классицизирующего позднероманского искусства Южной Италии. Во всяком случае, влияние античности заметно сказывается в его произведениях, в особенности в ранний период творчества. Но в отличие от своих южноитальянских предшественников, Никколо не только подражает античным памятникам, используя отдельные приемы древних мастеров. Значение его искусства состоит в том, что он отходит от средневекового аскетизма, вносит в изображение черты чувственной земной красоты, придает материальность и телесность формам. Отмеченные печатью яркой творческой индивидуальности, его произведения резко выделяются на фоне позднероманской пластики Италии. Никколо Пизано работал в Пизе (1260 г.), Сиене (1265– 1268 гг.), Перудже (1278 г.).

Кафедра собора в Сиене С 1265 по 1269 Никколо Пизано создал аналогичную, но большего размера восьмиугольную кафедру для Сиенского собора при помощи своего сына Джованни Пизано и ученика Арнольдо Донато ди Камбио. Рельефы этой кафедры содержат большее количество фигур, движения которых кажутся более взволнованными и экспрессивными. Здесь заметно сильное влияние искусства французской готики; художник, вероятно, бывал во Франции. Здесь влияние античности в значительной мере вытеснено воздействием готики. Эта эволюция художника закономерна, но его реформа оказалась преждевременной, его начинания не имели непосредственного продолжения в итальянской скульптуре.

Джованни Пизано (около 1245 -1250 - после 1314), скульптор и архитектор, сын и ученик Никколо Пизано, около 1270 -1276 работал, видимо, во Франции, испытал влияние французской готической пластики. Скульптурным работам Джованни Пизано (статуи на фасаде сиенского собора, 1284 -1299, кафедра церкви Сант-Андреа в Пистое, окончена в 1301), проникнутым страстной эмоциональной напряженностью, присуще сочетание проторенессансных пластических исканий с готической изломанностью контуров. Его архитектурное творчество (нижняя часть фасада сиенского собора, 1284 -1299) развивалось в русле готики.

Апокалипсический Христос (Христос на Страшном суде) Рельеф кафедры собора в Сиене. 1265- 68. Мрамор. Дуомо, Сиена

Гробница Св. Доминика. Болонье В те же годы вместе с Фра Гульельмо Никколо Пизано создал гробницу св. Доминика для одноименной церкви в Болонье (1264 -1267).

Базилика Сан-Доменико В 1264 году Никколо был заказан ковчег для мощей святого Доминика в болонской базилике Сан-Доменико. Пизано, безусловно, разработал проект ковчега, но вклад Никколо в воплощение замысла в материале был, вероятно, минимален.

Рака Св. Доминика. Н. Пизано Niccolò dell"Arca. Пьета (Арка ди Сан Доменико)

Фонтан Маджоре - Перуджа, Умбрия. Никколо и Джованни Пизано Последней работой мастера Никколо стал фонтан для украшения соборной площади в Перудже (1278), в создании которого участвовал и его сын Джованни. Великий Пизано скончался примерно в 1280 году. Его главной заслугой является отказ от византийской традиции в пользу возрождения пластики античного стиля.

Кафедра Сант-Андреа в Пистойе. Дж. Пизано. 1301 -11. Одним из величайших достижений сына знаменитого отца Джованни Пизано считается кафедра для церкви Сант. Андреа в Пистойе (1297- 1301). Тематика украшающих кафедру рельефов также сходна с пизанскими. Однако лица персонажей более выразительны, их позы и жесты, более драматичны. Особенной экспрессией отличаются сцены «Распятие» и «Избиение младенцев» . Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. Наиболее известная скульптура Мадонны находится в алтаре капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе (ок. 1305).

