emou.ru

Музыкальная живопись мусоргского. История создания "Картинок с выставки" М. Мусоргского. История создания и публикации




Модест Петрович Мусоргский () Великий русский композитор XIX века, входил в содружество композиторов «Могучая кучка». Главным его творением являются оперы «Борис Годунов» и «Хованщина». Однако есть у композитора произведение, поистине уникальное в мировой музыке – «Картинки с выставки».


В.А. Гартман () У Мусоргского был друг – архитектор и художник Виктор Александрович Гартман. В Петербурге, в просторных залах Академии Художеств, была организована посмертная выставка его работ, на которой было представлено почти всё, что создал Гартман.


Фортепианная сюита «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ» Мусоргский посетил выставку, и 10 картин ему особенно понравились. Они вдохновили его на создание сюиты. В июне 1874 года 35- летний Модест Петрович Мусоргский в исключительно короткий срок – около 3-х недель – создаёт «Картинки с выставки». «Звуки и мысль в воздухе повисли…едва успеваю царапать на бумаге»,- писал композитор. «Хочу скорее и надёжнее сделать… До сих пор считаю удачным». Это признание удачи особенно ценно, потому что автор всегда был до придирчивости строг к себе.


Музыкальные образы «Картинок…» ярки и живописны: «Гном», «Избушка на курьих ножках» («Баба-Яга»), «Балет невылупившихся птенцов» - сказочные картинки; «Ссора детей во время игры», «Быдло», «Два еврея», «Лиможский рынок» - бытовые; «Старый замок», «Катакомбы» - романтические.


В финале сюиты, названном «Богатырские ворота», воспевается могучая сила народа. Создается яркая, живописная картина. Гудят колокола. С пением проходят странники, пришедшие из дальних краёв в стольный град Киев. Постепенно нарастает ощущение праздничности.


«Прогулка» Все пьесы объединены общей темой, которую композитор назвал «Прогулка». Эта тема звучит в сюите несколько раз, изменяется и развивается. Тему «Прогулки» композитор назвал «интермедами» (интермедиями, что в переводе с латинского означает промежуточный). По словам композитора, он изобразил этой темой самого себя прохаживающимся по выставке работ Гартмана.


Жозеф Морис Равель () Произведение Мусоргского «Картинки с выставки» не знает аналогий ни в европейском, ни в русском музыкальном искусстве. Композиторов-симфонистов постоянно привлекало в них богатство красок. Одно из оркестровых переложений цикла блестяще осуществил французский композитор - импрессионист Морис Равель.








«Рассвет на Москва – реке» Знаменитое вступление к опере «Хованщина». Это музыкальное произведение вызывает у слушателей яркие зримые картины. Таков был замысел композитора – открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни
«Эта гениальная музыка будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картиной того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Нас будет в этой музыке восхищать непрерывное нарастание света: от почти полной темноты до пусть ещё не слишком яркого, но несущего с собой радость и надежды солнечного сияния.» Д.Б. Кабалевский


Используемые ресурсы: fotki.yandex.ru%2Fget%2F52%2Fevgen-skrlychkov.0%2F0_f269_10226dd9_XL&text= fotki.yandex.ru%2Fget%2F52%2Fevgen-skrlychkov.0%2F0_f269_10226dd9_XL&text

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Тема: «Музыкальная живопись Модеста Петровича Мусоргского»

Форма урока: урок - исследование

Цель: познакомить учащихся с образами музыки М. Мусоргского

Задачи:

Развитие эмоционально-осознанного отношения к произведениям разных видов искусства, понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания

Освоение более сложного музыкального жанра – фортепианной сюиты М.П.Мусоргского «Картинки с выставки»;

- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация Power Point «Музыкальная живопись Модеста Петровича Мусоргского».

Ожидаемый результат

Учащиеся должны уметь соотнести разные виды искусства и найти их общие изобразительные свойства. При разработке урока используется технология развивающего обучения, использование элементов здоровьесберегающих технологий, методы: «мозговой штурм», метод «погружения» в историческую эпоху, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки , творческое задание по написанию синквейна. Каждый ученик даёт оценку по эффективности урока, которая является своеобразным индикатором для учителя: понял ли ученик материал урока или нет, на что нужно обратить внимание на последующих уроках.

Список литературы, используемой при подготовке, в том числе ресурсов сети Интернет:

Л.А. Исаева «Учитель музыки: пути профессионального становления»: -Саратов, 2007

Примечание. В период подготовки учителем были определены помощники - «искусствоведы», которые самостоятельно выполняли исследовательскую работу: биография М. Мусоргского, история создания фортепианной сюиты М. Мусоргского «Картинки с выставки», создание симфонических произведений М. Равеля.

Ход занятия

I . Орг. момент. Приветствие.

II. Введение в тему урока

Учитель. (Поёт на песню Г. Струве «Музыка»):

Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку.

Что такое эта музыка,

Расскажите мне скорей.

Школьники (по знаку учителя) продолжают:

Птичьи трели – это музыка,

И капели – это музыка,

Есть особенная музыка

В тихом шелесте ветвей.

Учитель. Какую тему полугодия мы сегодня будем продолжать на нашем уроке? (Связь музыки с изобразительным искусством). Сегодня нас ждёт встреча с творчеством великого русского композитора Модестом Петровичем Мусоргским.

Хочу сказать, что мне особенно дорог этот композитор – когда – то я училась в музыкальной школе имени М.П. Мусоргского; возле этой школы в г. Великие Луки установлен памятник великому русскому композитору. Сегодня мы должны исследовать музыкальные произведения великого русского композитора Мусоргского и дать ответ на вопрос: может ли музыка «рисовать» картины? (может, но нужно доказать)

Учитель. Мои помощники - «искусствоведы» представят проделанную работу. Самые значимые сведения урока вы, ребята, должны отразить в «Дневнике урока». Давайте рассмотрим этот дневник и определим этапы нашего урока.

Учитель комментирует предстоящую работу - заполнение таблицы (см. Приложение к уроку), составление синквейна, и в конце урока учащимся предстоит отразить своё отношение к проделанной работе на уроке.

III. Основная часть урока.

Ребята, вы уже знакомы с именем Мусоргского. Что вы можете о нём рассказать? (Композитор XIX века, входил в содружество «Могучая кучка»

Давайте узнаем интересные факты биографии этого композитора

Выступление «искусствоведов»:

Биография М.П. Мусоргского:

1) Модест Петрович родился в деревне Карево Торопецкого уезда Псковской губернии, но большую часть времени он проводил в Наумове (в 3 километрах от Карева), в имении Чириковых, родственников матери.

Первой учительницей музыки будущего композитора была его мать Ю.И.Мусоргская (Чирикова).

"Мусоргский в Кареве провел первые свои 10 лет и на всю жизнь остался по глубоким впечатлением той народной жизни, тех сцен и типов, которые окружали его", - писал музыкальный критик В.В.Стасов в конце 19 века.

М.П.Мусоргский неоднократно приезжал в родные места. Здесь он работал над оперой "Борис Годунов", написал многие романсы.

В деревне Наумово сохранились остатки усадьбы Чириковых: барский дом, каменное здание оранжереи, часть старого парка, полузаросший пруд, обсаженный елями.

В доме-музее Мусоргского проходят традиционные музыкальные праздники, посвященные композитору, на которые приезжают знаменитые оперные певцы.

2). М. П. Мусоргский закончил Школу гвардейских подпрапорщиков . Затем недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку , потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.

Музыкальный кружок Балакирева оказал большое влияние на творческое развитие Мусоргского. Балакирев заставил Мусоргского обратить серьёзное внимание на музыкальные занятия. Под его руководством Мусоргский читал оркестровые партитуры, знакомился с анализом музыкальных произведений и критической их оценкой.

