emou.ru

Авторские характеристики оли и яло. Урок внеклассного чтения по повести "королевство кривых зеркал". Чему книга может научить ребенка

В этой статье мы поговорим о повести «Королевство кривых зеркал». Краткое содержание данной книги вряд ли сможет передать ту необыкновенную атмосферу, в которую погружаешься, попадая в сказочную страну вместе с девочкой Олей. Перечитывая это произведение во взрослом возрасте, безусловно, можно получить огромную пользу.

Почему книгу стоит прочитать взрослым?

Автор этого замечательного произведения - Виталий Губарев ("Королевство кривых зеркал"). Краткое содержание данной книги мы попытаемся сейчас передать. Его полезно прочитать и тому, кто был ребенком двадцать - тридцать лет назад. Во-первых, чтение детских книг очень очищает душу, делает восприятие окружающей действительности более ярким. Во-вторых, живя в постоянных трудах и заботах, мы забываем, что прежде всего надо работать над собой. В-третьих, такое чтение позволяет взрослому человеку окунуться в атмосферу солнечного, беззаботного детства, вспомнить те деньки, когда эту книгу листала не Марья Ивановна, а ученица второго класса, девочка с задорными косичками - Машенька.

Итак, «Королевство кривых зеркал». Краткое содержание этой книги даст вам возможность понять, что ее обязательно стоит прочитать вашим детям.

Чему книга может научить ребенка?

Эта сказка, как и любая другая, способна многое дать детям. Важно, что это будут не родительские назидания, а живое, увлекательное путешествие в волшебную страну.

Дети 7-8 лет еще не всегда могут оценить правильность своих поступков. Помогите им научиться анализировать свои действия. Они легко справятся, если им попадет в руки сказка «Королевство кривых зеркал».

Виталий Губарев создает удивительное ощущение волшебства. Имена его героев - это что, кстати, очень нравится детям. Анидаг, Нушрок, Абаж обязательно вызовут улыбку ребенка.

Несколько слов об авторе

Родина Виталия Георгиевича Губарева - Ростов-на-Дону. Его детство проходило на хуторе Большая Козинка. Творческая жизнь писателя началась с выпуска и журналов. Его первый рассказ "Гнилое дерево" был опубликован, когда Виталию было 14 лет. По окончании института молодой писатель получает место главного редактора детской газеты.

Среди его наиболее известных произведений можно выделить следующие: «Павлик Морозов», «Солнце Полесья». Эти книги написаны автором о судьбах детей во время войны.

Увлечение написанием сказок - это более поздний этап творчества писателя. Самая известная волшебная повесть автора - «Королевство кривых зеркал», краткое содержание которой вы скоро узнаете.

Немного о кинофильме по сказке Губарева

Фраза "краткое содержание произведения «Королевство кривых зеркал»" непременно вызывает воспоминания об известном советском фильме, поставленном по мотивам этой сказочной повести Александром Роу в 1963 году. Роли главных героинь в картине исполнили девятилетние сестры-близнецы Таня и Оля Юкины, ученицы 337-й московской школы. Девочку Олю, конечно же, сыграла сестренка с таким же именем. Роль Яло досталась Тане. Съемки проходили в Крыму, куда девочки отправились вместе с мамой.

"Королевство кривых зеркал": краткое содержание

В начале книги непослушная ученица третьего класса Оля, гонясь за котом, попадает через зеркало в сказочную страну. Очутившись в чудесном королевстве, Оля волшебным образом увидела себя со стороны, как и хотела ее бабушка. В этой стране девочка встречается с Яло, своим отражением. Ее недостатки совпадают со слабыми сторонами, которые есть у самой героини. Так Оля смогла увидеть, какая она есть на самом деле.

В этом королевстве все ненастоящее, там делают кривые зеркала. Вокруг сплошная фальшь. Единственное ровное зеркало есть у короля. Имена жителей волшебной страны - перевернутые слова. Короля зовут Йагупоп, его советника - Нушрок. Имена характеризуют этих персонажей и дают понять, что они из себя представляют. Лицемерные приближенные делают вид, что верят в иллюзорный зеркальный мир. Всех, кто недоволен такой политикой, карают. Зеркальщик Гурд пытается бунтовать, за что попадает в Башню смерти. Его приговаривают к казни.

Девочки решают спасти Гурда. Добрая повариха Аскал помогает им переодеться в пажей. Главная героиня и ее отражение попадают во дворец и добывают ключ. Девочки спешат на помощь Гурду. Тут выясняется, что ключ потерян. Приходится искать второй экземпляр, который хранится у наиглавнейшего министра по имени Абаж. Девочки добывают и его. Преодолев множество препятствий, они одерживают победу. Также выясняется, что Яло просто не смогла найти первый ключ в своем кармане. Девочки проникают в башню, спасают Гурда и поют песню. Все злые правители превращаются в животных.


В конце сказки Оля попадает домой, а ее бабушка видит, что внучка смогла наконец увидеть, как она выглядит со стороны.