Кафедра Сант-Андреа в Пистойе. Рельефы. Дж. Пизано Исайя (деталь). 1285 -97. Мрамор. Музей оперного дель Дуомо, Сиена Мария Моис (Мириам). 1285 -97. Мрамор. Музей оперного дель Дуомо, Сиена Платон. АР. 1280. Камень. Дуомо, Сиена Сибила. 1285 -95. Мрамор. Музей оперного дель Дуомо, Сиена Аггея. 1285 -95. Мрамор, высота: 61 см. Дуомо, Сиена

Мадонна. Дж. Пизано Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. Его скульптурам присущи резкие повороты, угловатые очертания. Вслед за французскими мастерами он обратился к образу Мадонны с Младенцем на руках, наиболее известный из них находится в алтаре капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе (ок. 1305).

Скульптуры Мадонны. Джованни Пизано Слева – направо: Мадонна и ребенок. 1305 -06. Мрамор, высота: 129 см. Капелла Скровеньи (Капелла Арена), Падуя Мадонна и ребенок. АР. 1299. Кот. Казначейства, Дуомо, Пиза Мадонна и ребенок. АР. 1280. Мрамор. Кампосанто, Пиза

Последняя работа Дж. Пизано В 1313 г. Джованни начал работу надгробием императрицы Маргариты Люксембургской в Генуе (не закончена).

Вклад в эпоху Проторенессанса Сын и ученик Никколо Пизано, один из деятелей Проторенессанса, Джованни Пизано стал гораздо более известным скульптором, чем его отец. Стиль Джованни Пизано отличается большей свободой и динамичностью, он показывает фигуры в движении и использует различные средства драматизации, его скульптурам присущи резкие повороты и угловатые очертания. Эмоциональность, неистощимую фантазию, страстность произведений Джованни Пизано невозможно объяснить только подражанием прекрасным образцам. Эти качества свидетельствуют о его богатой, пылкой натуре, об особенностях его мировосприятия. Творчество Джованни Пизано - редкий пример искусства, которое опережало своё время и протягивало нити в будущее. Неслучайно его искания имеют сходство с опытами прославленного скульптора Микеланджело.

Джованни Пизано родился в Пизе между 1245 и 1250 гг. Сын Никколо Пизано , его ученик и помощник, стал гораздо более известным скульптором, чем его знаменитый отец.
В 1265-78 гг. Джованни работал вместе с отцом, в частности при его непосредственном участии была создана кафедра для городского собора в Сиене, а также фонтан Фонте Маджоре в Перудже.

Первая самостоятельная работа Джованни - скульптурная декорация фасада пизанского баптистерия, над которой он трудился в 1278-84 гг. Впервые в Тоскане монументальная скульптура была органично включена в архитектурный дизайн. Необычайная живость пизанских скульптурных изображений являет собой полную противоположность спокойной безмятежности персонажей Никколо Пизано.
В 1285 г. Джованни переехал на жительство в Сиену, где с 1287 по 1296 гг. исполнял должность главного архитектора кафедрального собора. Полные динамики и острого драматизма фигуры скульптурной композиции фасада собора («Мириам» ) свидетельствуют о значительном влиянии на искусство Джованни Пизано французской готической пластики (предполагается, что между 1268 и 1278 гг. скульптор посетил Францию). Из всех готических итальянских фасадов сиенский собор имеет самое роскошное скульптурное убранство («Платон» , «Исайя» ). В дальнейшем именно он послужил образцом при декорации готических храмов Центральной Италии.

Мириам . Джованни Пизано 1285-97 гг.


Платон . Джованни Пизано . Около 1280 г.


Исайя. Джованни Пизано. 1285-97 гг.


Моисей . Джованни Пизано . 1285-97 гг.

В 1299 г ., после того как работы в Сиене были закончены, Джованни вернулся в Пизу, где работал как архитектор и скульптор на строительстве церковных зданий.