Композитор прожил очень короткую, яркую жизнь, но в ней было много страданий и одиночества. Не было семьи, детей. Умер Мусоргский в 42 года в Николаевском военном госпитале, похоронен в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре.

2). М.П. Мусоргский создал произведение, поистине уникальное в мировой музыке фортепианная сюита «Картинки с выставки».

Узнаем историю создания этого произведения.

Выступление искусствоведов.

  1. У Мусоргского был друг – архитектор и художник Виктор Александрович Гартман. В Петербурге, в залах Академии Художеств была организована посмертная выставка его работ, на которой было представлено почти всё, что создал Гартман.

Мусоргский посетил выставку, и 10 картин ему особенно понравились. Они вдохновили его на создание сюиты. В июне 1874 года 35-летний Модест Петрович Мусоргский в исключительно короткий срок – около 3-х недель – создаёт «Картинки с выставки».

«Звуки и мысль в воздухе повисли…едва успеваю царапать на бумаге»,- писал композитор Стасову. «Хочу скорее и надёжнее сделать… До сих пор считаю удачным».

Это признание удачи особенно ценно, потому что автор всегда был до придирчивости строг к себе.

2 ученик. Музыкальные образы «Картинок…» ярки и живописны:
«Гном»,
«Избушка на курьих ножках» («Баба-Яга») ,
«Балет невылупившихся птенцов» -
сказочные картинки;

«Ссора детей во время игры», «Быдло»,
«Два еврея»,
«Лиможский рынок» -
бытовые;

«Старый замок»,
«Катакомбы» -
романтические .

В финале сюиты, названном «Богатырские ворота», воспевается могучая сила народа. Создается яркая, живописная картина. Гудят колокола. С пением проходят странники, пришедшие из дальних краёв в стольный град Киев. Постепенно нарастает ощущение праздничности.

Все пьесы объединены общей темой, которую композитор назвал «Прогулка». Эта тема звучит в сюите 4 раза, изменяется и развивается.

Тему «Прогулки» композитор назвал «интермедами» (интермедиями, что в переводе с латинского означает промежуточный).

По словам композитора, он изобразил этой темой самого себя прохаживающимся по выставке работ Гартмана.

Вывод: что же такое сюита?

СЮИТА (с фр. Suite - «ряд», «последовательность») - музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла

  1. ) Слушание. Музыка М. Мусоргского «Прогулка», «Баба Яга». «Балет невылупившихся птенцов»

Работа в Дневниках.

3) Работа в группах.

Написание синквейна к произведениям (1, 2, 3 группа соответственно создают синквейны «Прогулка», «Баба Яга», «Птенцы»)

Выступление учащихся, зачитывание синквейнов.

Слушание. Музыка М. Мусоргского «Старый замок»

Анализ музыкального произведения. Работа в Дневниках.

3). Мусоргский сюиту написал для фортепиано. Как вы думаете, м ожет ли музыка обогащаться?

Выступление искусствоведов.

Произведение Мусоргского «Картинки с выставки» не знает аналогий ни в европейском, ни в русском музыкальном искусстве.

Композиторов-симфонистов постоянно привлекало в них богатство красок.

Одно из оркестровых переложений цикла блестяще осуществил французский композитор - импрессионист Морис Равель в 1922 году.

Что мы знаем о симфоническом оркестре?

Слушание. Музыка М. Мусоргского «Богатырские ворота»

Анализ. Вывод: образ Родины раскрывает прозвучавшая музыка.

III. Подведение итогов урока.

Учитель. Сегодня мы исследовали произведения Мусоргского

Сделаем вывод, какие образы были раскрыты в сюите «Картинки с выставки»?

  1. Образ прогулки
  2. Образ Бабы Яги
  3. Образ птенцов
  4. Образ старого замка
  5. Образ богатырских ворот

Теперь вы готовы дать ответ на вопрос: может ли музыка «рисовать» картины? (Музыка может «нарисовать» природу звуками, слушая музыку, мы представляем картины и образы)

О каком композиторе мы сегодня говорили? Какие музыкальные произведения прозвучали на уроке?

Учащиеся отмечают и оценивают урок в «Дневнике» и сдают свои работы на проверку.

Домашнее задание: нарисовать рисунок к любому из прозвучавших произведений Мусоргского из сюиты «Картинки с выставки».

ДНЕВНИК УРОКА

«Музыкальная живопись

Модеста Петровича Мусоргского»

Фамилия, имя ____________________________________________

Название произведения

Какой характер

У произведения, какое настроение вызывает

Какое развитие имеет музыка? Как изменяется?

(Начало произведения, средняя часть, финал)

Какой образ создаёт музыка?

Какие изобразительные свойства имеет музыка?

Твой ответ:____________________________________________

Сюита -это_________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает «пять». Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

ПАМЯТКА ПО СОСТАВЛЕНИЮ СИНКВЕЙНА

1 строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.

2 строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём.

3 строка - три глагола: действия, которые производит существительное.

4строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному.

5 строка – одно слово – существительное - ваши ассоциации, вывод, резюме.

ПРИДУМЫВАЕМ СИНКВЕЙН!

1___________________________________________________________________

  1. У меня были трудности на протяжении всего урока

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Музыкальная живопись Мусоргского Фортепианная сюита «Картинки с выставки»

Картинная галерея

Рисунки В. Гартмана

М.П. Мусоргский Русский композитор (1839-1881)

Виктор Гартман Русский художник, архитектор, дизайнер (1834-1873)

Фортепианная сюита «Картинки с выставки» Сюита состоит из 10 пьес: Гном Старый замок Тюильрийский сад Быдло Балет невылупившихся птенцов Два еврея, богатый и бедный Лиможский рынок Катакомбы. Римская гробница. Избушка на курьих ножках Богатырские ворота

Сюита – музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединенное общим замыслом. «Прогулка»

Избушка на курьих ножках

Балет невылупившихся птенцов В. Гартман. Эскиз костюмов к балету « Трильби »

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Богатырские ворота

Творческое задание! (найди пару) Инструментальный Тембровая Звуковая 7 нот Композитор инструменты Палитра 7 цветов радуги Краски, кисти художник Окраска колорит

Морис Равель

Дорогой друг! Приглашаем тебя на выставку-концерт. Будут представлены рисунки учеников к музыке Мусоргского. Ждём тебя в субботу 14 ноября в классе музыки в 12 часов Пригласительный билет

1. Если видишь на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина Называется ПЕЙЗАЖ. Григорий Гладков – «О картинах»

2. Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу, Знай, что это НАТЮРМОРТ.

3. Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас, Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Лётчик, или балерина, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина Называется ПОРТРЕТ.

Спасибо за внимание

Предварительный просмотр:

Урок музыки в 5 классе. Тема урока: «Музыкальная живопись Мусоргского. Фортепианная сюита Картинки с выставки» является частью раздела «Музыка и изобразительное искусство» и рассчитана на 1 час (урок).

Так как с циклом «Картинки с выставки» М.Мусоргского учащиеся знакомы со второго, а так же третьего и четвертого класса, данный урок является уроком-расширением полученных знаний.

Цель урока: расширение знаний, дальнейшее ознакомление с творчеством Мусоргского, закрепление в сознании учащихся тесной взаимосвязи музыки и живописи. Развитие чувства прекрасного, творческого мышления, воображения, развитие слухового восприятия музыки через собственное творчество учащихся.

Задачи: 1. Воспитательная: Вызвать эмоциональный отклик на музыку.

Воспитывать чувство уважения и любви к

Творчеству М. П. Мусоргского и В.А.Гартмана.