В детстве каждый мечтает попасть в волшебную страну, которую создал удивительный писатель Виталий Губарев. «Королевство кривых зеркал» (краткое содержание этой книги вы теперь узнали) - это символ детства для многих жителей нашей страны.

Литературный час в 3-4 классе: Виталий Губарев «Королевство кривых зеркал»

I. Конкурс «Жители Королевства кривых зеркал»

Для того чтобы начать разговор о содержании повести-сказки Виталия Губарева, вспомним о главных героях этого произведения.

1. Наиглавнейший (и Главнейший)... в королевстве. (Церемониймейстер.)

2. Король (Топсед) Седьмой.

3. Министр, владевший зеркальными заводами. (Нушрок.)

4. Слуга Анидаг. (Бар.)

5. Дочь министра, владельца зеркальных заводов. (Анидаг.)

6. Министр - владелец рисовых полей. (Абаж.)

7. Кухарка. (Аксал.)

8. Мальчик, которого за непослушание министр хотел казнить. (Гурд.)

II. Беседа по содержанию произведения

Какие странные имена, не правда ли? Как и почему они появились в сказке? (Ответы детей.)

Да, это волшебное зеркало так отразило имена, которые выражали сущность характера того или иного героя.

— А зачем зеркало предложило Оле, вовсе не сказочной девочке, побывать по ту сторону зеркала, в Королевстве кривых зеркал? Для того чтобы Оля просто попала в сказку или были другие причины? (Зеркало хотело, чтобы девочка увидела себя со стороны.)

— А разве мало было того, что Оля и так каждый день вертелась у зеркала, любовалась собой, ведь она считала себя красивой и такой видела себя в зеркале (со стороны).

(Рассуждения детей о внешней красоте и о характере Оли.)

— Какие недостатки вы увидели у Оли? (1. Ссоры с подругами и домочадцами. 2. Была очень рассеянной и все время все теряла. 3. Была неаккуратной, ее вещи были всегда разбросаны. 4. Грубила старшим. 5. Ела сладости без дозволения в большом количестве.)

— Теперь в Королевстве кривых зеркал Оля смогла увидеть свои недостатки в образе Яло. Какие чувства охватывали Олю при этом? (Ей было стыдно.)

Но зеркало верило, что девочка освободится от своих дурных черт характера. А для этого в сюжет сказки вошло много событий и героев с противоположными характерами, которые ведут непримиримую борьбу, и перед Олей встала проблема выбора: с кем из героев быть? Именно в этой борьбе и должны были окрепнуть хорошие черты Олиного характера.

— Назовите отрицательных героев сказки. Как они выглядели и какие у них были характеры? (Топсед VII, был уродцем с рыбьими, ничего не выражающими глазами, безвольный правитель; Нушрок черные хищные глаза выдают всю его сущность; Абаж не только похож на жабу, но и неприятен своей хитростью, своим желанием свергнуть короля и захватить власть; Анидаг — грубая, хитрая, коварная.)

Все вместе они издевались над людьми, беспощадно их эксплуатировали и обманывали.

— Назовите положительных героев сказки. (Турд, Аксал, Бар.)

— На чью сторону встала Оля? Оправдалась ли надежда зеркала, когда оно ей сказало: «Я знаю, что ты хорошая девочка и непременно освободишься от своих недостатков»? {Да, Оля вместе с положительными героями сражается против зла и деспотизма и побеждает. Побеждает и перевоспитывается.)

— А какой постепенно становилась Оля? Назовите те качества, которые появились в ее характере или проявились, ведь, возможно, только до поры до времени они были спрятаны глубоко в ее душе, так глубоко, что, возможно, и сама она о них не подозревала. (Ответы детей.)

— Теперь мы можем сказать об Оле, что душа ее стала тоже красивой? (Да.)

(Чтение понравившихся фрагментов повести-сказки.)

А. Пушкину принадлежат слова, ставшие в наши дни пословицей: «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок».

— Чему вас научила эта сказка? (Быть аккуратными, вежливыми, не лгать, быть верными друзьям и помогать в беде своим товарищам. И еще, наверное, поступать так, чтобы не было стыдно посмотреть на себя со стороны.)

III. Блицопрос

1. Какую книгу читала Оля? {«Сказки».)

2. Какой волшебный предмет помог Оле оказаться в сказочной стране? (Зеркало.)

3. Как кухарка назвала девочек, сидящих в корзине? (Фазанята.)

4. Как называлась башня, в которую правители королевства помещали всех неугодных им жителей? (Башня Смерти.)

5. На какую букву был похож Стражник, открывший девочкам тяжелую дверь башни? (На букву Г.)

6. В кого превратились «фазанята», когда кухарка их переодела? (В пажей.)

7. Какому случаю внетабличного умножения обучала Оля Топседа Седьмого? (Умножению 100на 100.)

9. Что висело над троном короля? (Ключ от кандалов Гурда.)

10. У кого был второй ключ? (У Абажа.)

11. Какую задачку задала Оля королю? (Один мудрец 2 дня считал 18 зеркал. В первый день он посчитал в 2раза больше, чем во второй. Сколько зеркал он сосчитал в первый день и сколько во второй?) Дайте ответ на этот вопрос. (12 и 6.)