Одно из величайших достижений творчества Джованни Пизано - кафедра для церкви Сант-Андреа в Пистойе (1297-1301 ). В этом творении мастера влияние французской готической пластики проявилось особенно сильно. Сант-Андреа - небольшая церквушка в романском стиле; возможно, поэтому скульптор остановил свой выбор на форме шестигранника - такую же форму сорок лет назад выбрал его отец для кафедры пизанского баптистерия. Тематика украшающих кафедру рельефов также сходна с пизанскими. Однако стиль Джованни отличается большей свободой и непринужденностью, большей динамикой; его образы проникнуты страстной эмоциональной напряженностью и духовной силой. Лица персонажей выразительны, позы и жесты полны драматизма. Особенной экспрессией отличаются сцены «Распятие» и «Избиение младенцев». В последней эмоциональность и драматизм достигают своего апогея. Люди, животные, драпировки, элементы пейзажа - все смешалось в каких-то причудливых, необычных конфигурациях. Такого откровенного «буйства» движений и чувств уже нет в последующих работах мастера.


Кафедра церкви Сант-Андреа в Пистойе . Джованни Пизано. 1301 г.


Избиение младенцев. Рельеф кафедры церкви Сант-Андреа в Пистойе. Джованни Пизано. 1301

Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. Его скульптурам присущи резкие повороты, угловатые очертания. Вслед за французскими мастерами он обратился к образу Мадонны с Младенцем на руках, наиболее известный из них находится в алтаре капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе (ок. 1305).

Мадонна с Младенцем. Капелла Скровеньи (капелла дель Арена), Падуя. Пизано Джованни. 1305-06 гг.

С 1302 по 1320 гг. Джованни Пизано работал над кафедрой, предназначавшейся для пизанского собора. После пожара 1599 г. кафедра была разобрана (на время ремонта), однако вновь восстановлена только в 1926 г. Реконструкция считается не слишком удачной. Оставшиеся «лишними» фрагменты хранятся в нескольких музеях мира. В этой работе мастер в значительной мере возвращается к классическим мотивам, влияние французской готики здесь заметно слабее («Стойкость и Благоразумие», «Геркулес»).
В 1313 г. Джованни начал работу над надгробием императрицы Маргариты Люксембургской в Генуе (не закончена).


Фрагменты надгробия Маргариты Люксембургской . Джованни Пизано. Мрамор. 1313 г.

Последнее упоминание о Джованни Пизано относится к 1314 г .; считается, что вскоре после этого он умер.

1. * Мариам (ивр. מירים‎, Мириам; в Септуагинте Μαριάμ, в Вульгате Maria) - дочь Амрама и Иохаведы - Мариам-пророчица, старшая сестра Аарона и Моисея.

Джованни Пизано

Ученик и помощник Никколо Пизано, он так же, как и отец, был скульптором и архитектором, оригинальным представителем итальянской готики. Родился он ок.1245 года. Творческий путь начал в Сиене, где принимал участие в работе над заказанной Никколо кафедре для собора (1265-1268).

Позже он помогал ему в создании рельефов фонтана в Перудже (1278), где уже в стиле Джованни намечается отход от отцовского классицизма к более напряжённым и сложным формам ради драматической передачи человеческих чувств. Принято считать, что эмоциональностью образов Джованни обязан влиянию французской готической скульптуры. Рельеф кафедры Сант-Андреа в Пистое. С 1284 по 1296 годы он трудился над оформлением фасада Сиенского собора, начиная с перспективных порталов до многочисленных статуй, -- первой самостоятельной работой. В 1297 г. документы фиксируют его пребывание в Пизе в качестве главного мастера собора. С 1298 по 1301 гг. Джованни работал над заказом из Пистойи -- кафедрой для церкви Сант-Андреа. Немного позднее появилась Мадонна Капеллы дельи Скровеньи в Падуе, где обращённые друг к другу взгляды Богоматери и Христа исполнены глубокой эмоциональности. С 1302 по 1310 гг. Джованни занимался новой кафедрой собора в Пизе. Последней его работой была статуя Мадонны с младенцем в капелле Святого Пояса собора в Прато (Madonna dalla cintola, 1317), где снова звучит тема безмолвного диалога между Девой Марией и Христом. Вскоре после завершения этой работы Джованни Пизано скончался.