2. Образовательная: Познакомить с пьесами из фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Определить средства музыкальной выразительности.

3. Развивающая. Развивать умение анализировать музыкальные произведения, сопоставлять средства выразительности с содержанием произведений.

Оборудование урока : аудиозапись -СД, презентация, словарь эстетических эмоций, карты настроений, компьютер, проектор, экран

Тип урока : комбинированный.

Методы и методические приёмы : беседа, нагляднозвуковые и нагляднозрительные методы, частично поисковые.

Ход урока

  1. Организационный момент :
  • музыкальное приветствие;
  1. Разминка.

Блиц-опрос

  1. Что такое «программное произведение»?
  2. Вступление бывает в начале или в конце произведения?
  3. Сколько нот в музыке?
  4. Что такое «темп»?
  5. Как называется ансамбль, состоящий из трёх исполнителей?
  6. Что такое «опера»?
  7. Как называется большое количество людей, поющих вместе?
  8. Что такое «динамика»?
  9. Как называется ансамбль, состоящий из двух человек?
  10. Какую форму имеет песня?

Мы часто говорим о связи музыки с литературой и изобразительным искусством. (слайд 2 Выставка картин)

Что вы видите на этом слайде? (картинная галерея, выставка) Давайте пройдем и посмотрим, что же интересного на выставке. (слайд 3 ) Посмотрите на эти рисунки, они разные. Но что-то их объединяет. Как вы думаете, что? (Они находятся на одной выставке.)

Мы говорим о том, что если не хватает слов выразить чувства и настроения – нам помогает музыка. А может ли музыка рисовать в нашем воображении какие-либо картины, сюжеты? (может )

О чём же мы с вами сегодня будем говорить?

О связи музыки и изобразительного искусства и мы отправляемся на выставку картин, а поможет нам в этом музыка русского композитора (слайд 4 – портрет Мусоргского) – назовите его.

Что вы знаете о нём? Ребятам было дано задание на опережение – подготовить сообщение о Мусоргском. Одна из учениц рассказывает.

В дополнение к рассказу посмотрим фрагмент фильма о Мусоргском, а затем ответим на несколько вопросов.(слайд 5)

М. П. Мусоргский был очень необычным человеком. Чтобы освободить крепостных крестьян, он отказался от откупных платежей и остался без всяких средств к существованию. Вся жизнь его была великим трудовым подвигом.

Музыку, которую он писал, современники не понимали, его друзья – композиторы часто жестко критиковали написанное. А между тем, в произведениях этого композитора очень много изобразительных, красочных моментов. М.П.Мусоргский создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывает неповторимость русского характера.

Одна из основных особенностей музыки М.П.Мусоргского – мелодия, построенная на интонациях человеческой речи.

У Мусоргского был друг Виктор Гартман (слайд 6 ) и о нём нам расскажет…. (задание на опережение)

Гартман был одним из немногих друзей Мусоргского. В.А.Гартман был человеком веселым, живым, быстрым на выдумки и очень требовательным к себе и другим. Совершенно неожиданно он умер в возрасте 39 лет. И его друзья, чтобы почтить память художника, организовали выставку работ талантливого художника.

Мусоргский был потрясён и взволнован. Буквально за три недели он создал сочинение для фортепиано под названием «Картинки с выставки».

Итак, мы отправляемся на выставку картин с помощью музыки Мусоргского.

Как вы думаете: какое название дал своей музыке композитор? (слайд 7 )

«Картинки с выставки». Всего в фортепианной сюите 10 пьес, но мы остановимся лишь на некоторых. Мы попробуем доказать, что Мусоргский написал не просто музыкальное оформление к каждому рисунку, но создал свои «картинки», порой совершенно не похожие на зарисовки Гартмана, предложил свое видение. Конечно, он не ограничился простыми музыкальными иллюстрациями к картинам, а переосмыслил увиденное и создал яркое театральное зрелище, рассказанное в звуках.

Давайте вспомним: что такое сюита? После ответа - (слайд 8)

«Прогулка»

Скрепляет цикл «Прогулка», она звучит несколько раз и как бы ведёт нас от картины к картине. Здесь Мусоргский изобразил себя, переходящего от картины к картине. Представьте, что это вы идёте от картины к картине. Меняется ли ваше настроение от содержания картины? Как вы думаете: меняется ли настроение Прогулки? (меняется) Именно поэтому «Прогулка» звучит несколько изменяясь, т.е. варьируется.

Попробуйте «пошагать» под эту музыку.

Что вы видите на этой картинке? Какое настроение? (слайд 9 ) Это «Часы в русском стиле».ответы детей: сказочная избушка и т.п.

  • Послушайте и подумайте, похож ли характер музыки на этот домик? (Нет, здесь композитор придумал свою историю, не похожую на рисунок.)

Мусоргский оттолкнулся от этого эскиза и воображение его представило хозяйку этого домика. А как её зовут? Конечно Баба-Яга. Какая она? Что в музыке подсказало такой ответ?

Правильно. Так и кажется, что издалека летит, стучит нечистая сила, быстро приближается и уже совсем рядом свистнула она и понеслась в своей ступе, погоняя помелом. В средней части показан зачарованный лес: звуки дрожат, шуршат, слышится таинственный стук – несколькими штрихами показана ночная природа.

Слайд 10 « Балет невылупившихся птенцов »

Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета «Трильби». В «Трильби» был эпизод, в котором выступала группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища. Всего Гартман создал для балета 17 эскизов костюмов, из которых 4 сохранились до наших дней.

Давайте послушаем, как Мусоргский сумел изобразить эту сценку. Чтобы выразить свое отношение к музыке вы можете воспользоваться словарем эмоций, чувств и образов.

(Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов».)

  • Какие средства выразительности использовал композитор? (Высокий регистр, быстрый темп, причудливый ритм, много украшений.)
  • Верно.
  • Слайд 11 « Городские ворота в Киеве»
  • «Богатырские ворота» по эскизу В. А. Гартмана «Городские ворота в Киеве». Что напоминает эскиз ворот? (шлем богатыря)

Интонациями эта пьеса близка русским народным песням. Характер величавый, торжественный.

  • (Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота».)

Слайд 12 «Два еврея, богатый и бедный».

Эти рисунки вдохновили композитора на создание своей музыкальной зарисовки, где мы можем наблюдать диалог двух евреев. Прослушайте фрагмент и расскажите о своих впечатлениях. (речь богатого – властная, грубая, а речь бедного- дрожащая, запинающаяся)

Обратите внимание на то, что музыка прозвучала в исполнении оркестра.

Существует несколько переложений этой сюиты для оркестра, но самое удачное и популярное – оркестровка французского композитора Мориса Равеля (слайд 14).

А сейчас, предлагаю выполнить творческое задание: найди пару. (слайд 13)

  • Картинки Виктора Гартмана вдохновили Мусоргского на создание музыки. И на основе музыки Мусоргского рождается новый, синтетический вид искусства – мультипликация. Д авайте посмотрим, как себе представила образ Бабы-Яги кинорежиссер И.Ковалевская, которая создала мультфильм на основе музыкального произведения « Баба-Яга» из фортепианного цикла « Картинки с выставки». (слайд 15 )
  • Многие картинки были распроданы и судьба их неизвестна, поэтому мы не можем их увидеть, но зато можем представить свои картинки с помощью музыки Мусоргского. (слайд 16) Ребята с удовольствием рисуют свои картинки по впечатлениям от музыки. Вам я тоже предлагаю в качестве домашнего задания нарисовать свою картинку.
  • «Викторина»
  • - Как называется цикл пьес по эскизам и картинам В. А. Гартмана? («Картинки с выставки».)
  • - Сколько всего пьес в цикле? (Десять.)
  • - Для какого инструмента был написан цикл? (Для фортепиано.)
  • - Какое отношение имеет Виктор Гартман к произведению М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»? (М.П. Мусоргский посетил посмертную выставку В. Гартмана. Это послужило главной идеей создания произведения “Картинки с выставки” )
  • - Есть ли версия для оркестра? (Да.)
  • - Кто сделал оркестровое переложение этой сюиты? (Французский композитор Морис Равель )

В заключение урока предлагаю разучить песню Геннадия Гладкова «О картинах».