12. Что решил Нушрок, когда король отложил казнь Гурда? (Сделать королевой свою дочь.)

13. Кто препятствовал ему и почему? (Абаж. Он хотел сделать королем своего сына.)

14. Почему Абаж не отдал ключ Нушроку? (Ключ подходил еще и к королевской казне.)

15. Как добралась к Абажу Оля? (В карете с Баром.)

16. Кто вместо Гурда остался на крыше Башни Смерти? (Оля.)

17. Почему не Оля, а Нуршок полетел с крыши башни? (Он испугался взгляда Оли.)

— О чем эта книга?

— Какие недостатки были в характере Оли?

— О чем мечтала бабушка, когда Оля плохо себя вела? (Чтобы Оля увидела себя со стороны.)

— Как девочка попала в зазеркалье? (Ответы детей.)

— Почему девочка вспомнила пословицу «Не все то золото, что блестит»?

IV. Беседа

V. Характеристика положительных и отрицательных героев

— Назовите имена героев сказки, чьи портреты вы видите на рисунках ребят.

— Какие это герои: положительные или отрицательные?

— Найдите в тексте и зачитайте отрывки, в которых ярко проявляются черты их характера.

— Какие черты характера обнаружила Оля в Яло?

— Недостатки Яло были недостатками Оли. Что помогло девочке измениться?

— Какие черты характера приобрела Оля?

— Как Оля вернулась домой? Как она снова встретилась с бабушкой?

VI. Работа с пословицами

Прочитайте пословицы.

. «Не все то золото, что блестит».

. «Смелость и настойчивость — ключ к достижению цели».

. «Старый друг лучше новых двух».

. «У страха глаза велики».

. «Бояться не надо, надо умом раскинуть».

. «Поспешишь — людей насмешишь».

— Какие из этих пословиц вам встречались в сказке-повести?

— Какая из них была девизом в борьбе Оли за освобождение Гурда?

— Чему вас научила эта книга, о чем заставила задуматься?

VII. Подведение итогов

Награждение победителей.

В волшебной сказке Виталия Губарева "Королевство кривых зеркал" описываются приключения обычной девочки Оли, которая попадает в волшебную страну. Необычным в этой стране является то, что кривые зеркала искажают и характеры персонажей, и судьбы простых людей. В сложное и опасное путешествие Оля отправляется не одна, а со своим отражением - Яло. Девочки вместе ведут борьбу со злодеями и спасают мальчика Гурда, приговоренного к казни за разоблачение лжи. На первый взгляд, девочки кажутся абсолютно похожими, но по мере развития повествования читатель может заметить, что характер девочек несколько отличается.

Оля и Яло полностью похожи внешне. Ведь одна из них абсолютное отражение другой. Девочки выглядят одинаково, говорят одинаково, у них даже мозоли на ногах от долгой ходьбы появляются в одних и тех же местах. Яло во всем повторяет свою подружку, и часто ведет себя не очень правильно, ведь Оля тоже позволяла себе некрасивые поступки. Чего хотеть от отражения. Зеркало всегда беспристрастно. Но постепенно, глядя на себя со стороны, Оля понимает, что вела себя ужасно. Но ведь она не просто отражение, она человек. Настоящий, со своими ценностями и совестью. С этого момента девочка ведет себя иначе, чем ее отражение.

Чем отличаются Оля и Яло

  1. Оля смелая, а ее подруга боится пауков и крыс.
  2. Девочка думает о других, в то время как Яло в первую очередь беспокоят ее личные желания.
  3. Оля без сна и еды готова бороться за справедливость, а ее подружка постоянно ноет то от усталости, то от голода.
  4. Оля, не раздумывая принимает решения, а Яло не хочет брать на себя лишнюю ответственность.

Получается так, что Яло копирует только отрицательные черты главной героини. Она ведет себя так, как девочка привыкла вести себя в обычной жизни. Но человек все-таки сложнее и многограннее. Оля воспитана хорошими людьми, она усвоила нормы поведения и демонстрирует настоящие ценности общества, в котором живет. Во время всех испытаний, которые преодолевали девочки, и характер Яло постепенно меняется.

Судьбы девочек-близняшек из фильма “Королевство кривых зеркал” оказались трагически похожими

Они были зеркальным отражением друг друга: рисовали противоположными руками, их волосы закручивались в разные стороны, если у одной при инфекции воспалялось правое ухо, у другой - левое. И не случайно, что девочек-близняшек пригласили исполнить роли Оли и Яло в фильме “Королевство кривых зеркал”. Через два года они снялись в эпизоде в картине “Морозко” и больше не появлялись на съемочной площадке. Жизнь написала для Ольги и Татьяны Юкиных другой сценарий. Отличный от сказочного. После перестройки они буквально застряли в Зазеркалье. Стал гаснуть один софит за другим. Конец оказался трагическим. Ольги не стало в 2005 году. Татьяна умерла в последний мартовский день 2011-го. О мистических совпадениях в жизни сестер и их раннем уходе из жизни поведали “МК” соседи, коллеги и друзья близняшек.