Фреска в церкви Сан-Доменико Чимабуэ в Ареццо. Флорентийская школа в живописи начинается с творчества художника Ченни ди Пепо, прозванного Чимабуэ. Он родился ок. 1240 г. во Флоренции и умер в Пизе ок. 1302 г. Формировался он в русле византийской традиции и принципов, воплощённых в мозаиках флорентийского баптистерия Сан-Джованни.

Самое первое из его известных произведений -- Распятие церкви Сан-Доменико в Ареццо (ок.1268-1271), где уже чувствуется напряжённая экспрессия нового драматического толка. Через несколько лет он выполнил алтарный образ Богоматери (Madonna in maesta, Уффици, Флоренция). В 1280-1283 гг. Чимабуэ принимает участие в росписях Верхней церкви базилики Сан-Франческо в Ассизи: это Евангелисты на своде средокрестия, История Богоматери в хоре, сцены Апокалипсиса, Страшный суд и Распятие в левом рукаве трансепта, История Святого Петра -- в правом. Данные фрески показывают мощное чувство пространства и драматургического видения. Эту тенденцию продолжает Распятие (ок.1278-1288, Музей Санта-Кроче, Флоренция): использование более нюансированной светотени привносит оттенок усиления эмоциональной характеристики. Скорее всего, в этот же период создана Маэста в Нижней церкви базилики в Ассизи, где перед Богоматерью изображён Святой Франциск. Последние произведения мастера -- Мадонна (Лувр, Париж), мозаика Святой Иоанн Евангелист (1302, собор в Пизе) -- ощутимо влияние новых форм пизанской скульптуры.

Дуччо ди Буонинсенья

Дуччо родился и умер в Сиене (ок.1255-ок.1318гг). Он был видным представителем сиенской живописи на рубеже дученто и треченто. Достигнутое им изощрённое, музыкальное чувство цвета, находящееся в гармоничном ансамбле с линейными ритмами обозначает становление рафинированной сиенской живописи XIV в. Лишь в отношении двух произведений имеются точные даты: в 1285 г. выполнил картину, идентифицируемая с Мадонной Ручеллаи и уже давно приписывающаяся именно Дуччо; в 1308 г для собора Сиены заказали большой двусторонний алтарный образ Маэста, законченный в 1311 г. На одной стороне представлена Мадонна на троне в окружении ангелов и святых; на обороте, в 26 сценах, История Страстей. Кроме того, художнику приписывают Мадонну ди Креволе (ок. 1283-1284, Музей собора, Сиена) и крошечная Мадонна францисканцев (ок.1300 г., Национальная пинакотека, Сиена).

Джованни Пизано родился в Пизе между 1245 и 1250 гг. Ученик и помощник Никколо Пизано, он стал гораздо более известным скульптором, чем его знаменитый отец. Почти ровесник Джотто, Джованни Пизано являл собой полную противоположность мудрой сдержанности своего флорентийского современника.

В 1265-78 гг. Джованни работал вместе с отцом, в частности при его непосредственном участии была создана кафедра для городского собора в Сиене, а также фонтан Фонте Маджоре в Перудже.

Первая самостоятельная работа Джованни - скульптурная декорация фасада пизанского баптистерия, над которой он трудился в 1278-84 гг. Впервые в Тоскане монументальная скульптура была органично включена в архитектурный дизайн. Необычайная живость пизанских скульптурных изображений являет собой полную противоположность спокойной безмятежности персонажей Никколо Пизано.