Жанр: сюита для фортепиано.

Год создания: июнь 1874 года.

Первое издание: 1886, в редакции Н. А. Римского-Корсакова.

Посвящено: В. В. Стасову.

История создания и публикации

Поводом для создания «Картинок с выставки» послужила выставка картин и рисунков известного русского художника и архитектора Виктора Гартмана (1834 - 1873), которая была организована в Академии художеств по инициативе В. В. Стасова в связи со скоропостижной кончиной художника . На этой выставке картины Гартмана продавались. Из тех работ художника, по которым написаны «Картинки» Мусоргского, в наше время сохранилосьвсегошесть.

Виктор Александрович Гартман (1834 - 1873) был выдающимся русским архитектором и художником. Он окончил курс в Академии художеств, после изучения практически строительного дела, преимущественно под руководством своего дяди П. Гемильена, провел несколько лет за границей, повсюду делалзарисовки памятников архитектуры, фиксировал карандашом и акварелью народные типы и сцены уличной жизни. Приглашенный затем к участию в устройстве всероссийской мануфактурной выставки 1870 года в Петербурге, сделал около 600 рисунков, по которым были сооружены разные павильоны выставки. Эти рисунки, демонстрируют неистощимую фантазию, тонкий вкус, большую оригинальность художника. Именно за эту работу он в 1872 году был достоин звания академика. После того он создал несколько архитектурных проектов (ворот, предполагавшихся к постройке в Киеве, в память события 4 апреля 1866 года, Народного театра в Петербурге и другие), сделал рисунки декораций и костюмов для оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», участвовал в устройстве московской политехнической выставки 1872 года. По его проектам построены дом для типографии Мамонтова и К о, загородная дача для Мамонтова и несколько частных домов.

Мусоргский, хорошо знавший художника, был потрясен его кончиной. Он писал В. Стасову (2 августа 1873 года): «Нас, дураков, обыкновенно утешают в таких случаях мудрые: «его» не существует, но то, что он успел сделать, существует и будет существовать; а мол, многие ли люди имеют такую счастливую долю - не быть забытыми. Опять биток (с хреном для слезы) из человеческого самолюбьица. Да черт с твоею мудростью! Если «он» не попусту жил, а создавал , так каким же негодяем надо быть, чтобы с наслаждением «утешения» примиряться с тем, что «он» перестал создавать . Нет и не может быть покоя, нет и не должно быть утешений - это дрябло».

Несколько лет спустя, в 1887 году, когда была предпринята попытка второго издания «Картинок с выставки» (первое, под редакцией Н. А. Римского-Корсакова упрекали в отходе от авторскогозамысла; некоторые изэтихотступлений мы отметим в нашихкомментариях), В. Стасов в предисловии писал: …бойкие, изящные наброски живописца-жанриста, множество сцен, типов, фигур из вседневной жизни, схваченных их сферы того, что неслось и кружилось вокруг него - на улицах и в церквах, в парижских катакомбах и польских монастырях, в римских переулках и лиможских деревнях, типы карнавальные à la Gavarni , рабочие в блузе и патеры верхом на осле с зонтиком под мышкой, французские молящиеся старухи, улыбающиеся из-под ермолки евреи, парижские тряпичники, милые ослики, трущиеся о дерево, пейзажи с живописной руиной, чудесные дали с панорамой города…»

Над «Картинками» Мусоргский работал с необычайным воодушевлением. В одном из писем (к тому же В. Стасову) он писал: «Гартман кипит, как кипел «Борис», - звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге (…). Хочу скорее и надежнее сделать. Моя физиономия в интермедиях видна… Как хорошо работается». Пока Мусоргский работал над этим циклом, произведение упоминалось как «Гартман»; название «Картинки с выставки» появилось позднее.

Многие современники находили авторскую – фортепианную – версию «Картинок» произведением нефортепианным, не удобным для исполнения. Доля истины в этом есть.В «Энциклопедическиом словаре» Брокгауза и Ефрона читаем: «Укажем еще на ряд музыкальных эскизов под заглавием «Картинки с выставки», написанных для фортепиано в 1874 году, в виде музыкальных иллюстраций к акварелям В. А. Гартмана». Не случайно существует много оркестровок этого сочинения. Оркестровка М. Равеля, сделанная в 1922 году,самая известная, к тому же именно в этой оркестровке «Картинки с выставки» получили признание на Западе. Более того, даже среди пианистов нет единства вомнении: одни исполняют произведение в авторской версии, другие, в частности, В. Горовиц, делают его транскрипцию. В нашей коллекции «Картинки с выставки» представлены в двух версиях – оригинальной фортепианной (С. Рихтер) и в оркестровке М. Равеля, чтодает возможность их сравнить.

Сюжеты и музыка

«Картинки с выставки» являют собой сюиту из десяти пьес – каждая навеяна одним их сюжетов Гартмана. Мусоргский «изобрел» совершенно замечательный способ объединить эти свои музыкальныекартинки в единое художественное целое: для этой цели он использовал музыкальный материал вступления, и поскольку по выставкеобычно гуляют, онназвал этовступление «Прогулкой».

Итак, нас приглашают на выставку…

Прогулка

Это вступление не составляет основной – содержательной – части выставки, ноявляется существенным элементом всей музыкальной композиции. В первый раз музыкальный материалэтоговступления излагается полностью; в дальнейшеммотив «Прогулки» в разных вариантах – то спокойном, то более взволнованном – используется в качестве интерлюдий между пьесами, что замечательно выражает психологическое состояние зрителя на выставке, когда он переходит от одной картины к другой. При этом Мусоргский достигает создания ощущения единства всего произведения при максимальном контрасте музыкального - и мы ясно ощущаем, что и зрительного тоже (картины В. Гартмана) - содержания пьес. По поводу своей находки, как соединить пьесы, Мусоргский высказался (в цитированном выше письме к В. Стасову): «связки хороши (на “promenade ” [это и есть по-французски - прогулка ]) (...) Моя физиономия в интермедиях видна».

Сразу обращает на себя внимание колорит «Прогулки» - ее отчетливо ощутимый русский характер. Композитор своей ремаркой дает указание: nel modo russico [итал. - в русском стиле]. Но одной этой ремарки было бы не достаточно, чтобы создать такое ощущение. Мусоргский достигает этого несколькими средствами: во-первых, посредством музыкального лад: «Прогулка», по крайней мере, поначалу написана в так называемом пентатоническом ладу, то есть с использованием только пяти звуков (отсюда термин, в основе которого слово «пента», то есть «пять») – исключены звуки, образующие с соседними так называемый полутон . Оставшиеся и используемые в теме, отстоят другот друга на целый тон . Исключенные в данном случае звуки - ля и ми-бемоль. Дальше, когда характер намечен, композитор использует уже все звуки звукоряда. Пентатоника уже сама по себе придает музыке отчетливо выраженный народный характер (здесь не возможно вдаваться в объяснение причин такого ощущения, но они имеются и хорошо известны). Во-вторых, ритмическая структура: поначалу борются (или чередуются?) нечетный размер (5 / 4) и четный (6 / 4; вторая половина пьесы именно уже вся в этом, четном, размере). Эта кажущаяся неопределенность ритмической структуры, вернее, отсутствие в ней квадратности - также одна из особенностей склада русской народной музыки.