То, что две белобрысые дочери Юкиных снялись в кино, стало полной неожиданностью для жителей рабочего района Кузьминки.

Все началось с конкурса двойняшек и близнецов, - продолжает рассказывать баба Лида. - В Доме культуры со всего района собрали похожих как две капли воды братьев и сестер, сказали выучить песни и стихи. А Ольге с Танькой и готовиться не нужно было. Песен знали прорву, да все больше недетские, а взрослые, с надрывом, выстраданные. Неудивительно, что притащили с конкурса кучу грамот и подарков. А через месяц Юкиным позвонили со студии Горького: “Приезжайте на пробы! “Как к режиссеру Роу попали фотографии дочерей, Мария Ивановна не знала. Сказала, что собираются снимать сказку, где по сценарию требуются девочки-близняшки. За два дня она сшила 9-летним Оле и Тане новые платья. А летом они уехали в Крым на съемки.


“Алкоголь стал наркозом”




Татьяна в последний год жизни. В популярном детском фильме ей досталась роль Яло.
Это в “Королевстве кривых зеркал” Оля и Яло, выступая против коршуна, змеи и жабы, смогли перебороть свои страхи, став смелыми и стойкими. В реальной, взрослой жизни у них не хватило духу противостоять обстоятельствам.

Их рано состарили не годы, а безысходность и нищета.

Ольга, разведясь еще по молодости с мужем, жила с сыном Максимом в родительской квартире в Кузьминках. Работала рядом с домом - помощником начальника отдела в районном военкомате.

Пока были живы родители, Ольга еще держалась, - говорит Александр Зыков. - Как умерла мать, Мария Ивановна, и ее жизнь, и жизнь сына Максима пошла под откос.

На работе Ольгу еле терпели. Она не жила и не умирала, ходила как тень, - говорит ее коллега Валентина. - Бывало, замечала: “К чему пришла? Ржавчина на суставах, накипь на душе”. Алкоголь стал для нее наркозом. В беспамятстве было не так больно жить.

После второго инсульта, понимая, что силы на исходе, Ольга перетащила в Кузьминки на работу сестру, которая работала в военкомате на “Академической”, “на призыве”.
Снова Ольга и Татьяна были рядом. К своему 52-му дню рождения они подошли без единого козыря. Отпраздновать очередную совместную дату сестры уже не смогли. 29 января 2005 года у Ольги остановилось сердце. Ей был только 51 год.
Хлопотал о ее похоронах сын Максим. Соседям говорил: “Случился сердечный приступ”.
Из квартиры Юкиных, где после смерти Ольги жил ее сын, по-прежнему были слышны пьяные крики. А однажды квартира заполыхала. Хозяин заснул с зажженной сигаретой в руках… Благо, проснулся собутыльник в соседней комнате. Он стащил Максима с горящего дивана. Когда пожарные залили комнаты водой, выяснилось, что выгорело полквартиры.

Теперь в 35-й квартире живут чужие люди. Два года назад Максим продал жилье и съехал в одну из подмосковных деревень.

А в социальных сетях появился пользователь с аватаром, на котором изображена Оля Юкина в фильме “Королевство кривых зеркал”. Ее лик как икону выбрал монах Петр из Николо-Великорецкого мужского монастыря под Вяткой. Вряд ли голубоглазая симпатичная девчонка Ольга Юкина в школе знала, что по ней сохнет невысокий, щуплый Володька Соболев из параллельного класса. А Владимир, став в иночестве Феодосием, потом - монахом Петром, избрав служение Богу, пронес это чувство через всю жизнь.

Мог ли он предвидеть, что судьба спустя годы вверит ему судьбу… Оли Юкиной?! А началось все с того, что в приют при монастыре привезли светловолосую 3-летнюю девочку, мать-прихожанка которая умерла от рака. Монах Петр взял курносую, круглолицую девчушку на руки, и отчего-то защемило сердце… Так и ходил с ней полчаса, до того не хотелось отпускать сироту. Когда вечером взял свидетельство о рождении крохи, его будто ударило током. В графе “фамилия и имя” стояло: Ольга Юкина.

Монах Петр удочерил девочку. До 18 лет она жила с ним при монастыре. Выйдя замуж, стала матушкой, уехала с мужем в приход в Амурской области. И все время молилась за свою тезку - Олю Юкину.

“Не рвите мне душу”

После смерти сестры Татьяна Геннадьевна все повторяла: “Значит, и мне недолго осталось жить. Близнецы всегда тянут друг друга в могилу”, - рассказывает коллега Юкиных Валентина. - Она очень скучала по сестре. Бывало, подходила к зеркалу и роняла: “Вот бы Ольга сейчас шагнула из Зазеркалья! “

Но такие минуты откровения бывали очень редко. “Обычно - с похмелья”, - уточняют коллеги.

Некогда заводная хохотушка Танька Юкина стала скрытной и замкнутой Татьяной Геннадьевной Замолодчиковой. Подробностями своей жизни не делилась. Ходила в жутких заношенных кофтах.