В 1285 г. Джованни переехал на жительство в Сиену, где с 1287 по 1296 гг. исполнял должность главного архитектора кафедрального собора. Полные динамики и острого драматизма фигуры скульптурной композиции фасада собора («Мириам») свидетельствуют о значительном влиянии на искусство Дж. Пизано французской готической пластики (предполагается, что между 1268 и 1278 гг. скульптор посетил Францию). Из всех готических итальянских фасадов сиенский собор имеет самое роскошное скульптурное убранство («Платон», «Исайя»). В дальнейшем именно он послужил образцом при декорации готических храмов Центральной Италии.

В 1299 г., после того как работы в Сиене были закончены, Джованни вернулся в Пизу, где работал как архитектор и скульптор на строительстве церковных зданий.

Джованни Пизано. Нижняя часть фасада собора в Сиене. 1284-99.

Одно из величайших достижений творчества Джованни Пизано - кафедра для церкви Сант-Андреа в Пистойе (1297-1301). В этом творении мастера влияние французской готической пластики проявилось особенно сильно. Сант-Андреа - небольшая церквушка в романском стиле; возможно, поэтому скульптор остановил свой выбор на форме шестигранника - такую же форму сорок лет назад выбрал его отец для кафедры пизанского баптистерия. Тематика украшающих кафедру рельефов также сходна с пизанскими.

Джованни Пизано. Кафедра церкви Сант-Андреа в Пистое. Мрамор. Окончена в 1301.

Однако стиль Джованни отличается большей свободой и непринужденностью, большей динамикой; его образы проникнуты страстной эмоциональной напряженностью и духовной силой. Сложные многофигурные рельефы охвачены порывистым движением, они словно стремятся вырваться из камня. Лица персонажей выразительны, позы и жесты полны драматизма. Особенной экспрессией отличаются сцены «Распятие» и «Избиение младенцев». В последней эмоциональность и драматизм достигают своего апогея. Люди, животные, драпировки, элементы пейзажа - все смешалось в каких-то причудливых, необычных конфигурациях. Такого откровенного «буйства» движений и чувств мы не найдем в последующих работах мастера.

Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. Его скульптурам присущи резкие повороты, угловатые очертания. Вслед за французскими мастерами он обратился к образу Мадонны с Младенцем на руках, наиболее известный из них находится в алтаре капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе (ок. 1305). Небесная Царица охвачена сильным духовным переживанием; ее строгое, почти суровое лицо с резким прямым профилем обращено к Спасителю, с которым она обменивается долгим пристальным взглядом.

Джованни Пизано. Мадонна. Падуя, капелла дель Арена. Начало 14 в.

С 1302 по 1320 гг. Джованни Пизано работал над кафедрой, предназначавшейся для пизанского собора. После пожара 1599 г. кафедра была разобрана (на время ремонта), однако вновь восстановлена только в 1926 г. Реконструкция считается не слишком удачной. Оставшиеся «лишними» фрагменты хранятся в нескольких музеях мира. В этой работе мастер в значительной мере возвращается к классическим мотивам, влияние французской готики здесь заметно слабее («Стойкость и Благоразумие», «Геркулес»). В 1313 г. Джованни начал работу над надгробием императрицы Маргариты Люксембургской в Генуе (не закончена).

Джованни Пизано. Рождество. Рельеф кафедры церкви Сант Андреа в Пистойе. Мрамор. 1301

Последнее упоминание о Джованни Пизано относится к 1314 г.; считается, что вскоре после этого он умер.

При составлении этого материала использовались:

1. Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. - М.: Аванта+, 2003.
2. Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. - Т. 1-2. - М., 1956-59; Арган Дж. К. История итальянского искусства. - М., 2000; Данилова И.Е. От средних веков к Возрождению. - М., 1975; Вазари Дж. Жизнеописания знаменитых ваятелей и зодчих: Пизано, Гиберти и другие / Пер. с ит. А. Венедиктова, А. Габричевского. - СПб: Азбука-классика, 2006.
3. Онлайн энциклопедия Кругосвет.



Загрузка...