Мусоргский снабдил это свое произведение довольно подробными ремарками, касающимися характера исполнения – темпов, настроений и т. д. Для этого ониспользовал, как принято в музыке, итальянский язык. Ремарка для первого проведения «Прогулки» такова: Allegro giusto , nel modo russico , senza allergezza , ma poco sostenuto . В изданиях, дающих переводы подобных итальянских ремарок, можно увидеть такой ее перевод: «Скоро, в русском стиле, без торопливости, несколько сдержанно». В таком наборе слов мало смысла. Как же играть: «скоро», «без торопливости» или «несколькосдержанно»? Дело в том, что, во-первых, в таком переводе без внимания осталось важное словоgiusto , которое буквально означает «правильно», «соразмерно» «точно»;применительнок интерпретации -«темп, соответствующий характеру пьесы». Характер же этой пьесы определяет первое слово ремарки - Allegro , и понимать его в данном случаенужно в смысле «бодро» (а не «быстро»). Тогда все становится на свои места, и вся ремарка переводится: играть «бодро в соответствующем этому темпе, в русском духе, безторопливости, несколько сдержанно». Вероятно, каждый согласится, что именно этодушевное состояния обычно владеет нами, когда мы только входим на выставку. Другое дело, наши ощущенияот новыхвпечатлений от увиденного…

В одних случаях мотив «Прогулки» оказывается связующим для соседних пьес (так происходит при переходе от № 1 «Гном» к № 2 «Старый замок» или от №2 к № 3 «Тюильрийский сад»; этот ряд легко продолжить – по ходу произведения эти переходы, в прямом и переносном смысле, безошибочно узнаются), в других - наоборот – резко разделяющим (в таких случаях «Прогулка» обозначается как более или менее самостоятельный раздел, как, например, между № 6 «Два еврея, богатый и бедный» и № 7 «Лимож. Рынок»). Всякий раз, в зависимости от контекста, в котором предстает мотив «Прогулки», Мусоргский находит для него особые выразительные средства: то мотив близок к своему первоначальному варианту, как это мы слышим после № 1 (мы еще не далеко ушли в своей прогулке по выставке), то звучит не так умеренно и даже грузно (после «Старогозамка»; ремарка в нотах: pesante [у Мусоргского –pesamento – некий гибрид французскогои итальянского] -итал. тяжело ).

М. Мусоргский так выстраивает весь цикл, что совершенно избегает какой бы тони было симметричности и предсказуемости. Это характеризует и трактовку музыкального материала «Прогулки»: слушатель (он же зритель) то остается под впечатлением услышанного (= увиденного), то, наоборот, как бы стряхивает ссебя мысли и ощущения от увиденной картины. И нигде одно и то же настроение не повторяется в точности. И все это при единстве тематического материала «Прогулки»! Мусоргский в этом цикле предстает на редкость тонким психологом.

Рисунок Гартмана изображал елочную игрушку: щипцы для колки орехов в виде маленького гнома. У Мусоргского эта пьеса производит впечатление чего-то более зловещего, чем просто елочная игрушка: аналогия с нибелунгами (порода карликов, живущих глубоко в горных пещерах -персонажи «Кольца нибелунга» Р. Вагнера) не кажется такой уж нелепой. Во всяком случае, гном Мусоргского ожесточеннее гномов Листа или Грига. В музыке - резкие контрасты: fortissimo [итал. – очень громко] сменяется piano [итал. - тихо], оживленные (в исполнении С. Рихтера - стремительные) фразы чередуются с остановками движения, мелодии в унисон противопоставляются эпизодам, изложенным аккордово. Если не знать авторского названия этой пьесы, то в оркестровке – чрезвычайноизобретательной – М. Равеля она предстает скорее портретом сказочного великана (а не гнома) и уж, во всяком случае, никак не музыкальным воплощением образа елочной игрушки (как это у Гартмана).

Гартман, как известно, путешествовал по Европе, и один из его рисунков изображал старинный замок. Чтобы передать его масштаб, художник изобразил на егофоне певца – трубадура с лютней. Так поясняет этот рисунок В. Стасов (в каталоге посмертной выставки художника такогорисунка не значится). Из картины не следует, что трубадур поет песню полную грусти и безнадежности. Но именно такое настроение передает музыка Мусоргского.

Поразительна композиция пьесы: все ее 107 тактов построены на одном неизменном басовом звуке – соль-диез ! Этот прием в музыке называется органный пункт, и используется весьма часто; как правило, он предваряет наступление репризы, то есть того раздела произведения, в котором после определенного развития возвращается первоначальный музыкальный материал. Но трудно найти другое произведение классического музыкального репертуара, в котором все произведение от начала и до конца было бы построено на органном пункте. И это не просто технический эксперимент Мусоргского - композитор создал подлинный шедевр. Этот прием в высшей степени уместен в пьесе с данным сюжетом, то есть для музыкального воплощения образа средневекового трубадура: инструменты, на которых аккомпанировали себе музыканты того времени, обладали басовой струной (если речь идет о струнном инструменте, например, фиделе) или трубкой (если о духовом - например, волынке), которыеиздавали только один звук - густой глубокий бас. Его звучание в течение долгого времени создавало настроение некой застылости. Именно эту безысходность – безнадежность мольбы трубадура – нарисовал звуками Мусоргский.

Законы психологии требуют контраста, чтобы художественное и эмоциональное впечатление было ярким. И этот контраст вносит данная пьеса. Тюильрийский сад или точнее Сад Тюильри (кстати, именно так во французском варианте названия) это место в центре Парижа. Он простирается приблизительно на одинкилометр от площади Карусель до площади Согласия . Этот сад (сейчас его скорее следовало бы называть сквером) -излюбленное место прогулок парижан с детьми. Картина Гартмана изображала этот сад с множеством детей и нянек. Тюильриский сад, запечатленный Гартманом-Мусоргским, это примерно то же самое, что Невский проспект, запечатленный Гоголем: «В двенадцать часов на Невский проспект делают набеги гувернеры всех наций с своими питомцами в батистовых воротничках. Английские Джонсы и французские Коки идут под руку с вверенными их родительскому попечению питомцами и с приличною солидностию изъясняют им, что вывески над магазинами делаются для того, чтобы можно было посредством их узнать, что находится в самых магазинах. Гувернантки, бледные миссы и розовые славянки, идут величаво позади своих легеньких, вертлявых девчонок, приказывая им поднимать несколько выше плечо и держаться прямее; короче сказать, в это время Невский проспект - педагогический Невский проспект» .

Эта пьеса очень точно передает настроение того времени дня, когда этот сад оккупировали дети, причем, любопытно, что подмеченная Гоголем «вертлявость» (девчонок), нашла отражение в ремарке Мусоргского: capriccioso (итал. - капризно ).

Примечательно, что эта пьеса написана в трехчастной форме, причем, как этои положено в такой форме, средняя часть образует определенный контраст с крайними. Осознание этого в общем простого факта важно не само по себе, а по тем выводам, которые из этого проистекают: сравнение фортепианной версии (в исполнении С. Рихтера) с оркестровой (инструментовкой М. Равеля) наводит на мысль, что у Рихтера, который этот контраст скорее сглаживает, нежели подчеркивает, участниками сцены являются только дети, быть может мальчики (их коллективный портрет нарисован в крайнихчастях) и девочки (средняя часть, более грациозная по ритму и мелодическому рисунку). Что касается оркестровой версии, то в средней части пьесы в сознании возникает образнянюшек, то есть кого-то взрослого, кто старается мягко уладить ссору детей (увещевательныеинтонации струнных).