Бывало, мы говорили ей: “Вчера вас с Ольгой показывали по телевизору”. Она прямо менялась в лице, говорила: “Не рвите мне душу”. Ей тяжело было вспоминать счастливое детство, когда казалось, что сказка будет длиться вечно. Только однажды рассказала, что когда дочка Юля была маленькой, они собрались всем ее классом и смотрели сообща “Королевство кривых зеркал”.

Тоску Татьяна, по рассказам коллег, все чаще топила в вине.

После выходных она частенько появлялась на работе только к среде. Ее жалели, не увольняли, - вспоминает Валентина. - Знали, что у нее болели ноги, скакало давление. Но в поликлинику она не обращалась, говорила: “Меня сразу положат в больницу, а я не хочу”. Нередко Татьяна приходила на работу в синяках, а однажды - с проломленной головой. От всех отмахивалась: “Упала! “Но мы знали: ее бьет муж. Мы еще удивлялись: кого там бить? Она еле таскала ноги. И это при том, что сам Александр Замолодчиков был на инвалидности после инсульта.

На работу в Кузьминки Татьяне приходилось ездить с Пресни.

Когда сил добираться до военкомата не стало, она написала заявление об увольнении. А через четыре месяца, 31 марта 2011 года, ее не стало. В заключении о смерти написали: атеросклероз. Сестру-близняшку она пережила на шесть лет.

В фильме, освобождая юного зеркальщика Гурда, они смело карабкались к Башне смерти, брали ее штурмом. А в жизни смерть сбросила их в небытие, когда им не было и 60.

Фильм сломал судьбу всем Юкиным. Нечего заигрывать с зеркалами и потусторонним миром, - говорит, осеняя себя крестом, соседка Лидия Петровна. - Ни Тани, ни Оли уже нет в живых. Так и ушли в мир иной некрещенными. У одной сын чуть не угорел. Ни у Максима, ни у Юли так и нет детей.

Родные упорно скрывали место, где покоится прах близняшек. Монаху Петру по запросу удалось выяснить: на Покровском кладбище, на 12-м участке, рядом с могилами мамы и родных. У поклонников Оли и Яло появилась возможность положить на могилы любимиц цветы.

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Отработка навыка выразительного чтения;
  • Формирование речевых навыков и умения выражать свои мысли в устной форме;
  • Систематизация знания учащихся;
  • Расширять кругозор учащихся; развивать речь и воображение;
  • Учить детей использовать знания, полученные на уроках, в самостоятельной работе.
  • Познакомить с биографией автора;
  • Пробудить интерес к изучению творчества В. Губарева.

Развивающие:

  • Корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
  • Пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
  • Развивать связную устную речь учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к чтению, чувство прекрасного;
  • Способствовать привитию интереса к предмету;
  • Воспитывать общечеловеческие ценности;
  • Учить наблюдать за текстом и находить в нём главную идею произведения.

Ход урока

I. Введение в тему урока. Слайд 2.

Отгадайте загадку:

Маленькой девочке не повезло:
Здесь жаба - Абаж, а Оля - Яло!
Но польза большая от этой страны:
Увидеть себя можно со стороны!

II. Постановка темы урока.

Друзья, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказочной стране Королевство Кривых зеркал. Все вы, наверное, помните о приключениях девочки, попавшей в сказочную страну, где ей пришлось пережить много опасных приключений, похожих на те, о которых она читала в старых сказках. Перед вами удивительная страна и мы с вами отправимся в сказочное путешествие, проходя через испытания, подобные тем, о которых мы прочитали в повести. В пути мы повстречаемся с героями повести – сказки “Королевство кривых зеркал”.

Губарев Виталий Георгиевич (1912 – 1981)

Виталий Георгиевич Губарев родился в Ростове–на–Дону в семье учителя. Детство писателя прошло на хуторе Большая Козинка. Его журналистская жизнь началось с выпуска школьных стенных газет и рукописных журналов. Печататься начал с 14 лет. В ростовском журнале “Горн” был опубликован его первый рассказ “Гнилое дерево”. В 16 лет он был принят в Российскую ассоциацию пролетарских писателей. После окончания Высших курсов журналистики и Литературного института им. А.М. Горького он становится главным редактором газеты “Пионерская правда”. Губарев много ездит по стране, встречается с детьми и это помогает ему при написании книг.

В 1932 году Губарев участвовал в расследовании дела об убийстве деревенского мальчика П.Морозова. Накопленный в результате расследования материал, лег в основу повести “Павлик Морозов” (1933год).

Героическую тему писатель продолжает повестью о Великой отечественной войне – “Солнце Полесья”, о подвиге мирных дней - “Монтигомо – Ястребиный коготь” (1965 год).

Документальные повести – одно из главных направлений его творчества.

В более поздний период писатель увлекся жанром повести – сказки. Самой известной его сказочной повестью стала книга “Королевство кривых зеркал”. (1951 год). В 1963 году по этой повести был создан кинофильм, ставший очень популярным. Истинной находкой писателя стали “зеркальные слова”, имена героев: Яло, Гурд, Абаж. Все поколения детей пользуются этим “шифром”, секретничая и играя знакомыми словами.