В. Стасов, представляя публике «Картинки» и давая пояснения к пьесам этой сюиты, уточнил, что быдло - это польская телега на огромных колесах, запряженная волами. Тупая монотонность работы волов передана остинатным, то есть неизменно повторяющимся, элементарным ритмом – четыре ровных удара в такте. И так на протяжении всей пьесы. Сами аккорды помещены в нижний регистр, звучат fortissimo (итал. - очень громко ). Так в оригинальной рукописи Мусоргского; в издании Римского-Корсакова - piano . На фоне аккордов звучит заунывная мелодия, изображающая возницу. Движение довольно медленное и тяжелое. Авторская ремарка: sempre moderato , pesante (итал. – все время умеренно, тяжело ). Неизменно монотонное звучание передает безысходность. И волы это лишь «аллегорическая фигура» - мы, слушатели, явственно ощущаем опустошающее воздействие на душу всякого тупого изнуряющего бессмысленного (сизифова) труда .

Возница на своих волах уезжает: звучание стихает (до ppp ), аккорды проряжаются, «усыхая»доинтервалов (то есть двух одновременно звучащих звуков) и, в конце концов, до одного - того же, чтов начале пьесы - звука; движение тоже замедляется – два (вместо четырех) ударав такте. Авторская ремарка здесь – perdendosi (итал. - замирая ).

NB ! Три пьесы- «Старый замок», «Тюильрийский сад», «Быдло» - представляют собой небольшой триптих внутри всей сюиты. В крайних его частях общая тональность- соль диез минор; в средней части – параллельный мажор (си мажор). При этом эти тональности, будучи по природе своей родственными, выражают, благодаря фантазии и таланту композитора, полярные эмоциональных состояний: отчаяние и безысходность в крайних частях (в сфере тихого и в сфере громкого звучания) и приподнятую возбужденность – в средней пьесе.

Мы переходим к другой картине… (Тема «Прогулки» звучит спокойно).

Заглавие вписанов автограф карандашом М. Мусоргским.

Вновь контраст: волов сменяют птенцы. Другое все: вместо moderato , pesante vivo leggiero (итал. – живо и легко ), вместо массивныхаккордов fortissimo в нижнем регистре – игривые форшлаги (мелкие нотки, как бы щелкающие вместе с основными аккордами) в верхнем регистре на piano (тихо). Все это призвано дать представление о маленькихшустрых существах, к тому же еще… не вылупившихся. Надо отдать должное изобретательности Гартмана, сумевшего найти форму для невылупившихся птенцов; этот его рисунок, представляющий эскиз костюмов для персонажей балета Г. Гербера «Трильби» в постановке Петипа в Большом театре в 1871 году.)

И снова максимальный контраст с предыдущей пьесой.

Известно, что при жизни Гартман подарил композитору два своих рисунка, сделанных, когда художник был в Польше - «Еврей в меховой шапке» и «Бедный еврей. Сандомир». Стасов вспоминал: «Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок». Так что, эта пьеса, строго говоря, не является картинкой «с выставки» (а, скорее из личного собрания Мусоргского). Но, конечно, это обстоятельство никак не влияет на наше восприятие музыкального содержания «Картинок». В этой пьесеМусоргский едва ли не балансирует на грани шаржирования. И здесь эта его способность – передать самую суть характера - проявилась необычайно ярко, едва ли не зримее, чем в лучших творениях крупнейших художников (передвижников). Известны высказывания современников, что он обладал способностью что угодно изобразить звуками.

Мусоргский внес свою лепту в разработку одной из самых старых тем в искусстве и литературе, как, впрочем, и в жизни, получившей различное оформление: либо в виде сюжета «счастливцев и несчастливцев» , либо «толстый и тонкий», либо «принц и нищий», либо «кухня жирных и кухня тощих».

Для звуковой характеристики богатого еврея Мусоргский использует баритональный регистр, причем мелодия звучит в октавном удвоении. Национальный колорит достигнут использованием особого звукоряда. Ремарки для этого образа: Andante . Grave energico (итал. – неторопливо; важно, энергично ). Речь персонажа передана указаниями разнообразной артикуляции (эти указания чрезвычайно важны для исполнителя). Звучание громкое. Все производит впечатление внушительности: сентенции богатого не терпят возражений.

Бедный еврей обрисован во второй части пьесы. Он ведет себя буквально как Порфирий (чеховский тонкий ) с его «хи-хи-с» (как замечательно это лебезение передано быстро повторяющейся нотой с «пристегнутыми» к ней форшлагами), когда тот вдруг осознает, каких «высот», оказывается, достиг его в прошлом приятель по гимназии. В третьей часть пьесы оба музыкальных образа соединяются – монологи персонажей здесь превращаются в диалог или, быть может, вернее – это те же монологи, произносимые одновременно: каждый утверждает свое. Вдруг оба умолкают, неожиданно осознав, что не слушаю друг друга (генеральная пауза). И вот, последняя фраза бедного : мотив полный тоски и безысходности (ремарка: con dolore [итал. – с тоской; печально ]) - и ответ богатого: громко (fortissimo ), решительнои безапелляционно.

Пьеса производит щемящее, может быть, даже гнетущее впечатление, как бывает всегда, когда сталкиваешься с вопиющей социальной несправедливостью.

Мы достигли середины цикла – не столько в арифметическом выражении (по числу уже прозвучавших и еще остающихся номеров), а по тому художественному впечатлению, которое дает нам это произведение в целом. И Мусоргский, ясно осознавая это, позволяет слушателю более продолжительный отдых: здесь звучит «Прогулка» почти в точности в том варианте, в каком она звучала в начале произведения (продлен на один «лишний» такт последний звук: своеобразный театральный жест – поднятый вверх указательный палец: «То-то еще будет!...»).

В автографе имеется ремарка (по-французски, позднее зачеркнутая Мусоргским): «Большая новость: господин Пимпан из Понта-Понталеон только что нашел свою корову: Беглянку. “Да, сударыня, этобыловчера. – Нет, сударыня, это было третьего дня. Ну да, сударыня, корова бродила по соседству. – Ну, нет, сударыня, корова вовсене бродила. И т. д.”».

Сюжет пьесы комичени простоват. Взгляд на нотныестраницы невольнонаводит на мысль, что«французское» в этом цикле – сад Тюильрии рынок в Лиможе – Гартману-Мусоргскому виделись в одном эмоциональном ключе. Прочтение же исполнителями высвечивают эти пьесы по-разному. Данная пьеса, изображающая «базарных баб» и ихспор, звучит более энергично, чем детская ссора. При этом нельзя не отметить, что исполнители, желая усилить эффект и обострить контрасты, в определенном смысле игнорируют указания композитора: и у С. Рихтера, и в исполнении Госоркестра под управлением Е. Светланова темп очень быстрый, в сущности, это Presto . Создается ощущение стремительного движения куда-то. Мусоргского же предписано Allegretto . Он звуками живописует оживленную сцену, происходящую на одном месте в окружении «броунова движения» толып, как это можно наблюдать на всяком многолюдном и оживленном рынке . Мы слышим поток скороговорной речи, резкие нарастания звучности (crescendi ), острые акценты (sforzandi ). В конце в исполнении этой пьесы движение еще большее ускоряется, и на гребне этоговихря мы «падаем»в…

…Как не вспомнить строки А. Майкова!

Ex tenebris lux
Скорбит душа твоя. Из дня - Из солнечного дня - упал Ты прямо в ночь и, всё кляня, За смертный взялся уж фиал...

Перед этим номером в автографе имеется ремарка Мусоргскогона русском языке: «NB : латинский текст: с мертвыми на мертвом языке. Ладно бы латинский текст: творческий дух умершего Гартмана ведет меня к черепам, взывает к ним, черепа тихо захвастались».

Рисунок Гартмана - один из немногих сохранившихся, по которым Мусоргский писал свои «Картинки». На нем изображен сам художник со своим спутником и еще одним человеком, который их сопровождает, освещая путь фонарем. Кругом стеллажи с черепами.

В. Стасов так описал эту пьесу в письме к Н. Римскому-Корсакову: «В этой же второй части [«Картинок с выставки». – А. М. ] есть несколько строк необыкновенно поэтических. Это музыка на картинку Гартмана «Катакомбы парижские», все состоящие из черепов. У Мусорянина (так Стасов ласково называл Мусоргского. – А. М .) сначала изображено мрачное подземелье (длинными тянутыми аккордами, часто оркестровыми, с большими ферматами ). Потом на тремоландо идёт в миноре тема первой променады - это засветились огоньки в черепах, и тут-то вдруг раздаётся волшебный, поэтический призыв Гартмана к Мусоргскому».

Рисунок Гартмана изображал часы в виде избушки Бабы-Яги на курьих ножках, Мусоргский прибавил поезд Бабы-Яги в ступе.

Если рассматривать «Картинки с выставки» не только как отдельное произведение, но в контексте всего творчества Мусоргского, то можно заметить, что разрушительные и созидательные силы в его музыке существуют в неразрывности, хотя в каждый момент превалирует одна из них. Так в данной пьесе мы найдем сочетание зловещих, мистически-черных красок с одной стороны и светлых - с другой. И интонации здесь двух типов: с одной стороны, злобно-залихватские, пугающие, пронзительно-резкие, с другой – бодрые, весело призывные. Одна группа интонаций как бы угнетает, вторая, наоборот, воодушевляет, активизирует. Образ Бабы-Яги , согласно народным поверьям, есть средоточие всего жестокого, разрушающего добрые побуждения, мешающего осуществлению хороших, благих дел. Однако композитор, показав Бабу-Ягу с этой стороны (ремарка в начале пьесы: feroce [итал. - свирепо ]), повел повествование и в иную плоскость, противопоставив идее разрушения идею роста и победы добрых начал. К концу пьесы музыка становится все импульсивнее, радостный звоннарастает, и, в концеконцов, из недр темных регистров фортепиано рождается огромная звуковая волна, окончательно растворяющая всякие мрачные импульсы и самозабвенно готовящая пришествие самогопобедного, самого ликующего образа цикла – гимна «Богатырских ворот».

Эта пьеса открывает собой ряд образов и произведений, изображающих всяческую чертовщину, нечистую силу и наваждение – «Ночь на Лысой горе» самого М. Мусоргского, «Баба-Яга» и «Кикимора» А. Лядова, Леший в «Снегурочке» Н. Римского-Корсакова, «Наваждение» С. Прокофьева…

Поводом для написания этой пьесы послужил эскиз Гартмана для городских воротв Киеве, которые должны были быть установлены в ознаменование того, что императору Александру II удалось избежать смерти во время покушения на него 4 апреля 1866 года.

В музыке М. Мусоргского нашла яркое выражение традиция подобных финальных праздничных сцен в русских операх. Пьеса воспринимается именно как такого рода оперный финал. Можно даже указать на конкретный прототип – хор «Славься», которым завершается «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М. Глинки. Заключительная пьеса цикла Мусоргского - интонационная, динамическая, фактурная кульминация всего произведения. Сам композитор обозначил характер музыки словами: Maestoso . Con grandezza (итал. – торжественно, величественно ). Тема пьесы – не что иное, как ликующий вариант мелодии «Прогулки». Заканчивается всепроизведение праздничнои радостно, мощным перезвоном колоколов. Мусоргский положил начало традиции подобныхколокольныхзвонов, воссоздаваемых не колокольными средствами – Первый фортепианный концерт си бемоль минор П. Чайковского, Второй фортепианный концерт, до минор С. Рахманинова, его же первая Прелюдия додиезминор для фортепиано…

«Картинки с выставки» М. Мусоргского произведение совершенно новаторское. В нем ново все – музыкальный язык, форма, приемы звукописи. Замечательное как произведение фортепианного репертуара (хотя долго именно пианистами считавшееся «непианистичным» - опять-таки, в силу новизны многихприемов, например, тремоло во 2-й половине пьесы «С мертвыми на мертвом языке»), оно предстает во всем своем блеске в оркестровых аранжировках. Их существует, помимо, той, что сделана М. Равелем,довольно много, и среди них наиболее часто исполняемая - С. П. Горчакова (1954). Транскрипции «Картинок» были сделаны для разных инструментов и для разныхсоставов исполнителей. Одна изсамыхблестящих – транскрипция для органа, сделанная выдающимся французским органистом Жаном Гийю. Отдельные пьесы из этой сюиты у многих на слуху даже вне контекста этого творения М. Мусоргского. Так, тема из «Богатырских ворот» служит позывными радиостанции «Голос России ».

© Александр МАЙКАПАР





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Возможно ли, встретить в экспозиции музея современного искусства произведения созвучные с музыкальными образами, созданными выдающимся русским композитором М.П.Мусоргским?

Задачи урока:

Образовательные:

  • Продолжение знакомства с сюитой, как музыкальным жанром, состоящим из самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом;
  • Укрепление понимания взаимосвязи изобразительного и музыкального искусства.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого и настоящего;
  • Создание эмоционально – положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Развивающие:

  • Формирование вкуса, умения слушать и анализировать фрагменты сюиты;
  • Развивать вокально-хоровые навыки;
  • Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

  • Повторение пройденного методом устного опроса;
  • Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, знакомство с творческими проектами учащихся);
  • Анализ музыкальных фрагментов и живописных полотен, формулирование выводов в ходе беседы;
  • Хоровое исполнение песни “Дорога” слова Г.Беловой, музыка С.Белоголова;

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • звукоусиливающая аппаратура (колонки);
  • синтезатор.

Материалы:

  • слайдовая презентация;
  • иллюстрации живописных полотен современных художников из коллекции музея современного искусства “Эрарта”:
  • музыкальные фрагменты из фортепианной сюиты М.П.Мусоргского “Картинки с выставки”: “Прогулка”, “Старый замок”;
  • нотный материал;
  • текст песни “Дорога” слова Г.Беловой, музыка С.Белоголова;
  • музыкальные фонограммы.

Конспект урока

I. Организационный момент

Презентация. Слайд №1 (Тема урока) Звучит “Прогулка” из фортепианной сюиты М.П.Мусоргского “Картинки с выставки”. Дети входят в класс. Музыкальное приветствие.

II. Работа по теме урока

Взял художник на работу
Кисти, краски и мольберт
Он и фрукты и природу
Нарисует, и...

Ученики: ... портрет

1. Слушание музыки и обсуждение

Учитель: Молодцы! Сейчас прозвучит мелодия, которая рисует нам портрет человека, занятого очень интересным и необычным делом. Откуда он и что делает? (Звучит “Прогулка” из фортепианной сюиты “Картинки с выставки” М.П.Мусоргского).

Презентация. Слайд №2

Ученики: Я увидел в этой музыке статного, уверенного в себе человека, который с чувством собственного достоинства прогуливается.

Учитель: Это очень важно, что Вы увидели нашего героя прогуливающимся, а что в музыке вам подсказало, что он движется?

Ученики: Мы знаем, что в музыке есть жанр, сопровождающий движение и называется он – марш. Конечно, маршем это произведение я бы не назвал, но его отголоски, несомненно, есть.