В другой сказочной стране – “В Тридевятом царстве” – спортсменка – лыжница Оксана, став по воле случая принцессой, изменяет несправедливые законы царства.

“Пиратская” сказка “Трое на острове” (1959 год) проводит детей через опасные приключения в борьбе с отрицательными персонажами. Истории Древней Руси посвящены сказочные повести-сказки “Преданье старины глубокой” и “Часы веков”. Стиль Губарева интересен соединением элементов сказки, исторических романов и фантастики.

В своей сказочной повести “Преданье старины глубокой” Губарев с уверенностью сказал своим читателям: “Есть такие скучные люди, которые не верят в Волшебство. Не верь этим людям, дружок! Я даже знаю некоторых волшебников: Любовь, Дружба, Честность. Красивые имена, правда?” Произведения Губарева любимы многими поколениями детей.

IV. Викторина по содержанию книги. Слайд 4.

  1. Кто автор сказочной повести “Королевство кривых зеркал”?(Виталий Губарев. )
  2. Назовите имя главной героини повести?(Оля. )
  3. Что съела без разрешения бабушки Оля?(Варенье и шоколадку )
  4. Как звали отражение Оли? (Яло )
  5. Как Оля и Яло попали в сказочный город? (Через страницу в книге сказок. )
  6. Почему Оле нельзя было разбить зеркало, через которое она попала в Королевство кривых зеркал? (Она навсегда осталась бы в Королевстве кривых зеркал )
  7. Какая лестница вела в город с вершины холма? (Стеклянная. )
  8. Назовите особенность стеклянного города. (Везде на улицах и площадях расставлены кривые зеркала .)
  9. Из чего были построены бесчисленные башни и шпили города Кривых зеркал?(Из разноцветного стекла. )
  10. Что находилось в центре городской площади?(Фонтан.)
  11. Зачем были нужны кривые зеркала? (Для того чтобы обманывать людей – ведь если посмотреть в такое зеркало, то жизнь кажется прекрасной. )
  12. Кого девочки назвали дедушкой? (Церемониймейстер. )
  13. Как девочки попали во дворец? (В подводе с продуктами для королевского дворца .)
  14. Кто нашел девочек в корзине с фазанами?(тетушка Аксал.)
  15. Где раньше работала кухарка Аксал? (на зеркальных болотах )
  16. Почему тётушка Аксал называла девочек “фазанята мои”? (Потому что обнаружила их в корзине с фазанами ).
  17. Как звали его величество Королевства кривых зеркал? (Топсед Седьмой. )
  18. В чем заключалось “одно важное государственное дело” короля? (Сосчитать общее количество зеркал в королевстве и этим прославиться. )
  19. Кто построил Башню смерти? (Нушрок .)
  20. Кем является Нушрок? (хозяином зеркальных мастерских )
  21. Назовите имя узника Башни смерти? (Гурд. )
  22. За что Гурд был посажен в тюрьму? (за разбитое зеркало )
  23. Зачем Оля и Яло хотели непременно попасть к королю? (Для того чтобы попросить его отменить смертный приговор, вынесенный Гурду. )
  24. Как тетушке Аксал удалось устроить встречу девочек с королем? (Она добыла костюмы пажей, одевшись в которые, Оля и Яло смогли попасть во дворец. )
  25. Как представились Оля и Яло королю? (Коля и Ялок. )
  26. По какому предмету Оля дала урок королю?(По математике. )
  27. Кем назначил король юных пажей? (Главным математиком и помощником .)
  28. Чем король пообещал платить жалование Оле и Яло? (Шоколадом. )
  29. Какую известную басню вспоминает Оля в разговоре с королём? ("Слон и Моська").
  30. Какую фразу должен был реже всего произносить король? (“Такова была моя воля”. )
  31. Какое задание дал Топсед своим пажам? (Сосчитать все зеркала королевства .)
  32. Какое условие поставила Оля в обмен на то, что они с Яло сосчитают все зеркала? (Отложить день казни Гурда. )
  33. Где висел ключ от оков Гурда?(Над троном короля. )
  34. С какой целью Оля и Яло отправились во дворец к министру Абажу? (За вторым ключом от оков Гурда .)
  35. На какую букву походило тело стражника Башни смерти, когда он нагибался в поклоне перед пажами Его Величества?(На букву “Г” .)
  36. Кто приехал к Анидаг, когда Оля и Яло были в ее замке? (Министр Нушрок .)
  37. Какие родственные узы связывали министра Нушрока и прекрасную даму Анидаг? (Анидаг – дочь Нушрока .)
  38. Каким сильным оружием обладал министр Нушрок?(Убийственным взглядом .)
  39. Как Яло узнала о подземном ходе, соединяющем дворцы Анидаг и Абажа? (Подслушала разговор Анидаг и Нушрока .)
  40. Какой заговор готовил Нушрок? (Сменить власть и стать королем самому.)
  41. Кого Нушрок решил сделать королевой?(Анидаг. )
  42. Почему Абаж не хотел отдавать ключ Нушроку? (ключ подходит к кладовым с государственной казной)
  43. Что Нушрок собирался выпускать вместо кривых зеркал? (Оружие.)
  44. Как Оле удалось сбежать от Нушрока? (Она прыгнула в реку из окна замка Анидаг. )
  45. Спрыгнувшую в реку Олю течение понесло к водопаду. Что спасло девочку от гибели? (Ветка дуба.)
  46. Каких хищных зверей повстречала Оля на своем пути? (Шакалов. )
  47. Где начинался подземный ход в замке Анидаг? (В винном погребе. )
  48. Как звали слугу Анидаг? (Бар. )
  49. Кто отвел Яло в винный погреб? (Дядюшка Бар. )
  50. Что увидела в винном погребе Яло?(Рыцарские доспехи.)
  51. Как Яло попала в подземный ход? (Облокотилась на рыцарский щит, он сдвинулся с места, стены опустились с места. )
  52. Какой поступок Оли и Яло так удивил Анидаг? (Девочки защитили Бара .)
  53. Кто отвез Олю и Яло в город, чтобы спасти Гурда? (Дядюшка Бар. )
  54. Кто бросился в погоню за девочками? (Нушрок. )
  55. Как Бар и пастух преградили дорогу злому министру?(Завалили дорогу камнями .)
  56. Как погиб Нушрок? (Нушрок не смог выдержать взгляда Оли и свалился с Башни смерти, разбившись на тысячу стеклянных осколков .)
  57. Как девочкам удалось спасти Гурда? (Гурд вышел из Башни смерти в Олином костюме пажа. )
  58. Кто помог девочкам спасти Гурда? (Тетушка Аксал, дядюшка Бар .)
  59. Почему Оля так решительно заступалась за Гурда? (Она знала: нельзя оставлять человека в беде без помощи. )
  60. Любимое словечко Оли до путешествия? ("подумаешь!")