Учитель: Эти “отголоски” называются маршевые интонации и Вы совершенно правы? Итак, мы с Вами отправляемся на выставку, на которой много посетителей, в их числе композитор, написавший эту музыку. Можно ли по ее интонации узнать национальную принадлежность композитора? Постарайтесь обосновать свое мнение. При повторном прослушивании я предлагаю вам прогуляться по выставочным залам. А поможет нам в этом творчество современного художника Петра Семёновича Горбаня (1923-1995). (Повторное слушание).

Презентация. Слайд №3

Учитель: Да, это музыка русского композитора М.П.Мусоргского. Может быть, у кого-нибудь есть идеи, связанные с названием этой фортепианной миниатюры?

Презентация. Слайд №4 Ученики: Поскольку по выставке обычно гуляют, то возможно М.П.Мусоргский назвал прозвучавшую миниатюру “Прогулкой”.

2. Беседа по теме урока

Презентация. Слайд №5

Учитель: Это музыкальное произведение является частью многочастного цикла, который получил название фортепианная сюита “Картинки с выставки”. Вспомните, пожалуйста, какой музыкальный жанр мы называем - сюита? Презентация. Слайд №6 (определение сюиты) Ученики: Сюитой называется музыкальное произведение, состоящее из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единым содержанием. Презентация. Слайд №7 Учитель: Совершенно верно. Поводом для создания “Картинок с выставки” послужила выставка картин и рисунков известного русского художника и архитектора Виктора Гартмана (1834 - 1873).

Выставка была организована в Академии художеств по инициативе В. В. Стасова в связи со скоропостижной кончиной художника. Позже, в предисловии ко второму изданию “Картинок с выставки”, Стасов так охарактеризовал творчество В.А Гартмана: “...бойкие, изящные наброски живописца - жанриста, множество сцен, типов, фигур из вседневной жизни, схваченных их сферы того, что неслось и кружилось вокруг...”.

Презентация. Слайд №9 (фрагмент высказывания).

В одном из писем (к тому же В. Стасову) он писал: “Гартман кипит, как кипел “Борис”, - звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге (...). Хочу скорее и надежнее сделать. Моя физиономия в интермедиях видна... Как хорошо работается”.

Презентация. Слайд №9-10 Над “Картинками” Мусоргский работал с необычайным воодушевлением. Созданы были “Картинки с выставки” с поразительной быстротой, в течение неполных трех недель июня 1874 года.

Презентация. Слайд №11

Учитель: Всё ли Вам понятно из приведённого выше фрагмента письма М.П.Мусоргского В.В.Стасову?

Ученики: Что такое интермедия? (иногда дети спрашивают кто такой “Борис”)

Учитель: Я Вам очень благодарна за этот вопрос, потому что “Картинки с выставки” представляют собой сюиту из десяти пьес – каждая навеяна одним их сюжетов Гартмана. Мусоргский “изобрел” совершенно замечательный способ объединить эти свои музыкальные картинки в единое художественное целое: для этой цели он использовал музыкальный материал вступления, с которого и начинался наш урок, то есть “Прогулку”, вставив её (каждый раз варьируя) между некоторыми произведениями сюиты.

Презентация. Слайд №12-13

Итак, интермедия – это небольшая пьеса, иногда вставляемая между актами или отдельными моментами сценического действия. Встречается в виде отдельной части в инструментальных произведениях циклической формы, как в нашем случае.

Сегодня мы остановимся на одной из десяти пьес и мысленно перенесемся на сотни лет назад в Средневековье. Какие ассоциации возникают у вас при звучании слова Средневековье?

Ученики: Рыцари, прекрасные дамы, старинные замки.

Учитель: Да, Средневековье – это времена замков, рыцарей, прекрасных дам и трубадуров – так называли во Франции в конце ХI – начале ХIII в. поэтов-певцов.

Ну, а теперь я предлагаю вернуться к той картине, которая вдохновила М.П.Мусоргского на создание этой фортепианной миниатюры. Только, увы, из тех работ художника, по которым написаны “Картинки с выставки”, в наше время сохранилось всего шесть, и нашей картины среди них нет, мало того, в каталоге посмертной выставки художника такого рисунка не значится. Возникает вопрос, а была ли она? С уверенностью могу ответить, что да, была. Её описание нам оставил В.В.Стасов, а ему, мои юные друзья, мы можем доверять. Но об этом чуть позже, а сейчас я Вам хочу предложить немного пофантазировать, а именно представить, что М.П.Мусоргский собственной персоной оказался в музее современного искусства в наши дни. Интересно, какие полотна современных художников его могли бы вдохновить? Ну что, готовы? Тогда отправляемся на выставку. Сейчас, во время слушания произведения “Старый замок”, Вам будут представлены 3 работы современных художников. Ваша задача предположить какое из полотен созвучно музыке М.П.Мусоргского и обосновать свой выбор.

3. Слушание музыки и обсуждение

Презентация. Слайд №14-15

Ученики: (высказывают своё мнение). 4. Беседа по теме урока

Учитель: Ваша фантазия превзошла все ожидания, а теперь немного истории: Гартман, как известно, путешествовал по Европе, и один из его рисунков изображал старинный замок. Чтобы передать его масштаб, художник изобразил на его фоне певца – трубадура с лютней. Так поясняет этот рисунок В.В. Стасов. Из картины не следует, что трубадур поет песню полную грусти и безнадежности. Но именно такое настроение передает музыка Мусоргского. О чем поет свою песню трубадур?

Ученики: В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно.

Учитель: И не случайно к ней были сочинены стихи:

Старая песня о счастье вновь звучит,
И над рекой слышится голос печальный.
Песня грустная, песня вечная, голос печальный.

Старый замок – видение из глубины веков, одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня. Он для нас является воплощением вечности, хранящим дух и величие своей эпохи. Настало то самое время, когда мы должны восстановить справедливость и препроводить трубадура с лютней к стенам замка, вот только какого?

Презентация. Слайд №16-18

III. Работа на блокфлейте

Учитель. А сейчас я попрошу Вас взять блокфлейты (свирели) и исполнить фрагмент из этой пьесы (партитура для блокфлейты в e-moll, а для свирелей в d-moll).

Презентация. Слайд №19-20

5. Заключение

Учитель: Несмотря на то, что наше знакомство с этим удивительным циклом ещё не закончилось, я думаю, Вы без труда ответите на самый важный вопрос: можем ли мы услышать живопись?

Ученики: Композитор не смог бы сочинить фортепианный цикл “Картинки с выставки”, если бы не было живописных работ В.Гартмана.

Учитель: Помогает ли нам в этом творчество современных художников?

Ученики: Несомненно, помогает. Оно открывает нам новые возможности для понимания, как произведений изобразительного искусства, так и классических музыкальных произведений, которые были написаны в XIX веке.

Учитель: Хочу обратить ваше внимание, что с творчеством художников, работы которых были представлены на уроке: Владимиром Мигачёвым, Александром Трифоновым, Татьяной Туличевой и Петром Горбанём Вы можете познакомиться поближе, посетив музей современного искусства “Эрарта”.

IV. Домашнее задание

Учитель: К следующему уроку я попрошу Вас сочинить небольшой рассказ об истории трубадура с лютней, с учётом того, что в выбранную Вами картину нужно будет внести анимации.

V. Работа над песней

Наш урок сегодня таил в себе много неожиданностей и открытий, но, уверяю Вас, что это только начало. Перед Вами тысячи дорог, и по какой же идти? Выбор за Вами! А сегодня я предлагаю отправиться в дорогу вместе со мной и авторами песни “Дорога” (слова Г.Беловой и музыка С.Белоголова). Показ песни. Работа над 1 куплетом.

Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом.

Список литературы

1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - 6-е издание М.: Просвещение, 2010 , с.152-153



Загрузка...

Реклама