V. Чьи это песенки.

“Аппетит у короля, Слайд 5.
Ох, велик, тра-ля-ля-ля!
Очень любит кушать он,
Целый день на кухне звон!” (поварят)

“А если трудный час придёт, Слайд 6.
Не унывай, дружок!
Пусть тьма, пусть ночь, - шагай вперёд
...И помни наш флажок!” (Олина)

“Нас ждут великие дела, Слайд 7.
Но нашей правде, братья, верьте!
Долой кривые зеркала!
Сожжём, разрушим Башню смерти!” (зеркальщиков)

VI. Кроссворд. Слайд 8.

В выделенных клеточках должно получиться название волшебной вещи, с помощью которой Оля попала в Королевство кривых зеркал и вернулась оттуда домой.

  1. Название книги, которую Яло отдала Оле. (Икзакс)
  2. Правитель Королевства кривых зеркал. (Топсед)
  3. Хозяин всех зеркальных мастерских королевства. (Нушрок)
  4. Самый добрый персонаж сказки. (Аксал)
  5. Владелец всех рисовых полей королевства. (Абаж)
  6. Главная героиня сказки. (Оля)
  7. Тот, на кого был похож хозяин всех зеркальных мастерских. (коршун)

Что же это за вещь?

VII. Угадайте персонаж.

Девочка в черном переднике, с красным галстуком на шее, две русые косы с бантом и большие голубые глаза. Она считала себя очень красивой и поэтому, оказавшись перед зеркалом, долго не могла оторваться от него. (Оля. )

“ Низенький уродец. Приплюснутая голова всегда опущена; толстые растянутые почти до самых ушей губы всегда шевелились, как будто он разговаривал сам с собой. Бесцветные, ничего не выражающие, рыбьи глаза. Слабеньким ножкам трудно было носить тяжелое тело”. (Топсед Седьмой.)

“Толстый, словно состоящий из двух шаров человек, одетый в зеленый костюм, расшитый золотом. Большой шар был туловищем с четырьмя конечностями, а маленький шар – лысая голова с пухлым лицом. Выпуклые зеленоватые прищуренные глаза его прикрывали темные и сморщенные, как у жабы, веки”. (Министр Абаж. )

Кто-то вздохнул длинно и печально. А когда этот “кто-то” заговорил, то голос у него оказался красивый и звенящий, словно ударились друг о дружку хрустальные стеклышки. (Волшебное зеркало. )

Нос у этого человека загнут книзу, словно клюв, а черные и хищные глаза пронизывают всех насквозь. (Нушрок. )

Два маленьких пажа в бархатных костюмах, с пышно завитыми светлыми волосами вошли в пустынный зал дворца. Позвякивая сверкающими туфельками по хрустальному паркету, пажи подошли к огромному обеденному столу и стали по бокам королевского кресла. (Оля и Яло. )

На тонконогой белой лошади скакала женщина. Она была одета в длинное черное платье, а за ее плечами вился легкий шарф. Ее мелодичный голос походил на колокольчик, а черные сверкающие глаза смотрели из-под больших, загнутых кверху ресниц удивленно и вопросительно. (Анидаг .)

В самом углу, притаившись за бочкой, стоял человек. На нем были металлические шлем и доспехи, а лицо закрывало опущенное забрало. В одной руке человек держал щит, на котором Яло разглядела герб с коршуном, а в другой – копье. (Рыцарские доспехи в погребе Анидаг. )

VIII. Что это за место?

По фрагменту, зачитанному учителем, дети должны определить место, где происходит действие.

Вот перед ним стена длинного строения из черного стекла, освещенная изнутри какими-то мерцающими огнями. Из широкой двери клубами вырывался дым. Это было темное, наполненное дымом помещение. В полумраке вспыхивали огни каких-то печей. Едва различимые в дыму, как призраки, двигались полуобнаженные мужчины и юноши, занятые непонятной работой. (Мастерская по изготовлению зеркал .)

Перед ними расстилалась площадь, которую окружали красивые дома из желтого, красного, синего и белого стекла. Красивые дамы в длинных шелковых платьях и кавалеры в расшитых золотом тонких костюмах гуляли вокруг фонтана, из которого высоко в небо взлетали прозрачные струи. Падая на землю, эти струи превращались в стекло, разбивались на миллионы сверкающих осколков и наполняли воздух музыкальным звоном. (Город в королевстве. )

Лестница круто уходила вверх. Вспугнутые шумом шагов и светом факела, во мраке заметались летучие мыши, наполняя воздух трепетом и шуршанием. В темноте блеснули и скрылись два зеленоватых глаза, кто-то дико захохотал и заплакал, и бесконечное эхо полетело по пролетам лестницы, повторяя эти страшные звуки. (Лестница в Башне смерти. )

Замок был выстроен на вершине скалы, которая поднималась из горной реки. Волны со всех сторон омывали эту скалу. (Замок Анидаг. )

Далеко-далеко внизу Оля увидела огромное зеркало. Оно начиналось у подножия горы, на которой она стояла, и уходило за линию горизонта, сливаясь с небом. Горы, солнце, облака отражались в зеркале. Это было очень красиво. (Рисовые поля Абажа. )

IX. Чьи это слова? И к кому они обращены?

“Я рад, что разбил это кривое зеркало. Хоть одним лживым зеркалом будет меньше на свете! Вы для того и расставляете по всему городу эти проклятые зеркала, чтобы обманывать народ! Только вашим зеркалам никто не верит!” (Гурд - Нушроку )

“Ты напрасно беспокоишься. Дома никто и не заметит, что тебя нет. Даже, если ты пробудешь здесь целую тысячу лет”. (Яло - Оле )

“Не думаете ли вы, что мы чего-нибудь достигнем, если снимем корону с уродливой куклы и наденем её на красивую куклу”. (Абаж - Нушроку )

“Хорошо, только не подсказывай мне решение. Я до всего люблю доходить сам, своим умом. Итак, один глупец два дня считал 18 зеркал...” (Топсед - Оле )

X. Подведение итогов урока.

Что поняла Оля, побывав в Королевстве кривых зеркал? (Иногда маленькие недостатки могут помешать в трудную минуту. )

Что помогло Оле избавиться от многих своих недостатков? (Она посмотрела на себя со стороны. )

Как изменился характер Оли, после посещения сказочной страны? (Она стала послушной, перестала грубить бабушке )

1 Слайд 22.

Если в руках твоих зеркало есть,
Сможешь пословицу эту прочесть!
Как прочитать, поскорей догадайся,
Ну и запомнить её постарайся.

(На зеркало нечего пенять, если рожа крива)

Как вы понимаете эту пословицу?

- "Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок ", – говорил Александр Сергеевич Пушкин.

Чему вас учит сказка "Королевство кривых зеркал"? (надо быть аккуратными, все вещи класть на место, говорить всегда правду, быть вежливыми со взрослыми ).

В заключение урока хочу вам посоветовать: "Поступайте всегда так, чтобы вам не было стыдно посмотреть на себя со стороны".

XI. Домашнее задание.

Вписать в вертикальные ряды фигуры слова, являющиеся ответами на поставленные вопросы. Буквы горизонтального ряда облегчат решение задачи.

1. Книга, которую Оля читала в постели допоздна.

2. Мальчик-зеркальщик, которого девочки спасли из Башни смерти.

3. Что у Оли было на правой щеке, а у Яло на левой?

4. Нога, которую натерла Оля, идя во дворец.

5. Класс, в котором училась Оля.

6. То, чего Оля боялась больше всего на свете.

7. Во что девочки спрятались, чтобы въехать на подводе во дворец?

8. Арифметическое действие, с помощью которого была решена задача о зеркалах.

9. Министр с носом, похожим на клюв коршуна.

10. Что потеряли девочки, когда ехали спасать Гурда?

11. Кто не пускал девочек во дворец, стоя перед воротами?

12. Имя девочки, которую Оля встретила за зеркалом.

13. Министр, похожий на жабу.

Ответы: 1. Сказки. 2. Гурд. 3. Родинка. 4. Левая. 5. Пятый. 6. Темнота. 7. Корзина. 8. Умножение. 9. Нушрок. 10. Ключ. 11. Стражники. 12. Яло. 13. Абаж



Загрузка...